Приказ Министерства образования Московской области
от 12 декабря 2011 г. N 3705
"Об утверждении Порядка осуществления контроля за финансовой деятельностью бюджетных и казенных образовательных учреждений в Московской области"
В соответствии со статьей 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 02.03.2011 N 171/7 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области" и в целях осуществления полномочий по финансовому контролю деятельности бюджетных и казенных образовательных учреждений в Московской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за финансовой деятельностью бюджетных и казенных образовательных учреждений в Московской области.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Московской области от 10.02.2010 N 238 "Об утверждении Порядка проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионным управлением Министерства образования Московской области".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Правительства Московской области Картушина Ю.В.
Министр образования Правительства |
Л.Н. Антонова |
Порядок
осуществления контроля за финансовой деятельностью бюджетных и казенных образовательных учреждений в Московской области
(утв. приказом Министерства образования Московской области от 12 декабря 2011 г. N 3705)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления контроля за финансовой деятельностью бюджетных и казенных образовательных учреждений Московской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Московской области от 02.03.2011 N 171/7 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Московской области", Положением о контрольно-ревизионном отделе (далее - Положение).
На контрольно-ревизионный отдел Министерства образования Московской области (далее - КРО) возложены функции последующего финансового контроля законности, обоснованности, экономической эффективности и целесообразности использования государственными бюджетными и казенными образовательными учреждениями Московской области и муниципальными бюджетными и казенными образовательными учреждениями в Московской области средств федерального бюджета и бюджета Московской области.
2. При проведении контрольной деятельности, оформлении и реализации ее результатов государственные гражданские служащие Московской области, замещающие должности государственной гражданской службы в КРО (далее - гражданские служащие) руководствуются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями Министерства финансов Российской Федерации, законами Московской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Московской области и Правительства Московской области, приказами и распоряжениями Министерства образования Московской области (далее - Министерство), иными нормативными правовыми актами, Положением о КРО и настоящим Порядком.
3. Права, обязанности и полномочия КРО определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, Положением о КРО, настоящим Порядком.
II. Определение, цель и задачи контрольной деятельности
4. Контрольная деятельность осуществляется с помощью контрольных мероприятий, проводимых в виде ревизий и проверок.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемым образовательным учреждением, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого учреждения.
5. Контрольная деятельность осуществляется в целях способствования улучшению финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и укреплению финансовой дисциплины. Цель контрольной деятельности - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Московской области при осуществлении образовательным учреждением хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью и эффективностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
6. Основной задачей контрольной деятельности является проверка соответствия финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений законодательству Российской Федерации по следующим направлениям:
- определение законности, полноты и своевременности взаимных платежей и расчетов проверяемого образовательного учреждения и бюджета
Московской области, а также эффективности и целевого использования государственных средств;
- контроль за соблюдением порядка осуществления приносящей доход деятельности, предельных цен (тарифов) на оплату оказываемых государственных услуг (выполняемых работ), обоснованность образования и расходования средств от приносящей доход деятельности;
- анализ обоснованности расчетов сметных назначений, исполнения сметы доходов и расходов;
- контроль за выполнением плановых (прогнозных) показателей результатов деятельности, анализ причин отклонения фактических показателей результатов деятельности от плановых (прогнозных);
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей;
- использование бюджетных средств по целевому назначению, в том числе на приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- контроль за соблюдением финансовой дисциплины и правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными средствами, в том числе по оплате труда и прочих расчетов с физическими лицами.
III. Организация и проведение контрольной деятельности
7. Контроль своевременного, целевого и рационального использования и сохранности средств федерального бюджета и бюджета Московской области, доходов от использования имущества, находящегося в собственности Московской области, средств, полученных из федерального бюджета и бюджета Московской области муниципальными образованиями Московской области в виде субвенций, субсидий, в том числе средств, полученных образовательными учреждениями в качестве доходов от приносящей доход деятельности, проводится в образовательных учреждениях как в плановом, так и внеплановом порядке.
Контрольные мероприятия в образовательных учреждениях по требованию правоохранительных органов осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу контрольного мероприятия.
Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу контрольного мероприятия.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу контрольного мероприятия принимает руководитель контрольной группы (гражданский служащий, проводящий проверку) исходя из содержания вопроса контрольного мероприятия, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского (бюджетного) учета, срока проведения контрольного мероприятия.
Контрольные действия в отношении операций с денежными средствами, а также расчетных операций проводятся сплошным способом.
9. Контроль за финансовой деятельностью осуществляется в следующей последовательности:
- планирование контрольных мероприятий;
- подготовка к проведению контрольного мероприятия;
- проведение контрольного мероприятия, оформление его результатов;
- контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в деятельности проверенных образовательных учреждений.
10. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения КРО плана работы на календарный год (полугодие) в составе Плана работы Министерства.
11. В отношении образовательных учреждения плановый контроль за финансовой деятельностью проводится по возможности один раз в три года.
12. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся в случае получения от органов государственной власти, юридических лиц и граждан информации о наличии признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, по заданию министра образования Правительства Московской области.
13. При подготовке контрольного мероприятия составляется программа контрольного мероприятия, содержащая:
- форму контрольного мероприятия;
- тему контрольного мероприятия;
- наименование образовательного учреждения;
- перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия;
- сроки проведения контрольного мероприятия.
14. Контрольные мероприятия осуществляются на основании приказа министра образования Правительства Московской области.
15. B ходе контрольного мероприятия проводятся контрольные действия по проверке:
учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию);
полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета;
фактического наличия, сохранности и правильности использования материальных ценностей, находящихся в собственности Московской области, в том числе денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов;
состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и бухгалтерской (бюджетной) отчетности образовательного учреждения;
принятых образовательным учреждением мер по устранению нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущего контрольного мероприятия.
16. Руководитель проверяемого образовательного учреждения обязан создавать надлежащие условия для проведения членами ревизионной комиссии контрольного мероприятия, которые определяются руководителем ревизионной комиссии.
В случае отказа работниками проверяемого образовательного учреждения предоставить необходимые документы, либо возникновения иных препятствий, не позволяющих обеспечить проведение контрольного мероприятия, руководитель ревизионной комиссии, а в необходимых случаях руководитель КРО сообщает об этих фактах министру образования Правительства Московской области.
17. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в проверяемом образовательном учреждении руководитель ревизионной комиссии составляет об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом IV настоящего порядка, и докладывает министру образования Правительства Московской области.
Руководитель КРО направляет руководителю проверяемого образовательного учреждения письмо о необходимости восстановления бухгалтерского учета проверяемом образовательном учреждении.
Контрольное мероприятие проводится после восстановления в проверяемом образовательном учреждении бухгалтерского учета.
IV. Оформление и реализация результатов контрольного мероприятия
18. Проведение контрольного мероприятия подлежит документированию. Документация подлежит хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. По результатам контрольного мероприятия в течение 5 календарных дней составляется акт контрольного мероприятия в двух экземплярах:
для Министерства;
для образовательного учреждения.
Для ознакомления с актом ревизии и его подписания руководителю проверяемого образовательного учреждения устанавливается срок не более 5 календарных дней.
При наличии возражений или замечаний по акту контрольного мероприятия, руководитель проверяемого образовательного учреждения, делает об этом оговорку перед своей подписью и одновременно предоставляет руководителю ревизионной комиссии письменные возражения или замечания с ссылками на нормативные акты, которые приобщаются к материалам контрольного мероприятия и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной комиссии обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний в течение 5 рабочих дней и дать по ним письменное заключение, которое после рассмотрения и утверждения заведующим КРО направляется проверяемому образовательному учреждению и приобщается к материалам контрольной деятельности.
В случае отказа руководителя проверяемого образовательного учреждения или уполномоченного им лица подписать или получить акт контрольного мероприятия руководитель ревизионной комиссии в конце акта ревизии производит запись об их ознакомлении с актом контрольного мероприятия и отказе от подписи или получения акта контрольного мероприятия. Указанная запись должна быть засвидетельствована двумя членами комиссии.
Отказ от получения письменного заключения оформляется в аналогичном порядке.
В этом случае акт контрольного мероприятия (письменное заключение) может быть направлен проверяемому образовательному учреждению по почте или иным способом, позволяющим установить дату его получения. При этом к экземпляру акта контрольного мероприятия, остающемуся на хранении в КРО, прилагаются документы, подтверждающие факт передачи акта контрольного мероприятия проверяемому образовательному учреждению.
Датой окончания контрольного мероприятия является дата подписания акта руководителем ревизионной комиссии.
20. Акт состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
Вводная часть акта может содержать следующую информацию:
- наименование темы контрольного мероприятия;
- дату и место составления акта контрольного мероприятия;
- основании проведения контрольного мероприятия (номер и дата приказа, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения контрольного мероприятия;
- полное наименование и реквизиты образовательного учреждения;
- основные цели и виды деятельности образовательного учреждения;
имеющиеся у образовательного учреждения лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов;
- фамилия, имя, отчество лица, имевшего право первой подписи в учреждении в проверяемом периоде; фамилия, имя, отчество главного бухгалтера, работавшего в проверяемом периоде;
- фамилия, имя, отчество, должность лиц, проводивших предыдущую ревизию, дата проведения контрольного мероприятия, мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Аналитическая часть акта может состоять из разделов в соответствии с вопросами программы контрольного мероприятия.
В итоговой части акта отражаются выводы и предложения по выявленным в ходе контрольного мероприятия нарушениям.
21. При составлении акта контрольного мероприятия гражданские служащие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения информации.
Результаты контрольного мероприятия излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых образовательных учреждениях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, может содержать следующую информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного нарушения.
Не допускается включение в акт контрольного мероприятия различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами контрольного мероприятия, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
Акт контрольного мероприятия не может содержать морально-этическую оценку действий должностных и (или) материально ответственных лиц ревизуемого образовательного учреждения, квалификацию их поступков, намерений и целей.
Объем акта контрольного мероприятия не ограничивается, но проверяющие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов.
22. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе контрольного мероприятия составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт контрольного мероприятия подписывается участником ревизионной комиссии, ответственным за проверку конкретного вопроса программы контрольного мероприятия, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами проверяемого образовательного учреждения.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в основной акт контрольного мероприятия.
23. Материалы контрольного мероприятия состоят из акта контрольного мероприятия и оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте контрольного мероприятия (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.). Материалы каждого контрольного мероприятия в делопроизводстве КРО должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
24. Акт контрольного мероприятия представляется министру образования Правительства Московской области для рассмотрения и принятия соответствующих решений.
25. Выявление нарушений законодательства Российской Федерации влечет применение к виновным лицам мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
26. Качество контрольной деятельности подлежит контролю в соответствии с разработанными критериями оценки результативности контрольной деятельности.
27. По результатам контрольной деятельности за очередной календарный год составляется отчет по утвержденной форме.
28. Образовательное учреждение вправе обжаловать в уполномоченный орган акт контрольного мероприятия, а также действия (бездействие) ревизионной комиссии в срок не более 30 дней с даты подписания акта контрольного мероприятия.
29. КРО осуществляет контроль за принятием мер по материалам контрольного мероприятия для устранения выявленных нарушений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.