В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Московской области от 25.10.2005 N 766/37 "О Московской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях организации и проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города Подольска постановляю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Правительства Российской Федерации N 794 следует читать "от 30.12.2003"
1. Утвердить Положение об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Подольска (прилагается).
2. Управлению делами Администрации города Подольска (Шестаков Н.И.), отделу по делам печати и информации Администрации города обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации и размещение его в сети Интернет на официальном сайте Администрации города Подольска.
3. Постановление Главы города Подольска от 08.08.2006 N 1173-П "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города Подольска" считать утратившим силу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации по вопросам общественной безопасности Гусева С.И.
Глава города |
Н.И. Пестов |
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Подольска
(утв. постановлением Главы города
от 30 августа 2011 г. N 1371-п)
Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории города Подольска.
1. Общие положения
1.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР) на территории города Подольска в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия) проводятся в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, материальных и культурных ценностей, снижения размеров ущерба окружающей среде, локализации чрезвычайной ситуации и ее опасных факторов.
1.2. Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС.
1.3. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
1.4. В период проведения аварийно-спасательных работ осуществляется ежедневный строгий учет людей, находящихся в зоне ЧС.
2. Руководство организацией и проведением АСДНР
2.1. Сбор и обмен информацией о ЧС на территории города Подольска осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 06.07.2011 N 647/24 "О порядке организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области" и постановлением Главы города Подольска от 03.08.2011 N 1222-П "О порядке организации сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальном образовании "городской округ Подольск Московской области".
2.2. Общее руководство организацией и проведением АСДНР на территории города или объекте осуществляет соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ).
Непосредственным руководителем ликвидации ЧС на территории города Подольска или объекте является председатель КЧС и ОПБ.
Руководители аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителя ликвидации ЧС.
2.3. Руководителю ликвидации ЧС подчиняются все силы и средства, участвующие в проведении АСДНР. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС по руководству работой по ликвидации ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2.4. Руководитель ликвидации ЧС в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, города Подольска, а также настоящим Положением.
2.5. Руководитель ликвидации ЧС несет ответственность за организацию и проведение АСДНР в зоне ЧС, безопасность людей, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
2.6. Задачи и решения руководителя ликвидации ЧС, доводятся в форме письменных приказов и распоряжений (в безотлагательных случаях - в устной форме, с последующим письменным подтверждением) и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в зоне ЧС, а также подразделениями, участвующими в проведении АСДНР.
2.7. Для управления и осуществления координации действий всех сил и средств, привлеченных к ликвидации ЧС, при руководителе ликвидации ЧС может создаваться штаб (оперативная группа), который формируется из числа членов соответствующей КЧС и ОПБ, представителей органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, представителей взаимодействующих органов. К работе штаба (оперативной группы) могут привлекаться необходимые специалисты.
2.8. КЧС и ОПБ, штаб (оперативная группа) на период проведения АСДНР оснащаются необходимыми средствами связи, транспортом, средствами индивидуальной защиты. В зоне ЧС разворачивается подвижный пункт управления.
2.9. Для руководства АСДНР на отдельных участках (секторах) решением руководителя ликвидации ЧС могут назначаться руководители из числа должностных лиц аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), которые несут ответственность за организацию и проведение АСДНР, безопасность людей, работающих на вверенном участке (секторе).
2.10. В случаях технологической невозможности проведения полного объема АСДНР руководитель ликвидации ЧС может принять решение о приостановке АСДНР в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в зоне ЧС.
3. Организация и проведение АСДНР
3.1. При возникновении ЧС на территории города Подольска дежурный единой дежурно-диспетчерской службы города Подольска оповещает органы управления сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР.
3.2. На период проведения АСДНР в зоне ЧС разворачивается подвижный пункт управления, обеспечивающий устойчивую двухстороннюю связь руководителя ликвидации ЧС с руководителями АСДНР на участках (секторах), с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
3.3. До ввода основных сил аварийно-спасательных формирований на территорию (объект) в зоне ЧС силами первого прибывшего к месту ЧС аварийно-спасательного формирования и взаимодействующих органов управления должна быть проведена комплексная разведка.
3.4. Комплексная разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате ЧС.
Основными задачами комплексной разведки являются:
- определение состояния маршрутов выдвижения аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) в район проведения АСДНР и на объекты (места) работ;
- определение характера и объема аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) на объекты (места) АСДНР;
- выявление мест нахождения и состояния пострадавших, их количества, характера и степени поражения, характера блокирования;
- определение общего характера и возможного объема АСДНР;
- выявление наличия, характера и масштаба вторичных поражающих факторов, препятствующих ведению АСДНР, характера и объема других неотложных работ;
- определение мест, удобных для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, пункта санитарной обработки, подразделений тыла, мест отдыха личного состава;
- уточнение обстановки в районе АСДНР в ходе их ведения;
- своевременная передача достоверной информации руководителю ликвидации ЧС.
3.5. Обследование территории (объекта) в зоне ЧС проводится в целях определения участков (секторов), объемов, видов и способов проведения АСДНР, определения необходимого количества и типов аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения АСДНР.
К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений).
При отсутствии времени на обследование зоны ЧС АСДНР начинаются по указанию руководителя ликвидации ЧС с проведением разведки без обследования зоны ЧС.
3.6. На основании полученных данных комплексной разведки и обследования территории (объекта) в зоне ЧС разрабатывается и утверждается план проведения АСДНР с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил, требований безопасности.
Силы и средства аварийно-спасательных формирований, создаваемые в соответствии с Положением о Подольском городском звене Московской областной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - Подольское городское звено МОСЧС) и распоряжением руководителя ликвидации ЧС, приступают к ликвидации ЧС согласно утвержденному плану проведения АСДНР.
3.7. Привлечение сил и средств к проведению АСДНР осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности для ликвидации конкретной ЧС (муниципального, локального характера).
В первоочередном порядке к АСДНР привлекаются подразделения сил постоянной готовности Подольского городского звена МОСЧС, независимо от организационно-правовой формы объекта, находящегося в зоне ЧС.
Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами ее локализовать невозможно, то соответствующая КЧС и ОПБ обращается за помощью к вышестоящим органам власти.
3.8. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) является их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием информации свидетелей, специально подготовленных поисковых собак, специальных поисковых приборов, инструментов прослушивания завалов и т.д.
Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом оповещаются все спасатели, работающие на данном участке (секторе). Как правило, на одном участке (секторе) спасательные работы проводятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей (при необходимости - по сменам). В случае невозможности выполнить это условие, при посменной работе, вся информация о ходе спасательных работ передается при пересмене. Смены спасателей, по возможности, организуются поэтапно.
3.9. Инженерная техника для разбора завалов над установленными местами нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций. Для подъема и перемещения конструкций максимально используется электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательный инструмент.
3.10. При возможности в ходе проведения аварийно-спасательных работ с пострадавшими организуется и поддерживается связь.
3.11. Руководителем ликвидации ЧС организуются, одновременно со спасательными работами, первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения аварийно химически опасных веществ и исключению других вторичных поражающих факторов.
3.12. Вывод сил и средств из зоны ЧС после выполнения аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится поэтапно и организованно по распоряжению руководителя ликвидации ЧС.
3.13. О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется Управлением по обеспечению общественной безопасности и чрезвычайным ситуациям Администрации города Подольска согласно табеля срочных донесений.
4. Функциональные обязанности руководителя ликвидации ЧС
4.1. При подготовке и проведении АСДНР в зоне ЧС руководитель ликвидации ЧС обязан:
- организовать и провести комплексную разведку и обследование территории (объекта), подвергшейся ЧС, оценить обстановку на месте проведения предстоящих АСДНР, привлечь к обследованию руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений);
- на основе данных комплексной разведки и обследования разработать и утвердить план проведения АСДНР;
- определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения АСДНР, назначить руководителей АСДНР на участках (секторах);
- поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение задач;
- развернуть подвижный пункт управления, пункты связи, определить порядок связи с вышестоящими органами власти и управления, руководителями аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах), с взаимодействующими органами управления и соседними муниципальными образованиями;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения АСДНР, принимать по ним соответствующие решения;
- при необходимости вызывать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку;
- создать резерв сил и средств, организовать посменную работу аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), питание и отдых личного состава;
- назначить ответственное должностное лицо за соблюдением безопасности при проведении АСДНР;
- организовать пункты сбора пострадавших и оказания им первой доврачебной помощи;
- организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСДНР до вышестоящих органов власти и управления, а также населения;
- по окончании проведения АСДНР заслушивать руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и при необходимости лично убедиться в завершении указанных работ;
- определить порядок убытия с места проведения АСДНР сил и средств, участвовавших в ликвидации ЧС.
4.2. При разработке плана проведения АСДНР руководитель ликвидации ЧС должен предусмотреть следующие мероприятия:
- поиск, деблокирование и спасение людей, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
- оказание пострадавшим медицинской помощи и их эвакуацию в лечебные учреждения;
- проведение первоочередных мероприятий (тушение пожаров, локализация заражений аварийно химически опасными веществами, радиационного загрязнения и т.д.);
- локализацию аварий в коммунальных и энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- устройство проездов и проходов, разборку завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подачу в них воздуха;
- обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность;
- развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате ЧС;
- спасение материальных и культурных ценностей;
- охрану общественного порядка и организацию комендантской службы;
- другие мероприятия, в зависимости от местных условий и сложившейся обстановки.
4.3. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации ЧС должен учитывать:
- динамику развития ЧС, воздействие поражающих факторов ЧС до начала проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению, эвакуации людей и имущества, вскрытию и разборке конструкций зданий.
4.4. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР, руководитель ликвидации ЧС принимает решение о их перегруппировке и доводит решение до руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и руководителей работ на участках (секторах), указав порядок перегруппировки.
4.5. Руководитель ликвидации ЧС в любых условиях обстановки обязан организовать строгий ежедневный учет личного состава и населения, находящегося в зоне ЧС, иметь при себе средства связи, поддерживать постоянную связь со всеми участниками ликвидации ЧС, а также с вышестоящими органами управления.
5. Обеспечение АСДНР
5.1. Обеспечение АСДНР организуется руководителем ликвидации ЧС на основании оценки обстановки, сложившейся в зоне ЧС.
5.2. Транспортное и дорожное обеспечение организуется в целях перевозки сил и средств, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, к участкам (секторам) работ, подвоза продовольствия, воды, медикаментов, вещевого имущества и других средств в район проведения АСДНР, а также для вывоза эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.
5.3. Материальное обеспечение заключается в своевременном снабжении сил и средств, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, техникой и имуществом для выполнения АСДНР.
Питанием, спецодеждой, транспортом аварийно-спасательные формирования (службы, подразделения), привлекаемые для проведения работ по ликвидации ЧС, обеспечиваются за счет организаций, на базе которых они сформированы.
5.4. Техническое обеспечение включает мероприятия по использованию, техническому обслуживанию и ремонту техники аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), а также обеспечению ее запасными частями и ремонтными материалами.
5.5. Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется в целях всестороннего учета состояния погоды, оповещения и предупреждения об опасных метеорологических явлениях, которые могут повлечь резкое осложнение обстановки в зоне ЧС.
5.6. Инженерное обеспечение включает инженерную разведку территорий (объектов) в зоне ЧС, инженерное оборудование районов, занимаемых силами, привлекаемыми к проведению работ по ликвидации ЧС, и пунктами управления, устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации, оборудование и содержание переправ через водные преграды, оборудование пунктов водоснабжения.
5.7. Химическое обеспечение включает радиационную и химическую разведку, обеспечение участвующих в АСДНР в зонах радиационной и химической опасности индивидуальными средствами защиты, поставку техники и материальных средств для дозиметрического и радиационного контроля, санитарную обработку людей, специальную обработку техники, оборудования и местности.
5.8. Медицинское обеспечение включает мероприятия по сохранению здоровья и работоспособности личного состава, привлекаемого для ликвидации ЧС, разворачиванию медицинских пунктов, оказанию медицинской помощи заболевшим или получившим травмы, а также прекращению эпидемических заболеваний, обеспечению этих мероприятий необходимым оборудованием, медикаментами и другими средствами.
5.9. Для обеспечения порядка в зоне ЧС организуется комендантская служба, на которую возлагается регулирование движения на маршрутах выдвижения сил и средств, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, эвакуации населения и материальных ценностей, поддержание порядка и контроля за соблюдением аварийно-спасательными формированиями (службами, подразделениями), воинскими частями и населением установленного режима, ограничение доступа населения в зону ЧС, охрана наиболее важных дорожных сооружений, переправ и других объектов.
5.10. Администрация города Подольска, организации, независимо от организационно-правовой формы, обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным формированиям (службам, подразделениям), следующим в зону ЧС и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства, включая беспрепятственную заправку и техническое обслуживание техники этих формирований.
6. Финансирование АСДНР
6.1. Финансирование и возмещение затрат при проведении АСДНР работ осуществляется за счет средств:
- организаций, находящихся в зоне ЧС, независимо от их организационно-правовой формы;
- организаций, на базе которых созданы аварийно-спасательные формирования (службы, подразделения), находящиеся на обслуживаемой ими территории, где возникла ЧС;
- страховых фондов;
- специальных и общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений и организаций на защиту и спасение людей, оказание им помощи в ЧС;
- на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, предусмотренных в областном бюджете Московской области, бюджете города Подольска, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области, города Подольска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вводится порядок организации аварийно-спасательных работ при возникновении в муниципальном образовании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Закреплен перечень аварийно-спасательных работ, выполняемых в зоне ЧС. Освещены вопросы руководства проведением указанных работ. Общее руководство осуществляется Комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности. Непосредственный руководитель ликвидации ЧС - руководитель Комиссии. Утверждены функциональные обязанности руководителя ликвидации ЧС. Для координации выполняемых действий при руководителе может быть организован штаб.
Описана процедура оповещения о ЧС и установления устойчивой двусторонней связи, разведки и обследования пострадавших территорий и объектов, проведения аварийно-спасательных работ.
Отмечены особенности организации транспортного и технического, инженерного, медицинского обеспечения и сохранения порядка в зоне ЧС. Урегулированы вопросы финансирования и возмещения затрат при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС.
Ранее принятое постановление утратило силу.
Постановление Главы городского округа Подольск Московской области от 30 августа 2011 г. N 1371-п "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города Подольска"
Текст постановления опубликован в газете "Подольский рабочий" от 9 сентября 2011 г., N 69