Письмо Управления ФНС России по Краснодарскому краю
от 27 февраля 2010 г. N 15-10/04646
Руководителю Управления федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
по Краснодарскому краю
Клиндухову В.П.
ул. Рашпилевская, 100,
г. Краснодар, 350000
Уважаемый Валерий Павлович!
Управление ФНС России по Краснодарскому краю, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть, в частности, указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила) исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может выступать, в частности, и управляющая организация.
Согласно подпункту "в" пункта 49 Правил в обязанности исполнителя коммунальных услуг входит заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям.
При этом, под ресурсоснабжающей организацией, согласно определению, закрепленному в пункте 3 Правил, понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, жилищное законодательство предоставляет возможность, в частности, управляющим компаниям заключать только договора купли-продажи коммунальных ресурсов.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в частности, организации.
На основании пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу положений пункта 5 статьи 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом, реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, - оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 3 Правил, коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Таким образом, оказание коммунальных услуг, в частности по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и отоплению признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
При этом, в рассматриваемых отношениях плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, предоставляющие указанные услуги, на которых статьей 168 НК РФ возложена обязанность при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг)
Исходя из изложенного косвенные расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам (что должно прямо вытекать из условий договора), учитываются при исчислении налоговой базы в течение этих периодов.
2.# По вопросу о вступительных и компенсационных взносах в саморегулируемую организацию.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 января 2009 г. в строительстве вводится система саморегулирования, отменяющая с 1 января 2010 г. систему лицензирования работ в строительной деятельности.
Положениями ст.ст. 55.6 и 55.7 ГК РФ установлено требование об уплате вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд, а также регулярных членских взносов для лиц, принятых в члены саморегулируемой организации.
Подпунктом 29 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.
Учитывая, что уплата вступительных, членских взносов и взносов в компенсационный фонд является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске к проведению строительных работ, данные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 7 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/790).
Согласно письму Минфина России от 11 февраля 2010 г. N 03-03-6/1/63 расходы в виде уплаты вступительных, членских взносов, а также взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации для целей налогообложения прибыли признаются в налоговом учете единовременно в соответствии с нормами пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Советник государственной гражданской |
В.А. Красницкий |
Белицкая Т.Б., 268-51-1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 27 февраля 2010 г. N 15-10/04646
Текст письма официально опубликован не был