Решение Московского областного суда
от 21 февраля 2012 г.
Дело N 3-22/2012 (3-241/2011)
Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Найденовой Л.А., при секретаре Грибковой Т.В., с участием прокурора Корнилова П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Арал Плюс" о признании недействующим Закона Московской области от 25 апреля 2008 года N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест"
установил:
ЗАО "Арал Плюс" обратилось в Московский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Московской области от 25 апреля 2008 года N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест".
Уточнив первоначально заявленные требования представитель ЗАО "Арал Плюс" просил признать недействующими:
- статью 2 оспариваемого Закона в части определения понятия "квота" как противоречащую смыслу значения слова "квота";
- статью 3 оспариваемого Закона в части указания возраста несовершеннолетних "от 14 лет" как противоречащую статьям 2, 16 Трудового кодекса России, статьям 1, 21, 22, 421 Гражданского кодекса России, статьям 15, 17, 34, 37, 55, 60 Конституции России, статьям 1 - 3 Международной Конвенции МОТ N 138, статьям 11, 25 Международной Конвенции МОТ N 29;
- статью 4 Закона как противоречащую по признакам дискриминации и принуждения к трудовым отношениям статье 2 Трудового кодекса России, статье 37 Конституции России, статье 25 Международной Конвенции МОТ N 29, статье 1 Международной Конвенции МОТ N 105, статьям 2, 3 Международной Конвенции МОТ N 138;
- статью 5 оспариваемого Закона как противоречащую статье 3 того же Закона в части обязания работодателя создавать места для лиц моложе 16 лет и старше 18 лет во взаимосвязи со статьей 16 Трудового кодекса России, статьями 1, 21, 22, 421 Гражданского кодекса России, статьями 1 - 3 Международной Конвенции МОТ N 138, а также Международной Конвенции МОТ N 105 - по смыслу.
В обоснование нарушения прав и законных интересов ЗАО "Арал Плюс" представитель заявителя ссылается на то, что органы законодательной и исполнительной власти Московской области, устанавливая оспариваемые нормы Закона Московской области "О квотировании рабочих мест", возлагают на заявителя несвойственные ему функции, а неисполнение заявителем неправомерных, по его мнению, норм оспариваемого Закона влечет административную ответственность.
Производство по данному делу в части требований заявителя о несоответствии положений оспариваемого Закона Московской области Конституции Российской Федерации, определением от 21 февраля 2012 года прекращено по основаниям абз. 1 - 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как не подлежащих рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель Московской областной Думы Факеева Г.А. и представитель Губернатора Московской области Рыжова О.Т. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагали, что Закон Московской области от 25 апреля 2008 года N 53/2008-ОЗ в оспариваемой части соответствует законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, суд не находит оснований для признания Закона Московской области от 25 апреля 2008 года N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" в оспариваемой части недействующим.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка в том числе инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п.п. "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а положения части 5 статьи 76 Конституции устанавливают, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью второй настоящей статьи.
Законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах его полномочий (п.п. "б", часть 1 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1032-1).
В силу статьи 7.1-1 Закона РФ N 1032-1 (в действующей редакции) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 статьи 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статья 25 Закона РФ N 1032-1 устанавливает обязанность работодателя ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в действующей редакции) (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе в виде установления в организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
В силу части 1 статьи 21 Закона N 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Дополнительные гарантии по трудоустройству государство предусматривает также в отношении иных граждан, в том числе граждан, не достигших 18 лет.
Так, в силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в действующей редакции) работникам моложе 18 лет предоставляются льготы, в том числе в виде квотирования рабочих мест для трудоустройства.
В соответствии с положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате в том числе направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства постановлением Московской областной Думы от 17 апреля 2008 года N 4/40-П принят Закон Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест". Закон подписан Губернатором Московской области 25 апреля 2008 года, опубликован в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 93, 07 мая 2008 года.
Согласно статье 1 Закона Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон МО N 53/2008-ОЗ) настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду, и граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Статья 2 Закона МО N 53/2008-ОЗ устанавливает основные понятия для целей настоящего Закона: квота, квотирование рабочих мест, невыполнение квоты.
Статья 3 Закона МО N 53/2008-ОЗ устанавливает круг лиц, для которых вводится квотирование рабочих мест.
Размер и условия установления квоты определяет статья 4, а статья 5 Закона МО N 53/2008-ОЗ устанавливает права и обязанности работодателя.
Проанализировав положения Закона N 53/2008-ОЗ в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения требований ЗАО "Арал Плюс".
Так, оспаривая положения статьи 2 Закона МО N 53/2008-ОЗ, заявитель указывает на то, что данное в Законе определение понятия "квота" противоречит смыслу слова "квота". При этом заявитель не указывает, в каком нормативном правовом акте дано определение понятия "квота".
В федеральном законодательстве понятие "квота" не установлено.
Вместе с тем, установленное для целей Закона МО N 53/2008-ОЗ понятие "квота" - минимальное количество рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий, - не противоречит употреблению понятия "квота" в других, имеющих большую юридическую силу указанных выше нормативных правовых актах, а также не противоречит семантическому значению слова (от латинского "quota" - норма, доля, лимит).
В связи с изложенным доводы заявителя о признании недействующей статьи 2 Закона МО N 53/2008-ОЗ в части определения понятия "квота" не могут быть признаны обоснованными, а требования заявителя в этой части не могут быть удовлетворены.
Оспаривая правомерность статьи 3 Закона МО N 53/2008-ОЗ в части указания о том, что квотирование рабочих мест устанавливается для трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 лет, заявитель ссылается на то, что Закон МО N 53/2008-ОЗ устанавливает минимальный возраст приема на работу ниже, чем это установлено федеральным законодательством, и что это противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права.
Указанный довод заявителя суд считает несостоятельным. При этом исходит из того, что оспариваемой нормой не устанавливается минимальный возраст при приеме на работу, а предоставляется гарантия трудовой занятости указанной категории граждан. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, установлен федеральным законодательством, а именно статьей 63 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей также условия, при которых трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетними, в том числе с несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет (абзац 3 ст. 63 ТК РФ).
Оспариваемые положения статьи 3 Закона МО N 53/2008-ОЗ не противоречат и статье 2 ТК РФ, устанавливающей основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве - один из признанных основных принципов, установленных данной статьей.
Не противоречит оспариваемое положение статьи 3 Закона МО N 53/2008-ОЗ и нормам ГК РФ - 1, 21, 22, 421 ГК РФ, поскольку указанные заявителем нормы гражданского законодательства не содержат нормы трудового права и не регулируют трудовые отношения.
Положения Конвенции Международной организации труда N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" не исключают возможность выполнения лицами в возрасте 14 лет работы на предприятиях при соблюдении соответствующих условий (ст. 6 Конвенции).
Конвенция Международной организации труда N 29 содержит предложения о принудительном или обязательном труде и не может применяться к оспариваемому Закону МО N 53/2008-ОЗ.
Оспариваемые положения статьи 4 Закона МО N 53-2008-ОЗ полностью отвечают нормам федерального законодательства, в том числе части 1 статьи 21 Закона N 181-ФЗ, в соответствии с которой организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%). Статья 4 Закона МО N 53/2008-ОЗ устанавливает квоту в размере 2% от среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов и в размере 1% от среднесписочной численности работников для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона. Таким образом, установленный оспариваемой нормой размер квоты находится в пределах, установленных федеральным законодательством.
Доводы заявителя о несоответствии данной нормы установленным статьей 2 ТК РФ основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по признакам дискриминации и понуждения к заключению трудового договора несостоятельны, поскольку - как указывалось выше - статьей 2 ТК РФ, на которую ссылается заявитель, установлен в том числе принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве.
Не могут применяться в данном случае и положения Конвенции Международной организации труда N 105 "Об упразднении принудительного труда" и Конвенции Международной организации труда N 29 "О принудительном или обязательном труде", поскольку оспариваемый Закон МО N 53/2008-ОЗ не содержит норм о принудительном или обязательном труде. Несостоятельна и ссылка на Конвенцию Международной организации труда N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу", поскольку ни статья 4 Закона МО N 53/2008-ОЗ, ни сам Закон МО N 53/2008-ОЗ не устанавливает минимальный возраст приема на работу.
Статья 5 Закона МО N 53/2008-ОЗ устанавливает права и обязанности работодателя, в том числе обязанность в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства категорий граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.
Доводы заявителя о том, что оспариваемая статья 5 Закона противоречит статье 3 Закона в части обязания работодателя создавать места для лиц моложе 16 лет, а также федеральному законодательству, а именно статье 16 ТК РФ, статьям 1, 21, 22, 421 ГК РФ и Конвенции МОТ N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" не могут быть приняты во внимание по основаниям, изложенным выше.
В силу положений статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
Согласно частям 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Анализ оспариваемых положений Закона Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" свидетельствует о том, что они не противоречат федеральному законодательству.
Закон МО N 53/2008-ОЗ принят Московской областной Думой в пределах полномочий, предоставленных ей федеральным законом.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования ЗАО "Арал Плюс" не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требований ЗАО "Арал Плюс" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья |
Л.А. Найденова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 21 февраля 2012 г. по делу N 3-22/2012 (3-241/2011)
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда www.mosoblsud.ru