Определение Московского областного суда
от 29 мая 2012 г.
Дело N 33-12315
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Мертехина М.В.,
судей Вороновой М.Н., Колесник Н.А.,
при секретаре Григорьевой Ю.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 мая 2012 года апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2011 года по делу по заявлению Щелковского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Щелковского муниципального района Московской области по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ "Гребневская средняя общеобразовательная школа д. Ново" Щелковского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения прокурора Тришиной В.В., полагающей решение суда законным и обоснованным, установила:
Щелковский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Щелковского муниципального района Московской области по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ "Гребневская средняя общеобразовательная школа д. Ново" Щелковского муниципального района Московской области, обязании органа местного самоуправления создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
В обоснование заявления указал, что Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией Щелковского муниципального района требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В результате проверки установлено, что МОУ "Гребневская средняя общеобразовательная школа д. Ново" Щелковского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. В нарушение требований действующего законодательства в здании школы отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы и поручни для детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует несовершеннолетним на равных условиях обучаться в данном учреждении. Здание по вышеуказанному адресу значится в реестре муниципальной собственности Щелковского муниципального района и передано МОУ "Гребневская средняя общеобразовательная школа д. Ново" Щелковского муниципального района Московской области в оперативное управление. Администрация Щелковского муниципального района допускает неправомерное бездействие в вопросе создания необходимых условий для пребывания и обучения детей-инвалидов в здании МОУ "Гребневская средняя общеобразовательная школа д. Ново", нарушая их права и интересы.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора заявленные требования поддержал.
Представитель Администрации Щелковского муниципального района возражал против требований прокурора по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 18-21), полагал заявление не подлежащим удовлетворению.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2011 года заявление Щелковского городского прокурора Московской области удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация Щелковского муниципального района просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела усматривается, что Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией Щелковского муниципального района требований законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов.
В результате проверки установлено, что МОУ "Гребневская средняя общеобразовательная школа д. Ново" Щелковского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Ново, является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. В здании школы отсутствуют специально оборудованные поручнями лестницы и пандусы для детей-инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски, что препятствует их доступу в данную школу.
Здание включено в реестр муниципальной собственности и передано образовательному учреждению в оперативное управление.В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу ст. 19 Закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Согласно статье 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По смыслу статей 3, 4, 6 Закона Московской области 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Проанализировав положения действующего законодательства, исследовав фактические обстоятельства и доводы участников процесса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий детям-инвалидам для беспрепятственного доступа и обучения в образовательных учреждениях.
Так, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно в силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в числе прочего, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учитывая, что здание по адресу: Московская область, Щелковский район, дер. Ново, является муниципальной собственностью, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об удовлетворении требований Щелковского городского прокурора о признании неправомерным бездействия Администрации Щелковского муниципального района по вопросу обеспечения доступа инвалидов в здание МОУ "Гребневская средняя общеобразовательная школа д. Ново" Щелковского муниципального района Московской области, обязании органа местного самоуправления создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Щелковского муниципального района по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, иному, нежели у суда, толкованию норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, вследствие чего не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Щелковского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Мертехин |
Судьи |
М.Н. Воронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 29 мая 2012 г. по делу по делу N 33-12315
Текст определения размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru