Определение Московского областного суда
от 16 февраля 2012 г.
Дело N 33-1126
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе председательствующего судьи: Мертехина М.В.,
судей: Терещенко А.А., Красновой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Гулуа А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 февраля 2012 года кассационную жалобу Яковлева Игоря Владимировича и кассационное представление Балашихинского городского прокурора на решение Балашихинского городского суда Московской области от 14 сентября 2011 года по заявлению Яковлева Игоря Владимировича, заявлению Балашихинского городского прокурора о признании противоречащим закону акта органа местного самоуправления, обязании демонтировать малые архитектурные формы, заслушав доклад судьи Терещенко А.А., заключение прокурора Ковалева Е.В., установила:
Балашихинский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановление руководителя Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА "Об утверждении схем организации дорожного движения в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашихи". Пояснил, что оспариваемое постановление опубликовано в газете "Факт" от 06 мая 2011 года, данным Постановлением утверждена схема организации дорожного движения транспортных средств по улично-дорожной сети микрорайона Никольско-Архангельский г. Балашиха с временным исключением движения транспортных средств по части улиц указанного населенного пункта и поручено Управлению городского хозяйства обеспечить установку малых архитектурных форм и технических средств организации дорожного движения согласно утвержденным схемам.
После опубликования данного Постановления в средствах массовой печати, в прокуратуру г. Балашиха обратились жители мкр. Салтыковка и Никольско-Архангельское, не согласные с исключением сквозного движения по улицам мкр. Никольско-Архангельское, т.к. они вынуждены осуществлять проезд в г. Москву и из Москвы по Вишняковскому шоссе и Горьковскому шоссе, что доставляет им неудобства по времени, затрачиваемому в пути. Прокурором была проведена проверка обоснованности принятия данного Постановления, в результате которой установлено, что вышеуказанные дороги переданы в муниципальную собственность в 2009 году постановлением Правительства Московской области, являются дорогами общего пользования и предназначены для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Прокурор сослался также на ч. 14 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", полагая, что поручение Главы городского округа Балашиха Самоделова В.Г., явившееся основанием к изданию вышеназванного Постановления руководителем Администрации городского округа Балашиха, вынесено с превышением должностных полномочий.
Заявитель считает, что в соответствии с ч.ч. 3, 4 вышеназванного закона в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам органы местного самоуправления обязаны принять меры по организации дорожного движения посредством объездов, что в данном случае администрацией г.о. Балашиха не было сделано.
Яковлев И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА "Об утверждении схем организации дорожного движения в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха и обязании Администрацию г.о. Балашиха в трехдневный срок со дня вступления в силу судебного акта демонтировать установленные во исполнение указанного Постановления малые архитектурные формы и технические средства организации дорожного движения на пересечение <адрес> и ул. <адрес> и пересечение <адрес> с <адрес>. Никольско-Архангельский г. Балашиха. Пояснил, что зарегистрирован и проживает при войсковой части в мкр. Никольско-Архангельский. Оспариваемое Постановление нарушает его права на свободный проезд по автомобильным дорогам общего пользования и возлагает на него дополнительные обязанности в части запрета использования автомобильных дорог, в отношении которых введен режим ограниченного использования. Также пояснил, что до издания Постановления пользовался ул. Транспортной для проезда в Москву. В настоящее время пользуется ул. Вишняковское шоссе и Разинское шоссе, что создает ему неудобства, т.к. там постоянно пробки.
Представитель Администрации г.о. Балашиха просил в удовлетворении заявления прокурору отказать, пояснил, что Постановлением утверждена схема движения по дорогам, которые являются муниципальными, нарушение прав неопределенного круга лиц утверждением схемы не затронуто в связи с тем, что данной схемой перекрытие дорог не производилось, а было произведено регулирование транспортных потоков. Свободное передвижение оспариваемым Постановлением не нарушено. У жителей мкр. Салтыковка и Никольско-Архангельский имеется возможность ездить по дорогам общего пользования в г. Реутов и Москву по Горьковскому шоссе и Вишняковскому шоссе. Заявление Яковлева И.В. также считает необоснованным, т.к. запрет на движение введен не был, права заявителя на свободный и бесплатный проезд не нарушены - в Москву можно выехать по Разинскому шоссе. В Администрацию поступали жалобы жителей мкр. Никольско-Архангельский по нарушению безопасности движения транзитным транспортном. Данное решение было принято в пределах полномочий и в соответствии с Уставом.
Решением Балашихинского городского суда от 14 сентября 2011 года в удовлетворении требований, заявленных прокурором г. Балашихи и Яковлевым И.В., было отказано.
В кассационном представлении прокурор г. Балашихи и в кассационной жалобе Яковлев И.В. просят об отмене решения суда.
Заслушав заключение прокурора, поддержавшего кассационное представление, просившего об отмене решения суда, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как видно из материалов дела в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 23.04.2009 г. N 314/4 "О передаче автомобильных дорог в собственность муниципальных образований Московской области" автомобильные дороги мкр. Никольско-Архангельский городского округа Балашиха приняты в муниципальную собственность Администрации городского округа Балашиха.
Из материалов дела усматривается, что организация дорожного движения в пос. Никольско-Архангельское неудовлетворительная: узкие улицы, не оборудованы пешеходными тротуарами, светофорами и переходами через улицы, повышенный шум, отсутствуют шумоотражающих щиты, что подтверждается результатами проверок различных инстанций, проведенными по обращениям жителей этого поселка в связи с увеличением транзитного потока автомобилей через данные поселки.
Распоряжением N 70 от 30 января 2002 года Главы Балашихинского района Московской области В.Г. Самоделова "В целях обеспечения безопасности дорожного движения, предотвращения дорожно-транспортных происшествий в п. Никольско-Архангельский Балашихинского района" Рекомендовано ОГИБДД Балашихинского УВД совместно с МУП "Комбинат благоустройства" разработать план мероприятий по перераспределению транспортных потоков в п. Никольско-Архангельский с организацией движения по ул. 1-й Железнодорожной и закрытия сквозного движения по улицам 1, 5, 7, 8 Линия. Данное распоряжение не было реализовано.
Заместителем городского прокурора Балашихинской прокуратуры в связи с проверкой по обращениям граждан о нарушении их прав при организации дорожного движения на 1-й, 5-й, 8-й линиях в поселке Никольско-Архангельский направлено предписание от 30.06.2010 г. в адрес Администрации г.о. Балашиха.
13.11.2010 г. в адрес руководителя администрации городского округа Балашиха Ореховича В.И. направлено коллективное обращение от жителей микрорайона Салтыковка с просьбой ограничить транзитное движение через микрорайоны Никольско-Архангельский и Салтыковка для обеспечения безопасности местных жителей.
Согласно п. 5 ст. 8 Устава городского округа Балашиха к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования Автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава городского округа Балашиха
В целях обеспечения безопасности дорожного движения Администрацией городского округа Балашиха принято Постановление N 393/3-ПА от 21 апреля 2011 года "Об утверждении схем организации дорожного движения в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха".
Пунктом 1 Постановления утверждена схема организации дорожного движения по улично-дорожной сети мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха на пересечении ул. Безымянная с ул. 7-я Нижняя линия и ул. Суздальская с ул. 5-я линия, на пересечении <адрес> мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха.
В п. 2 Постановления Управлению городского хозяйства поручено обеспечить установку малых архитектурных форм и технических средств организации дорожного движения согласно утвержденным схемам.
Разрешая спор суд пришел к выводу о том, что данное Постановление соответствует действующему законодательству, принято в пределах полномочий Администрации г.о. Балашиха на основании обращений граждан в защиту их нарушенных прав.
С данным выводом судебная коллегия не согласна, т.к. он не основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 30 Федерального Закона "Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: 1) при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; 2) в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; 2.1) в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог; 3) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации. 2. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2.1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 3. В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
Соответственно законом установлен исчерпывающий перечень оснований для ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам: при проведении реконструкции, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в целях повышения пропускной способности дорог.
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О безопасности дорожного движения" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденным приказом Минтранса РФ от 27 августа 2009 года, временные ограничения или прекращение движения устанавливаются: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог; в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения; в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог.
На момент принятия оспариваемого Постановления от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА "Об утверждении схем организации дорожного движения в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха" был установлен порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Оспариваемым постановлением фактически было осуществлено закрытие дорог микрорайона Никольско-Архангельский, установлены малые архитектурные формы, перекрывающие движение автомобилей по дорогам, при этом не предусмотрены и не организованы объезды.
Выше указанными нормативными актами не предусмотрено в качестве основания для прекращения движения транспорта, увеличение уровня шума от автомобилей и повышенное содержание вредных веществ в атмосфере. На момент принятия оспариваемого Постановления, другие оснований, установленные законом, для прекращения движения транспортных средств отсутствовали. Соответственно Постановление руководителя Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА "Об утверждении схем организации дорожного движения в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашиха" не соответствует выше указанным нормативным актам.
Из материалов дела усматривается, что на спорных дорогах были установлены железобетонные блоки на ширину дороги, что полностью исключает движение автомобилей по данным дорогам. Соответственно установление таких малых архитектурных форм ограничивает права граждан на свободный проезд по дорогам общего пользования. Кроме того, в результате принятой Администрацией г.о. схемы движения транспорта в мкр. Никольско-Архангельский созданы препятствия для осуществления деятельности оперативных и специальных служб (МЧС, полиции, медицинской помощи). Поэтому судебная коллегия приходит к выводу о необходимости демонтажа установленных малых архитектурных форм, установленных во исполнение Постановления Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о том, что в удовлетворении заявления Балашихинскому городскому прокурору и гражданину Яковлеву И.В. о признании незаконным Постановления руководителя Администрации городского округа Балашиха от 21.04.2011 г. N 393\3-ПА следует отказать.
Поэтому судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене. Учитывая, что по делу установлены все обстоятельства, необходимые для разрешения спора, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым признать незаконным Постановление Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА "Об утверждении схем организации дорожного движения в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашихи". Обязать Администрацию городского округа Балашиха Московской области демонтировать малые архитектурные формы, установленные во исполнение Постановления Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА.
Руководствуясь ст. 360 ГПК РФ ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 14 сентября 2011 года отменить, постановить по делу новое решение, которым признать незаконным Постановление Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА "Об утверждении схем организации дорожного движения в мкр. Никольско-Архангельский г. Балашихи". Обязать Администрацию городского округа Балашиха Московской области демонтировать малые архитектурные формы, установленные во исполнение Постановления Администрации городского округа Балашиха от 21 апреля 2011 года N 393\3-ПА.
Председательствующий |
М.В. Мертехин |
Судьи |
А.А. Терещенко Н.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 16 февраля 2012 г. по делу N 33-1126
Текст постановления размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru