Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Ступинского муниципального района
от 17 января 2012 г. N 83-п
Программа
"Развитие конкуренции в Ступинском муниципальном районе на 2012-2015 годы"
Паспорт
Программы "Развитие конкуренции в Ступинском муниципальном районе на 2012-2015 годы"
Наименование Программы |
"Развитие конкуренции в Ступинском муниципальном районе на 2012-2015 годы" |
Основание для разработки Программы |
Программа развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р; Программа по развитию конкуренции в Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 19.11.2009 г. N 1000/47; рекомендации Министерства экономики Московской области по подготовке муниципальных программ по развитию конкуренции. |
Разработчик Программы |
Администрация Ступинского муниципального района |
Цель Программы |
Создание экономических, организационных, правовых и иных условий, обеспечивающих действие внутренних механизмов развития конкурентной среды, появление новых участников на товарных рынках Ступинского муниципального района, защиту конкуренции и повышение экономической эффективности удовлетворения потребностей граждан в товарах и услугах. |
Основные задачи Программы |
Например: - формирование стимулов и благоприятных условий для занятия гражданами предпринимательской деятельностью и обеспечение равного и свободного доступа на рынки товаров, работ и услуг всем участникам; - оптимизация деятельности органов местного самоуправления с учетом требований упрощения ведения предпринимательской деятельности участниками рынка; - снижение и устранение необоснованных административных барьеров, разработка административных регламентов предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления, развития практики оценки регулирующего воздействия, упрощения процедур получения предпринимателями разрешений и согласований, повышения эффективности контроля и надзора; - создание системы, исключающей установление органами местного самоуправления необоснованных административных барьеров; - совершенствование информационного обеспечения порядка предоставления муниципальных услуг; - осуществление мониторинга потребности в товарах и услугах на различных локальных рынках с размещением его результатов на сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет; - создание условий для предупреждения нарушений законодательства о конкуренции органами местного самоуправления и недобросовестной конкуренции участников рынка; - повышение прозрачности деятельности и информационной открытости органов местного самоуправления Московской области; - сокращение административного и экономического вмешательства органов местного самоуправления в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов; - развитие муниципального заказа, в том числе расширение практики заказа медицинских и образовательных услуг на основе конкурсных процедур; - развитие транспортной, информационной, финансовой, энергетической, логистической инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка и т.д. |
Мероприятия Программы |
Примерный перечень мероприятий Программы приведен в Приложении 1. |
Сроки реализации Программы |
Например: Программа рассчитана на 2012-2015 годы. |
Исполнители |
Органы местного самоуправления муниципального района/городского округа; организации, осуществляющие деятельность на территории муниципального района/городского округа Московской области |
Финансовое обеспечение |
Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счет средств, направляемых на реализацию муниципальных целевых программ и сметное финансирование, а также собственных и привлеченных средств хозяйствующих субъектов |
Целевые индикаторы и показатели |
Доля товаров местных производителей в товарообороте по группам аналогичных товаров, реализуемых в магазинах розничных торговых сетей; количество вновь созданных сельскохозяйственных потребительских предприятий, сельскохозяйственных рынков; доля строительных площадок, размещаемых посредством проведения торгов; доля утвержденных генеральных планов городских и сельских поселений; доля утвержденных правил землепользования и застройки поселений муниципального района; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление домами посредством товариществ собственников жилья или жилищных кооперативов; доля частных организаций здравоохранения, участвующих в системе обязательного медицинского страхования; доля частных образовательных учреждений в общем количестве дошкольных и общеобразовательных учреждений; доля общеобразовательных учреждений с направлениями развития индивидуальных способностей детей в общем количестве общеобразовательных учреждений; количество нормативных правовых актов органа местного самоуправления, затрагивающих интересы субъектов малого предпринимательства. |
Ожидаемые конечные результаты |
В результате реализации Программы предусматривается достичь: рост предпринимательской активности населения; повышение конкурентоспособности производимых в районе товаров и услуг; насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, увеличение их поставок по каналам межрегионального товарообмена; повышение удовлетворенности потребителей качеством, доступностью и уровнем цен на товары и услуги; повышение результативности защиты конкуренции от недобросовестной конкуренции; роста эффективности и прозрачности муниципального администрирования предпринимательской деятельности; улучшение взаимодействия предпринимательского сообщества с органами местного самоуправления; создание условий для развития конкуренции в среднесрочной и долгосрочной перспективах; увеличение доли многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют управление домами посредством товариществ собственников жилья или жилищных кооперативов; увеличение доли частных образовательных учреждений в общем количестве дошкольных и общеобразовательных учреждений, повышения качества предоставляемых образовательных услуг; - создания принципов заинтересованности врачей в качественном лечении больных. |
Контроль за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется руководителем администрации Ступинского муниципального района |
Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В основе современной рыночной экономики лежит конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров (услуг) на соответствующем товарном рынке.
Основная цель реализации программы - развитие конкуренции в Ступинском муниципальном районе путем создания необходимых условий как для активизации деятельности существующих участников рынка, так и для появления новых субъектов хозяйствования.
Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры развития конкуренции в отдельных отраслях, которые являются перспективными с точки зрения развития для муниципального района/городского округа Московской области.
1. Краткая характеристика конкурентной среды на ключевых товарных рынках и угрозы конкуренции на территории муниципального района/городского округа Московской области
В понятие конкурентной среды на отдельном рынке включается совокупность факторов, создающих условия для появления новых предприятий на товарных рынках и прибыльной деятельности хозяйствующих субъектов.
К важнейшим факторам, ограничивающим развитие конкурентной среды, относятся:
- высокий уровень административных барьеров, несовершенство государственного управления;
- инфраструктурные ограничения конкуренции;
- антиконкурентные действия органов власти, их должностных лиц;
- антиконкурентные действия хозяйствующих субъектов;
- специфические факторы, присущие отдельным отраслям экономики района.
1.1. Административные барьеры, несовершенство государственного управления.
С целью изучения условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Ступинском муниципальном районе проводится мониторинг проблем и препятствий, сдерживающих развитие предпринимательства.
Основными проблемами, сдерживающими развитие существующих и появление новых предпринимателей в Ступинском муниципальном районе, являются:
недостаток собственных оборотных средств, высокие процентные ставки по кредитам;
большая степень изношенности оборудования и недостаток средств для приобретения нового;
недостаточное количество квалифицированных кадров;
значительные затраты, связанные с сертификацией выпускаемой и разрабатываемой продукции, патентованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности;
растущие расходы на потребляемые энергоносители, в том числе предварительная оплата за их поставку и оплата услуг по технологическому подключению к электрическим, газовым и тепловым сетям и т.д.
1.2. Инфраструктурные ограничения конкуренции:
- в сфере транспорта:
Основные проблемы и недостатки существующей сети автомобильных дорог федерального и регионального значения на территории Ступинского муниципального района:
геометрические параметры дорог не соответствуют техническим нормативам и существующим размерам интенсивности движения автотранспорта, а также современным требованиям безопасности движения на дорогах;
не развита сеть автомобильных дорог, обеспечивающих скоростной режим движения. Фактически в рассматриваемом секторе существует только одна магистральная автомобильная дорога - М-4 "Дон" со скоростным движением;
отсутствие необходимого количества пересечений в разных уровнях с автомобильными дорогами разного класса, путепроводов и мостов, что приводит к значительному снижению пропускной способности на участках дорог и перекрестках;
прохождение автомобильных дорог регионального значения через поселки и деревни, в границах которых они являются практически единственной дорогой, что ведет к дополнительному росту транспорта на дорогах, за счет поселкового транспорта, ухудшая и без того сложную экологическую ситуацию в поселках и деревнях;
как следствие - невозможность реконструкции автомобильных дорог, проходящих в поселках и деревнях, в силу ограниченности их поперечных параметров существующими красными линиями;
отсутствие в достаточном количестве пешеходных переходов в разных уровнях через автомобильные дороги регионального значения.
- в сфере энергетики:
Основными проблемами дальнейшего развития электроэнергетики в районе являются: значительным резервом мощности питающих центров; высокий процент (60% и более) износа оборудования подстанций (физический и моральный); физический износ значительной части распределительных пунктов (РТП, РП, ЦРП) и трансформаторных подстанций (ТП - 10/0,4 кВ); недостаточная загрузка трансформаторов распределительной сети в среднем 50-60%; существующие схемы питающей и распределительной сети 10 кВ в городских и сельских поселениях района не везде отвечают требованиям надежности и качества.
В Ступинском муниципальном районе газоснабжение, в основном, осуществляется от ГРС "Ступино", от ГРС "Жилево" и ГРС "Суково". Для обеспечения природным газом всех потребителей необходимо дальнейшее развитие действующей сети:
- строительство газопроводов к котельным, размещаемых на площадках производственно-коммунальных, агропромышленных зон, административно-деловых и офисных центров;
- строительство новых межпоселковых газопроводов высокого давления к планируемым площадкам индивидуального строительства и строительство ГРП;
- строительство газопроводов высокого давления к существующим не газифицированным населенным пунктам со строительством ГРП (ШРП);
- строительство распределительных газопроводов и газопроводов-вводов в сельских населенных пунктах.
- в сфере инвестиционной привлекательности:
Ступинский муниципальный район широко известен высокой инвестиционной активностью и многолетним опытом работы с отечественными и зарубежными инвесторами. При этом инвестиционная привлекательность района зависит от наличия следующих факторов:
наличие свободных земельных участков для размещения современных высокотехнологичных производств;
выгодное географическое положение, максимальная приближенность к основным потребителям готовой продукции;
мощный внутренний потенциал в плане энергетических ресурсов, транспортно-коммуникационной, инженерной и производственной инфраструктуры;
наличие высококвалифицированных трудовых кадров,
хорошие природно-климатические условия, привлекательная социальная среда проживания, высокий уровень обеспеченности объектами деловой инфраструктуры, учреждениями образования, культуры, спорта, активное жилищное строительство,
благоприятный инвестиционный климат, заключающийся в целенаправленной поддержке инвесторов по всем вопросам инвестиционного цикла,
ясность и простота инвестиционного процесса, открытость и доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности,
доброжелательность во взаимоотношениях с инвестором.
В то же время жесткая рыночная среда, необходимость сохранять конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность территории требуют принятия дополнительных мер. Анализ многолетнего опыта работы администрации Ступинского муниципального района с крупными российскими и зарубежными компаниями свидетельствует о существенных изменениях в количестве и качестве инвестиций, приходящих в Россию в последнее время. В частности, это выражается в сокращении инвестиционных бюджетов проектов и, как следствие, инвесторами предъявляются более жесткие требования к условиям размещения, поиску экономически привлекательных площадок, обеспеченных необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, мерами государственной поддержки инвестиций.
Важным фактором является рациональное землепользование и размещение промышленных предприятий в соответствии с отраслевой принадлежностью и разрешенным видом использования территории.
Однако, строительство крупных промышленных предприятий невозможно без создания условий для пропорционального развития всех составляющих инвестиционного процесса - инженерной, транспортной, деловой, социальной инфраструктуры и кадрового обеспечения.
При определении перспектив развития отраслей материального производства необходимо предусмотреть сохранение комфортной среды проживания населения и развитие рекреационного комплекса с целью компенсации увеличения техногенной нагрузки.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
I. Оценка инфраструктуры Ступинского муниципального района
1.1. Инженерно-транспортная инфраструктура
Электроснабжение Ступинского муниципального района обеспечивает ТЭЦ-17 филиал ОАО "Мосэнерго", являющийся генерирующим предприятием Московской областной энергосистемы. Установленная электрическая мощность предприятия 192 МВт. К электросетевым организациям и предприятиям, работающим на территории Ступинского муниципального района, относятся: МУП "Электрические сети" Ступинского района", Ступинский РЭС "Южных электрических сетей" филиала ОАО "МОЭСК", ОАО "Ступинская металлургическая компания", ОАО "Российские железные дороги".
Суммарная мощность 612 силовых трансформаторных подстанций, обслуживаемых Ступинским РЭС, составляет 284 МВА, кроме этого электроэнергия поставляется от трех трансформаторных подстанций, расположенных в Домодедовском, Раменском и Каширском районах. В ОАО "Ступинская металлургическая компания" имеется подстанция N 191 "Алеево" в г. Ступино мощностью 164 МВА. ОАО "Российские железные дороги" имеют на территории нашего района три тяговые электроподстанции суммарной мощностью 102 МВА. МУП "Электрические сети" Ступинского района оказывают услуги по передаче электрической энергии, обслуживанию и эксплуатации сетей уличного освещения.
Транспортные услуги предоставляют 4 крупные транспортные организации: ЗАО "Ступиноавтотранс", ООО "Спектр-Логистик", ГУП МО "Мострансавто - филиал Ступинское ПАТП - пассажирские перевозки, ОАО "Промжелдортранс" - железнодорожные перевозки.
На территории города Ступино функционирует автовокзал на 100 пассажиров, 4 диспетчерских пункта, в том числе в п. Малино и в п. Михнево.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в границах района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения, составляет 967,1 км. 44,5% автодорог общего пользования имеют твердое покрытие, 55,5% - переходного и грунтового типа. Протяженность федеральных автодорог составляет 105,3 км, региональных - 590 км.
По территории Ступинского района проходит Павелецкое направление МЖД (с северо-запада на юг-восток) и Большое кольцо МЖД (с северо-запада на северо-восток), обеспечивающее железнодорожной связью г. Москву и Московскую область с восточными и юго-восточными областями страны. Пригородные перевозки в границах Ступинского муниципального района осуществляются по участкам: Москва - Ожерелье - Кораблевка, Ожерелье - Пчеловодное, Узуново - Рыбное (частично), общая протяженность которых составляет 228 км. В границах Ступинского муниципального района расположены на 3 участка дороги 1 категории: "Домодедово - Михнево", "Михнево - Жилево", "Жилево - Ожерелье".
Основным недостатком современного устройства железной дороги, расположенной на территории района, является большое количество железнодорожных переездов на пересечении с автомобильными дорогами регионального значения и магистральными улицами г. Ступино и пригорода, всего 4 железнодорожных переезда.
Администрацией Ступинского муниципального района разработана Концепция развития объектов транспортной и инженерной инфраструктуры на период до 2020 г., которой предусмотрены основные мероприятия, необходимые для опережающего развития территорий перспективной промышленной и жилой застройки, формирования новых узлов развития, создания условий для равномерного развития муниципальных образований Ступинского района в сфере инженерной и транспортной обеспеченности территории.
1.2. Информационно-коммуникационная инфраструктура и связь
Уровень развития связи в Ступинском муниципальном районе отражает показатель плотности телефонных номеров и состояние альтернативных видов связи.
Плотность телефонов электропроводной сети на 100 жителей составляет 37,5 ед. Общее количество автоматических телефонных станций - 25, почтовых отделений связи - 30, 4 почтовых маршрута общей протяженностью 642 км. Сотовая подвижная связь включает 60 базовых станций ОАО "МТС", 19 станций - ОАО "Вымпел" (Билайн), 50 станций - ОАО "Мегафон", 7 интернет-провайдеров.
Услуги телефонии предоставляют ОАО "Ростелеком", ООО "СвязьТехноСервис", ООО "Цифра Один", обслуживающих 33223 абонентов. Интернет-услуги предоставляют: ООО "Сити Телеком", ОАО "Ростелеком", ООО "СКС-Телеком", ООО "Эра-Телеком", ООО "Инлайн", ООО "СТС" (СвязьТехноСервис). Количество пользователей, подключенных к сети Интернет, составляет 15 236 абонентов (стационарных), кроме пользователей мобильных модемов и телефонов.
В Ступинском муниципальном районе услуги кабельного ТВ предоставляют 2 оператора: ОАО "Комсет", ООО "Сити-Телеком". Количество абонентов кабельного телевидения 25 066.
Услуги почтовой связи предоставляются Каширским почтамтом ФГУП "Почта России". В Ступинском районе 30 почтовых отделений связи, 4 почтовых маршрута общей протяженностью 642 км. Планируется сохранить сеть почтовых отделений полностью. Будут внедряться новые услуги, приниматься коммунальные платежи. Планируется открытие дополнительных отделений почтовой связи в строящихся жилых домах в "Новом Ступино".
Наиболее развитыми в районе видами связи являются: стационарная телефонная связь, сотовая связь, оптико-волоконная связь.
1.3. Инвестиционная инфраструктура
Основными направлениями повышения конкурентоспособности территории района в сфере привлечения инвестиций являются:
создание промышленных округов;
развитие конкуренции между частными и муниципальными промышленными парками;
выдвижение законодательных инициатив о расширении форм государственной поддержки инвесторов, предоставлении льгот и преференций.
В соответствии с программой Правительства Московской области по созданию промышленных округов на территории Московской области на период до 2015 г. на территории Ступинского района определены территории для формирования промышленных округов в форме индустриальных, логистических, многофункциональных и агропромышленных парков.
Цель создания промышленного округа - формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создание на соответствующей территории современных промышленно-производственных комплексов, отвечающих мировым стандартам, способных обеспечить высокотехнологичные производства по выпуску продукции глубокой промышленной переработки в целях удовлетворения потребностей российской экономики и стимулирования экспорта продукции.
На территории Ступинского муниципального района определены следующие зоны планируемого размещения промышленных округов:
1. индустриальный парк "Ступино" в границах городского поселения Ступино - 800 га (упр. компания ООО "Ступино-Технопарк").
2. агропромышленный парк "Городище" в границах городского поселения Ступино - 965 га (упр. компания ЗАО "Городище").
3. индустриальный парк "Шматово" в границах городского поселения Жилево - 200 га (упр. компания ЗАО "МР-групп").
4. индустриальный парк "Ступино-промзона" в границах городского поселения Ступино (промышленная зона г. Ступино) - 660 га,
5. промышленный парк "Образцово" в границах городского поселения Ступино - 100 га.
В целях создания конкуренции промышленные парки "Шматово", "Городище" и "Индустриальный парк Ступино" создаются на землях, находящихся в частной собственности под управлением частных компаний. Промышленные парки "Ступино-промзона" и "Образцово" создаются на землях государственной (неразграниченной) собственности, что дает инвестору возможность выбора оптимального варианта исходя из стоимости и сроков реализации проектов.
Уровень инвестиционной активности муниципального образования во многом определяется привлекательностью инвестиционного и налогового законодательства субъекта федерации. Кризисные явления в экономики многих государств привели к сокращению инвестиционных бюджетов проектов. Вследствие чего, инвесторами предъявляются более жесткие требования к условиям размещения, поиску экономически привлекательных площадок, расположенных, в первую очередь, на муниципальных землях или внутри особых экономических зон, промышленных округов, индустриальных парков.
Учитывая сложившуюся тенденцию и наличие конкуренции со стороны других субъектов Российской Федерации, на территории Московской области разработан ряд законодательных актов, предусматривающих государственную поддержку субъектам инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий и налоговых льгот: Закон Московской области от 16.07.2010 N 96/2010-ОЗ "Об инвестиционной политике органов государственной власти Московской области", Закон Московской области от 23.05.2008 N 71/2008-ОЗ "О промышленных округах в Московской области", Закон Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".
К факторам, ограничивающим развитие конкуренции в сфере выбора производственных площадок, относится отсутствие земельных участков, отвечающих следующим требованиям:
- размещение в границах развитых промышленных территорий;
- наличие инженерных коммуникаций и резервных свободных у этих коммуникаций мощностей на границах земельного участка;
- наличие результатов инженерных изысканий на земельном участке.
1.4. Система размещения заказов для муниципальных нужд
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годы, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2012-2014 годы в прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.
Важным направлением совершенствования системы государственного управления станет совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд, включая формирование федеральной контрактной системы, предусматривающей совершенствование механизмов обоснования начальных цен государственных и муниципальных контрактов, повышение эффективности механизмов контроля и оценки результатов исполнения контрактов.
Расширение практики заключения муниципальных (государственных) контрактов, выходящих за пределы финансового года, при этом повышается ответственность муниципальных (государственных) заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки муниципальных (государственных) контрактов.
Кроме того, значимая для государства и муниципального образования сфера закупок - это не только закупки непосредственно для нужд государства и муниципального образования, но и для сектора экономики. Это та сфера, где государство и муниципальное образование должно как инициировать спрос, так и стимулировать создание и развитие наукоемких и эффективных производств, в том числе с использованием мер бюджетной политики.
В целях повышения эффективности расходов при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным или муниципальным участием необходимо соответствующим образом сформировать процедуры их закупочной деятельности с учетом особенностей каждого из этих заказчиков. Прежде всего целесообразно установить требования, обеспечивающие информационную открытость конкурсов, которые готовятся проводить указанные заказчики, недопустимость необоснованных ограничений конкуренции участников (товаров), а также публичность результатов этих конкурсов.
В целях планирования и размещения муниципального заказа необходимо своевременно разрабатывать, принимать долгосрочные программы, вносить изменения в комплексную программу социально-экономического развития муниципального района.
Доля закупок товаров, работ, услуг в структуре программных мероприятий программы комплексного социально-экономического развития Ступинского муниципального района (структуре экономики муниципального района) составляет 50% за счет всех источников финансирования. Динамика бюджетных средств, направляемых на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг: федеральный бюджет и бюджет Московской области - 65%, местный бюджет - 35%.
1.5. Предпринимательство
На территории Ступинского муниципального района работают 1 887 субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 10 тыс. населения составляет 158 ед., в том числе малых предприятий - 556, микропредприятий - 1 299, средних - 32.
Средняя численность работников списочного состава 21 797 чел., что составляет 42% от общей численности работающих на предприятиях района.
Удельный вес оборота малых предприятий в общем объеме оборота организаций по всем отраслям экономики района составляет 11%.
Инфраструктура поддержки предпринимательства включает в себя:
Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Ступинского муниципального района;
Совет объединения предпринимательских организаций;
Южная Торгово-промышленная палата;
Консультационно-информационный центр развития предпринимательства;
Инновационно-технологический центр;
Союз промышленников и предпринимателей;
Фонд развития промышленности и предпринимательства.
Основными проблемами, препятствующими развитию малого и среднего предпринимательства, выявленные в ходе социологического опроса:
сложность выкупа арендуемых помещений и земельных участков;
создание фонда поддержки промышленности и предпринимательства;
несоответствие проводимой государством политики в отношении предпринимательства декларируемой;
высокие ставки арендной платы за торговые места на рынках и коммерческие помещения.
Одной из важнейших задач органов местного самоуправления является создание условий для развития малого и среднего бизнеса, прежде всего за счет обеспечения доступа к инфраструктуре и кредитным ресурсам, снижение административного давления и расширение рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.
Ликвидация административных барьеров позволит снизить издержки малого и среднего бизнеса на организацию производства. Увеличение количества предприятий малого и среднего бизнеса будет способствовать развитию эффективной конкуренции, что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций. Обеспечение прозрачных процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, муниципальным закупкам способно качественным образом повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1.5. Административные барьеры
Высокий уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной деятельности является одной из самых актуальных проблем российской экономики, серьезным препятствием для полномасштабного развития предпринимательства и конкуренции.
Меры, принимаемые органами местного самоуправления Ступинского муниципального района, направлены на:
сокращение сроков и улучшение качества предоставляемых муниципальных услуг; сокращение прямого участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности предприятий;
упрощение процедуры при выделении земельных участков и сдаче в аренду муниципальных нежилых помещений;
приватизацию муниципальных унитарных предприятий; развитию конкуренции в сфере наружной рекламы;
сокращение степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активного привлечения граждан к управлению своей собственностью в жилищной сфере минимизацию муниципального контроля;
повышение информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности.
II. Оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках и основные меры по ее улучшению (агропродовольственный комплекс, промышленность, торговля, транспорт и т.д.):
2.1. Приоритетные отрасли Ступинского муниципального района
Основой экономики Ступинского муниципального района является промышленное производство. Доля промышленных видов деятельности в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности занимает 92,4%.
В Ступинском муниципальном районе действуют предприятия общероссийского значения, выпускающих конкурентоспособную продукцию. При этом их промышленный потенциал уникально сочетается с мощным научно-техническим комплексом.
В результате диверсификации, продиктованной потребностями рынка, существенно изменилась структура производимой продукции. В нынешней структуре производства более 70 процентов занимает пищевая промышленность, более 10 процентов - производство прочих неметаллических минеральных продуктов, 8 процентов - металлургическое производство, более 3 процентов - производство транспортных средств и оборудования, 2 процента - химическая промышленность.
Основные виды продукции: алюминиевый прокат, спецсплавы, смеси бетонные, стеклопластики и изделия из них; изделия из стекловолокна, стеклопакеты, кондитерские изделия, корма для домашних животных, товары по уходу за детьми и бумажная продукция, сухие строительные смеси, стеллажные конструкции, керамическая плитка.
Ведущую роль в агропромышленном комплексе Ступинского района по производству сельскохозяйственной продукции выполняют около 12 средних и крупных сельскохозяйственных организаций, специализирующихся на производстве зерна, овощей и картофеля, молока, яиц и мяса. Кроме этого, зарегистрировано более 250 крестьянских (фермерских) хозяйств и свыше 15 тысяч личных подсобных хозяйств.
Конкурентная среда в агропромышленном комплексе Московской области в значительной мере определяется:
спецификой сельского хозяйства и потребительских качеств товарной продукции, территориальным расположением, сложившейся специализацией сельского хозяйства Московской области;
состоянием материально-технической базы отрасли, условий труда и быта работников сельскохозяйственного производства;
содержанием и формами государственной поддержки.
Кроме того, под влиянием климатических факторов устойчивость сельскохозяйственного производства ниже других отраслей, что обуславливает значительные колебания объемов предложения продукции на рынках.
На местных рынках существует конкурентная угроза со стороны импортной продукции и продукции из других субъектов Российской Федерации, которая является более конкурентоспособной.
В целях повышения конкурентоспособности производимой продукции на сельскохозяйственных предприятиях Ступинского муниципального района активизировалась работа по модернизации материально-технической базы, установке новых технологических линий, использованию современных упаковочных материалов, а также расширению ассортимента выпускаемой продукции.
Для развития конкуренции в сфере агропромышленного комплекса необходимо:
наличие нормативной правовой базы для реализации мероприятий по стабилизации и развитию агропромышленного комплекса;
увеличение государственной поддержки на областном и федеральном уровне по развитию агропромышленного комплекса;
привлечение средств инвесторов;
расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.
Основными задачами по развитию конкуренции рынка продукции агропромышленного комплекса являются:
создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;
улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;
обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
развитие системы страхования в целях снижения рисков в сельскохозяйственном производстве.
В целях развития конкуренции в сфере агропродовольственного комплекса необходимо:
внедрение инновационных технологий для повышения конкурентоспособности в агропродовольственном комплексе;
проведение мониторинга цен на всех стадиях производства и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
проведение смотров, конкурсов, выставок товаров в целях объективного сопоставления характеристик, сравнения качественных и ценовых показателей продовольственных товаров, производимых и реализуемых различными хозяйствующими субъектами;
разработка мер, направленных на снижение числа посредников на рынке сельхозпродукции;
проведение весенних и осенних ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции по ценам ниже, чем в розничной торговле.
В сфере потребительского рынка Ступинского муниципального района осуществляют деятельность 600 объектов. Из них более 310 объектов торговли, 210 объектов бытового обслуживания, 80 общественного питания, 3 рынка. На смену объектам мелкорозничной торговли приходят сетевые магазины, такие как: Ступинское райпо, ООО "Лакмин", X5RetailGroup ("Перекресток", "Пятерочка"), ООО "Калинка", "Твое", "Буква", "Камелот", "Оджи", "Остин", "Селла", ООО "Тайфун", ООО "Клото", "Макдоналдс", предлагающие покупателю товар по более низким ценам, устраивающие еженедельные акции. Доля объема продаж сетевых магазинов составляет более 28 процентов.
Улучшению конкурентной среды способствует строительство объектов потребительского рынка, внедрение новых технологий предоставления услуг, приобретение нового оборудования, повышение квалификации сотрудников, улучшение качества обслуживания.
III. Характеристика состояния социальной инфраструктуры
3.1. Рынок строительства жилья
Положительная динамика развития района привлекает потенциальных покупателей жилья. На территории г. Ступино построено два новых жилых комплекса, включающих в себя многоэтажные многоквартирные жилые дома и всю необходимую для проживания инфраструктуру. Осуществлено строительство многоквартирных жилых домов и в Северо-Западном районе г. Ступино, малоэтажной блокированной застройки в Юго-Западном микрорайоне города. Введены в эксплуатацию дома в п. Михнево, с. Ситне-Щелканово, с. Татариново, с. Березнецово.
Жилищный фонд в Ступинском муниципальном районе составляет 1 097 домов площадью 1 823 тыс. кв. м. Около 45 процентов многоквартирных домов имеют износ более 30 процентов и нуждаются в проведении капитального ремонта.
Пять поселений Ступинского муниципального района стали участниками адресной программы Московской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2010-2011 годы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства". В программу вошли 58 аварийных жилых домов общей площадью 19 989 кв. м, в которых проживает 1 219 человек (494 семьи).
Осуществляется строительство 8 многоэтажных жилых домов. В 2011 г. построено 82,4 тыс. кв. м жилья, из них - 31,2 тыс. кв. м - индивидуального.
В 2010 году начаты работы по застройке города "Новое Ступино" на территории более 1 000 га. Прокладываются дороги, ведутся работы по строительству внеплощадочных сетей газоснабжения и электроснабжения. Построено 30 малоэтажных домов общей площадью 23,6 тыс. кв. м, детский сад на 80 мест.
По программе "Молодой семье - достойное жилье" улучшаются жилищные условия молодым семьям. Приобретаются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ветеранов Великой Отечественной войны. Производятся выплаты на приобретение жилья инвалидам и лицам, приравненным к ним.
Факторами, сдерживающими развитие рынка общедоступного и качественного жилья, являются:
уровень износа инженерной инфраструктуры - 52%;
высокая стоимость 1 кв. м жилья;
высокие процентные ставки по ипотечному кредитованию; ограниченный платежеспособный спрос населения;
отсутствие государственной поддержки накопительной системы жилищного кредитования; неразвитость организационно-технологической и финансовой инфраструктуры в системе ипотеки; неразвитость рынка арендного жилья, отсутствие доходных домов.
3.2. Услуги здравоохранения
Сеть муниципальных учреждений здравоохранения представлена 4 больницами, 13 врачебными амбулаториями, 3 фельдшерско-акушерскими пунктами и стоматологической поликлиникой. Муниципальными учреждениями здравоохранения оказывается 1 155 платных услуг.
Ключевыми факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере здравоохранения, являются:
недостаток квалифицированных медицинских кадров;
низкая оплата труда среднего медицинского и обслуживающего персонала;
несовершенная система медицинского страхования;
лицензирование медицинской деятельности;
недостаточная материально-техническая база учреждений здравоохранения.
В целях развития конкурентной среды в сфере здравоохранения необходимо проведение анализа востребованности медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения различных форм собственности.
3.3. Услуги образования
В районе действуют 4 высших и 2 средних специальных учебных заведений, 1 учебное заведение начального профессионального обучения, 24 средних общеобразовательных школы, 2 лицея, 1 гимназия, 2 основные общеобразовательные школы, 1 начальная школа, 1 вечерняя школа, 2 специальных коррекционных учреждения, СДЮШОР им. В.М. Боброва (Ледовый дворец), 6 учреждений дополнительного образования, 45 детских дошкольных учреждений, 3 образовательных центра.
Ключевыми факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере образования, являются:
недостаток квалифицированных кадров;
низкая оплата труда работников учреждений образования;
износ материально-технической базы образовательных учреждений.
3.4. Рынок жилищно-коммунальных услуг
В Ступинском муниципальном районе 18 организаций предоставляют услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, из них 3 организации имеют муниципальную форму собственности. Доля организаций частной формы собственности составляет 83,3%.
Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления, на 1.12.2011 г. составляет 100%. Доля многоквартирных домов, в которых управление осуществляется ТСЖ и ЖСК, составляет 24,6% (214 домов). Доля многоквартирных домов, в которых управление осуществляется управляющей компанией частной формы собственности, - 75,4% (657 домов).
Наиболее крупным предприятием в сфере жилищно-коммунального хозяйства является МУП "ПТО ЖКХ г.п. Ступино", которое оказывает услуги в сфере водоснабжения (12,6 млн куб. м), что составляет 83% объема оказания этой услуги по району; в сфере водоотведения - 8,7 млн куб. м (79%); в сфере теплоснабжения - 513 тыс. Гкал. (70%).
Тариф на содержание и ремонт жилого помещения ниже среднеобластного на 14,5%, на водоснабжение - ниже среднего по области на 19,2%, тариф на водоотведение - на уровне среднего тарифа по области, тариф на теплоснабжение - выше среднеобластного на 10%.
Для развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Ступинском муниципальном районе приняты нормативно-правовые акты:
Программа "Создание условий для управления многоквартирными домами на территории Ступинского муниципального района в 2008-2011 годах" в целях создания ТСЖ, управляющих компаний и создания условий для перехода к акционированию организаций;
Комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры Ступинского муниципального района на 2010-2012 годы администрации Ступинского муниципального района в целях модернизации, реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ступинского муниципального района, создания конкурентных условий, создания условий для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
В целях информирования населения и предпринимателей по вопросам организации и практической деятельности товариществ собственников жилья принято постановление администрации Ступинского муниципального района "О создании информационно-консультативного центра по содействию организации ТСЖ в Ступинском муниципальном районе.
Для обеспечения повышения правовой культуры населения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, организации консультативной помощи утвержден План мероприятий по повышению правовой культуры населения Ступинского муниципального района.
В то же время, ситуация в жилищно-коммунальном комплексе Ступинского муниципального района остается сложной:
наблюдается значительный износ коммунальной инфраструктуры;
остается недостаточным уровень обеспеченности объектов приборами учета отпуска тепловой энергии и воды населению;
медленно внедряются прогрессивные механизмы управления жилищным фондом;
доля убыточных предприятий жилищно-коммунального хозяйства Ступинского муниципального района в целом ниже, чем в среднем по Московской области, и составляет 10,5 процентов от общего количества предприятий.
Основными факторами, ограничивающими вхождение на рынок новых участников, является мало-доходность отрасли и большой срок окупаемости инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.