Постановление президиума Московского областного суда
от 15 декабря 2011 г.
Дело N 4а-1249/11
Заместитель председателя Московского областного суда Балабан Ю.И., рассмотрев надзорную жалобу Шабановой С.И. о пересмотре решения Домодедовского городского суда Московской области от 22 июля 2011 года, установил:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области N 05-03/746-10 от 13 октября 2010 года
Шабанова Светлана Ивановна,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3/4 суммы незаконной валютной операции, что составляет 19500 рублей.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 22 июля 2011 года постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области оставлено без изменения.
Московским областным судом жалоба на решение Домодедовского городского суда не рассматривалась.
Из материалов дела следует, что Шабанова С.И. 27 марта 2010 года в 10 часов 30 минут находясь в секторе "А" международного зала вылета аэропорта "Домодедово", при проведении предполетного досмотра пассажиров, вылетающих рейсом N 965 сообщением "Москва-Вашингтон", проследовала через интраскоп, где была остановлена младшим инспектором ОпД ЛУВД в аэропорту Домодедово Д.А.И. На вопрос о наличии при Шабановой С.И. наличных денежных средств, Шабанова С.И. ответила отрицательно. После чего Шабановой С.И. было предложено пройти в служебное помещение ЛУВД аэропорта Домодедово для проведения личного досмотра, в ходе которого во внутреннем кармане куртки Шабановой С.И. было обнаружено 10000 долларов США и портмане дамской сумки 26000 рублей. Таким образом, общая сумма перемещенной Шабановой С.И. наличной иностранной валюты в эквиваленте составила 321142 рубля.
В надзорной жалобе Шабанова С.И. просит отменить судебные постановления, поскольку в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заместитель председателя Московского областного суда находит решение подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В силу подпункта "г" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" под валютными операциями понимается, в частности, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации Валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.
Согласно части 3 статьи 15 указанного Федерального закона ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
На основании части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, применяются правила такого международного договора.
5 июля 2010 года между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан заключен Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС N 51 (далее - Договор). Данный Договор, подписанный сторонами, применяется с даты его подписания, но не ранее даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза считается вступившим в силу с 6 июля 2010 года.
Статьей 4 Договора предусмотрено, что вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке: при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10000 долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме; при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10000 долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Таким образом, статьей 4 указанного Договора установлены иные правила, чем те которые предусмотрены абзацем четвертым части 3 статьи 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Истребованные в Московский областной суд материалы дела об административном правонарушении, не содержат сведений об исполнении Шабановой С.И. постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области N 05-03/746-10 от 13 октября 2010 года.
Кроме того, из материалов дела следует, что постановлением уполномоченного по ОВД ОАР Домодедовской таможни от 17 мая 2010 года Шабанова С.И. была привлечена к административной ответственности по статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Указанное постановление вынесено по тем же обстоятельствам, что и постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области N 05-03/746-10 от 13 октября 2010 года, которым Шабанова С.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3/4 суммы незаконной валютной операции, что составляет 19500 рублей.
Фактически Шабанова С.И. дважды привлечена к административной ответственности за одни и те же действия, что противоречит положениям части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при пересмотре постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области N 05-03/746-10 от 13 октября 2010 года, Домодедовский городской суд указанным обстоятельствам никакой оценки не дал.
В связи с этим постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области N 05-03/746-10 от 13 октября 2010 года и решение Домодедовского городского суда Московской области от 22 июля 2011 года, вынесенные в отношении Шабановой С.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ, постановил:
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Московской области N 05-03/746-10 от 13 октября 2010 года и решение Домодедовского городского суда Московской области от 22 июля 2011 года, вынесенное в отношении Шабановой Светланы Ивановны по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Шабановой С.И. прекратить, на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя |
Ю.И. Балабан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Московского областного суда от 15 декабря 2011 г. по делу N 4а-1249/11
Текст постановления размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru