Определение Московского областного суда
от 14 февраля 2012 г.
Дело N 33-3785/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Терещенко А.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Яковлевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2012 года кассационную жалобу Боляева Дмитрия Сергеевича на решение Волоколамского городского суда Московской области от 19 декабря 2011 года по делу по заявлению Боляева Дмитрия Сергеевича об оспаривании нормативно правовых актов органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Администрации Волоколамского муниципального района Московской области и Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области - Скриповой М.И., установила:
Боляев Д.С. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими полностью нормативные правовые акты органа местного самоуправления, а именно решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19.12.2005 года за N 281-38 "Об утверждении норм потребления отопления", решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 29.11.2007 года за N 470-64 "Об утверждении норматива потребления горячего водоснабжения и норматива потребления холодной воды, используемой для подогрева" в части пункта N 1, содержащего нормативы потребления теплоэнергии на горячее водоснабжение и нормативы потребления холодной воды, используемой для подогрева, предусматривающего "Горячее водоснабжение \подогрев воды\ в домах с ванными \полотенцесушитель от горячей воды\ с нормативом потребления холодной воды, используемой для подогрева 3,2 куб. м\мес на 1 чел.
Пояснил, что согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти субъекта РФ, не имеют права издавать нормативно правовые акты, в которых рассчитываются и утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг.
По мнению заявителя, указанные документы нарушают его права как потребителя коммунальных услуг, поскольку приняты неправомочным органом.
Представители Администрации Волоколамского муниципального района Московской области и Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области - Скрипова М.И. и Дмитриева Н.М. пояснили, что На момент принятия оспариваемых заявителем решений совета депутатов Волоколамского района Московской области утверждение нормативов потребления коммунальных услуг входило в компетенцию органов местного самоуправления в соответствии с действующей на то период редакцией ст.ст. 157, 158 ЖК РФ, а также в соответствии с другими нормативными актами и Уставом Волоколамского района Московской области.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 19 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
С постановленным решением не согласился Боляев Д.С., подав кассационную жалобу, в которой просит об отмене решения суда, как не основанного на законе.
Заслушав объяснения явившегося лица, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным лицом, наличие в нем правовых норм, правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемые заявителем решение совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19.12.2005 года за N 281-38 "Об утверждении норм потребления отопления", решение совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 29.11.2007 года за N 470-64 "Об утверждении норматива потребления горячего водоснабжения и норматива потребления холодной воды, используемой для подогрева", в части приложения, предусматривающего нормативы потребления теплоэнергии на горячее водоснабжение и нормативы потребления холодной воды, используемой для подогрева, пункта N 1 указанного решения "Горячее водоснабжение, подогрева воды, в домах с ванными, полотенцесушитель от горячей воды, с нормативом потребления холодной воды, используемой для подогрева 3,2 куб. м\мес на 1 чел., являются нормативными правовыми актами, которые были опубликованы в установленном порядке в источниках официального опубликования решений совета депутатов Волоколамского района Московской области, в газете "Волоколамский край" N 100 от 30.12.2005 года, а также в номере 50 указанной газеты от 29.11.2007 года. Указанные документы приняты в пределах полномочий совета депутатов Волоколамского района Московской области, предусмотренных п. 43 устава Волоколамского муниципального района в редакции 2005 года, п. 26, 43 устава Волоколамского муниципального района Московской области в редакции от 06.04.2006 года, что подтверждается представленными уставами, протоколами соответствующих заседаний совета депутатов Волоколамского района Московской области.
Из смысла ст. 157 ЖК РФ усматривается, что в действующих редакциях на день принятия оспариваемых решений совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19.12.2005 года за N 281-38, от 29.11.2007 года за N 470-64, предусматривалось, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
По правилам ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Совета депутатов за N 470-64 от 29.11.2007 года было принято в соответствии и в целях реализации постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", имеющего большую юридическую силу.
Обстоятельства наличия противоречий между оспариваемым решением Совета депутатов и Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года за N 307., которое утрачивает силу в связи с утверждением Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые на данный момент не вступили в силу, не нашли подтверждение ни в суде первой инстанции, ни в кассационной.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в настоящее время оспариваемые нормативные правовые акты органа местного самоуправления применяются на основании Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области за N 83 от 29.12.2010 года, согласно которого при расчетах платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году применяются нормативы потребления коммунальных услуг, действующие в муниципальных образованиях Московской области в 2010 году.
При этом, в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 26 мая 2011 г. N 483/18, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства, развития теплоэнергетического комплекса Московской области, погребения и похоронного дела, обращения с отходами производства и потребления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координацию деятельности в указанных сферах центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
В силу положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об об принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органа государственной власти субъектов Российской Федерации" Высшее должностное лиц субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что оспариваемое решение Совета депутатов Волоколамского района Московской области от 19.12.2005 года за N 281-38 следует признать недействующим, поскольку оно было принято на основании с применением СНиП 02.04.05-91, которые были признаны недействующими с 01.01.2004 года постановлением государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26.06.2003 года за N 115. Поскольку названное постановление государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26.06.2003 года за N 115, в котором имеется указание на принятие и введение в действие с 01.01.2004 года строительных норм и правил не приобрело статус действующего нормативного акта, поскольку в проведении его государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ было отказано.
СНиП 02.04.05-91 фактически прекратил действие в связи с изданием СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"
Постановлением Госстроя РФ от 26 июня 2003 г. N 115 настоящие нормы признаны не действующими на территории РФ с 1 января 2004 г. Согласно письму Минюста РФ от 18 марта 2004 г. N 07/2958-ЮД вышеназванному постановлению отказано в государственной регистрации
Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к переоценке собранных по делу доказательств, тогда как само по себе несогласие стороны с оценкой доказательств судом, не свидетельствует о незаконности принятого решения, оснований для признания такой оценки ошибочной, не имеется.
Выводы суда по существу решения обоснованы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Волоколамского городского суда Московской области от 19 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Боляева Д.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.П. Хлопушина |
Судьи |
М.Н. Воронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 14 февраля 2012 г. по делу N 33-3785/2012
Текст определения размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru