Определение Московского областного суда
от 16 февраля 2012 г.
Дело N 33-4278/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Мертехина М.В.,
судей Терещенко А.А., Красновой Н.В.,
при секретаре Гулуа А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2012 года кассационную жалобу Администрации Щелковского муниципального района Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 23 декабря 2011 года по делу по заявлению Щелковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации Щелковского муниципального района Московской области.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., заключение прокурора Ковалева Е.А., установила:
Щелковский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд заявлением о признании незаконным бездействие Администрации Щелковского муниципального района по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ средняя общеобразовательная школа N 6 Щелковского муниципального района Московской области, обязании создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание МОУ средняя общеобразовательная школа N 16 Щелковского муниципального района Московской области.
В обоснование заявленных требований указал, что Щелковской городской прокуратурой Московской области была проведена проверка соблюдения Администрацией Щелковского муниципального района требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В результате проверки установлено, что МОУ СОШ N 6 Щелковского муниципального района Московской области является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которого является организация образовательного процесса. В нарушение требований действующего законодательства в задании МОУ СОШ N 6 Щелковского муниципального района Московской области отсутствуют специально оборудованные лестницы, пандусы, что нарушает функции движения, дети-инвалиды не имеют возможности обучаться на равных условиях в общем порядке в данном учреждении. Указанное здание значится в реестре муниципальной собственности Щелковского муниципального района и передано данному образовательному учреждению в оперативное управление. Администрация Щелковского муниципального района допускает бездействие в части решения вопроса о создании необходимых условий для пребывания и обучения детей-инвалидов в здании школы.
Представитель Администрации Щелковского муниципального района Московской области просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 23 декабря 2011 года заявление Щелковского городского прокурора Московской области удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация Щелковского муниципального района Московской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения Администрацией Щелковского муниципального района Московской области законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
В результате проверки установлено, что МОУ средняя общеобразовательная школа N 6 Щелковского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: Московская область, г. Щелково, 1-ый Советский пер. д. 32 является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которой является организация образовательного процесса. В здании школы отсутствуют специально оборудованные лестницы для детей инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует им на равных условиях обучаться в данной школе.
Судом первой инстанции установлено, что здание школы значится в реестре муниципальной собственности Администрации Щелковского муниципального района Московской области и передано образовательному учреждению в оперативное управление.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Согласно статье 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 года N 41/2009-ОЗ "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По условиям ст. 3, ч. 1 ст. 4 и ст. 6 Закона Московской области 22.10.2009 года N 121/2009-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, п.п. 3.9, 3.13, 3.14, в здании доложен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, Уставом Щелковского муниципального района Администрация Щелковского муниципального района наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.
Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа в учреждения.
По мнению судебной, коллегии в действиях Администрации Щелковского муниципального района усматривается бездействие по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ СОШ N 6 Щелковского муниципального района, здание школы значится в реестре муниципальной собственности Администрации Щелковского муниципального района Московской области, требования Щелковского городского прокурора Московской области обосновано, признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке фактических обстоятельств дела, собранных доказательств, иному, нежели у суда, толкованию норм материального права, подлежащих применению к возникшим правоотношениям, вследствие чего не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Щелковского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Мертехин |
Судьи |
А.А. Терещенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 16 февраля 2012 г. по делу N 33-4278/2012
Текст определения размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru