Об отчете Контрольно-счетной палаты Краснодарского края о работе в 2010 году см. постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 20 апреля 2011 г. N 2526-П
Заслушав и обсудив отчет председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Н.И. Панченко о работе Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (далее - Контрольно-счетная палата) за 2009 год, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что деятельность Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Краснодарского края "О Контрольно-счетной палате Краснодарского края", другими законами Краснодарского края, согласно плану работы Контрольно-счетной палаты, утвержденному Законодательным Собранием Краснодарского края, отдельным обращениям Законодательного Собрания Краснодарского края и правоохранительных органов.
Выполняя требования Законодательного Собрания Краснодарского края, специалисты Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде стали больше внимания уделять контролю за поступлением доходов в краевой и местные бюджеты, выявлению резервов увеличения доходов консолидированного бюджета края, расширили практику комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, осуществили ряд проверок работы главных администраторов средств муниципальных бюджетов по составлению бюджетной отчетности, усилили контроль за устранением выявленных финансовых нарушений, других недостатков в работе проверяемых организаций.
В 2009 году в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты проведено 19 контрольно-ревизионных и 16 экспертно-аналитических мероприятий. По различным направлениям деятельности проверено 8 краевых департаментов, 5 городских и районных администраций, 17 администраций поселений, 360 предприятий, организаций и учреждений края. Помимо плановых проверок было осуществлено 18 внеплановых по обращениям комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края и правоохранительных органов.
В целом проверочными и аналитическими мероприятиями Контрольно-счетной палаты было охвачено бюджетных средств на сумму более 80,0 млрд. рублей.
В отчетном периоде работа Контрольно-счетной палаты регулярно освещалась в средствах массовой информации.
Контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия Палаты показали, что за отчетный период финансово-хозяйственная дисциплина в крае укрепилась. Основная часть средств краевого и местных бюджетов используется бюджетополучателями эффективно, строго по целевому назначению.
В то же время проверки показали, что некоторые предприятия, организации и учреждения края еще нарушают требования бюджетного законодательства, допускают другие недостатки в работе.
Так, проверка финансово-хозяйственной деятельности департамента по транспорту и связи Краснодарского края установила, что департамент в течение 2007 - 2008 годов нарушал требования Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", других нормативных правовых актов Краснодарского края и нормативных правовых актов Российской Федерации. Почти 80 процентов договоров на автобусное обслуживание межмуниципальных маршрутов заключено департаментом без конкурсных процедур, а оставшиеся 20 процентов договоров заключены формально, с грубыми нарушениями законодательства. Проверка выявила другие нарушения финансово-хозяйственной дисциплины. Все это создавало предпосылки для злоупотреблений, корыстных проявлений.
Проверка использования средств краевого бюджета, выделенных департаменту молодежной политики Краснодарского края, показала, что в последнее время (в 2009 году) департаментом многое делается для улучшения работы с молодежью края. Однако анализ работы департамента за 2007 - 2008 годы показал, что должностные лица департамента и подведомственных ему государственных учреждений допускали серьезные финансово-хозяйственные нарушения, другие недостатки в работе. В департаменте практически отсутствовал контроль за должным использованием бюджетных ресурсов и государственной собственности Краснодарского края, допускались неэффективные, неоправданные расходы бюджетных средств. Многие контракты и договоры на выполнение госзаказов заключались с нарушением требований законодательства, допускались неправомерное завышение стоимости работ, услуг и товаров, закупаемых для государственных нужд, подписание недостоверных актов выполненных работ и услуг, нарушения при хранении и списании материальных ценностей, ведении бухгалтерского учета и отчетности.
В целом финансово-хозяйственные нарушения, выявленные Контрольно-счетной палатой в работе департамента молодежной политики Краснодарского края и подведомственных ему предприятий, составили 68,5 млн. рублей.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения по воспроизводству и племенной работе в Краснодарском крае (далее - Крайгосплемучреждение) и племпредприятий Краснодарского края выявила существенные недостатки в закупках и реализации племенных животных. У сотен импортных животных общей стоимостью более 320,0 млн. рублей не был документально подтвержден племенной статус. В ОАО "Краснодарское" по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных из 47 закупленных быков-производителей у 32, или 68 процентов, не подтвержден племенной статус, что ставит под сомнение качество воспроизводства племенного стада в крае. Несмотря на это, ОАО "Краснодарское" необоснованно получило субсидии из краевого бюджета на содержание не племенных быков в сумме 6,1 млн. рублей. Установлены другие недостатки в финансово-хозяйственной деятельности Крайгосплемучреждения и организаций по племенному животноводству в крае.
Обращают внимание выявленные недостатки в учете краевой и муниципальной собственности, многочисленные нарушения законодательных требований в арендных отношениях и использовании земельных ресурсов. В реестры государственной собственности Краснодарского края и муниципальных образований не внесено имущество общей стоимостью 2789,8 млн. рублей. На балансы унитарных предприятий и государственных учреждений края не поставлены материальные ценности стоимостью 28,2 млн. рублей. Без соответствующих правоустанавливающих документов самовольно используются 135 земельных участков общей площадью 7,2 тысячи гектаров. В городах и районах края установлены многочисленные случаи неправомерного занижения платы за имущество и земельные участки, сдаваемые в аренду. В результате консолидированный бюджет края ежегодно теряет около 1,0 млрд. рублей.
В 2009 году различные недостатки, нарушения требований законодательства установлены в работе практически каждого субъекта проверок.
В целом за отчетный период выявлены бюджетно-хозяйственные нарушения на сумму 5037,3 млн. рублей. Среди нарушений: нецелевое использование бюджетных средств - 38,5 млн. рублей; неэффективное использование бюджетных средств - 634,9 млн. рублей; неиспользование бюджетополучателями средств, выделенных на конкретные расходы в течение года (средства не использованы более одного года) - 75,9 млн. рублей; неправомерная оплата работ и услуг, которые фактически не производились - 94,0 млн. рублей, в том числе строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ - 43,1 млн. рублей; различные нарушения, допущенные при закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд, на общую сумму - 58,6 млн. рублей; не занесено в реестры краевой и муниципальной собственности имущество общей стоимостью 2785,8 млн. рублей; не поставлено на балансы краевых ГУПов, организаций и учреждений имущество на сумму - 28,2 млн. рублей; нарушения при продаже, аренде земельных участков, государственного и муниципального имущества - на 768,9 млн. рублей; недопоступление налоговых платежей - 67,7 млн. рублей; выявлено недостач материальных ценностей - 24,8 млн. рублей; нарушения при выплате и использовании субсидий из краевого бюджета - на 346,0 млн. рублей; нарушения ведения бухгалтерского учета - на 30,9 млн. рублей; другие нарушения - на 83,1 млн. рублей.
Помимо этого проверками установлены неиспользованные возможности увеличения доходной части консолидированного бюджета края на 950,2 млн. рублей.
По результатам проверок руководителям предприятий, организаций и учреждений, в работе которых выявлены недостатки и нарушения финансово-хозяйственной дисциплины, Контрольно-счетной палатой направлены соответствующие представления с конкретными предложениями по их устранению.
О результатах проверок регулярно информировались Законодательное Собрание Краснодарского края и администрация Краснодарского края. Все акты проверок и экспертные заключения Палаты рассмотрены на заседаниях профильных комитетов Законодательного Собрания Краснодарского края. В правоохранительные органы края направлены 37 проверочных материалов. В адрес проверяемых организаций прокурорами городов и районов вынесено 48 представлений. По итогам проверок в дисциплинарном порядке наказано 46 должностных лиц, возбуждено 3 уголовных и 19 административных дел. Помимо этого сотрудниками Контрольно-счетной палаты составлено 10 протоколов об административных правонарушениях, которые рассмотрены мировыми судьями. К ответственности привлечены 4 юридических и 6 должностных лиц.
В результате мер, принятых Контрольно-счетной палатой, Законодательным Собранием Краснодарского края, администрацией Краснодарского края, органами местного самоуправления за 2009 год, в краевом и местных бюджетах восстановлено 208,5 млн. рублей. В том числе: субъектами проверок в бюджеты всех уровней доплачены налоги и другие обязательные платежи на сумму 44,8 млн. рублей; восстановленные в бюджетах средства, использованные не по целевому назначению, составили 7,5 млн. рублей; возмещены необоснованно оплаченные работы и услуги в сумме 58,1 млн. рублей, из которых строительными организациями, допустившими неправомерное завышение стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, в счет необоснованно полученных бюджетных средств дополнительно выполнены работы на сумму 34,0 млн. рублей; согласно законодательству бюджетополучателями возвращены средства краевого бюджета, не использованные ими в течение одного года и более, в сумме 69,1 млн. рублей; на предприятиях и в организациях поставлено на учет неучтенное имущество общей стоимостью 22,9 млн. рублей; восполнены недостачи материальных ценностей на сумму 6,1 млн. рублей.
Специалистами Контрольно-счетной палаты оказана практическая помощь многим хозяйствующим субъектам в наведении должного порядка в бухгалтерском учете и составлении бюджетной отчетности.
В проверенных муниципальных образованиях активно наводится порядок в земельных и арендных отношениях, устраняются недостатки в использовании средств, выделяемых из краевого бюджета в виде финансовой помощи.
Вместе с тем принимаемые меры по повышению эффективности использования бюджетных средств, государственной собственности Краснодарского края и муниципального имущества не достаточны. Отдельные хозяйствующие субъекты, допустившие нарушения финансово-хозяйственной дисциплины, неоправданно медленно устраняют выявленные недостатки в работе, не принимают энергичных действий, направленных на повышение ответственности кадров за порученный участок работы.
Требуют дальнейшего совершенствования контрольно-ревизионные и экспертно-аналитические мероприятия Контрольно-счетной палаты, которые должны быть направлены, прежде всего, на проверку соблюдения хозяйствующими субъектами федеральных и краевых законов, других нормативных правовых актов в части бюджета, финансов, краевой и муниципальной собственности, повышения эффективности ведения хозяйства в целом.
В условиях ликвидации последствий финансово-экономического кризиса особое внимание необходимо уделить дальнейшему выявлению резервов увеличения доходной части консолидированного бюджета края, совершенствованию межбюджетных отношений, усилению контроля за эффективным использованием бюджетных средств, краевой государственной и муниципальной собственности с ориентацией проверок на конечный государственно-экономический результат.
Учитывая вышеизложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Краснодарского края за 2009 год принять к сведению, отметив положительную работу.
2. В целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов, краевой и муниципальной собственности, укрепления финансово-хозяйственной дисциплины на предприятиях, в организациях и учреждениях края, повышения ответственности кадров за порученный участок работы:
1) рекомендовать департаментам, управлениям Краснодарского края, администрациям муниципальных образований:
не оставлять без внимания ни одного факта использования бюджетных средств, краевой (государственной) и муниципальной собственности не по целевому назначению, неэффективно, с другими нарушениями требований бюджетного законодательства, строго спрашивать с должностных лиц, виновных в допущенных финансово-хозяйственных нарушениях;
оперативно принимать конкретные практические меры по устранению недостатков в работе субъектов проверок и недопущению их в будущем. Особое внимание уделять реализации выявленных Контрольно-счетной палатой резервов увеличения доходов краевого и местных бюджетов;
2) департаменту имущественных отношений Краснодарского края, администрациям муниципальных образований в течение апреля - июня 2010 года:
внести в реестры краевой (государственной) и муниципальной собственности неучтенное имущество и земельные участки;
принять меры по обязательной постановке на баланс унитарных предприятий и учреждений материальных ценностей, закупленных или переданных указанным хозяйствующим субъектам в оперативное управление или хозяйственное ведение;
совместно с другими департаментами провести инвентаризацию заключенных с юридическими и физическими лицами договоров по предоставлению в аренду имущества и земельных участков. Привести договоры аренды в соответствие с требованиями постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.10.2008 N 1079 "Об утверждении Методики определения размера годовой арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Краснодарского края" и от 18.05.2002 N 529 "О порядке определения размера арендной платы за земли государственной собственности на территории Краснодарского края";
не допускать фактов неправильного применения поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы, неправомерного занижения стоимости сдаваемых в аренду земельных и имущественных ресурсов;
3) руководителям департаментов, управлений Краснодарского края, органов местного самоуправления повысить внимание к организации и осуществлению закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Не допускать нарушений в организации конкурсных процедур, определении победителей конкурсов и аукционов, заключении государственных и муниципальных контрактов на выполнение государственных и муниципальных заказов. Строго спрашивать с должностных лиц, подписавших недостоверные акты о выполненных работах, услугах и приобретенных товарах. Принимать меры по реальному возмещению в соответствующих бюджетах (за счет виновных лиц) средств, фактически не использованных при выполнении государственных и муниципальных заказов;
4) руководству департамента молодежной политики Краснодарского края:
наладить должный ведомственный контроль за эффективным, целевым использованием бюджетных средств и государственной собственности Краснодарского края, предназначенных для работы с молодежью;
до 1 июля 2010 года восстановить бухгалтерские документы, подтверждающие все бюджетные расходы на проведение молодежных мероприятий за 2007 - 2009 годы, или возместить в краевом бюджете 18946,2 тысячи рублей, использованные хозяйствующими субъектами согласно банковским платежно-распорядительным документам на цели, не связанные с проведением молодежных мероприятий, обусловленных государственными контрактами;
до 1 июля 2010 года возместить в краевом бюджете средства в сумме 13596,0 тысячи рублей, необоснованно и незаконно выплаченные департаментом и подведомственными ему государственными учреждениями хозяйствующим субъектам за не выполненные в рамках госзаказов работы, услуги и закупки продукции (не исключая возможность исполнения хозяйствующими субъектами в 2010 году работ, услуг и закупок товаров бесплатно, в счет погашения незаконно полученных денег в 2007 - 2009 годах);
5) краевым департаментам, администрациям муниципальных образований принять меры по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых имеются краевые и муниципальные бюджетные средства. Регулярно, один раз в полугодие, рассматривать (заслушивать) отчеты руководителей этих хозяйствующих субъектов о финансовом состоянии предприятий, учреждений, организаций, принимаемых мерах по увеличению объемов и повышению эффективности производства. Оказывать подведомственным хозяйствующим структурам практическую помощь в устранении имеющихся недостатков в работе;
6) постоянным комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края в целях усиления контроля за устранением упущений и недостатков, выявленных Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в работе краевых и муниципальных организаций, до 1 июля 2010 года на заседаниях комитетов рассмотреть не только результаты контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты, но и ход устранения выявленных бюджетно-хозяйственных нарушений, а также итоги выполнения представлений и предписаний Контрольно-счетной палаты. При этом необходимо не только дать принципиальную оценку фактам безответственного подхода должностных лиц к вопросам укрепления финансово-хозяйственной дисциплины в организациях, но и не допустить назначение этих лиц на соответствующие должности в краевых и муниципальных организациях.
3. Контрольно-счетной палате Краснодарского края:
1) продолжить работу по совершенствованию контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и информационных мероприятий. Усилить контроль за соблюдением субъектами проверок федеральных и краевых законов, других нормативных правовых актов в части бюджета, финансов, краевой государственной и муниципальной собственности, рационального ведения хозяйства;
2) установить контроль за эффективным использованием бюджетных средств, предусмотренных в ведомственных целевых программах;
3) установить контроль за исполнением Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальными образованиями Краснодарского края;
4) особое внимание уделить выявлению резервов налоговых и неналоговых доходов краевого и местных бюджетов, формированию и исполнению бюджетов городскими и сельскими поселениями, совершенствованию межбюджетных отношений;
5) в своей работе шире использовать элементы аудита эффективности, ориентировать проводимые контрольно-ревизионные мероприятия на конечный государственно-экономический результат, практическую помощь проверяемым предприятиям, организациям и учреждениям в укреплении финансово-хозяйственной дисциплины, эффективном использовании всех имеющихся ресурсов.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
21 апреля 2010 года
N 1895-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательным Собранием Краснодарского края на очередном пленарном заседании заслушан и принят к сведению отчет постоянно действующего краевого государственного органа финансового контроля - Контрольно-счетной палаты Краснодарского края - о проделанной им в 2009 году работе, которая была отмечена как положительная.
Намечены меры, рекомендованные к исполнению департаментам, управлениям Краснодарского края, администрациям муниципальных образований, постоянным комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края и Контрольно-счетной палате в целях изыскания резервов увеличения доходов краевого и местных бюджетов путем совершенствования бюджетных процессов, укрепления финансово-хозяйственной дисциплины на предприятиях, в организациях и учреждениях края, расширения практики комплексных проверок (включая аудит эффективности), усиления контроля за устранением выявленных нарушений и возвратом в соответствующие бюджеты средств, использованных не по целевому назначению.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 21 апреля 2010 г. N 1895-П "Об отчете Контрольно-счетной палаты Краснодарского края о работе за 2009 год"
Постановление вступило в силу со дня его принятия.
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 7 мая 2010 г. N 30, стр. 439