Определение Московского областного суда
от 22 мая 2012 г.
Дело N 33-10107/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Терещенко А.А., Лащ С.И.,
при секретаре Яковлевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 мая 2012 года апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 07 февраля 2012 года по делу по заявлению Щелковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Щелковского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., заключение Прокурора Тришиной В.В., установила:
Щелковский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации Щелковского муниципального района Московской области, по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ средняя общеобразовательная школа N 1 им. Ф.Я. Фалалеева п. Монино Щелковского муниципального района Московской области.
Пояснил, что данное учреждение является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которого является организация образовательного процесса. Указал, что Щелковской городской прокуратурой Московской области была проведена проверка соблюдения Администрацией Щелковского муниципального района требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В результате проверки установлено, что в Муниципальном образовательном учреждении СОШ N 1 им. Ф.Я. Фалалеева п. Монино Щелковского муниципального района Московской области, расположенном по адресу: Московская область, Щелковский район, п. Монино, ул. Баранова, д. 4а, отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски. Таким образом, состоящие на учете дети-инвалиды с нарушением функции движения, использующие кресла-коляски, не имеют возможности обучаться на равных условиях в общем порядке в данном учреждении.
По мнению прокурора, в данном случае усматривается бездействие администрации Щелковского муниципального района Московской области незаконным. Просил обязать Администрацию Щелковского муниципального района Московской области установить на входе в здания пандусы и поручни в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
Кроме того, судом приняты заявления Щелковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Щелковского муниципального района Московской области, по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ СОШ N 4 им. И.П. Климука Щелковского муниципального района Московской области, расположенного по адресу: Московская область, г. Щелково, ул. Центральная, д. 23; МОУ СОШ N 2 п. Фряново Щелковского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, п. Фряново, ул. Первомайская, д. 12 и МОУ Огудневская средняя общеобразовательная школа д. Огуднево Щелковского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, д. Огуднево, по указанным выше основаниям и аналогичными требованиями.
Определением Щелковского городского суда от 12 декабря 2011 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора Лычагина А.А. поддержала заявление, просила удовлетворить в полном объеме.
Представители МОУ СОШ N 1 им. Фалалеева п. Монино Щелковского муниципального района Московской области, МОУ СОШ N 4 им. И.П. Климука Щелковского муниципального района Московской области, МОУ Огудневская средняя общеобразовательная школа д. Огуднево Щелковского муниципального - Денисова О.В., Ганзен Л.Б., Трубицына Е.И., просили отказать в удовлетворении заявления прокурора. Полагали, что в установлении пандусов и поручней нет необходимости, поскольку инвалиды-калясочники обучаются на дому, а проектами зданий не предусмотрено устройство пандусов и поручней.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 07 февраля 2012 года заявление Щелковского городского прокурора Московской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация Щелковского муниципального района Московской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заслушав заключение прокурора, полагавшей решение соответствующим нормам действующего законодательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией Щелковского муниципального района Московской области законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
В результате проверки установлено, что здания МОУ средняя общеобразовательная школа N 1 им. Ф.Я. Фалалеева п. Монино Щелковского муниципального района Московской области, МОУ СОШ N 4 им. П.И. Климука Щелковского муниципального района Московской области, МОУ СОШ N 2 п. Фряново Щелковского муниципального района Московской области, МОУ Огудневская средняя общеобразовательная школа д. Огуднево Щелковского муниципального района Московской области являются объектами социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которой является организация образовательного процесса. В зданиях школ отсутствуют специально оборудованные лестницы для детей инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует им на равных условиях обучаться в данных школах. Установлено, что здания школ значатся в реестре муниципальной собственности Администрации Щелковского муниципального района Московской области и передано образовательным учреждениям в оперативное управление.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Согласно статье 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 года N 41/2009-ОЗ "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По условиям ст. 3, ч. 1 ст. 4 и ст. 6 Закона Московской области 22.10.2009 года N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, п.п. 3.9, 3.13, 3.14, в здании доложен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, Уставом Щелковского муниципального района Администрация Щелковского муниципального района наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий детям - инвалидам для беспрепятственного доступа и обучения в образовательных учреждениях.
Поскольку, на стороне Администрации Щелковского муниципального района усматривается бездействие по обеспечению доступа инвалидов в зданиях муниципального образовательных учреждений МОУ средняя общеобразовательная школа N 1 им. Ф.Я. Фалалеева п. Монино Щелковского муниципального района Московской области, МОУ СОШ N 4 им. П.И. Климука Щелковского муниципального района Московской области, МОУ СОШ N 2 п. Фряново Щелковского муниципального района Московской области, МОУ Огудневская средняя общеобразовательная школа д. Огуднево Щелковского муниципального района Московской области, здания школ значатся в реестре муниципальной собственности Администрации Щелковского муниципального района Московской области, требования Щелковского городского прокурора Московской области обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Щелковского муниципального района Московской области по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, собранных доказательств, иному, нежели у суда, толкованию норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, вследствие чего не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 07 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.П. Хлопушина |
Судьи |
А.А. Терещенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 22 мая 2012 г. по делу N 33-10107/2012
Текст определения размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru