В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, постановлением Правительства Московской области от 16.08.2011 N 838/30 "Об утверждении Программы Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", а также в целях реализации Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Рошаль Московской области на 20092012 годы, утвержденной постановлением Главы городского округа Рошаль от 18.12.2009 N 651, Прогнозом социально-экономического развития городского округа Рошаль на период 2012-2014 годы, утвержденным постановлением Администрации городского округа Рошаль от 22.09.2011 N 412, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу городского округа Рошаль по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Программа).
2. Органам Администрации городского округа Рошаль, муниципальным учреждениям городского округа Рошаль руководствоваться положениями Программы при формировании и исполнении бюджета городского округа Рошаль, а также при подготовке проектов нормативных правовых актов городского округа Рошаль.
3. Общему отделу Администрации городского округа Рошаль (Лашнева Т.Г.) обеспечить:
опубликование настоящего постановления в газете "Рошальский вестник";
размещение настоящего постановления на официальном сайте городского округа Рошаль Московской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава городского округа |
И.Л. Юдинцев |
Программа
городского округа Рошаль по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года
(утв. постановлением Администрации городского округа Рошаль Московской области от 26 декабря 2011 г. N 610)
Программа городского округа Рошаль по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, постановлением Правительства Московской области от 16.08.2011 N 838/30 "Об утверждении Программы Правительства Московской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", а также в целях реализации Программы комплексного социально- экономического развития городского округа Рошаль Московской области на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Главы городского округа Рошаль от 18.12.2009 N 651, Прогнозом социально-экономического развития городского округа Рошаль на период 2012-2014 годы, утвержденным постановлением Администрации городского округа Рошаль от 22.09.2011 N 412.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
В 2000-х годах Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ (Программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года), Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы.
В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.
Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:
разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);
ликвидации "необеспеченных федеральных мандатов" и упорядочения основных социальных обязательств;
введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;
создания и развития системы Федерального казначейства, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
установления механизма сбережения нефтегазовых доходов и ограничений дефицита федерального бюджета, направленного на повышение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и снижение влияния на бюджетную систему Российской Федерации внешних экономических рисков;
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (приоритетных национальных проектов, докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных (муниципальных) заданий, проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года);
перехода от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
создания законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.
Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем.
При проведении бюджетных реформ в городском округе Рошаль:
поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты (планы деятельности Администрации городского округа Рошаль, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, муниципальные задания);
переход от годового к среднесрочному финансовому планированию;
создание нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения муниципальных (государственных) услуг;
установление порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением заказа для муниципальных нужд, создание комиссии по размещению заказов;
ведение реестра расходных обязательств городского округа Рошаль;
внедрение отраслевой системы оплаты труда в бюджетной сфере городского округа Рошаль и ее совершенствование;
оптимизация сети бюджетной сферы городского округа Рошаль;
сокращение неэффективных расходов; сокращение кредиторской задолженности бюджета городского округа Рошаль;
внедрение информационных технологий для автоматизации отдельных этапов бюджетного процесса в городском округе Рошаль в части формирования и ведения бюджетной росписи, исполнения бюджета, составления отчетности об исполнении бюджета, а также контроля за исполнением бюджета.
В кризисный период органами местного самоуправления городского округа Рошаль был реализован значительный комплекс мер, направленных на повышение финансовой дисциплины, снижение нагрузки на бюджет, реализацию жесткого режима сокращения бюджетных расходов, повышение их эффективности.
В приоритетном порядке сокращались расходы на содержание органов местного самоуправления.
В городском округе Рошаль штатная численность лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, в течение 2009 года сократилась на 9 единиц, в 2010 году она составила 50 единиц (без численности лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, для исполнения государственных полномочий).
Расходы на содержание органов местного самоуправления городского округа Рошаль за 2009 год в части оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда составили 21 811 тыс. рублей (без расходов на содержание численности лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, для исполнения государственных полномочий). В 2010 году данные расходы уменьшились и составили 20 745,29 тыс. рублей.
Сокращались неэффективные расходы в сферах здравоохранения, образования.
В результате реализации данных мероприятий осуществлена оптимизация штатной численности работников МБУЗ "Рошальская городская больница", усилена работа с амбулаторно-поликлиническим звеном по оказанию медицинской помощи хроническим больным с целью снижения количества вызовов скорой медицинской помощи, что привело к значительному сокращению неэффективных расходов бюджета на здравоохранение в 2009 году по сравнению с 2008 годом - с 16 674,09 тыс. рублей до 2 468,85 тыс. рублей, в 2010 году - 2 056,75 тыс. рублей.
Поэтапно снижаются неэффективные расходы и в сфере общего образования.
Объем неэффективных расходов составил: в 2008 году - 30 750,71 тыс. рублей; в 2009 году - 30 601,91 тыс. рублей, в 2010 году - 16 258,11 тыс. рублей.
В 2009 году были осуществлены мероприятия по оптимизации сети и штатных расписаний образовательных учреждений.
В результате оптимизация сети образовательных учреждений были реорганизованы два учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольные учреждения и сокращено 4 класса- комплекта.
В рамках оптимизации штатных расписаний образовательных учреждений сокращено 112,7 штатных единиц.
Также была установлена предельная численность работников муниципальных учреждений городского округа Рошаль.
В 2010 году работа по снижению неэффективных расходов продолжилась.
В результате было ликвидировано МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа N 3 и сокращено 3 класса-комплекта.
Также было сокращено 5,75 единиц прочих работающих.
Вышеназванные мероприятия позволили снизить объем неэффективных расходов.
Неэффективные расходы в связи с излишней численностью прочего персонала обусловлены наличием в городском округе Рошаль МОБУ Начальная школа - детский сад N 5, в котором функционируют четыре коррекционных класса охраны зрения.
Дальнейшее продолжение мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений - изменение типа данного учреждения путем создания дошкольного учреждения с 01.09.2012 при условии выделения средств из бюджета Московской области на функционирование учреждения нового типа.
В 2010 году была утверждена долгосрочная целевая программа городского округа Рошаль "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности городского округа Рошаль на период 2010-2012 годов".
Цель программы - создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы городского округа Рошаль на энергосберегающий путь развития, повышения энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов.
В первую очередь в рамках реализации мероприятий вышеназванной программы выполнены теплоизоляционные работы и работы по устройству тепловых пунктов с установкой узлов учета тепловой энергии в ряде муниципальных учреждений городского округа Рошаль на сумму 3,3 млн. рублей.
В 2012 году работы по установке узлов учета тепловой энергии, водопотребления будут завершены по всем муниципальным учреждениям.
Объем налоговых и неналоговых доходов в 2010 году увеличился на 29,4 млн. рублей или на 21,6 процента, из них возросло поступление налога на доходы физических лиц на 25,9 млн. рублей или на 25,0 процентов, увеличилось поступление единого налога на вмененный доход на 1,0 млн. рублей или на 12,0 процентов, увеличилось поступление налога на имущество физических лиц на 0,6 млн. рублей или 41,7 процента, снизилось поступление доходов от продажи муниципального имущества на 1,6 млн. рублей или на 26,8 процента.
На рост налоговых и неналоговых доходов повлияло поступление в бюджет городского округа Рошаль возмещения стоимости жилых помещений из муниципального жилищного фонда, предоставленных гражданам - ветеранам ВОВ в сумме 2,9 млн. рублей.
В 2011 году объем налоговых и неналоговых доходов уменьшился на 9,4 млн. рублей, или на 5,7%, что связано:
с неосуществлением в 2011 году продажи муниципального имущества;
изменением направления уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, с местного бюджета на федеральный бюджет;
изменением сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с федеральным законодательством. По сравнению с 2010 годом возросло: поступление налога на доходы физических лиц на 2,6 млн. рублей, или на 2,0%;
поступление единого налога на вмененный доход на 0,6 млн. рублей, или на 6,1%;
поступление доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, на 0,6 млн. рублей, или на 9,4%.
За последние годы дотации бюджету городского округа Рошаль снизились с 174,8 млн. рублей в 2008 году до 63,3 млн. рублей в 2011 году.
Предпринятые в 2009 году Администрацией городского округа Рошаль антикризисные меры обеспечили в 2010 году бесперебойное финансирование бюджетной сферы, поддержание сбалансированности городского бюджета с целью безусловного исполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной системы. Кроме того, сформированный по состоянию на 01.01.2010 за счет средств местного бюджета резервный остаток в размере около 25 млн. рублей был направлен на финансирование не только первоочередных социально значимых расходов бюджета городского округа Рошаль, а также и оплату исполнительных листов за теплоэнергию ООО "Инвестгазпром".
Объем муниципального долга городского округа Рошаль по состоянию на 1 января 2011 года составлял 40,0 млн. рублей (по муниципальным гарантиям, выданным в 2007 году).
По состоянию на 1 января 2012 года объем муниципального долга городского округа Рошаль по сравнению с 2010 годом увеличился на 28,0 млн. рублей и составил 68,0 млн. рублей. Структура муниципального долга городского округа Рошаль включает в себя:
кредиты, полученные от кредитных организаций в размере 28,0 млн. рублей для оплаты исполнительных документов Арбитражного суда Московской области по искам ресурсоснабжающей организации ООО "Инвестгазпром", ввиду разногласий Администрации городского округа Рошаль в объемах потребленной теплоэнергии за период 2008-2010 годов, а также по иску строительно - монтажных организаций за выполненные работы при ликвидации аварии в городском округе Рошаль на бесхозяйном участке трубопровода в период подготовки к отопительному сезону 2009-2010 годов в объеме 6,7 млн. рублей;
предоставленные в 2007 году муниципальные гарантии в размере 40,0 млн. рублей для получения кредитов подрядными организациями ООО "Армада Строй Вояж", ООО СФ "Премьер" для проведения мероприятий по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2007-2008 гг.
Погашение кредитов, полученных от кредитных организаций в 2011 году в размере 28,0 млн. рублей, запланировано в 2012 году.
Списание муниципального долга в объеме 40,0 млн. рублей не представляется возможным из-за отсутствия информации от бенефициара (ЗАО "Московский залоговый банк"; Компания БЕЛИОР ЛИМИТЕД) о погашении принципалами (ООО "Армада Строй Вояж" (35,0 млн. рублей), ООО СФ "Премьер" (5,0 млн. рублей)) обязательств по Кредитным договорам 2007 года, обеспеченных Гарантиями муниципального образования "городской округ Рошаль".
В целях реализации мер по повышению качества управления муниципальными финансами, повышения качества организации бюджетного процесса, проводится работа по сокращению уровня муниципального долга городского округа Рошаль в 2012 году.
В городском округе Рошаль на 1 января 2011 года кредиторская задолженность составила 1,9 млн. рублей (за выполненные работы по установке узлов учета тепловой энергии в муниципальных учреждениях городского округа Рошаль). Кредиторская задолженность по заработной плате и коммунальным услугам отсутствует.
На 1 января 2012 года объем кредиторской задолженности городского округа Рошаль не изменился и запланирован к погашению в 2012 году.
В целях обеспечения сбалансированности бюджета в 2010 году и в 2011 году с учетом острого недостатка средств, а также возникших непредвиденных расходов, ряд расходных обязательств был пересмотрен. Главным образом это связано с отсутствием четкого законодательного регулирования отношений между поставщиками энергоресурсов и их потребителями. К тому же управление объектами частной формы собственности, функционирование которых жизненно - важно для населения (тепло-, электроэнергетика), проявило свою безответственность и ненадежность. Данные факторы привели к пересмотру намеченных планов.
Реализация мероприятий для достижения поставленных целей в рамках программ городского округа Рошаль и муниципальных заданий для муниципальных учреждений городского округа Рошаль обеспечила увеличение доли расходов бюджета, сформированных программно-целевым методом планирования и исполнения бюджета. В городском округе Рошаль в 2012 году:
доля расходов бюджета городского округа Рошаль, сформированных в рамках муниципальных долгосрочных целевых программ, в общем объеме расходов бюджета городского округа Рошаль (без учета расходов за счет субвенций на исполнение делегированных полномочий), составляет 17,9% (в 2011 году - 7,74%);
доля расходов бюджета городского округа Рошаль, сформированных в рамках проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (без учета расходов за счет субвенций на исполнение делегированных полномочий), составляет 52,0%.
В 2011 году продолжены мероприятия, связанные с обеспечением доступа пользователей к информации о деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль.
В целях информирования населения через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" в конце 2009 года был создан официальный сайт городского округа Рошаль Московской области. Осуществляется информационная наполняемость сайта, размещение информации о деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль.
Для обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте городского округа Рошаль Московской области, ведутся подготовительные работы открытия пункта подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в помещении здания Муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Рошаль "Рошальская городская библиотека".
В 2011 году выполнены в полном объеме в установленные сроки все плановые мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений.
Муниципальные учреждения городского округа Рошаль изменили тип - с сентября все учреждения функционировали в соответствии с новыми уставами. Из 24 учреждений - 22 как бюджетные, 2 как казенные учреждения. Установленный законодательством переходный период - с 1 января 2011 по 30 июня 2012 года - был завершен в декабре 2011 года.
Осуществляемая оптимизация сети,
штатных расписаний муниципальных бюджетных учреждений позволили обеспечить функционирование муниципальных учреждений с предоставлением всех запланированных услуг.
С 2012 года в отношении муниципальных бюджетных учреждений осуществлен переход от финансирования по смете к финансовому обеспечению выполнения муниципальных заданий. Разработаны и утверждены перечень муниципальных услуг (14 единиц услуг), нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), муниципальные задания.
В 2011 году руководителями муниципальных учреждений представлялась информация о возможности создания автономных учреждений. Этот вопрос должен получить развитие в 2012 году.
С 2012 года государственные (муниципальные) учреждения обеспечивают открытость и доступность установленных законодательством документов, сведения о которых размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на официальном сайте в сети Интернет на основании информации, предоставляемой учреждениями.
В настоящее время все подготовительные мероприятия в этом направлении в городском округе Рошаль проведены, никаких дополнительных планов не требуется.
В 2011 году продолжилась работа по повышению эффективности деятельности учреждений социальной сферы, качеству услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, в том числе предоставляемых в электронном виде.
В соответствии с принятым Планом перехода на предоставление первоочередных муниципальных услуг в электронном виде в городском округе Рошаль на официальном сайте городского округа Рошаль Московской области осуществляется ведение Реестра муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления городского округа Рошаль. В настоящее время размещены сведения о 19 услугах. Продолжается работа по разработке административных регламентов предоставления (выполнения) услуг (функций).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" внесены соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты городского округа Рошаль.
Сведения о 9 услугах (функциях), содержащиеся в муниципальном реестре, представлены для размещения в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в разделе "Реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления".
Проводится работа по реформированию
системы закупок для муниципальных нужд и нужд муниципальных бюджетных учреждений.
В целях осуществления внешнего контроля и обеспечения деятельности контрольно- счетного органа, Администрацией городского округа Рошаль подготовлены предложения по изменению структуры органов местного самоуправления городского округа Рошаль.
В 2011 году Администрацией городского округа Рошаль в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и с принятием Закона Московской области от 11.11.2011 N 194/2011-ОЗ "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Московской области" были подготовлены на рассмотрение Совета депутатов городского округа Рошаль предложения по созданию контрольно-счетной комиссии городского округа Рошаль. Решение о создании контрольно-счетного органа будет принято в январе 2012 года.
Создание контрольно-счетного органа направлено на дальнейшее повышение эффективности бюджетной политики в городском округе Рошаль.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа Рошаль в условиях модернизации управления общественными финансами Российской Федерации увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления и повышению эффективности бюджетных расходов.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы:
развитие предпосылок, условий и механизмов для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль и муниципальных учреждений городского округа Рошаль по выполнению муниципальных (государственных) функций и обеспечению потребностей граждан в муниципальных (государственных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально- экономического развития.
Условием реализации Программы является обеспечение сбалансированности бюджета городского округа Рошаль и продолжение мероприятий по привлечению инвесторов в условиях усиления роли государства в решении вопросов модернизации и инновационного развития российской экономики, а также в четком определении сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов государственной власти и органов местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований.
Для достижения цели Программы необходимо создание и использование механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности городского округа Рошаль, и полномочиями органов местного самоуправления городского округа Рошаль;
совершенствование программно-целевого метода исходя из целей и индикаторов Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Рошаль Московской области на 2009-2012 годы.
Для решения указанных задач в 2012 году необходимо продолжить работу по следующим основным направлениям:
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
переход к утверждению "программного" бюджета;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;
развитие муниципального финансового контроля и внутреннего контроля.
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
развитие информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Реализация мер направлена на развитие организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов.
3. Сбалансированность и устойчивость бюджета городского округа Рошаль
Обеспечение сбалансированности бюджета городского округа Рошаль является необходимым условием реализации Программы.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности субъектов экономики;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение главной цели - роста уровня и качества жизни населения.
Устойчивый экономический рост обеспечивает расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня доходов консолидированного бюджета Московской области, бюджета городского округа Рошаль и, как следствие, достижение ключевой конечной цели Программы комплексного социально-экономического развития городского округа Рошаль Московской области на 2009-2012 годы - роста уровня и качества жизни населения городского округа Рошаль.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль, в том числе в сфере бюджетной политики, необходимо соблюдение следующих принципов бюджетной политики:
надежность и реалистичность прогнозов социально-экономического развития городского округа Рошаль, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета городского округа Рошаль с учетом среднесрочного прогноза основных параметров бюджета городского округа Рошаль на 3-х летний период, основанных на реалистичных оценках;
ограничение дефицита бюджета городского округа Рошаль, муниципального долга и формирование профицитного бюджета городского округа Рошаль;
сокращение муниципального долга городского округа Рошаль по мере стабилизации экономической ситуации;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;
полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей бюджетной политики (включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения уже установленных действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения и только при наличии источника их финансирования;
принятие новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для внедрения указанных выше принципов необходимо реализовать следующие основные меры:
формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития (на срок не менее 3 лет) и разработка программ комплексного социально-экономического развития;
оценка возможностей по увеличению условно утверждаемых расходов бюджета городского округа Рошаль;
оптимизации налоговых льгот; повышение использования потенциала имущественных налогов и земельного налога;
использование при обеспечении доступности информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в региональные и местные бюджеты;
способствовать повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Московской области и органов местного самоуправления городского округа Рошаль при администрировании налогов и других платежей.
повышение эффективности осуществления органами городского округа Рошаль бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджета городского округа Рошаль, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета городского округа Рошаль;
совершенствование организации прогнозирования кассового исполнения бюджета городского округа Рошаль с установлением ответственности главного распорядителей средств бюджета городского округа Рошаль за качество и соблюдение показателей кассового плана.
Основными направлениями деятельности по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа Рошаль являются повышение поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет городского округа Рошаль, сокращение кредиторской задолженности бюджета городского округа Рошаль, снижение долговой нагрузки, совершенствование бюджетной политики.
Мероприятия по совершенствованию бюджетной политики в городском округе Рошаль должны учитывать:
необходимость стимулирования работы муниципальных учреждений городского округа Рошаль (далее - муниципальные учреждения) в достижении наилучших показателей их деятельности;
повышение результативности использования средств бюджета городского округа Рошаль, предоставляемых муниципальным учреждениям, путем их включения в состав мероприятий, реализуемых в рамках долгосрочных целевых программ городского округа Рошаль;
предоставление отдельных субсидий из бюджета городского округа Рошаль муниципальным учреждениям с учетом уровня достижения плановых показателей или реализации органами местного самоуправления городского округа Рошаль мероприятий по изменению правового статуса муниципальных учреждений.
4. Переход к программной структуре расходов бюджета городского округа Рошаль
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, как одного из показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления, является программно-целевой принцип.
В городском округе Рошаль создана нормативная правовая база, регламентирующая процесс разработки и реализации долгосрочных целевых программ городском округе Рошаль, введены процедуры оценки эффективности реализации данных программ, их изменения или досрочного прекращения с учетом фактических достигнутых результатов в ходе реализации.
Расширение применения программно-целевого принципа планирования бюджетных ассигнований позволит повысить качество бюджетного планирования и существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись расходов бюджета городского округа Рошаль.
Внедрение принципов формирования "программного" бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам потребуют изменения порядка составления и утверждения бюджетов и, соответственно, корректировки бюджетной классификации Российской Федерации.
В соответствии с принципами разграничения полномочий по регулированию бюджетных правоотношений решение этих вопросов будет осуществляться каждым публично-правовым образованием самостоятельно. При этом, поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены общие требования к организации бюджетного процесса, потребуется внесение изменений, позволяющих публично-правовым образованиям определять целесообразность (исходя из степени подготовленности), порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к целевым статьям, отражающим состав государственных (муниципальных) программ и их подпрограмм.
В связи с чем, по мере внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации будут вноситься изменения в порядок составления и утверждения долгосрочных целевых программ городского округа Рошаль и в порядок составления и утверждения ведомственных целевых программ городского округа Рошаль.
5. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их исполнения
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать:
совершенствование контрольной деятельности;
оптимизация состава и полномочий органов Администрации городского округа Рошаль, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих;
повышение квалификации муниципальных служащих Администрации городского округа Рошаль, в том числе самообучение;
повышение качества планов работы органов Администрации городского округа Рошаль;
реализации мероприятий по информатизации городского округа Рошаль в целях обеспечения внедрения и развития элементов электронного правительства, повышения эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов местного самоуправления городского округа Рошаль;
реализации мероприятий по оптимизации межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления;
расширение применения электронной формы оказания услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления городского округа Рошаль;
противодействие коррупции и снижение административных барьеров.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является управление муниципальной собственностью, повышение эффективности которого необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества, находящегося в собственности городского округа Рошаль и обеспечение его учета;
инвентаризация объектов муниципальной собственности городского округа Рошаль, оформление прав на них;
создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды имущества городского округа Рошаль;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий городского округа Рошаль;
совершенствование приватизационных процедур;
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования имущества городского округа Рошаль.
Переход к "программному" бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам муниципальными бюджетными учреждениями городского округа Рошаль муниципальных (государственных) услуг требуют усиления муниципального финансового контроля. В этих целях необходимо: организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований;
принять меры по повышению качества и надежности муниципального финансового контроля;
исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Муниципальный финансовый контроль необходимо осуществлять по следующим вопросам:
соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета городского округа Рошаль.
Контрольно-счетный орган городского округа Рошаль, образуемый Советом депутатов городского округа Рошаль, осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль (аудит), его полномочия определяются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом городского округа Рошаль Московской области, решениями Совета депутатов городского округа Рошаль и иными правовыми актами городского округа Рошаль.
Одним из основных вопросов в деятельности контрольно-счетного органа городского округа Рошаль является осуществление контроля за использованием средств бюджета городского округа Рошаль, а также соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Рошаль.
Финансовое управление Администрации городского округа Рошаль также обеспечивает осуществление муниципального финансового контроля, в том числе:
осуществляет муниципальный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета городского округа Рошаль, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета городского округа Рошаль;
осуществляет предварительный и текущий контроль в ходе бюджетного планирования и санкционирования финансовых операций с бюджетными средствами в отношении главных распорядителей и получателей средств бюджета городского округа Рошаль.
Дальнейшее усиление контрольных функций Администрации городского округа Рошаль связано с рассмотрением предложений по созданию в Администрации городского округа Рошаль органа муниципального контроля и укреплением роли органов Администрации городского округа Рошаль в вопросах развития муниципальных учреждений (финансово-хозяйственная деятельность, пользование имуществом и земельными участками, лицензионная деятельность и т.д.) в свете изменения правового положения муниципальных учреждений.
6. Повышение эффективности предоставления муниципальных (государственных) услуг
Сеть государственных (муниципальных) учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и функционировала в отрыве от современных подходов к развитию государственного (муниципального) управления и принципов оптимальности и достаточности оказания государственных (муниципальных) услуг. Перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения происходит невысокими темпами. Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планировались, как правило, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а необходимости содержания существующих мощностей. Планирование бюджетных ассигнований осуществлялось по большей части методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде. В связи с чем поставлен вопрос повышения качества государственных (муниципальных) услуг и только потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
В связи с внесением Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и введением в действие с 1 января 2009 года положения статьи 69.2, в соответствии с которым при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг физическим и юридическим лицам должны использоваться муниципальные задания, в городском округе Рошаль проведена работа для внедрения муниципальных заданий по оказанию муниципальных (государственных) услуг.
В соответствии с принятыми в 2010 году нормативными правовыми актами городского округа Рошаль, начиная с 2011 года при составлении проекта бюджета городского округа Рошаль планирование бюджетных ассигнований на оказание муниципальными учреждениями городского округа Рошаль муниципальных (государственных) услуг (выполнение работ) осуществляется с учетом сводных показателей проектов муниципальных заданий.
Повышение эффективности бюджетных расходов на предоставление муниципальных (государственных) услуг (выполнение работ) направлено на достижение следующих целей:
повышение доступности и качества муниципальных (государственных) услуг (работ) в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта;
укрепление муниципальных учреждений городского округа Рошаль высокопрофессиональными кадрами, в том числе руководителей;
повышение уровня профессиональной подготовки, уровня правовых знаний руководителей и специалистов муниципальных учреждений городского округа Рошаль;
обеспечение эффективного использования ресурсов сети муниципальных учреждений городского округа Рошаль и достижение оптимального соответствия оказания муниципальных (государственных) услуг (выполнения работ) потребностям населения городского округа Рошаль;
создание условий для оптимизации бюджетной сети и развития всех типов и видов муниципальных учреждений городского округа Рошаль;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений городского округа Рошаль, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
расширение видов услуг, оказываемых муниципальными учреждениями городского округа Рошаль на платной основе;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо:
совершенствование деятельности муниципальных учреждений городского округа Рошаль с изменением их правового статуса;
совершенствование новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных (государственных) услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих государственные (муниципальные) услуги, для потребителей этих услуг.
Также необходимо решить следующие задачи, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов:
повышение ответственности за достоверность оценки объемов действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений городского округа Рошаль;
обеспечение обоснованного и объективного распределения субсидий муниципальным бюджетным учреждениям городского округа Рошаль на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных (государственных) услуг (выполнением работ) и субсидий на иные цели;
совершенствование системы управления закупками и поставками продукции для муниципальных нужд городского округа Рошаль и нужд муниципальных учреждений городского округа Рошаль, в том числе по внедрению современных информационных технологий, в целях обеспечения экономного и рационального использования средств бюджета городского округа Рошаль с формирование в Российской Федерации комплексной контрактной системы;
внедрение информационных технологий с целью принятия оперативных решений по осуществлению муниципальных (государственных) услуг городского округа Рошаль и функций органов местного самоуправления городского округа Рошаль;
завершение мероприятий по установке приборов учета энергетических ресурсов в муниципальных учреждениях городского округа Рошаль.
7. Реформирование системы бюджетных платежей
В настоящее время все средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сконцентрированы на единых счетах бюджетов, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы в целом.
В условиях проводимых Центральным банком Российской Федерации мероприятий по оптимизации своей расчетной сети, а также по развитию платежной системы в направлении централизации осуществления расчетных операций становится актуальным вопрос об изменении принципов взаимоотношений платежных систем Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства при выполнении функции по кассовому обслуживанию бюджетов публично-правовых образований.
В рамках реализации указанных мероприятий в 2010-2012 годах осуществлялась подготовка соответствующей нормативной правовой базы, в том числе законодательной, для обеспечения реформирования системы бюджетных платежей до 2017 года включительно.
В настоящее время городской округ Рошаль столкнулся с определенными трудностями с проведением кассовых операций с наличными денежными средствами из-за отсутствии на его территории учреждений Центрального банка Российской Федерации и Федерального казначейства. Территориальная удаленность этих структур повлекла за собой увеличение финансовых затрат муниципальных учреждений городского округа Рошаль и затрат рабочего времени (от 3-х до 4-х часов на одну поездку).
Решение данного вопроса требует проработки.
8. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными (муниципальными) финансами на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства.
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Законодательством предусмотрено создание официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о деятельности всех государственных (муниципальных) учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
В целях удовлетворения современных требований к составу и качеству информации о финансовой деятельности, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами, которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности муниципальных органов городского округа Рошаль путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных (государственных) услуг, в том числе информации в разрезе долгосрочных целевых программ городского округа Рошаль, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов целевых программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных (государственных) услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично- правовых образований, размещения заказов на их поставку и исполнения государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов государственной (муниципальной) собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета, в частности, потребуется создание информационных ресурсов и общероссийских реестров, содержащих информацию об организациях государственного сектора, государственных (муниципальных) служащих, государственных (муниципальных) заданиях, оказываемых услугах и деятельности государственных (муниципальных) учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований.
Кроме того, необходимо продолжить модернизацию уже имеющихся информационных баз (реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных контрактов и т.д.), создав технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета. Для решения поставленных задач рассматривается вопрос о реализации следующих мероприятий:
разработка нормативных правовых актов и методических материалов для обеспечения формирования и централизованного ведения общероссийских реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия;
обеспечение проектирования системы электронного бюджета как комплекса взаимоувязанных компонентов, обеспечивающих функционирование системы;
создание единого портала государственных (муниципальных) финансов (портал электронного бюджета) для обеспечения публичного доступа к информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, формируемой на основании сведений системы электронного бюджета;
обеспечение развития функциональности автоматизированной системы Федерального казначейства, в том числе для ведения плановых показателей в разрезе бюджетных услуг, мониторинга результативности и эффективности бюджетных расходов, управления основными средствами и обязательствами сектора государственного управления, ведения бюджетного, управленческого и кадрового учета организаций сектора государственного управления, а также для предоставления соответствующих услуг организациям сектора государственного управления с использованием средств удаленного взаимодействия.
Создание и использование региональной информационной системы управления общественными финансами Московской области будет обеспечиваться интеграцией в нее создаваемых и имеющихся информационных систем и ресурсов, содержащих в том числе информацию об организациях муниципального сектора, муниципальных (государственных) заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений городского округа Рошаль.
Для этой цели при необходимости может проводиться работа, как по созданию, так и по модернизации имеющихся информационных систем и баз данных в городском округе Рошаль, направленной на обеспечение их технологической совместимости (взаимоувязки) с другими компонентами региональной информационной системы.
Внедрение информационной системы управления общественными финансами позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
9. Организация реализации Программы
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии с Планом мероприятий по реализации Программы городского округа Рошаль по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года согласно приложению к настоящей Программе.
В план включены основные мероприятия, которые необходимо выполнить в 2012 году, для того чтобы учесть результаты Программы при формировании прогнозов бюджета городского округа Рошаль на 2013 год, а также среднесрочных финансовых планов городского округа Рошаль на 2013-2015 годы.
На реализацию мероприятий Программы будут влиять изменения, вносимые в Бюджетный кодекс Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, Московской области.
При реализации мероприятия Программы при необходимости будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты городского округа Рошаль.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Рошаль на 2012 год на текущее финансирование деятельности исполнителей мероприятий в рамках ведомственных целевых программ городского округа Рошаль и долгосрочных целевых программ городского округа Рошаль.
План
работы Рошальской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2012 год
N |
Рассматриваемые вопросы |
Исполнители |
Сроки исполнения |
1. Организационные мероприятия | |||
1.1. |
Проведение заседаний Рошальской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
Координатор Комиссии, Координаторы сторон |
Март Июнь Сентябрь Декабрь |
1.2. |
Взаимодействие сторон |
Координаторы сторон |
По мере необходимости |
2. Рассмотрение материалов | |||
2.1. |
О реализации Рошальского городского (территориального) трехстороннего соглашения между Администрацией городского округа Рошаль, профсоюзными организациями городского округа Рошаль и работодателями городского округа Рошаль на 2011-2013 годы (далее - Территориальное соглашение) в 2011 году |
Стороны |
Март |
2.2. |
Об итогах работы Рошальской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в 2011 году |
Стороны |
Март |
2.3. |
О внесении изменений в Территориальное соглашение |
Стороны |
Февраль Март |
2.4. |
О предложениях по присоединению к Территориальному соглашению |
Стороны |
В течение года |
2.5. |
О предложениях по награждению государственными наградами Российской Федерации, государственными наградами Московской области и наградами городского округа Рошаль руководителей организаций, работников организаций |
Стороны |
В течение года |
2.6. |
О ходе реализации Территориального соглашения в 2012 году |
Стороны |
Июнь Сентябрь Декабрь |
2.7. |
О проекте плана работы Рошальской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2013 год |
Стороны |
Декабрь |
3. Информирование сторон. Освещение в средствах массовой информации | |||
3.1. |
О подготовке к проведению Праздника труда в Московской области |
Стороны |
Январь-апрель |
3.2. |
О социально-экономических показателях по городскому округу Рошаль за соответствующий период |
Координатор Комиссии, Стороны |
Март Сентябрь |
3.3. |
Освещение в средствах массовой информации О предложениях по присоединению к территориальному соглашению |
Секретарь Комиссии, Стороны |
По мере необходимости В течение года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Рошаль Московской области от 26 декабря 2011 г. N 610 "Об утверждении Программы городского округа Рошаль по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"
Текст постановления опубликован в газете "Рошальский вестник" от 21 апреля 2012 г., N 15