Определение Московского областного суда
от 4 августа 2011 г.
Дело N 33-15953
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в суда в составе: председательствующего судьи Хрипунова М.И., судей Алибердовой Н.А. и Шипиловой Т.А., при секретаре Соловьевой В.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 августа 2011 года кассационные жалобы истца Алексейченко А.Ю., Тверского И.А., представляющего также интересы остальных истцов по делу,
на решение Люберецкого городского суда Московской области от 06 мая 2011 года по делу по иску Тверского Ивана Александровича, Ежовой Ксении Викторовны, Харитоновой Марины Николаевны Синица Юрия Михайловича, Костиной Людмилы Евгеньевны, Чувашевой Елены Павловны, Кузнецовой Елены Михайловны, Парамоновой Валентины Петровны, Наумовой Анастасии Борисовны, Дроздова Алексея Владимировича, Гуркиной Раисы Федоровны, Татарова Александра Васильевича, Шароновой Ларисы Ивановны Алексейченко Аркадия Юрьевича, Фоминова Якова Викторовича, Фоминовой Марины Николаевны, Гуркина Радия Леонидовича, Панкратова Дмитрия Николаевича, Панкратовой Надежды Анатольевны, Тверской Натальи Борисовны, Коротковой Лидии Александровны, Ионовой Ирины Анатольевны, Бегляковой Ольги Юрьевны, Лукашкина Игоря Викторовича, Маланиной Галины Николаевны, Решетниковой Нины Николаевны, Чичварихина Романа Геннадьевича, Толкачева Александра Владимировича, Ксендзацкой Ольги Владимировны, Горюновой Татьяны Сергеевны, Зотовой Клавдии Александровны к Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, Совету депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, МУ "Парк культуры и отдыха Люберецкого района" о признании незаконными постановлений Администрации и проектов к ним, муниципальной адресной программы, правил землепользования и застройки, установлении границ земельного участка, обязании поставить участок на кадастровый учет, провести межевание, о присвоении территории статуса рекреационной зоны, обязании снять земельные участки с кадастрового учета, признании территории историко-культурным наследием.
Заслушав доклад судьи Алибердовой Н.А., объяснения представителя по доверенности в интересах администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района МО - Слободянской Н.И., представителя по доверенности в интересах администрации муниципального образования Люберецкого муниципального района МО - Зотовой Н.С., представителя по доверенности в интересах истцов (кроме Алексейченко А.Ю.) - Тверского И.А., истца Синицы Ю.М., истца Тверской Н.Б., истца Татарова А.В., судебная коллегия установила:
истцы обратились в суд к ответчикам Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, Совету депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области, МУ "Парк культуры и отдыха Люберецкого района", уточнив вышеуказанные требования, мотивируя их тем, что заявители являются жителями северной части города Люберцы, узнали о планах ответчиков по застройке парка "Наташинские пруды" на публичных слушаниях 02.12.2010 г. и из Правил землепользования и застройки микрорайона 3-3а г. Люберцы, опубликованных в газете "Люберецкая газета" от 25.02.2011 г.
Планы ответчиков нарушают их законные права на зону отдыха, на надлежащую экологию по месту жительства - благоприятную среду обитания, гарантированную ст. 42 Конституции РФ, в связи с чем, категорически не согласны с действиями ответчиков, заключающихся в намерении застроить единственный городской парк в существующих границах по <адрес> многоквартирными домами-башнями.
В 1994 г. Главой администрации Люберецкого района Козловым Ю.А. было принято постановление N 830/12 от 03.08.1994 г. "О передаче объектов Люберецкого и Малаховского парков культуры и отдыха на баланс Комитета по культуре", в соответствии с которым была проведена геодезия парка "Наташинские пруды" по фактическому пользованию, установлены границы и площадь парка, равная 26,32 га.
В настоящее время парк "Наташинские пруды", включая спортивно-оздоровительную зону (без двух прудов, площадью 65873 кв. м.), сохранился площадью 223684 кв. м. в соответствии с картой (планом) ООО "Люберецкое кадастровое бюро" от 20.10.2010 г., что соответствует фактическим границам парка, указанным в генеральном плане г. Люберцы 1996 года и проекте генерального плана г. Люберцы 2009 года, прошедшего публичные слушания 01.07.2009 года.
По генеральному плану г. Люберцы 1996 года данный парк занимает площадь около 30 га. В пояснительной записке к указанному генеральному плану (п. 8.1 Функциональное зонирование) описаны границы парка и его площадь. Факт наличия парка и его границ не подвергался сомнению.
Решением Совета депутатов города Люберцы от 04.07.2006 г. N 82/13 было запрещено размещение объектов капитального строительства на территории парковых зон и скверов в городе Люберцы, но постановлением администрации Люберецкого района N 2757-ПГ от 28.12.2006 г. Глава района Ружицкий В.П. сокращает значительную часть парка "Наташинские пруды" по границе <адрес>, нарушая исторические границы парка, планируя точечное строительство коммерческого жилья.
Мэр города Люберцы Михайлов В.А. не дал своего согласия на уменьшение границ территории парка "Наташинские пруды" и, взяв на себя ответственность, вынес постановление от 22.05.2008 г. N 61-ПГ, в котором обозначил рекреационную зону парка "Наташинские пруды", дав графическое изображение и текстовое описание границ в соответствии с генеральным планом г. Люберцы 1996 года.
Поставить территорию парка на кадастровый учет в 2008 г. в существующих границах не удалось.
Глава г. Люберцы Ружицкий В.П. Постановлением N 1699-ПА от 29.12.2010 г. незаконно, без решения суда отменил Постановление Михайлова В.А. N 61-ПГ от 22.05.2008 года, тем самым превысив свои законные полномочия. У мэров городов, как у представителей исполнительной власти, нет права отменять лично своим постановлением изданные ранее постановления органов государственной власти. Право признания незаконными, недействующими, противоречащими федеральному законодательству постановлений и иных правовых нормативных и ненормативных актов органов государственной власти принадлежит на территории РФ исключительно суду.
25.06.2010 г. постановлением N 1267-ПА администрация Люберецкого района сократила территорию парка "Наташинские пруды" до 129239 кв. м., вернувшись к реализации задуманного в 2006 г. плана точечной застройки Территории парка.
Постановлением N 1478-ПА от 21.07.2010 г. администрация Люберецкого района передала городу Люберцы в постоянное бессрочное пользование земельный участок, площадью 129239 кв. м., под парк культуры и отдыха "Наташинские пруды".
По официальному ответу N 22/2473 от 09.09.2010 г. Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области филиала "Люберецкий" земельный участок, площадью 129 239 кв. м., в парке "Наташинские пруды" на кадастровый учет не поставлен. При этом имеются точные сведения о постановке на кадастровый учет N 50:22:00101:150 и |N 50:22:00101:151 отдельно расположенных земельных участков на территории парка "Наташинские пруды" со сдачей в аренду с целью коммерческого использования. В настоящее время территория двух прудов при парке, площадью 65873 кв. м., отделена от общей территории парка и поставлена на кадастровых учет.
Администрация города Люберцы, разработала муниципальную адресную Программу реконструкции и развития территории микрорайона N 3-3а жилого района "Красная горка" города Люберцы Московской области 2010 - 2017 гг., в которой предполагается на территории парка "Наташинские пруды" строительство жилых многоквартирных домов и торговых центров, официально заявляя, что эта территория не является парком.
02.12.2010 года были проведены публичные слушания по рассмотрению данной программы. На слушаниях присутствовало около 200 человек и не менее 160 человек было против застройки парка.
10.12.2010 г. Совет депутатов г. Люберцы опубликовали в СМИ протокол и заключение публичных слушаний от 02.12.2010 г., заявив публичные слушания состоявшимися, а проект программы реконструкции микрорайона 3-3а одобренным большинством жителей, что не соответствует действительности.
14.12.2010 года, несмотря на протесты жителей, данная программа была утверждена Советом депутатов г. Люберцы.
Это прямое нарушение законных прав и интересов жителей города на благоприятную среду обитания, гарантированную ст. 42 Конституции РФ, а также на норму зеленых насаждений общего пользования на душу населения, т.е. нарушены нормы, предусмотренные по СНиПу 2.07.01-89*, а именно, 16 (10+6) кв. м. зеленых насаждений на одного жителя. Площадь зеленых насаждений общего пользования в городе Люберцы в настоящее время 97,7 га. Общая численность населения около 171 тысячи человек. Поэтому зеленых насаждений общего пользования на душу населения приходится около 5,7 кв. м.
В Постановлении N 1699-Г1А от 29.12.2010 г. Главы города Ружицкого В.П. говорится о необходимости создания особо охраняемой природной территории "Наташинские пруды" (п. 1). Однако, данное Постановление не доказывает, что парк стал такой территорией, т.к. в Постановлении нет указаний "установить границы" парка "Наташинские пруды" под особо охраняемую "территорию или "отнести территорию парка к категории особо охраняемой". Кроме того, в Постановлении не указаны площадь и границы так называемой "особо охраняемой территории" парка, что дает возможность администрации города провести застройку на существующей территории парка. Данный факт подтверждается Правилами землепользования и застройки микрорайона 3-3а, опубликованными в газете "Люберецкая газета" от 25.02.2011 г.
Согласно ЗК РФ парк "Наташинские пруды" не может являться землями особо охраняемой природной территории по причине несоответствия своего искусственного происхождения (парк был посажен) ни к одной из перечисленных классификаций природных объектов естественного происхождения перечисленных в п. 1 ст. 95 ЗК РФ.
Таким образом, истцы просят суд:
- Признать постановления N 2757-ПГ от 28.12.2006 г" N 1267-ПА от 25.06.2010 г., N 1478-ПА от 21.07.2010 г., N 1699-ПА от 29.12.2010 г. администрации города Люберцы и Люберецкого района и проектов к ним, а также постановку на кадастровый учет только части парка "Наташинские пруды", площадью 129239 кв. м., недействующими и незаконными, противоречащими: постановлению Главы администрации Люберецкого района Козлова Ю.А. N 830/12 от 03.08.1994 г. и проектному плану к нему с межеванием границ парка "Наташинские пруды" от 1994 г.; генеральному плану г. Люберцы от 1996 г., утвержденного в 1999 г.; Федеральному Закону "О местном самоуправлении"; существующим историческим границам городского парка "Наташинские пруды", интересам и законным правам градостроительной деятельности, на использование земельных участков, прилегающих к их домам;
- признать Наташинские пруды, Наташинский парк (площадью, установленной, судебной землеустроительной экспертизой в данном деле в границах генплана г. Люберцы 1999 г.), образующих единый исторический ансамбль с Наташинской Свято-Троицкой церковью, созданный более 100 лет назад, историко-культурным наследием жителей г. Люберцы.
В судебном заседании истцы Тверской И.А. (представляющий также по доверенности остальных истцов, кроме Алексейченко А.Ю.), Тверская Н.Б. и ее представитель Першин А.Н., Гуркина Р.Ф., Маланина Г.Н., Решетникова Н.Н., Алексейченко А.Ю. исковые требования поддержали.
Истцы Ежова К.В., Харитонова М.Н., Синица Ю.М., Костина Л.Е., Чувашева Е.П., Кузнецова Е.М., Парамонова В.П., Наумова А.Б., Дроздов А.В., Татаров А.В., Шаронова Л.И., Фоминов Я.В., Фоминова М.Н., Гуркин Р.Л., Панкратов Д.Н., Панкратова И.А., Короткова Л.А., Ионова И.А., Беглякова О.Ю., Лукашкин И.В., Чичварихин Р.Г., Толкачев А.В., Ксендзацкая О.В., Горюнова Т.О., Зотова К.А. в судебном заседании не участвовали.
Представители ответчиков: Администрации муниципального образования Люберецкого района Московской области (по доверенности Тарханов М.В. и Зотова Н.С.), Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого района Московской области и Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области (по доверенности Слободянская Н.И.) против удовлетворения иска возражали.
Представитель ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области в судебное заседание не явился, в отзыве на иск полагал, что требования удовлетворению не подлежат.
Представители МУ "Парк культуры и отдыха Люберецкого района", Администрации Президента РФ, Правительства Московской области, ОАО "Камов". ДК "Искра" в судебном заседании не участвовали.
Представитель Правительства РФ по доверенности Ларин Р.Ю. против иска возражал.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 06 мая 2011 года иск оставлен без удовлетворения.
В кассационных жалобах истец Алексейченко А.Ю. и представитель истцов Тверской И.А. просят об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также законы, подлежащие применению, правильно определены и в полном объеме установлены значимые для рассмотрения обстоятельства дела. Доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, а также в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами.
Согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
На основании представленных суду доказательств установлено, что решением Совета депутатов города Люберцы от 14.12.2010 N 120/13 утверждена муниципальная адресная программа реконструкции и развития территории микрорайона 3-3а жилого района "Красная горка" г. Люберцы.
Муниципальная адресная программа развития застроенной территории разработана в целях обеспечения социально-экономического развития части территории города путем сноса устаревших, строительства новых, строений, развития инфраструктуры микрорайона.
На территории микрорайона 3-3а находится ветхий жилой фонд - 47 домов, снос которых позволит расселить 1370 семей в новые квартиры, а также произвести замену инженерных коммуникаций, изношенность которых составляет свыше 90%.
В соответствии с разделом 3 программы (с учетом внесенных изменений от 03.02.2011) строительство стартового дома осуществляется на месте технической базы ОЛО "Люберецкая теплосеть".
Надлежащими доказательствами истцы указанные обстоятельства не оспорили.
Поэтому суд пришел к обоснованному выводу, что данная программа не затрагивает границ парка.
Программа реконструкции и развития территории микрорайона 3-3 а является документом территориального планирования, определяет комплекс мероприятий направленных на достижение в дальнейшем конкретных целей. Указанная программа не содержит задания на вырубку зеленых насаждений парка и не нарушает природоохранного законодательства и прав граждан на благоприятную среду обитания.
Из материалов дела не следует, что в соответствии с действующим законодательством проведены мероприятия по застройке спорной территории, данных о том, что утвержден проект планировки застройки части парковой зоны, суду истцами не представлено.
До настоящего времени мероприятия по утверждению проекта планировки не проводились.
Что касается ссылки истцов на нарушение нормы зеленых насаждений на душу населения, то суд правильно исходил из того, что расчетная плотность населения на территории жилого района носит рекомендательный характер. Из объяснений ответчиков следует, что расчетная плотность населения уже на сегодняшний день превышает приведенные нормативы СНиП 2.07.01-89*.
Судом исследованы обстоятельства проведения публичных слушаний в г. Люберцы по проекту вышеуказанной муниципальной программы реконструкции и развития застроенной территории в соответствии с Решением Совета депутатов от 12.11.2010 N 100/11. Установлено, что проект программы был одобрен большинством жителей и публичные слушания по проекту муниципальной программы реконструкции и развития застроенной территории мкр-на 3-3а обоснованно признаны состоявшимися. Протокол и заключение о результатах публичных слушаний были опубликованы в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации города Люберцы.
Истцы не представили убедительных доказательств тому, что факт принятия программы реконструкции и застройки территории нарушает природоохранное законодательство и их право на благоприятную среду обитания.
Ссылка истцов на Постановление Главы администрации городского поселения Люберцы от 22.08.2008 N 61-ПГ как на обозначение зоны парка "Наташинские пруды" в существующих границах и отнесение данной территории к рекреационной зоне правильно признана несостоятельной, поскольку в соответствии со статьями 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны устанавливаются генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
В соответствии со ст. ст. 8, 24, 32 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" генеральные планы, а также правила землепользования и застройки утверждаются Советом депутатов поселения.
Таким образом, рекреационная зона парка утверждена ненадлежащим органом местного самоуправления и Постановление от 22.05.2008 N 61-ПГ не имеет юридической силы, в связи с чем было отменено.
Учитывая многочисленные обращения граждан, в целях обеспечения их прав на зону отдыха, на надлежащую экологию по месту жительства, на благоприятную среду обитания, гарантированную ст. 42 Конституции Российской Федерации, Постановлением N 1478-ПА от 21.07.2010 г. администрация Люберецкого района передала городу Люберцы в постоянное бессрочное пользование земельный участок, площадью 129239 кв. м., под парк культуры и отдыха "Наташинские пруды".
Постановлением администрации города Люберцы от 29.12.2010 N 1699-ПА принято решение о придании зоне в границах парка статуса особо охраняемой природной территории.
В соответствии с Постановлением Главы Люберецкого района от 28.12.2006 N 2757-ПГ "Об утверждении проекта границ земельного участка с местоположением <адрес>" сформирован земельный участок площадью 21,2 га под парк отдыха. Судебная коллегия соглашается с выводом суда и в той части, что Постановление Главы Люберецкого района от 28.12.2006 N 2757-ПГ принято в рамках действующего законодательства.
Из сообщения Администрации городского поселения Люберцы следует, что по состоянию на 06.05.2011 г. не принималось постановлений и иных нормативно-правовых актов по утверждению правил землепользования и застройки территорий городского поселения Люберцы, потому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании Правил землепользования и застройки микрорайона З-За.
Анализ представленных доказательств в их совокупности дает основание согласиться с выводами суда о том, что постановления N 2757-ПГ от 28.12.2006 г., N 1267-ПА от 25.06.2010 г., N 1478-ПА от 21.07.2010 г., N 1699-ПА от 29.12.2010 г. Администрации города Люберцы и Люберецкого района и проектов к ним приняты в соответствии с нормами законодательства. Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В силу части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Не установлено, что оспариваемыми постановлениями Администрации города нарушены права и свободы истцов.
Ссылку представителя истцов на то, что нарушаются права собственников жителей домов по <адрес>, поскольку в последующем может стать вопрос о выкупе земельных участков, на которых находятся дома, нельзя признать состоятельной в силу ее сослагательности и неподтверждения действительными обстоятельствами.
Также истцами не названы законные основания для удовлетворения требований об обязании ответчиков установить границы городского парка культуры и отдыха "Наташинские пруды", провести межевание земельных участков, придании территории статуса рекреационной зоны, неподлежащей застройке, обязании снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами N, поставить на кадастровый учет территорию городского парка культуры и отдыха "Наташинские пруды", поскольку обязанностью органов местного самоуправления в соответствии со ст. 14, 15 Федерального закона N 131-ФЗ является утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; утверждение схем территориального, планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Сама по себе постановка земельных участков на учет и их снятие с кадастрового учета не может повлиять на права и законные интересы истцов.
Исковые требования о признании Наташинских прудов, Наташинского парка историко-культурным наследием жителей г. Люберцы также не согласуются с положениями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года, которыми предусмотрено, что с требованием о принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия, может обратиться только соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, который представляет в Правительство Российской Федерации либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации, перечень документов, предусмотренный ст. 17 указанного Закона.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований.
При разрешении указанных выше требований суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.
Доводы кассационных жалоб не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы. Доводы жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, поэтому не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 06 мая 2011 года оставить без изменения, кассационные жалобы Алексейченко А.Ю., Тверского И.А., представляющего также интересы остальных истцов - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 4 августа 2011 г. по делу N 33-15953
Текст определения размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru