Решение Московского областного суда
от 23 июля 2015 г.
Дело N 3-464/2015 - М-295/2015
М. <данные изъяты>
М. областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
с участием прокурора М. <данные изъяты> Белоусовой Е.С.,
при секретаре Клевцовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного потребительского кооператива "За здоровый быт" о признании недействующим постановления П. М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "О включении земельных участок в границы <данные изъяты> городского округа Королев",
установил:
Дачный потребительский кооператив "За здоровый быт" в лице председателя Кулакова А.В. обратился в М. областной суд с заявлением о признании недействующим постановления П. М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "О включении земельных участок в границы <данные изъяты> городского округа Королев" и изменения разрешенного вида использования земельных участков.
В обоснование заявленных требований с учетом уточнений (л.д. 37) указал, что постановлением П. М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "О включении земельных участок в границы <данные изъяты> городского округа Королев" в границы <данные изъяты> городского округа Королев включены три земельных участка площадью 37434 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 221337 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> и площадью 3353 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащие на праве собственности ООО "ЖК-Инвест". Указанным постановлением одновременно осуществлен перевод земельных участков с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" и изменен вид разрешенного использования на "малоэтажное жилищное строительство". Земельные участки расположены в М. <данные изъяты> Болшево, в районе <данные изъяты>, что оспариваемым постановлением нарушаются права и свободы заявителя, гарантированные Конституцией и федеральными законами. При принятии постановления не соблюден порядок изменения целевого назначения земельных участков и вида их разрешенного использования, не имеется документов подтверждающих исключительность данного случая, что влечет негативные экологические и социально-экономические последствия, и не будет способствовать как развитию территории, так и выполнению приоритетных государственных задач, что противоречит Федеральному закону N 264-ФЗ от <данные изъяты> "О развитии сельского хозяйства", постановлению Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" и постановлению П. М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "О развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в М. <данные изъяты> на 2013 - 2020 годы". Также оспариваемое постановление противоречит подпункту 1 пункта 3 статьи 1 и пункту 1 статьи 6 Федерального закона от <данные изъяты> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривающем принципы сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. В нарушение требований статьи 39 Градостроительного кодекса РФ оспариваемое постановление было принято без проведения предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от <данные изъяты> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" публичных слушаний с учетом уточнений, установленных Федеральным законом от <данные изъяты> N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". Кроме того, постановление противоречит Федеральному закону от <данные изъяты> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" поскольку, земельные участки расположены в непосредственной близости с объектами культурного наследия Селище "Бурковское-1" код памятника <данные изъяты>, место положение: <данные изъяты> на право берегу реки Клязьма, на территории летних дач "Болшево" ГАЗПРОМа в 320 метрах к западу от д. Бурково и в 250 м от входа на территорию дач и Селище "Бурковское-2" код памятника <данные изъяты> место положение: <данные изъяты> на правом берегу реки Клязьма, на <данные изъяты>. В целях сохранения объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия, устанавливается особый режим использования земель, ограничивающих хозяйственную деятельность и запрещающих строительство. Также указывает, что оспариваемое постановление в нарушении предусмотренного законом порядка не было официально опубликовано в специальном печатном издании. Таким образом, полагает, что постановление принято с нарушением требований федерального законодательства, что влечет его отмену.
В судебном заседании представители ДПК "За здоровый быт" адвокаты Анисимов В.В., Дорофеева Л.А. (ордер л.д. 34, 35) и Васильева Е.А. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель П. М. <данные изъяты> по доверенности Перьминова А.М. в судебном заседании возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что оспариваемое постановление не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, соответствует законодательству. ООО "ЖК-Инвест", будучи собственником трех земельных участков сельскохозяйственного назначения, обратилось с заявлением в администрацию <данные изъяты> М. <данные изъяты> с заявлением о включении земельных участков в границы города с изменением разрешенного вида использования. К данному заявлению были приложены все предусмотренные законом документы. Главой <данные изъяты> дано заключение о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы города, включение согласовано Градостроительным советом М. <данные изъяты>. Статья 4.1 Федерального закона <данные изъяты> регламентирует изменение вида разрешенного использования только земельных участков находящихся в федеральной собственности и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, следовательно, довод заявителей о необходимости проведения публичных слушаний является несостоятельным. Находит, что оспариваемое постановление не противоречит подпункту 1 пункта 3 статьи 1 и пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку указанные положения не содержат запрета изменять в установленном порядке категорию земельных участков. Кадастровые паспорта земельных участков ООО "ЖК Инвест" не содержат ограничений в обороноспособности земельных участков, а также указаний на нахождение участков в зонах охраны памятников культурного наследия. Согласование вопроса включения земельных участков в границы населенного пункта, изменение вида разрешенного использования участков с дачными потребительскими кооперативами действующим законодательством не предусмотрено.
Представитель ООО "ЖК Инвест" по доверенности Султанова М.Р. возражала против заявленных требований, поддержала доводы указанные в отзыве (л.д. 186) из которого следует, что право собственности на земельные участки площадью 37434 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 221337 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> и площадью 3353 кв. метров с кадастровым <данные изъяты> возникло у ООО "ЖК Инвест" на основании договоров купли-продажи от 2012 года, заключенных с соблюдением статьи 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". После завершению этапов включения земельных участков в границы <данные изъяты> утвержден проект планировки и проект межевания земельного участка 50:4:0010142:80 в результате которого был образован 21 участок собственником которых в настоящее время является ООО "ЖК Инвест". В настоящее время земельные участки переданы по договору аренды ООО "Гранель", которое является застройщиком комплексной (малоэтажной) жилой застройки с объектами транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры. ООО "ЖК Инвест" в установленном законом порядке и представив полный перечень необходимых документов обратилось с заявлением о включении принадлежащих на праве собственности трех земельных участков в границы <данные изъяты> МО и изменении разрешенного вида использования участков, поскольку целью включения участков в границы населенного пункта являлось жилищное строительство, проведение публичных слушаний не требовалось. Охранные зоны объектов культурного наследия Селище "Бурковское-1" и Селище "Бурковское-2" не установлены, что не могло явиться основанием для отказа П. во включении земельных участков в границы <данные изъяты> МО и изменения разрешенного вида использования участков. Актом государственной историко-культурной экспертизы подтверждается, что объекты обладающие признаками культурного наследия на земельных участках не обнаружены, ограничений со стороны Министерства культуры М. <данные изъяты> не имелось. Таким образом, полагает, что оспариваемое постановление принято с соблюдением установленного законом процедуры принятия подобных актов, в пределах компетенции П. МО и не нарушает прав и интересов заявителя.
Представитель Министерства культуры М. <данные изъяты> по доверенности Антонов А.Д. возражал против заявленных требований указав, что земельные участки, принадлежащие ООО "ЖК Инвест" расположены вблизи выявленных объектов археологии: Селище "Бурковское-1" и Селище "Бурковское-2". Объекты археологии являются самостоятельными объектами культурного наследия у которых устанавливаются не границы памятника (охранные зоны), а только границы территории. В данном случае границы территории объектов археологического наследия не установлены, но в соответствии с предусмотренной программой, действующей до 2018 года, планируется установление зоны выявленных объектов археологического наследия.
Представитель администрации <данные изъяты> М. <данные изъяты> Челушкина Т.А. в суд не явилась, извещена, в судебном заседании <данные изъяты> против заявленных требований возражала, указав, что администрацией <данные изъяты> было выдано заключение о возможности и целесообразности включения земельных участков ООО "ЖК Инвест" в границы населенного пункта <данные изъяты>. Ограничений не имелось, границы выявленных объектов культурного наследия, а также их огранные зоны не установлены. Генеральный план <данные изъяты> М. <данные изъяты> не утвержден, муниципальный контракт не завершен.
Прокурор М. <данные изъяты> прокуратуры Белоусова Е.С. в заключение указала, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, ввиду следующего.
Установлено, что земельные участки площадью 37343 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 221337 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3353 кв. м с кадастровым номером <данные изъяты> расположенные по адресу: М. <данные изъяты>, мкр.Болшево, ограниченный <данные изъяты> и<данные изъяты>, принадлежат ООО "ЖК Инвест". Земельные участки относились к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Постановлением П. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> вышеперечисленные земельные участки, включены в границы <данные изъяты>городского округа Королев (категория земель "земли населенных пунктов"). Изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков для малоэтажного жилищного строительства.
Данное постановление размещено в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет", в информационных справочных системах "Консультант Плюс" и "Гарант", со ссылкой на источник официального опубликования (газета "Ежедневные новости. Подмосковье", <данные изъяты> (3195), <данные изъяты>).
Согласно норм федерального и областного законодательства оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти субъекта Федерации - П. М. <данные изъяты>, в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
Генеральный план городского округа Королев до настоящего времени не утвержден. При таких обстоятельствах П. М. <данные изъяты> при принятии оспариваемого постановления правомерно руководствовалось положениями ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Ограничения изменения целевого назначения и разрешенного использования в отношении рассматриваемых земельных участков федеральными законами не установлены. Земельные участки относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного использования", т.е. не являются землями сельскохозяйственных угодий. Постановление соответствует требованиям части 5 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ.
Оспариваемое постановление не противоречит Федеральному закона от <данные изъяты> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку указанные объекты, по сообщению Министерства культуры М. <данные изъяты>, являются объектами археологии, зоны охраны для которых не устанавливаются. Кроме того, в отношении названных земельных участков (один из которых был разделен) проведена историко-культурная экспертиза, которая показала, что в их границах объекты культурного наследия отсутствуют, а использование участков возможно в полном объеме без ограничений, связанных с охраной памятников истории и культуры. Доказательств в опровержение экспертизы в деле не имеется.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ДПК "За здоровый быт" требований исходя из следующего.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 2 и части 3 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как усматривается из материалов дела земельные участки площадью 37343 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 221337 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3353 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: М. <данные изъяты>, мкр.Болшево, ограниченный <данные изъяты> и <данные изъяты>, принадлежат на праве собственности ООО "ЖК Инвест" на основании договоров купли-продажи от <данные изъяты>, о чем выданы свидетельства о праве.
По данным кадастровых паспортов указанные земельные участки ООО "ЖК Инвест" относились к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования (л.д. 155).
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Инвест" <данные изъяты> обратилось в администрацию <данные изъяты> М. <данные изъяты> с заявлением о рассмотрении вопроса по включению указанных земельных участков в границы <данные изъяты> М. <данные изъяты> с изменением вида разрешенного использования "для малоэтажного жилищного строительства" (л.д. 154).
По результатам рассмотрения обращения главой города <данные изъяты> городского округа Королев от <данные изъяты> в отношении каждого из указанных выше земельных участков даны заключения о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта <данные изъяты> М. <данные изъяты>.
В заключениях указано, что земельные участки по своим характеристикам подходят для размещения жилищного строительства, свободны от застройки, окружены объектами жилищного и социального назначения, размещение жилищного строительства улучшит планировочную структуру населенного пункта и не нарушит экологической обстановки данной территории. Земельные участки расположены за пределами границ планируемых особо охраняемых природных экологических территорий и природных исторических территорий областного значения, установленных в СТП - основных положения градостроительного развития М. <данные изъяты>.
Ограничения изменения целевого назначения и разрешенного использования в отношении рассматриваемых земельных участков федеральными законами не установлены (л.д. 12 - 17).
Поскольку ни федеральное, ни региональное законодательство не содержит критерия целесообразности включения земельных участков в состав населенного пункта, заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта является прерогативой соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 13 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ глава <данные изъяты> направил представленные ООО "ЖК Инвест" документы, а также заключения на рассмотрение П. М. <данные изъяты>.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом М. <данные изъяты> "О регулировании земельных отношений в М. <данные изъяты>", учитывая заявление общества с ограниченной ответственностью "ЖК Инвест", заключения главы <данные изъяты> городского округа Королев от<данные изъяты> N 547-ГС исх., на основании решения Градостроительного совета М. <данные изъяты> от <данные изъяты> П. М. <данные изъяты> Постановлением П. М.<данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "О включении земельных участков в границы <данные изъяты> городского округа Королев" (далее - Постановление П.МО N 1166/57), вышеперечисленные земельные участки, включены в границы <данные изъяты> городского округа Королев (категория земель "земли населенных пунктов"). Изменен вид разрешенного использования указанных земельных участков для малоэтажного жилищного строительства (л.д. 152).
Постановление П. МО <данные изъяты> опубликовано в печатном издании газете "Ежедневные новости. Подмосковье" <данные изъяты> (3195) от <данные изъяты>(приложение официальные документы), в информационном вестнике П. М. <данные изъяты> <данные изъяты> страница 395, а также размещено в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет", в информационных справочных системах "Консультант Плюс" и "Гарант", со ссылкой на источник официального опубликования.
В силу пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции РФ - законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2 Земельного кодекса РФ в части 1 устанавливает, что в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Статья также устанавливает, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Кодексу.
Нормы частей 1 - 4 статьи 2 Земельного кодекса РФ устанавливают, что акты, регулирующие земельные отношения, могут также издавать Президент Российской Федерации, в пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений установлены статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом в перечень полномочий включены, в том числе, полномочия, которые не отнесены Земельным кодексом к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от <данные изъяты> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) в ч. 1 ст. 4.1 предусматривает, что до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее <данные изъяты>, до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, расположенных на территории М. <данные изъяты>, но не позднее <данные изъяты>, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
Согласно п.п. 10 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В п. 3.1 статьи 26.3 Закона установлено, что по вопросам, указанным в п. 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты.
Вопросы отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются статьей 5 Закона М.<данные изъяты> N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в М. <данные изъяты>".
В силу п. 9 ст. 13 Закона М. <данные изъяты> N 230/2005-ОЗ "О П. М. <данные изъяты>" принятие решений об отнесении земель к категориям, переводе их из одной категории в другую в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством М. <данные изъяты>, относится к полномочиям П. М.<данные изъяты>, а часть 1 статьи 33 того же Закона устанавливает, что эти решения принимаются в форме постановлений.
Из указанных норм федерального и областного законодательства следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти субъекта Федерации - П. М. <данные изъяты>, в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
В ходе рассмотрения дела установлено, что генеральный план городского округа Королев до настоящего времени не утвержден, муниципальный контракт с длительным производственным циклом N А-76 МК/4 от <данные изъяты> на выполнение работ по подготовке генерального плана городского округа Королев М. <данные изъяты>не завершен. При таких обстоятельствах П. М. <данные изъяты> при принятии оспариваемого постановления правомерно руководствовалось положениями ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
Порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае соответствует действующему законодательству: нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нормам Закона М.<данные изъяты> N 3/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в М. <данные изъяты>".
Как указывалось, оспариваемое постановление П.М. <данные изъяты> принято в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности ООО"ЖК Инвест".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В данном случае, как следует из текста самого оспариваемого постановления, оно принято в связи с обращением собственника земельных участков и при наличии соответствующих заключений главы <данные изъяты> о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы <данные изъяты> М. <данные изъяты> и изменения вида разрешенного использования.
В силу части 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если:
1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии у П. М. <данные изъяты> оснований для отказа в принятии решения о включении рассматриваемых земельных участков в границы <данные изъяты> городского округа Королев.
Суд считает, что доводы заявителя о необходимости проведения публичных слушаний по вопросу включения земельных участков в границы населенного пункта и об изменении в связи с этим вида разрешенного использования данных земельных участков являются несостоятельными поскольку.
В силу положений пункт 2 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, публичные слушания не проводятся.
Таким образом, орган местного самоуправления не проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в целях жилищного строительства, Кроме того, земельные участки принадлежат юридическому лицу и в государственной собственности не находятся.
Статья 3 Закона N 172-ФЗ устанавливает порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию регулируются статьей 7 Федерального закона N 172-ФЗ.
В соответствии с данной нормой перевод таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечень которых приведен в части 1 статьи 7 Закона.
Нельзя согласиться и с доводами заявителя относительно несоблюдения порядка изменения целевого назначения земельного участка и вида его использования и проводимых при этом согласований, а именно: отсутствия документов, подтверждающих исключительность данного случая перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Из представленных суду материалов следует, что земельные участки относятся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного использования", т.е. не являются землями сельскохозяйственных угодий.
Постановление соответствует требованиям части 5 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ: в нем указаны: основания изменения категории земельного участка - ходатайство заинтересованного лица об изменении категории и ссылки на нормативные акты, регулирующие правоотношения по изменению категорий земель; категория земель, перевод из которой осуществляется - земли сельскохозяйственного назначения; категория земель, перевод в которую осуществляется - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для малоэтажного жилищного строительства; описание местоположения земельных участков, их площади, а также границы и кадастровые номера.
Подлежит отклонению довод заявителя и о том, что оспариваемое постановление противоречит Федеральному закона о <данные изъяты> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", поскольку включаемые в границы <данные изъяты> земельные участки частично расположены в непосредственной близости с объектами культурного наследия (селище Бурковское-1, селище Бурковское-2), и должны иметь ограничения в использования.
По сообщению Министерства культуры М. <данные изъяты>, Селище "Бурковское-1" код памятника 5053018000, место положение: <данные изъяты> на право берегу реки Клязьма, на территории летних дач "Болшево" ГАЗПРОМа в 320 метрах к западу от д. Бурково и в 250 м от входа на территорию дач и Селище "Бурковское-2" код памятника 5053019000 место положение: <данные изъяты> на правом берегу реки Клязьма, на <данные изъяты> являются вновь выявленными объектами археологического наследия (л.д. 136).
Земельные участки площадью 37434 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 221337 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> и площадью 3353 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащие ООО "ЖК Инвест" расположены вблизи выявленных объектов археологии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25. июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов РФ" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Согласно статьи 3.1 названного Закона территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от <данные изъяты> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно пункту 2 статьи 34 указанного Закона охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В данном случае границы территории объектов археологического наследия Селище "Бурковское-1" и Селище "Бурковское-2" не установлены, охранные зоны, и ограничения связанные с ними не определены.
По сообщению представителя Министерства культуры М. <данные изъяты> работы по установлению территории объектов археологии с целью сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности входят в федеральную целевую программу "Культура России 2012 - 2018 годы", утвержденную Постановлением П. РФ от <данные изъяты> N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России".
Отклоняя данный довод заявителя суд, также учитывает, что в отношении земельных участков ООО "ЖК Инвест" (один из которых был разделен на 21 участок) проведена историко-культурная экспертиза, которая показала, что в их границах участков общества объекты культурного наследия отсутствуют, а использование участков возможно в полном объеме без ограничений, связанных с охраной памятников истории и культуры.
Акт государственной историко-культурной экспертизы земельных участков составлен кандидатом исторических наук государственного исторического музея Гоняным М.И..
Право на проведение археологических полевых работ Министерством культуры Российской Федерации предоставлено Генингу В.В. на основании открытого листа<данные изъяты> со сроком действия с <данные изъяты> по <данные изъяты>. На участке ограниченном <данные изъяты> и <данные изъяты> МО в 2014 году проведены работы по археологической разведки с осуществлением локальных земляных работ в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности, по результатам которых Генингом В.В. составлен отчет.
В соответствии со статьей 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ научный отчет о выполненных археологических полевых работах в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд Российской академии наук как составную часть Архивного фонда Российской Федерации.
Учитывая, что установленный нормой закона срок передаче научного отчета на хранение в Архивный фонд Российской академии наук не истек, отсутствие данного отчета в фонде не влечет его недействительность.
Также суд находит не состоятельным и довод заявителей о нарушении оспариваемым постановлением прав кооператива на участие в градостроительной деятельности, поскольку потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно пункта 1.2 Устава кооператив "За здоровый быт" является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства.
Таким образом, законодательством не предусмотрено согласование с дачными потребительскими кооперативами при принятии решений о включении участков в границы населенных пунктов.
Анализируя изложенное суд считает, что Постановление П.М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> "О включении земельных участков в границы<данные изъяты> городского округа Королев" было принято в пределах полномочий П. М. <данные изъяты>, с соблюдением установленной законом процедуры принятия подобных нормативных актов, его формы, не противоречит нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу и федеральному законодательству, поэтому не усматривает оснований для признания его недействующим.
Руководствуясь ст.ст. 193 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление Дачного потребительского кооператива "За здоровый быт" о признании недействующим постановления П. М. <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> "О включении земельных участок в границы <данные изъяты> городского округа Королев" - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через М. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья |
М.Ю. Елизарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 23 июля 2015 г. по делу N 3-464/2015 - М-295/2015
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru