Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
|
XXX |
- |
заместителя руководителя Управления; |
Членов Комиссии: |
|
|
XXX |
- |
начальника отдела контроля финансовых рынков Управления; |
XXX |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков Управления; |
XXX |
- |
специалиста 1 разряда правового отдела Управления |
рассмотрев дело N 04-19/53-10, возбужденное по признакам нарушения Министерством экономики Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск-7, бульвар Строителей, д. 1) (далее - Министерство) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также по признакам нарушения Министерством и Некоммерческой организацией "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства" (143400, Московская область, г. Красногорск, ул. Пионерская, д. 1) (далее - Фонд) статьи 16 Закона о защите конкуренции, в присутствии представителей, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела:
1. Министерства XXX (доверенность от XXX N XX) и XXX. (доверенность от XXX N XXX).
2. Фонда XXX (доверенность от XXX N ХХ) и Исполнительного директора Фонда XXX
3. Банка "ВТБ 24" (ЗАО) XXX (доверенность от XXX N XXX) и XXX (доверенность от XXX N XXX).
4. ОАО АКБ "РОСБАНК" XXX (доверенность от XXX X N XXX).
5. ОАО "Промсвязьбанк" XXX (доверенность от XXX N XXX).
6. Банка "Возрождение" (ОАО) XXX (доверенность от XXX N XXX).
7. ОАО "УРАЛСИБ" XXX (доверенность от XXX N XXX). Среднерусский банк Сбербанка России (ОАО) на заседание Комиссии по рассмотрению дела N 04-19/53-10 о нарушении антимонопольного законодательства не явился.
Вместе с тем, Среднерусский банк Сбербанка России (ОАО) ходатайствовал о рассмотрении дела N 04-19/53-10 о нарушении антимонопольного законодательства без его участия (ходатайство приобщено к материалам дела). Установила:
В адрес Управления поступили уведомления о соглашениях Среднерусского банка Сбербанка России (ОАО) о заключении соглашения о сотрудничестве между Министерством и Среднерусским банком Сбербанка России (ОАО) от 11.01.2010 и соглашения о сотрудничестве между Фондом и Среднерусским банком Сбербанка России (ОАО) от 11.01.2010.
В ходе рассмотрения данных уведомлений о соглашениях Управлением были направлены в адрес Министерства, Фонда и Среднерусского банка Сбербанка России (ОАО) запросы информации.
По результатам анализа полученных документов и сведений, а также в ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
I. Фонд. Создание и деятельность.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на 2009-2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 29.01.2009 N 71/2 и в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 26.05.2009 N 401/17 "О некоммерческой организации "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства" создан Фонд.
Устав Фонда утвержден Распоряжением Министерства от 11.08.2009 N 44-РМ "Об утверждении Устава и состава Попечительского совета некоммерческой организации "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства".
Учредителем Фонда в соответствии с Уставом Фонда является Министерство.
Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В качестве добровольного имущественного взноса на основную деятельность Фонду перечислено 495,7 млн. руб. (85,7 млн. руб. из бюджета Московской области и 410,0 млн. руб. из федерального бюджета).
Основным видом деятельности Фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитные договоры, договоры займа, договоры лизинга) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области.
Также, в соответствии с пунктом 2.3.5 Устава - для достижения уставных целей Фонд вправе осуществлять координацию взаимодействия лизинговых компаний и субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях оптимизации процессов и процедур получения кредитов, займов, лизинга машин и оборудования.
Фондом заключены соглашения о порядке сотрудничества по программе предоставления поручительств (далее - Соглашение) с несколькими кредитными организациями (далее -Банк-партнер).
Фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства, привлекающим банковские кредиты, а Банк-партнер в свою очередь предоставляет такие кредиты, основным обеспечением по которым выступает поручительство Фонда.
Отношения между Банком-партнером и Фондом по каждому кредиту, привлекаемому конкретным заемщиком, оформляются путем заключения отдельного договора поручительства, в порядке и форме, установленными внутренними регламентными документами Банка-партнера, Фонда и Соглашением.
Из представленной Фондом информации (вх. от 24.09.2010 N 8229) по состоянию на 01.08.2010 Банками-партнерами Фонда являются следующие кредитные организации:
1) АК Сбербанк России (ОАО);
2) ОАО "Промсвязьбанк";
3) Банк ВТБ 24 (ЗАО);
4) Банк "Возрождение" (ОАО);
5) АКБ "Росбанк" (ОАО);
6) ОАО "БАНК УРАЛСИБ";
7) АКБ "ПЕРЕСВЕТ";
8) ОАО "НОМОС-БАНК";
9) АКБ "Русь-Банк";
10) АКБ "Кредит-Москва";
11) ЗАО "Мираф-Банк".
В соответствии с типовой формой Соглашения (Приложение к Регламенту отбора банков для участия в программе предоставления поручительств Фонда, утвержденному приказом министра экономики Правительства Московской области от 13.05.2010 N 81) одной из задач данного Соглашения является реализация программы развития кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующий инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Московской области при получении ими кредитов в Банке-партнере (далее - Программа Фонда).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4.1 типовой формы Соглашения в обязанности Фонда входит следующая деятельность:
- проведение активной политики по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства Московской области о Программе Фонда;
II. Соглашения Фонда с Банками-партнерами.
- использование ссылок на Банк-партнер при реализации Фондом политики по информированию субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру малого и среднего предпринимательства Московской области о Программе Фонда, в том числе обеспечение доступа к ссылке на сайт Банка-партнера на сайте Фонда.
Управлением данная деятельность в рамках Соглашения квалифицируется как реклама кредитных организаций, включенных в перечень Банков - партнеров.
Так, на официальном сайте Фонда (www.mosreg-garant.ru) указано, что для получения кредита под поручительство Фонда субъектам малого и среднего предпринимательства необходимо обратиться в один из Банков-партнеров Фонда. Далее представлен список Банков-партнеров с пометкой, что "поручительство Фонда предоставляется при получении кредита в следующих Банках-партнерах" (Протокол осмотра официального сайта Фонда от 12.10.2010).
Также, на официальном сайте Министерства (www.me.mosreg.ru/main//) в разделе "11.2. Актуальная информация" размещен список Банков-партнеров, в которые субъектам малого и среднего предпринимательства Московской области предлагается обратиться для получения кредита (Протокол осмотра официального сайта Министерства от 12.10.2010).
I. Министерство - как высший орган управления Фонда.
В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 26.05.2009 N 401/17 "О некоммерческой организации "Московский областной гарантийный фонд содействия кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства" Министерство учредило Фонд.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на 2009-2012 годы" Министерство предоставляет субсидии за счет средств областного и федерального бюджетов, а также исполняет функции высшего органа управления Фонда.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава Фонда, утвержденного Распоряжением Министерства экономики Московской области от 11.08.2009 N 44-РМ, учредителем Фонда является Министерство.
В пункте 4.1 Устава также сказано, что высшим органом управления Фонда является учредитель - Министерство.
К исключительной компетенции Министерства, как высшего органа управления Фонда, в соответствии с пунктом 4.2 Устава Фонда, относится:
- утверждение порядка конкурсного отбора и принятие решения о выборе управляющей компании (подпункт 6 пункта 4.2 Устава Фонда);
- согласование внутренних документов, регламентирующих деятельность Фонда и его органов управления (подпункт 8 пункта 4.2 Устава Фонда);
- утверждение результатов конкурсов, проводимых Фондом (подпункт 10 пункта 4.2 Устава Фонда);
- утверждение порядка отбора банков (подпункт 11 пункта 4.2 Устава Фонда).
II. Отбор Банков-партнеров.
Отбор кредитных организаций проводится Фондом в рамках своей уставной деятельности, направленной на предоставление поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру малого и среднего предпринимательства Московской области.
До издания приказа Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) от 24.12.2009 N 545 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30.01.2009 N 31 "О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 24.12.2009 N 545) отбор Банков-партнеров Фонда производился на основании Регламента принятия решения о заключении с банками соглашения о сотрудничестве по программе предоставления поручительств Фондом, утвержденного Приказом министра экономики Правительства Московской области от 09.11.2009 N 160 (далее - Регламент от 09.11.2009 N 160).
1. В соответствии с пунктом 2.1 Регламента от 09.11.2009 N 160 для участия в Программе Фонда кредитная организация должна соответствовать определенным требованиям.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2.3 Регламента от 09.11.2009 N 160, Министерство вправе, в порядке исключения, принять решение о включении в Программу Фонда кредитной организации, не отвечающей требованиям, установленным пунктом 2.1 Регламента от 09.11.2009 N 160.
Фонд привлекает к сотрудничеству кредитные организации, как в режиме двустороннего информационного обмена, так и посредством публичного объявления отбора на конкурсной основе. Кредитная организация, желающая принять участие в Программе Фонда, направляет на имя исполнительного директора Фонда заявление с приложением определенных документов (пункт 3.1 и 3.3 Регламента от 09.11.2009 N 160).
Решения об установлении количества Банков-партнеров, установлении и изменении (уменьшения или увеличения) общего лимита поручительств и лимита поручительств на один Банк-партнер, размещения "депозита формируются и утверждаются Министерством (пункт 3.6 Регламента от 09.11.2009 N 160)
Также, в соответствии с пунктом 3.12 Регламента от 09.11.2009 N 160 Решение о результатах отбора Банков-партнеров вступает в силу после утверждения Министерством.
Следует отметить, что на основании Регламента от 09.11.2009 N 160, Распоряжением Министерства от 29.12.2009 N 143-РМ утверждено Решение о результатах отбора банков для участия в Программе Фонда, с которыми Фонду необходимо заключить соглашения о сотрудничестве.
В соответствии с данным Решением о результатах отбора банков для участия в Программе Фонда, общий лимит поручительств Фонда на 1-е полугодие 2010 года установлен в размене 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей, а также в состав участников программы Фонда, в качестве Банков-партнеров, включены 6 кредитных организаций с установленным для них
N |
Банк |
Лимит поручительств, млн. руб. |
1 |
Среднерусский банк Сбербанка России (ОАО) |
100 |
2 |
Промсвязьбанк (ОАО) |
50 |
3 |
Банк ВТБ24 (ЗАО) |
100 |
4 |
АКБ Росбанк (ОАО) |
50 |
5 |
Банк Возрождение (ОАО) |
50 |
6 |
Банк Уралсиб (ОАО) |
10 |
Итого: |
360 |
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 Решения о результатах отбора банков для участия в Программе Фонда при получении Фондом средств в виде дополнительного финансирования или за счет собственной деятельности, Фонд размещает их на депозитных счетах Банков-партнеров в объеме, не превышающем двукратный размер установленного лимита поручительств перед этим Банком-партнером. Данное ограничение не распространяется на Банки-партнеры с государственным участием: Среднерусский банк Сбербанка России (ОАО) и Банк ВТБ24 (ЗАО).
2. После издания Приказа от 24.12.2009 N 545 Приказом министра экономики Правительства Московской области от 13.05.2010 N 81 утвержден новый Регламент отбора банков для участия в программе предоставления поручительств Фонда (далее - Регламент от 13.05.2010 N 81), в соответствии с которым отбор Банков-партнеров проводится по конкурсу в соответствии с требованиями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, по информации Фонда, порядок и критерии отбора Банков-партнеров разработаны в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 16.02.2010 N 59), а также с Приказом Минэкономразвития России от 24.12.2009 N 545, в соответствии с которыми регламентируется деятельность фондов, получивших субсидии за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также порядок взаимодействия Фонда с Банками-партнерами, в том числе по размещению денежных средств Фонда в банках и заключение с ними соглашений о предоставлении поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следует отметить, что указанные приказы Минэкономразвития России не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и не были опубликованы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
На основании изложенного, на вышеуказанные приказы Минэкономразвития России нельзя ссылаться при разрешении споров.
Приказ Минэкономразвития России от 24.12.2009 N 545 и Приказ Минэкономразвития России от 16.02.2010 N 59 изданы в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178.
В соответствии с пунктом 3 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, прошедших отбор в порядке и на условиях, которые установлены Минэкономразвития России.
Согласно пункту 6 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 Минэкономразвития России не переданы полномочия по определению порядка и условий отбора банков для предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства под поручительства региональных гарантийных фондов (в частности Фонду).
Вместе с тем, в соответствии с Регламентом от 13.05.2010 N 81 проведены конкурсные отборы Банков-партнеров для участия в программе Фонда от 22.06.2010 и от 05.10.2010 (конкурсная документация прилагается к материалам дела).
Следует отметить, что при принятии решения о проведении конкурсного отбора Банков учитывается наличие у Фонда свободного (нераспределенного между Банками) лимита поручительств.
I. Лимит поручительств.
На каждый Банк-партнер устанавливается лимит поручительств - максимальный объем одновременно действующих поручительств Фонда перед конкретным Банком-партнером.
Вместе с тем, на все Банки-партнеры устанавливается общий лимит поручительств, то есть максимальный объем всех одновременно действующих поручительств Фонда перед Банками-партнерами.
Лимит поручительств рассчитывается в соответствии с Порядком расчета общего лимита поручительств Фонда, утвержденным приказом исполнительного директора Фонда от 12.05.2010 N 10/7, согласованным с министром экономики Правительства Московской области.
В соответствии с приказом исполнительного директора Фонда от 19.07.2010 N 10/09, согласованным с министром экономики Правительства Московской области, установлен следующий лимит поручительств и лимит поручительств Банков-партнеров Фонда:
1. Общий лимит поручительств Фонда установлен в размере 540 000 000 (пятьсот сорок миллионов) рублей.
2. Лимиты поручительств на Банки-партнеры Фонда установлены в
N |
Банк |
Лимит поручительств, млн. руб. |
1 |
Среднерусский банк Сбербанка России |
100 |
2 |
Промсвязьбанк |
50 |
3 |
Банк ВТБ24 |
100 |
4 |
АКБ Росбанк |
50 |
5 |
Банк Возрождение |
50 |
6 |
Банк Уралсиб |
10 |
7 |
Банк Кредит-Москва |
30 |
8 |
Номос-Банк |
40 |
9 |
Мираф-Банк |
15 |
10 |
Русь-Банк |
15 |
11 |
Банк-Пересвет |
80 |
|
Итого |
540 |
Порядок предоставления поручительств определен Регламентом предоставления поручительств по кредитным договорам и исполнения обязательств по договорам поручительства Фонда, утвержденным приказом исполнительного директора Фонда от 19.07.2010 N 10/11, согласованным с министром экономики Правительства Московской области (далее - Регламент от 19.07.2010 N 10/11).
В соответствии с Регламентом от 19.07.2010 N 10/11, поручительства Фонда предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области (далее - Заемщик) отвечающим определенным требованиям, которые указаны в пункте 2.1 Регламента от 19.07.2010 N 10/11.
Также, пунктом 2.10 Регламента от 19.07.2010 N 10/11 установлен порядок определения максимального размера поручительства в отношении Заемщика.
Вместе с тем, в пункте 2.8 Регламента от 19.07.2010 N 10/11 сказано, что Министерство вправе принять решение о предоставлении поручительства Фонда заемщику, не отвечающему требованиям пункта 2.1 Регламента от 19.07.2010 N 10/11, также в случаях не соблюдения требования пункта 2.10 Регламента от 19.07.2010 N 10/11.
Одновременно с этим, пунктом 2.11 Регламента от 19.07.2010 N 10/11 определено, что в соответствии с решением Министерства поручительство Фонда может также обеспечивать выплату процентов по фактически полученной сумме кредита (займа).
По информации Министерства (вх. от 18.11.2010 N 10345) по состоянию на 18.11.2010 Фондом выдано 56 поручительств субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 106,5 млн. руб.
Таким образом, отбор Банков-партнеров путем проведения конкурса и дальнейшее распределение лимита поручительств между ними приводит к ограничению количества кредитных организаций, к которым могут обратиться субъекты малого и среднего предпринимательства для получения кредита под поручительство Фонда.
Так как лимиты поручительств распределяются между отобранными банками и для работы по выдаче кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства под поручительства Фонда другим банкам следует ждать до момента проведения следующего конкурсного отбора.
Сведения о реализации Программы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также информация о Банках-партнерах, в которые могут обратиться субъекты малого и среднего предпринимательства за кредитом под поручительство Фонда, размещаются в средствах массовой информации на официальных сайтах в сети Интернет, в том числе на официальных сайтах Министерства и Фонда, что ставит отобранные Банки-партнеры в преимущественное положение в сравнении с другими кредитными организациями.
По мнению Комиссии, субъекты малого и среднего предпринимательства свободны в выборе банка, в котором им удобней и более выгодно взять кредит (при условии, что банками не установлены специальные процентные ставки по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства).
По информации, полученной на заседании Комиссии от Банков-партнеров, наличие у заемщика (субъекта малого и среднего предпринимательства) поручительства Фонда не влияет на размер процентной ставки по кредиту или на требования к заемщику при выдачи кредита и рассматриваются банками на равные с иными поручительствами.
При желании заемщика взять кредит под поручительства Фонда (на платной основе) банк или заемщик обращается в Фонд.
Для упрощения последующей работы Фонда и банка между ними могут быть заключены соглашения о сотрудничестве, но их наличие не должно ограничивать и обязывать заемщиков по выбору кредитной организации.
Комиссия, изучив материалы дела и выслушав объяснения сторон, пришла к выводу, о наличии в действиях Министерства нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке банковских услуг, выразившегося в:
- установлении требований к кредитным организациям для участия в Программе Фонда;
- выборе ограниченного количества Банков-партнеров Программы Фонда;
- установлении и распределении между отобранными Банками-партнерами лимитов поручительств.
Обстоятельства прекращения рассмотрения дела отсутствуют. Руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Ходатайство Банка "ВТБ 24" (ЗАО) о привлечении к участию в рассмотрении дела N 04-19/53-10 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица Минэкономразвития России (вх. от 17.12.2010 N 11141) - отклонить.
2. В отношении Министерства и Фонда по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке банковских услуг, производство по делу прекратить.
3. Признать Министерство нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке банковских услуг.
4. Выдать Министерству Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, установленного пунктом 3 настоящего Решения.
5. Материалы дела N 04-19/53-10 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принять меры в соответствии со статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия, путем подачи заявления в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии:
XXX
Членов Комиссии:
XXX
XXX
XXX
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.