В целях реализации и дальнейшего внедрения мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" в Московской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Московской области.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Правительства Московской области Чайковского В.Г.
Министр образования |
Л.Н. Антонова |
Методические рекомендации
по организации деятельности по созданию условий для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Московской области
(утв. приказом Министра образования Правительства Московской области от 12 декабря 2011 г. N 3703)
1. Правовая основа организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Правовую основу организации дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды) в Московской области, составляют Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закон Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании", правовые акты Министерства образования Московской области по вопросам организации дистанционного образования детей-инвалидов.
На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей (законных представителей) должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в муниципальных образованиях Московской области должны быть урегулированы правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющими управление в сфере образования в соответствии с их компетенцией.
2. Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
2.1. Требования к формированию целевой группы (обучающиеся)
Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.
Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов при наличии следующих документов:
- заявления родителей (законных представителей) о согласии обучения ребенка-инвалида с применением дистанционных образовательных технологий;
- копии паспорта или свидетельства о рождении ребенка;
- документа, подтверждающего инвалидность ребенка;
- справки врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения или заключения центральной психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения на дому;
- справки лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером;
- заявления родителей (законных представителей) о согласии на сбор и обработку персональных данных.
Дистанционное обучение детей-инвалидов может быть реализовано различными формами:
- очные занятия с применением дистанционных технологий (использование электронного контента* для организации образовательного процесса и контрольных мероприятий);
- индивидуальные дистанционные занятия взаимодействия (в том числе, он-лайн уроки), групповые дистанционные занятия (включая, проектную работу, вебинары**);
- занятия с дистанционным включением ребенка-инвалида в деятельность класса (с применением технологий телевещания и интернетвещания);
- самостоятельные занятия с тьюторским сопровождением (на основе размещенного на специализированных ресурсах электронного образовательного контента и средств связи: телефонный номер, электронную почту, номер ICQ, номер SKYPE или другой, на основе которого может осуществляться удаленное взаимодействие).
Образовательный процесс может осуществлятся в режиме онлайн (вебинары, обсуждения и пр.) и режиме оффлайн (общение через почту, форумы, блоги и пр.).
2.2. Требования к педагогическим работникам, осуществляющим дистанционное образование детей-инвалидов
Дистанционное образование детей-инвалидов должны осуществлять педагогические работники, которые реализуют федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, обладающие необходимыми компетенциями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, методик и технологий организации образовательного процесса, имеющие необходимые навыки и умения в использовании информационно-коммуникационных технологий.
Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий педагогическим работникам необходимо пройти курсы повышения квалификации объемом не менее 144 часов.
В рамках осуществления дистанционного образования детей-инвалидов педагогические работники, тьюторы, психологи, технические специалисты и другие лица, участвующие в организации дистанционного образования детей-инвалидов могут получить учебно-методическую, научную, организационную, психологическую, техническую поддержку в Региональном научно-методическом центре дистанционного образования детей-инвалидов (далее - центр) по запросу или в ходе консультационных мероприятий, организуемых Министерством образования Московской области и центром.
На педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, распространяются нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", оплата труда производится в соответствии с нормативным правовым актом определяющим оплату труда работников государственных образовательных учреждений Московской области.
2.3. Модель организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий
Дистанционное образование детей-инвалидов осуществляется в соответствии с перечнем пилотных школ по дистанционному образованию детей-инвалидов в Московской области, утвержденным приказом Министерства образования Московской области от 16.03.2010 N 516 "О дополнительных мерах по организации дистанционного образования детей-инвалидов в Московской области". Обучение детей-инвалидов проводится педагогическими работниками, имеющими соответствующие информационные, коммуникационные и педагогические компетенции.
Центр обеспечивает консультативно-методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации и осуществлению дистанционного образования детей-инвалидов, включая предоставление
нормативных документов в сфере учебно-методической, психолого-дефектологической, технологической деятельности, а также оказывая консультативно-методическую поддержку.
Конспекты лекций, учебно-методические комплексы, электронные курсы, источники информации сложной структуры, цифровые образовательные ресурсы размещаются на специализированном Едином информационном ресурсе (www.vacad.ru), разработанные Центром.
Для организации дистанционного образования обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов к сети Интернет, а также оснащение рабочих мест комплектами компьютерной и периферийной техники, цифрового учебного оборудования и программного обеспечения, в том числе адаптированных с учетом специфики развития детей-инвалидов.
Рабочие места педагогических работников оснащаются комплектом оборудования и обеспечиваются доступом к сети Интернет. Педагогический работник получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с заявлением родителей (законных представителей).
Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и учителей, предусматривающее, в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.
Центр обеспечивает консультацию участников мероприятия по гарантийным вопросам.
При передаче комплекта оборудования, несовершеннолетним детям-инвалидам заключается договор с их родителями (законными представителями) в соответствии с формой Типового договора о передаче оборудования в безвозмездное пользование между муниципальным образовательным учреждением и законным представителем обучающегося, утвержденной приказом Министерства образования Московской области от 23.12.2010 N 3673.
Детям-инвалидам комплект оборудования предоставляется:
- до завершения обучения в общеобразовательном учреждении;
- достижения 18-летнего возраста;
- снятия инвалидности.
______________________________
* Контент - информационно значимое наполнение Интернета - тексты, графика, мультимедиа.
** Вебинар - "виртуальный" семинар, организованный посредством Интернет-технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра образования Правительства Московской области от 12 декабря 2011 г. N 3703 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности по созданию условий для дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в Московской области"
Текст приказа официально опубликован не был