Определение Московского областного суда
от 21 июня 2012 г.
Дело N 33-12100
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Лащ С.И.,
при секретаре Самойленко Я.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2012 года апелляционную жалобу Администрации города Фрязино Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 16 февраля 2012 года по делу по заявлению Щелковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации города Фрязино Московской области.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения прокурора Тришиной В.В., полагающей решение суда законным и обоснованным, установила:
Щелковский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Фрязино в вопросе обеспечения доступа инвалидов в здание МОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино, обязании органа местного самоуправления создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, а именно: установить на входе пандусы и поручни в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
В обоснование заявления указал, что Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией города Фрязино требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В результате проверки установлено, что МОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. В нарушение требований действующего законодательства в здании школы отсутствуют специально оборудованные лестницы и пандусы для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует несовершеннолетним на равных условиях обучаться в данном учреждении. Здание по вышеуказанному адресу значится в реестре муниципальной собственности Администрации города Фрязино и передано МОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино в оперативное управление. Администрация города Фрязино допускает неправомерное бездействие в вопросе создания необходимых условий для пребывания и обучения детей-инвалидов в здании МОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов, нарушая их права и интересы.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора заявленные требования поддержал.
Представители Администрации города Фрязино, Управления образования Администрации города Фрязино, МОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино в судебное заседание не явились.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 16 февраля 2012 года заявление Щелковского городского прокурора Московской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация города Фрязино Московской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, полагающего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией города Фрязино требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
В результате проверки установлено, что МОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино Московской области, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. На входе в здание школы отсутствуют специально оборудованные пандусы и поручни для детей-инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, что препятствует их доступу в здание гимназии, лишает возможности на равных условиях обучаться в данной гимназии.Здание включено в реестр муниципальной собственности и передано образовательному учреждению в оперативное управление.
В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу ст. 19 Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Согласно статье 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По смыслу статей 3, 4, 6 Закона Московской области 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы участников процесса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий детям-инвалидам для беспрепятственного доступа и обучения в образовательных учреждениях.
Учитывая, что здание по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об удовлетворении требований Щелковского городского прокурора о признании неправомерным бездействия Администрации города Фрязино по вопросу обеспечения доступа инвалидов в здание МОУ МОУ СОШ N 4 с углубленным изучением отдельных предметов, обязании органа местного самоуправления создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Администрации города Фрязино по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, собранных доказательств, иному, нежели у суда, толкованию норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, вследствие чего не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Фрязино - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.П. Хлопушина |
Судьи |
С.И. Лащ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 21 июня 2012 г. по делу N 33-12100
Текст постановления размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru