Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министра образования
Московской области
от 8 июня 2010 г. N 1374
Утверждаю Министр образования Правительства Московской области |
Согласовано Министр экономики Правительства Московской области |
Л.Н. Антонова |
В.Б. Крымов |
Методические рекомендации
по формированию цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными образовательными учреждениями Московской области на платной основе
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по формированию цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными образовательными учреждениями Московской области на платной основе (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"; Законом Московской области от 30.04.2009 N 41/2009-ОЗ "Об образовании", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 152н "О внесении изменений в инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н", письмом Министерства образования Российской Федерации от 21.07.1995 N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг", письмом Министерства образования Российской Федерации от 01.10.2002 N 31ю-31нн-40/31-09 "О направлении Методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных услуг в сфере образования".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного письма Министерства образования Российской Федерации вместо "31ю-31нн-40/31-09" следует читать "31ю-31ин-40/31-09"
См. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
См. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
См. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
См. постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
См. приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
2. Основные понятия и определения, используемые в методических рекомендациях:
Потребитель - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие дополнительные образовательные услуги на платной основе для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично;
Исполнитель - государственные образовательные учреждения Московской области, оказывающие дополнительные образовательные услуги на платной основе по реализации дополнительных образовательных программ дошкольного, общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (далее - образовательные учреждения).
Дополнительные образовательные услуги на платной основе (далее - дополнительные образовательные услуги) - услуги, предоставляемые исполнителем, такие как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.
Основной персонал образовательного учреждения - персонал, непосредственно оказывающий дополнительные образовательные услуги.
Общеучрежденческий персонал образовательного учреждения - персонал, обеспечивающий деятельность образовательного учреждения (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, хозяйственные и прочие вспомогательные службы).
Средства на развитие материальной базы образовательного учреждения (прибыль) - это сумма средств, направляемых на развитие материальной базы образовательного учреждения и совершенствование образовательного процесса, которая устанавливается руководителем образовательного учреждения самостоятельно исходя из потребности конкретного образовательного учреждения.
Цена дополнительной образовательной услуги - это сумма денежных средств, которую уплачивает потребитель за предоставляемую исполнителем дополнительную образовательную услугу.
3. Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи образовательным учреждениям при определении цен на оказываемые дополнительные образовательные услуги.
4. Основными задачами введения данных Методических рекомендаций являются:
введение единого механизма формирования цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными образовательными учреждениями;
обеспечение возможности планирования финансово-экономических показателей, мониторинга их выполнения;
повышение эффективности работы образовательных учреждений;
обеспечение финансовой стабильности работы образовательных учреждений;
обеспечение условий для окупаемости затрат образовательных учреждений на оказание дополнительных образовательных услуг сверх образовательных программ, определяющих статус образовательного учреждения;
создание условий экономически обоснованного перехода образовательных учреждений на принцип многоканального финансирования с раздельным учетом объемов оказываемых услуг, затрат на оказание услуг;
сочетание экономических интересов образовательных учреждений и потребителей услуг.
5. Цены на дополнительные образовательные услуги рассчитываются на основе экономически обоснованной себестоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материальной базы образовательного учреждения 1.
___________________________________
1 В соответствии со ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
6. Образовательные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по бюджетной смете образовательного учреждения, и получающие доходы от иных источников (в том числе от оказания платных услуг), в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов:
1) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
2) полученных (произведенных) за счет иных источников (ст. 321.1 НК РФ).
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья. 321.1 Налогового Кодекса Российской Федерации признана утратившей силу с 1 января 2011 г.
7. Образовательные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, в учетной политике должны отражать:
1) виды предоставляемых дополнительных образовательных услуг, работ;
2) порядок распределения накладных расходов;
3) метод определения выручки от реализации услуг;
4) метод оценки материальных запасов и готовой продукции;
5) момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых НДС.
(П. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".)
См. статью 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
II. Основные положения по расчету затрат на дополнительные образовательные услуги
8. Формирование цены на дополнительные образовательные услуги основано на принципе полного возмещения затрат образовательного учреждения на оказание дополнительных образовательных услуг, при котором цена складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.
9. Расчет стоимости дополнительных образовательных услуг проводится в соответствии с Перечнем дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными образовательными учреждениями Московской области на платной основе, утвержденным приказом Министерства образования Московской области от 16.12.2009 N 2683.
10. При расчете цены дополнительных образовательных услуг на одного обучающегося количество потребителей данного вида дополнительных образовательных услуг определяется посредством:
- максимально возможного количества обучающихся по данному виду дополнительных образовательных услуг, рассчитанного в соответствии с наполняемостью (групп, классов и т.д.) образовательного учреждения;
- планируемого количества обучающихся по данному виду дополнительных образовательных услуг;
- количества обучавшихся в предшествующем периоде.
11. Себестоимость дополнительной образовательной услуги в расчете на одного Потребителя (Су n) определяется как частное от деления общей суммы затрат по соответствующему виду дополнительных образовательных услуг к общему количеству Потребителей данного вида платных дополнительных образовательных услуг (К).
Су n = Су / К. (1)
12. Цена на дополнительную образовательную услугу (Цу) определяется по формуле:
Цу = Су + Ну + Ср, (2)
где:
Су - себестоимость дополнительных образовательных услуг;
Ну - налоги на дополнительные образовательные услуги (налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству Российской Федерации) (см. раздел 5);
Ср - средства на развитие материальной базы образовательного учреждения (см. п. 2).
III. Расчет себестоимости дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями
13. Для расчета себестоимости дополнительных образовательных услуг (Су) затраты рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим укрупненным элементам - прямые (Рпр) и косвенные (Ркосв) (ст. 318 НК РФ):
Су = Рпр + Ркосв. (3)
13.1. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием дополнительной образовательной услуги и потребляемые в процессе ее оказания согласно ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации:
1) оплата труда основного персонала (ФОТосн) образовательного учреждения определяется на основе федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов Московской области (постановление Правительства Московской области от 28.06.2007 N 462/22 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области"). Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 211) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Московской области от 9 июня 2011 г. N 533/21 названное постановление Правительства Московской области от 28 июня 2007 г. N 462/22 признано утратившим силу с 1 июня 2011 г.
Заработная плата работников образовательных учреждений включает:
- ставки заработной платы (должностные оклады), тарифные ставки, выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
- надбавки и доплаты в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Московской области, регулирующими вопросы оплаты труда.
Расчет расходов на оплату труда производится с учетом годового фонда рабочего времени по каждой категории основного персонала и времени оказания дополнительной образовательной услуги.
Оплата труда основного персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, определяется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
2) начисления на оплату труда основного персонала (Носн) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают расходы на оплату единого социального налога, а также взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 213) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Начисления на оплату труда основного персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов РФ;
3) в материальные затраты (Мз), определяемые в соответствии с пунктом 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, входят расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания дополнительной образовательной услуги. Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Материальные затраты рассчитываются на основе фактических данных за предшествующий период, а при отсутствии данного вида дополнительных образовательных услуг в предшествующем периоде можно использовать планово-нормативные показатели на плановый период (год);
4) плата за аренду помещений, сооружений (Ап) определяется в соответствии с заключенными договорами. В прямые расходы арендная плата включается в том случае, если аренда уплачивается за помещения, в которых непосредственно оказывается дополнительная образовательная услуга. Затраты включаются в себестоимость в зависимости от объема оказываемых дополнительных образовательных услуг за определенный период времени и количества потребителей дополнительной образовательной услуги. Данные затраты учитываются по ст. 224 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
5) износ мягкого инвентаря по основным подразделениям рассчитывается исходя из фактических расходов на его приобретение и срока использования. Расчет производится по фактическому списанию в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н. Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В общем виде износ мягкого инвентаря (Ими) может быть определен по формуле:
(4)
Фсмиn - фактическая стоимость n-вида мягкого инвентаря, используемого при оказании дополнительной образовательной услуги (с учетом срока использования мягкого инвентаря), в пересчете на год;
T - время оказания дополнительной образовательной услуги (час);
Рд - число дней работы образовательного учреждения в году, во время которых оказывалась данная дополнительная образовательная услуга;
Вд - количество часов работы учреждения за день, во время которых оказывалась данная дополнительная образовательная услуга, час.
В связи с тем, что образовательное учреждение самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, к прямым расходам могут быть отнесены и некоторые другие виды затрат.
Прямые расходы (Рпр) рассчитываются по формуле:
Рпр = ФОТосн + Носн + Мз + Ап + Ими. (7)
13.2. К косвенным расходам (Ркосв) в соответствии со ст. 318 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации относятся те виды затрат, которые необходимы для оказания дополнительных образовательных услуг, но которые нельзя включить в себестоимость методом прямого счета.
Косвенными расходами при оказании дополнительных образовательных услуг являются:
1) оплата труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения (ФОТоу) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области включает заработную плату общеучрежденческого персонала, непосредственно не занятого в оказании дополнительных образовательных услуг, включая надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 211) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Оплата труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, определяется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
2) начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения (Ноу) включают расходы на оплату единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 213) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения, работающего по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, определяются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
3) хозяйственные расходы (Рх) (расходы на приобретение предметов снабжения, инвентаря, в том числе канцелярских товаров, справочной литературы, картриджей, бумаги, если в ходе обучения будет выдаваться раздаточный материал, закладываются расходы на его размножение и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт), коммунальные расходы, арендная плата на помещения, здания и сооружения определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных в соответствии с планом работы на будущий год. Данные затраты учитываются по статьям 220, 310, 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и предусматриваются дополнительно к нормативным затратам в рамках бюджетной сметы образовательного учреждения;
4) прочие расходы (Рпроч) также определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных в соответствии с планом работы на будущий год. Данные затраты учитываются по статьям 220, 290 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Величина косвенных расходов определяется по формуле:
Ркосв = ФОТоу + Ноу + Рх + Рпроч, (8)
где:
Ркосв - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость дополнительных образовательных услуг;
ФОТоу - оплата труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения;
Ноу - начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала образовательного учреждения;
Рх - хозяйственные расходы;
Рпроч - прочие расходы.
В себестоимость конкретной n-й дополнительной образовательной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально какой-либо распределительной базе (ст. 321.1 НК РФ):
1) прямым расходам, приходящимся на дополнительную образовательную услугу, через расчетный коэффициент косвенных расходов (Ккр):
Ркосв n = Рпр n x Ккр, (9)
где:
Ркосв n - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной n-й дополнительной образовательной услуги;
Рпр n - величина прямых расходов, включаемых в себестоимость n-й платной дополнительной образовательной услуги;
Ккр - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость данной дополнительной образовательной услуги пропорционально прямым расходам.
Коэффициент косвенных расходов (Ккр) рассчитывается по фактическим данным предшествующего периода либо (в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных за предшествующий период) в соответствии с планом работы на будущий год по формуле:
(10)
где:
- сумма косвенных расходов в расчете на весь объем оказанных дополнительных образовательных услуг за год;
- сумма прямых расходов в расчете на весь объем оказанных дополнительных образовательных услуг за год;
2) оплате труда основного штатного персонала образовательного учреждения, непосредственно участвующего в оказании данного вида дополнительных образовательных услуг, в общем фонде оплаты штатного персонала данного образовательного учреждения:
, (11)
где:
Кфот - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость дополнительной образовательной услуги пропорционально основной заработной плате штатного персонала образовательного учреждения.
Коэффициент рассчитывается как отношение величины заработной платы работников, непосредственно занятых оказанием данной дополнительной образовательной услуги, к общему фонду оплаты труда работающих в образовательном учреждении.
, (12)
где:
ФОТосн n - заработная плата работников образовательного учреждения, непосредственно занятых оказанием данной дополнительной образовательной услуги;
- общий фонд оплаты штатного персонала данного образовательного учреждения.
IV. Дискриминация цен на дополнительные образовательные услуги
14. Учитывая специфику формирования спроса на различные виды дополнительных образовательных услуг, его неравномерность во времени, образовательные учреждения могут устанавливать различные цены на одну и ту же услугу (ценовая дискриминация) в зависимости от изменения спроса.
15. Применение пониженной цены допустимо, если предполагается, что экономический эффект достигается за счет привлечения большего числа обучающихся, проведения занятий в группе или на территории заказчика, дотирования менее престижных видов дополнительных образовательных услуг, подразделений, труднокомплектуемых специальностей (в вузах) за счет применения понижающих коэффициентов к усредненной цене с одновременным перераспределением разницы в ценах за счет повышения цены на дополнительные образовательные услуги, пользующиеся повышенным спросом.
Также возможно установление пониженной цены для обучающихся, имеющих особые успехи в учебе (отличные оценки и отсутствие задолженностей по сдаче зачетов и экзаменов).
16. При оказании дополнительных образовательных услуг в форме экстерната, а также в праздничные (выходные) дни, в ночное время (посещение групп выходного дня, продленного дня, ночного пребывания детей) к ценам могут применяться повышающие коэффициенты.
17. Цена дополнительной образовательной услуги с учетом коэффициента дискриминации определяется по формуле:
Ц уд = Су n x Кд, (13)
где:
Ц уд - цена дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя с учетом коэффициента дискриминации;
Су n - себестоимость дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя;
Кд - коэффициент дискриминации.
Коэффициент рассчитывается образовательным учреждением самостоятельно.
V. Налогообложение при оказании дополнительных образовательных услуг и иной приносящей доход деятельности
18. Размер налоговых платежей, учитываемых в расчетах цены, определяется действующим налоговым законодательством (федеральным, региональным и местным).
18.1. Образовательным учреждениям, то есть организациям, созданным органами государственной власти Московской области для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, зарегистрированным в Московской области, деятельность которых финансируется не менее чем на 70 процентов за счет средств бюджета Московской области соответственно на основе сметы доходов и расходов, предоставляются налоговые льготы по следующим видам налогов:
1) по налогу на прибыль организаций;
2) по налогу на имущество организаций;
3) по транспортному налогу.
Конкретный порядок и условия предоставления указанных налоговых льгот установлены статьями 12, 15 и общими положениями Закона Московской области N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области".
18.2. На основании статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты налога на добавленную стоимость (вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный от оказания этих услуг) освобождаются доходы от оказания услуг:
- по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
- продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.
Положения настоящего подпункта (18.2) применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или средств фонда обязательного медицинского страхования;
- услуг в сфере образования по проведению образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процессов, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ образовательными учреждениями и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
(В ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ.)
Обязательным условием предоставления освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость является ведение образовательным учреждением раздельного учета по операциям, облагаемым и не облагаемым этим налогом (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Перечисленные в настоящем разделе операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если в процессе оказания образовательным учреждением дополнительных образовательных услуг производится реализация книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, то данная услуга облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10% (ст. 164 НК РФ).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министра образования Московской области от 8 июня 2010 г. N 1374 "Об утверждении Методических рекомендаций по... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.