В соответствии со статьей 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Министерства образования Московской области от 09.09.2010 N 1887 "О плане мероприятий Министерства образования Московской области по реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Московской области, для граждан и юридических лиц (далее - Порядок).
2. Установить, что Порядок вступает в силу с 01.01.2012 года.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования Правительства Московской области Ю.В. Картушина.
Министр образования Правительства |
Л.Н. Антонова |
Порядок
определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования Московской области, для граждан и юридических лиц
(утв. приказом Министерства образования Московской области от 20 декабря 2010 г. N 3573)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности бюджетных образовательных учреждений (далее - платные дополнительные образовательные услуги), подведомственных Министерству образования Московской области для граждан и юридических лиц (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
2. Основные понятия и определения, используемые в порядке:
Потребитель - юридическое или физическое лицо, имеющие намерение заказать, либо заказывающие дополнительные образовательные услуги на платной основе для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;
Исполнитель - государственные бюджетные образовательные учреждения Московской области, оказывающие дополнительные образовательные услуги на платной основе по реализации дополнительных образовательных программ дошкольного, общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (далее образовательные учреждения).
Дополнительные образовательные услуги на платной основе (далее - дополнительные образовательные услуги) - услуги, предоставляемые исполнителем, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.
Основной персонал образовательного учреждения - персонал, принимающий непосредственнее участие в оказании дополнительных образовательных услуг.
Персонал учреждения, не участвующий непосредственно в процессе оказания платной услуги - персонал, обеспечивающий деятельность образовательного учреждения (административно-управленческий, административно-хозяйственный, вспомогательный и иной).
Средства на развитие материальной базы образовательного учреждения (прибыль) - это сумма средств, направляемых на развитие материальной базы образовательного учреждения и совершенствование образовательного процесса, которая устанавливается руководителем образовательного учреждения самостоятельно, исходя из потребности конкретного образовательного учреждения.
Цена дополнительной образовательной услуги - это сумма денежных средств, которую уплачивает потребитель за предоставляемую исполнителем дополнительную образовательную услугу.
3. Порядок разработан с целью оказания методической помощи образовательным учреждениям при определении цен на оказываемые дополнительные образовательные услуги.
4. Основными задачами введения данного Порядка являются:
введение единого механизма формирования цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями;
обеспечение возможности планирования финансово-экономических показателей, мониторинга их выполнения;
повышение эффективности работы образовательных учреждений;
обеспечение финансовой стабильности работы образовательных учреждений;
обеспечение условий для окупаемости затрат образовательных учреждений на оказание дополнительных образовательных услуг, сверх образовательных программ, определяющих статус образовательного учреждения;
создание условий экономически обоснованного перехода образовательных учреждений на принцип многоканального финансирования с раздельным учетом объемов оказываемых услуг, затрат на оказание услуг;
сочетание экономических интересов образовательных учреждений и потребителей услуг.
5. Цены на дополнительные образовательные услуги рассчитываются на основе экономически обоснованной себестоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материальной базы образовательного учреждения. (1)
6. Образовательные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов, и получающие доходы от иных источников (в том числе от оказания платных услуг), в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов:
1) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
2) полученных (произведенных) за счет иных источников (ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
7. Образовательные учреждения, осуществляющие услуги (выполнение работ) относящиеся к основным видам деятельности, в учетной политике должны отражать:
1) виды предоставляемых дополнительных образовательных услуг, работ;
2) порядок распределения накладных расходов;
3) метод определения выручки от реализации услуг;
4) метод оценки материальных запасов и готовой продукции;
5) момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых НДС. (п. 3. ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
II. Основные положения по расчету затрат на дополнительные образовательные услуги
8. Формирование цены на дополнительные образовательные услуги основано на принципе полного возмещения затрат образовательного учреждения на оказание дополнительных образовательных услуг, при котором цена складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.
9. Расчет стоимости дополнительных образовательных услуг проводится в соответствии с Перечнем дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными образовательными учреждениями Московской области на платной основе, утвержденным приказом Министерства образования Московской области от 08.07.2010 N 1571.
10. При расчете цены дополнительных образовательных услуг на одного обучающегося, количество потребителей данного вида дополнительных образовательных услуг определяется посредством:
- максимально возможного количества обучающихся по данному виду дополнительных образовательных услуг, рассчитанного в соответствии с наполняемостью (групп, классов и т.д.) образовательного учреждения;
планируемого количества обучающихся по данному виду дополнительных образовательных услуг;
- количества, обучавшихся в предшествующем периоде.
11. Себестоимость дополнительной образовательной услуги в расчете на одного Потребителя (Су n) определяется как частное от деления общей суммы затрат по соответствующему виду дополнительных образовательных услуг к общему количеству Потребителей данного вида платных дополнительных образовательных услуг (К).
, (1)
12. Цена на дополнительную образовательную услугу (Цу) определяется по формуле:
(2)
где
Су - себестоимость дополнительных образовательных услуг;
Ну - налоги на дополнительные образовательные услуги (налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству Российской Федерации) (см. раздел 5).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду раздел 3 настоящего Порядка
Ср - средства на развитие материальной базы образовательного учреждения.
III. Расчет себестоимости дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями
13. Для расчета себестоимости дополнительных образовательных услуг (Су) затраты рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим укрупненным элементам - прямые (Рпр) и косвенные (Ркосв) (ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации):
, (3)
13.1. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием дополнительной образовательной услуги и потребляемые в процессе ее оказания согласно ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации:
1) оплата труда основного персонала (ФОТосн) образовательного учреждения определяется на основе федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Московской области. (Постановление Правительства Московской области от 28.06.2007 N 462/22 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области"). Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 211) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Заработная плата работников образовательных учреждений включает:
- ставки заработной платы (должностные оклады), тарифные ставки, выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
- надбавки и доплаты в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Московской области, регулирующими вопросы оплаты труда.
Расчет расходов на оплату труда производится с учетом годового фонда рабочего времени по каждой категории основного персонала и времени оказания дополнительной образовательной услуги.
Оплата труда основного персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, определяется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
2) начисления на оплату труда основного персонала (Носн), определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают расходы на оплату единого социального налога, а также взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 213) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Начисления на оплату труда основного персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
3) в материальные затраты (Мз), определяемые в соответствии с пунктом 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, входят расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания дополнительной образовательной услуги. Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Материальные затраты рассчитываются на основе фактических данных за предшествующий период, а при отсутствии данного вида дополнительных образовательных услуг в предшествующем периоде можно использовать планово-нормативные показатели на плановый период (год).
4) плата за аренду помещений, сооружений (Ап) определяется в соответствии с заключенными договорами. В прямые расходы арендная плата включается в том случае, если аренда уплачивается за помещения, в которых непосредственно оказывается дополнительная образовательная услуга. Затраты включаются в себестоимость в зависимости от объема оказываемых дополнительных образовательных услуг за определенный период времени и количества потребителей дополнительной образовательной услуги. Данные затраты учитываются по ст. 224 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
5) износ мягкого инвентаря по основным подразделениям рассчитывается исходя из фактических расходов на его приобретение и срока использования. Расчет производится по фактическому списанию в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н). Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В общем виде износ мягкого инвентаря (Ими) может быть определен по формуле:
, (4)
Фсмип - фактическая стоимость п-вида мягкого инвентаря, используемого при оказании дополнительной образовательной услуги (с учетом срока использования мягкого инвентаря) в пересчете на год;
Т- время оказания дополнительной образовательной услуги (час);
Рд - число дней работы образовательного учреждения в году, во время которых оказывалась данная дополнительная образовательная услуга;
Вд - количество часов работы образовательного учреждения за день, во время которых оказывалась данная дополнительная образовательная услуга, час.
В связи с тем, что образовательное учреждение самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, к прямым расходам могут быть отнесены и некоторые другие виды затрат.
Прямые расходы (Рпр) рассчитывается по формуле:
, (7)
13.2 К косвенным расходам (Ркосв), в соответствии со ст. 318 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся те виды затрат, которые необходимы для оказания дополнительных образовательных услуг, но которые нельзя включить в себестоимость методом прямого счета.
Косвенными расходами, при оказании дополнительных образовательных услуг, являются:
1) оплата труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения (ФОТоу) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области включает заработную плату общеучрежденческого персонала, непосредственно не занятого в оказании дополнительных образовательных услуг, включая надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 211) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Оплата труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, определяется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
2) начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения (Ноу) включают расходы на оплату единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносы по страховым тарифам на
обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные затраты учитываются по ст. 210 (под статья 213) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, определяется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
3) хозяйственные расходы (Рх) (расходы на приобретение предметов снабжения, инвентаря, в том числе канцелярских товаров, справочной литературы, картриджей, бумаги, если в ходе обучения будет выдаваться раздаточный материал, закладываются расходы на его размножение и оплату услуг, включая затраты на текущей ремонт), коммунальные расходы, арендная плата на помещения, здания и сооружения определяются по фактическим данным предшествующего года, либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных в соответствии с планом работы на будущий год. Данные затраты учитываются по статьям 220, 310, 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и предусматриваются дополнительно к нормативным затратам в рамках бюджетной сметы образовательного учреждения.
4) Прочие расходы (Рпроч) также определяются по фактическим данным предшествующего года, либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных в соответствии с планом работы на будущий год. Данные затраты учитываются по статьям 220, 290 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Величина косвенных расходов определяется по формуле:
, (8)
где
Ркосв - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость дополнительных образовательных услуг;
ФОТоу - оплата труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения;
Ноу - начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения;
Рх - хозяйственные расходы;
Рпроч - прочие расходы.
В себестоимость конкретной n-ой дополнительной образовательной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально какой- либо распределительной базе (ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации):
1) прямым расходам, приходящимся на дополнительную образовательную услугу через расчетный коэффициент косвенных расходов (Ккр):
, (9)
где
Ркосв n - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной n-ой дополнительной образовательной услуги;
Рпр n - величина прямых расходов, включаемых в себестоимость n-ой платной дополнительной образовательной услуги;
Ккр - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость данной дополнительной образовательной услуги пропорционально прямым расходам.
Коэффициент косвенных расходов (Ккр) рассчитывается по фактическим данным предшествующего периода, либо (в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных за предшествующий период) в соответствии с планом работы на будущий год по формуле:
(10)
где
- сумма косвенных расходов в расчете на весь объем оказанных дополнительных образовательных услуг за год;
- сумма прямых расходов в расчете на весь объем оказанных дополнительных образовательных услуг за год;
2) оплате труда основного штатного персонала образовательного учреждения, непосредственно участвующего в оказании данного вида дополнительных образовательных услуг, в общем фонде оплаты штатного персонала данного образовательного учреждения:
, (11)
где
Кфот - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость дополнительной образовательной услуги пропорционально основной заработной плате штатного персонала образовательного учреждения.
Коэффициент рассчитывается как отношение величины заработной платы работников, непосредственно занятых оказанием данной дополнительной образовательной услуги к общему фонду оплаты труда работающих в образовательном учреждении.
, (12)
где
ФОТосн n - заработная плата работников образовательного учреждения, непосредственно занятых оказанием данной дополнительной образовательной услуги;
- общий фонд оплаты штатного персонала данного образовательного учреждения.
IV. Дискриминация цен на дополнительные образовательные услуги
14. Учитывая специфику формирования спроса на различные виды дополнительных образовательных услуг, его неравномерность во времени, образовательного учреждения могут устанавливать различные цены на одну и ту же услугу (ценовая дискриминация) в зависимости от изменения спроса.
15. Применение пониженной цены допустимо, если предполагается, что экономический эффект достигается за счет привлечения большего числа обучающихся, проведения занятий в группе или на территории заказчика, дотирование менее престижных видов дополнительных образовательных услуг, подразделений, труднокомплектуемых специальностей (в вузах) за счет применения понижающих коэффициентов к усредненной цене с одновременным перераспределением разницы в ценах за счет повышения цены на дополнительные образовательные услуги, пользующиеся повышенным спросом.
Также возможно установление пониженной цены для обучающихся, имеющих особые успехи в учебе (отличные оценки и отсутствие задолженностей по сдаче зачетов и экзаменов).
16. При оказании дополнительных образовательных услуг в форме экстернат, а также в праздничные (выходные) дни, в ночное время (посещение групп выходного дня, продленного дня, ночного пребывания детей) к ценам могут применяться повышающие коэффициенты.
17. Цена дополнительной образовательной услуги с учетом коэффициента дискриминации определяется по формуле:
(13),
где
Ц уд - цена дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя с учетом коэффициента дискриминации;
Су n - себестоимость дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя;
Кд - коэффициент дискриминации.
Коэффициент рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно.
______________________________
(1) В соответствии со статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Московской области от 20 декабря 2010 г. N 3573 "Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования Московской области, для граждан и юридических лиц"
Порядок, утвержденный настоящим приказом, вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст приказа официально опубликован не был