Определение Московского областного суда
от 21 февраля 2012 г.
Дело N 33-4875
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вуколовой Т.Б.,
судей Терещенко А.А., Шилиной Е.М.,
при секретаре Капитоновой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 февраля 2012 года апелляционную жалобу Колчина Станислава Юрьевича на решение Раменского городского суда Московской области от 10 февраля 2012 года по делу по заявлению Королева Валерия Павловича об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 3 Колчина Станислава Юрьевича.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя Королева В.П. - Ермакова А.Д., Колчина С.Ю., его представителя Самарина И.В., его адвокатов Пономарева В.Е. и Капуста С.В., заключение прокурора Тришиной В.В., установила:
Королев В.П., зарегистрированный в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 3, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области от 27 января 2012 года N 16/40 "О регистрации Колчина Станислава Юрьевича кандидатом в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 3".
Пояснил, что при регистрации указанного кандидата ТИК Раменского района были допущены нарушения, в частности кандидат Колчин С.Ю. не представил в избирательную комиссию документ, подтверждающий указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об исполнении депутатских полномочий на непостоянной основе. Также указал, что копия удостоверения депутата N 13 от 15.03.2007 г. (за подписью главы Раменского муниципального района Московской области) на имя Колчина С.Ю., не является документом, подтверждающим сведения о том, что кандидат Колчин С.Ю. является депутатом Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области.
Представитель ТИК Раменского района Иванова Н.А. оставила решение спора на усмотрение суда. Пояснила, что в установленные сроки Колчин С.Ю. представил все документы, необходимые для регистрации, в том числе, и удостоверение депутата, подписанное Главой Раменского района, подтверждающее его статус депутата. По мнению ТИК оснований для проверки представленных сведений не имелось, т.к. вся ответственность за сведения, представленные в ТИК, лежит на кандидате.
Колчин С.Ю. возражал в удовлетворении заявления. Пояснил, что 17 января 2012 года он сдал все документы, необходимые для регистрации, в том числе, и копию удостоверения о том, что он является депутатом. Удостоверение он получил на заседании Совета депутатов в марте 2007 года. С того момента никаких вопросов относительно его недействительности не возникало. Ранее он представлял такое же удостоверение в ходе выборов в Областную Думу, и там тоже никаких вопросов не возникло.
Решением Раменского городского суда Московской области от 10 февраля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
С постановленным решением не согласился Колчин С.Ю., подав апелляционную жалобу, в которой просил об отмене решения суда, как не основанного на нормах действующего законодательства.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 названного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 этого же Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одним из оснований для отказа в регистрации кандидата устанавливает отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Как усматривается из материалов дела кандидат Колчин С.Ю. в своем заявлении о согласии баллотироваться, представленном им в избирательную комиссию, указал, что является депутатом Совета депутатов Раменского муниципального района на непостоянной основе, что подтверждается копией удостоверения N 13, выданного 15 марта 2007 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что удостоверение депутата, выданное Колчину С.Ю., не подтверждает его статус депутата Совета депутатов Раменского муниципального района, соответственно все необходимые документы, в соответствии с Федеральным законом, для регистрации кандидата Колчин С.Ю. не представил.
С данным выводом суда судебная коллегия не соглашается, т.к. он не основан на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.
Как видно из материалов дела Колчин С.Ю. представил в ТИК Раменского района копию удостоверения депутата N 13 от 15 марта 2007 года, за подписью главы Раменского муниципального района Московской области.
Решением Территориальной избирательной комиссии Раменского района N 23/43 от 12 марта 2007 года была утверждена форма удостоверения об избрании депутатом Совета депутатов Раменского муниципального района. В данном удостоверении указывается фамилия, имя, отчество лица, избранного депутатом Совета депутатов Раменского муниципального района, удостоверение подписывается Председателем Территориальной избирательной комиссии.
Статус депутата Совета депутатов Раменского муниципального района может быть подтвержден следующими документами: решением ТИК Раменского района о результатах выборов депутатов Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области; удостоверением депутата, выданным Территориальной избирательной комиссией Раменского муниципального района Московской области (за подписью Председателя ТИК Раменского района Московской области).
Соответственно Колчин В.Ю. представил в ТИК Раменского муниципального района удостоверение неустановленной формы, т.е. документ был представлен, но он порочен, имеет недостатки. Данный недостаток представленного документа возможно было устранить, представив справку из Совета депутатов Раменского муниципального района, решение ТИК Раменского района о результатах выборов депутатов Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области. О данных недостатках Колчин В.Ю. не был поставлен в известность ТИК Раменского района и поэтому не имел возможности устранить данные недостатки.
Согласно п. 2 Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 г. N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" избирательная комиссия, наделенная полномочиями по регистрации кандидата, списка кандидатов, обязана предоставить кандидату, избирательному объединению возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом 1.1 статьи 38 ФЗ-67. В силу п. 3 данного Постановления избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Колчин В.Ю. избирательной комиссией не был поставлен в известность о недостатках представленного удостоверения и не имел возможности устранить эти недостатки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным, оно подлежит отмене по изложенным выше основаниям.
Учитывая, что по делу установлены все юридически значимые обстоятельства, необходимые для разрешения спора, судебная коллегия считает необходимым постановить по делу новое решение, которым отказать Королеву В.П. в удовлетворении требований об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 3 Колчина С.Ю.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Раменского городского суда Московской области от 10 февраля 2012 года отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать Королеву В.П. в удовлетворении требований об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Раменского района Московской области о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу N 3 Колчина С.Ю.
Председательствующий |
Т.Б. Вуколова |
Судьи |
А.А. Терещенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 21 февраля 2012 г. по делу N 33-4875
Текст постановления размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru