Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 25 апреля 2011 г. N 408
Методические рекомендации
по оценке эффективности предоставленных
(планируемых к предоставлению) налоговых льгот
5 августа 2013 г., 15 июля 2014 г.
1. Общие положения оценки эффективности
предоставления налоговых льгот
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях реализации распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 ноября 2010 года N 1179-р "О реализации Бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на территории Краснодарского края".
1.2. Оценка эффективности налоговых льгот (в том числе в виде снижения налоговой ставки), предоставленных (планируемых к предоставлению) в соответствии с законодательством Краснодарского края (далее - оценка эффективности налоговых льгот), проводится исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, осуществляющими реализацию государственной политики края в области, к которой относится льготируемая категория налогоплательщиков, в целях оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения точности прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот, обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения возможных нерациональных потерь консолидированного бюджета Краснодарского края.
1.3. Объектами оценки эффективности налоговых льгот являются экономические, бюджетные и социальные последствия предоставления налоговых льгот.
2. Критерии оценки эффективности налоговых льгот
2.1. Основными целями, для достижения которых предоставляются (планируются к предоставлению) налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков, являются:
достижение стабильной производственной, финансово-экономической деятельности организаций;
создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в крае;
обеспечение социальной защищенности населения края;
стимулирование направления финансовых ресурсов отдельных категорий налогоплательщиков на создание, расширение, обновление производства и технологий по выпуску необходимой конкурентоспособной продукции (товаров, услуг), а также на социально значимые цели (повышение уровня жизни населения, улучшение условий и охраны труда, создание новых рабочих мест, формирование льготных условий для оплаты товаров и услуг малоимущим и социально не защищенным слоям населения, создание благоприятных условий для деятельности организаций, применяющих труд социально не защищенных категорий граждан).
2.2. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется на основе следующих критериев:
1) бюджетная эффективность - влияние налоговой льготы на формирование доходов консолидированного бюджета Краснодарского края;
2) экономическая эффективность - результативность затрат и экономической деятельности налогоплательщиков, которым предоставлена льгота (рост объема производства и реализации продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), снижение себестоимости, расширение видов продукции (работ, услуг), увеличение прибыли и другое);
3) социальная эффективность - социальные последствия налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими значимость поддерживаемой с помощью налоговой льготы деятельности налогоплательщика, либо показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения Краснодарского края (создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, сохранение рабочих мест для малоимущих и социально не защищенных слоев населения, а также улучшение экологической обстановки и другие).
Налоговые льготы должны соответствовать основным направлениям бюджетной и налоговой политики Краснодарского края, а также приоритетам социально-экономического развития Краснодарского края.
Под оценкой эффективности налоговых льгот понимается процедура сопоставления результатов (предполагаемых результатов) предоставления налоговых льгот с потерями (возможными потерями) консолидированного бюджета Краснодарского края с использованием количественных показателей экономической, бюджетной и социальной эффективности и качественных характеристик экономической и социальной значимости в разрезе отдельных налогов и в отношении каждой категории налогоплательщиков.
3. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот
3.1. Оценка эффективности установленной налоговой льготы осуществляется по данным за год, предшествующий году, в котором проводится оценка.
Оценка эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы проводится по прогнозным данным на первый год планируемого использования налоговой льготы либо в случае необходимости на планируемый период действия налоговой льготы.
3.2. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется в три этапа.
3.3. На первом этапе проводится сбор информации о количестве налогоплательщиков, воспользовавшихся установленной налоговой льготой, о размерах фактически полученной установленной налоговой льготы либо о количестве налогоплательщиков, имеющих возможность воспользоваться предполагаемой к установлению налоговой льготой, размерах предполагаемых потерь консолидированного бюджета Краснодарского края, других социально-экономических показателей, необходимых для проведения оценки эффективности налоговых льгот.
При сборе информации для проведения оценки эффективности налоговых льгот может использоваться налоговая, финансовая и статистическая отчетность, а также иные виды официальной информации, включая данные налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, или лиц, инициирующих их установление.
3.4. На втором этапе проводится оценка потерь (возможных потерь) консолидированного бюджета Краснодарского края, обусловленных предоставлением налоговых льгот, по следующим формулам:
1) в случае, если предоставление налоговой льготы заключается в освобождении от налогообложения налоговой базы:
, где
ПБл - сумма потерь (сумма недополученных доходов) консолидированного бюджета Краснодарского края;
НБл - размер налоговой базы с учетом налоговой льготы;
НСл - ставка налога, действующая в период предоставления льгот;
2) в случае, если предоставление налоговой льготы заключается в понижении налоговой ставки:
, где
ПБс - сумма потерь (сумма недополученных доходов) консолидированного бюджета Краснодарского края;
НБс - размер налоговой базы, на которую распространяется действие льготной налоговой ставки;
НСб - налоговая ставка, действующая в период предоставления льгот;
НСл - уменьшенная налоговая ставка.
3.5. На третьем этапе проводится оценка эффективности налоговых льгот с использованием количественных и качественных показателей.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 июля 2014 г. N 683 в подпункт 3.5.1 пункта 3.5 настоящего приложения внесены изменения
3.5.1. Оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности не осуществляется в отношении налоговых льгот, установленных исходя из общественной значимости в отношении:
религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке;
жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья;
автомобильных колонн войскового типа, автотранспортных организаций, поставляющих автомобили для формирования автомобильных колонн войскового типа и специализированных формирований;
Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, Героев Кубани, Героев труда Кубани;
ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, граждан из подразделений особого риска, инвалидов I и II групп;
пенсионеров.
3.5.2. При оценке потерь (возможных потерь) консолидированного бюджета Краснодарского края, обусловленных снижением налоговой ставки, осуществляется сопоставление поступлений (планируемых поступлений) налога, рассчитанного в отношении льготируемой категории налогоплательщиков с применением уменьшенной налоговой ставки за оцениваемый налоговый период, с поступлениями налога по данной категории налогоплательщиков за предшествующий налоговый период, в котором применялась налоговая ставка, действующая в период предоставления льготы.
В случае отсутствия снижения поступлений оцениваемого налога по льготируемой категории налогоплательщиков по сравнению с предшествующим налоговым периодом оценка эффективности рассматриваемой налоговой льготы проводится только по качественным показателям.
3.5.3. Оценка эффективности налоговой льготы в отношении органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, учреждений, находящихся в их ведении, осуществляется только по критерию бюджетной эффективности.
3.5.4. Расчет эффективности налоговых льгот по количественным показателям.
3.5.4.1. Бюджетная эффективность налоговых льгот рассчитывается по следующим формулам:
1) определение бюджетной эффективности налоговой льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 настоящего подпункта:
, где
Кбэ.общ. - коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы;
Д - сумма доходов, дополнительно поступившая (планируемая к поступлению) в консолидированный бюджет края от других источников доходов в связи с предоставлением льготы отдельной категории налогоплательщиков;
ПБ - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края в связи с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговой льготы;
2) определение бюджетной эффективности налоговой льготы в отношении субъектов инвестиционной деятельности:
, где
Кбэ.инв. - коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы в отношении субъектов инвестиционной деятельности;
НП - объем прироста (планируемого прироста) поступлений доходов в консолидированный бюджет края в результате реализации инвестиционного проекта;
ПБинв. - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края от предоставления (планируемого предоставления) налоговой льготы субъектам инвестиционной деятельности;
3) определение бюджетной эффективности налоговой льготы в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в социальной сфере или прочие услуги населению Краснодарского края:
, где
Кбэ.ком. - коэффициент бюджетной эффективности в отношении коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в социальной сфере или прочие услуги населению Краснодарского края;
ЭР - потенциальная экономия (планируемая экономия) бюджетных средств на финансирование услуг в социальной сфере или прочих услуг населению Краснодарского края, на содержание и развитие соответствующей инфраструктуры, сферы деятельности в случае предоставления налоговой льготы;
ПБ - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края в связи с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговой льготы;
4) определение бюджетной эффективности налоговой льготы в отношении налогоплательщиков - органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, учреждений, находящихся в их ведении:
, где
Кбэ.гос. - коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы в отношении органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, а также учреждений, находящихся в их ведении;
- стоимость государственного (муниципального) имущества льготируемой категории налогоплательщиков, не используемого в целях реализации полномочий Краснодарского края, муниципальных образований, а также для обеспечения деятельности органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении;
- стоимость всего государственного (муниципального) имущества льготируемой категории налогоплательщиков.
3.5.4.2. Экономическая эффективность налоговых льгот заключается в увеличении финансово-экономических показателей деятельности категорий налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, и рассчитывается по следующим формулам:
1) определение экономической эффективности налоговой льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (во всех случаях):
, где
Кээ - коэффициент экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;
- прирост объема выручки от (реализации) продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) или иных показателей результативности финансово-экономической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, которым предоставлена (планируется предоставить) налоговая льгота, определяемых в соответствии с направлением деятельности и видами получаемых доходов;
ПБ - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края в связи с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговой льготы.
2) определение экономической эффективности налоговой льготы в отношении субъектов инвестиционной деятельности, а также организаций, создающих благоприятные условия для привлечения инвестиций:
, где
Кээ.инв. - коэффициент экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в отношении субъектов инвестиционной деятельности, а также организаций, создающих благоприятные условия для привлечения инвестиций;
ИД - прирост объема инвестиций в развитие отраслей хозяйственного комплекса края; объем кредитов, стоимость имущества, предоставленных в целях стимулирования инвестиционной деятельности;
ПБ - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края в связи с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговой льготы.
После определения экономической эффективности налоговой льготы по одной из вышеуказанных формул определяется удельный вес налоговой льготы в объеме денежных средств, вложенных налогоплательщиками в производство (реализацию) продукции (выполнение работ, оказание услуг), в инвестирование отраслей хозяйственного комплекса края, кредитование, а также лизинг, по следующей формуле:
, где
Днл - удельный вес налоговой льготы в объеме денежных средств, вложенных налогоплательщиками в производство (реализацию) продукции (выполнение работ, оказание услуг) и иные направления;
ПБ - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края в связи с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговой льготы;
- объем денежных средств, направленных на производство (реализацию) продукции (выполнение работ, оказание услуг), инвестирование, кредитование, лизинг организациями и индивидуальными предпринимателями, которым предоставлена (планируется предоставить) налоговая льгота.
3.5.4.3. Социальная эффективность налоговых льгот определяется социальной направленностью предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и рассчитывается по следующим формулам:
1) определение социальной эффективности в случае предоставления налоговой льготы организациям, предоставляющим услуги (работы) населению Краснодарского края:
, где
- коэффициент социальной эффективности налоговой льготы;
СС - сумма средств от деятельности организаций, которым предоставлена (планируется предоставить) налоговая льгота, расходуемых на социально значимые цели;
ПБ - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края в связи с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговой льготы;
- количество работ (услуг), предоставляемых налогоплательщиками-организациями до предоставления (планируемого предоставления) налоговой льготы либо в периоде, предшествующем отчетному периоду;
- количество работ (услуг), предоставляемых налогоплательщиками-организациями после предоставления (планируемого предоставления) налоговой льготы либо в отчетном периоде;
- объем средней заработной платы, выплаченной налогоплательщиками-организациями до предоставления (планируемого предоставления) налоговой льготы либо в периоде, предшествующем отчетному периоду;
- объем средней заработной платы, выплаченной налогоплательщиками-организациями после предоставления (планируемого предоставления) налоговой льготы либо в отчетном периоде;
- количество рабочих мест, созданных налогоплательщиками-организациями до предоставления (планируемого предоставления) налоговой льготы либо в периоде, предшествующем отчетному периоду;
- количество рабочих мест, созданных налогоплательщиками- организациями после предоставления (планируемого предоставления) налоговой льготы либо в отчетном периоде.
В случае отсутствия данных по показателям, используемым для расчета коэффициента социальной эффективности , или невозможности расчета какого-либо из указанных показателей данные показатели в расчете не используются, за исключением показателей СС и ПБ.
Кроме того, в предлагаемом расчете социальной эффективности по показателю могут быть использованы иные показатели, подтверждающие создание благоприятных условий для развития инфраструктуры социальной сферы и повышение социальной защищенности населения Краснодарского края;
2) определение социальной эффективности в случае предоставления налоговой льготы физическим лицам с учетом принципа нуждаемости в социальной поддержке:
, где
- коэффициент социальной эффективности налоговой льготы в отношении налогоплательщиков - физических лиц;
КН - коэффициент нуждаемости налогоплательщиков в социальной поддержке;
- уровень рождаемости населения на территории Краснодарского края до установления налоговой льготы либо в периоде, предшествующем отчетному периоду;
- уровень рождаемости населения на территории Краснодарского края после установления налоговой льготы либо в отчетном периоде;
- количество налогоплательщиков, которым предоставлена (планируется предоставить) налоговая льгота, нуждающихся в улучшении жилищных условий до установления налоговой льготы либо в периоде, предшествующем отчетному периоду;
- количество налогоплательщиков, которым предоставлена (планируется предоставить) налоговая льгота, нуждающихся в улучшении жилищных условий после установления налоговой льготы либо в отчетном периоде;
- задолженность льготируемой категории налогоплательщиков по оплате жилищно-коммунальных услуг до установления налоговой льготы либо в периоде, предшествующем отчетному периоду;
- задолженность льготируемой категории налогоплательщиков по оплате жилищно-коммунальных услуг после установления налоговой льготы либо в отчетном периоде.
В случае отсутствия данных по показателям, используемым для расчета коэффициента социальной эффективности , или невозможности расчета какого-либо из указанных показателей данные показатели в расчете не используются, за исключением показателя КН.
При отсутствии показателей и можно использовать общее число граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Краснодарского края.
Кроме того, в предлагаемом расчете социальной эффективности по показателю могут быть использованы иные показатели, подтверждающие влияние налоговой льготы на уровень благосостояния льготируемой категории налогоплательщиков.
Коэффициент нуждаемости налогоплательщиков в социальной поддержке рассчитывается по следующей формуле:
, где
СД - средняя совокупная сумма доходов налогоплательщиков, которым предоставлена (планируется предоставить) налоговая льгота;
ПБ - сумма потерь (недополученных доходов) консолидированного бюджета края в связи с предоставлением (планируемым предоставлением) налоговой льготы;
ПМ - прожиточный минимум на душу населения или социально-демографической группы, к которой относится льготируемая категория налогоплательщиков;
НП - количество налогоплательщиков, входящих в льготируемую категорию налогоплательщиков;
ЛСХ - средняя совокупная сумма льгот социального характера, предоставленных льготируемой категории налогоплательщиков (льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезда, по медицинскому и лекарственному обеспечению и другие).
Коэффициент нуждаемости налогоплательщиков в социальной поддержке КН не должен превышать 3.
В случае отсутствия данных по показателю ЛСХ или невозможности его расчета в расчете коэффициента нуждаемости налогоплательщиков в социальной поддержке КН не используется данный показатель, а также показатель ПБ.
3.5.5. Налоговая льгота считается эффективной по вышеуказанным критериям, если каждый из рассчитываемых коэффициентов эффективности налоговой льготы больше либо равен единице. В случае если рассчитываемый коэффициент меньше единицы, соответствующая эффективность налоговой льготы является низкой.
Бюджетная эффективность налоговой льготы в отношении органов государственной власти Краснодарского края, учреждений, находящихся в их ведении, считается положительной, если рассчитываемый коэффициент Кбэ.гос не превышает 5 процентов.
Кроме того, при расчете экономической эффективности налоговой льготы необходимо учитывать уровень ее влияния на результативность финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. При этом показатель Днл должен быть не менее 10 и не более 50 процентов. В случае если рассчитанный показатель Днл выходит за рамки указанных пределов, экономическая эффективность налоговой льготы считается отрицательной.
3.5.6. Расчет эффективности налоговых льгот по качественным показателям.
3.5.6.1. Для расчета экономической эффективности используются показатели, указанные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Положительная динамика показателей (Ni) под N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 и отрицательная динамика показателей под N 7, 11 оцениваются баллом 1, соответственно отрицательная и положительная динамика указанных показателей оценивается баллом 0. Коэффициент экономической эффективности налоговых льгот (Kn) рассчитывается по следующей формуле:
Налоговые льготы имеют положительную экономическую эффективность, если коэффициент экономической эффективности налоговых льгот категории налогоплательщиков принимает значение больше либо равно шести ().
3.5.6.2. Для расчета социальной эффективности используются показатели, указанные в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Положительная динамика каждого отдельного показателя (Ni) оценивается баллом 1, отрицательная динамика оценивается баллом 0. Коэффициент социальной эффективности налоговых льгот (Cn) рассчитывается по следующей формуле:
Налоговые льготы имеют положительную социальную эффективность, если коэффициент социальной эффективности налоговых льгот категории налогоплательщиков принимает значение больше либо равно шести (). В случае если налоговая льгота предоставляется малоимущим и социально не защищенным категориям граждан, коэффициент социальной эффективности данной налоговой льготы допускается больше или равно единице ().
3.5.7. Об эффективности налоговых льгот свидетельствуют положительные характеристики количественных показателей не менее чем по одному из критериев бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот, а также положительная динамика качественных показателей не менее одного из критериев экономической и социальной эффективности налоговых льгот, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3.5.8 и 3.5.9 настоящих Методических рекомендаций.
3.5.8. Об эффективности налоговой льготы, оценка которой проводилась только по качественным показателям, свидетельствует положительная динамика данных показателей не менее одного из критериев экономической и социальной эффективности налоговых льгот.
3.5.9. В случае если налоговая льгота предоставляется малоимущим и социально не защищенным категориям граждан, о ее эффективности свидетельствуют положительные характеристики количественных и качественных показателей по критериям социальной эффективности налоговых льгот.
4. Результаты оценки эффективности налоговых льгот
4.1. Результаты оценки эффективности налоговых льгот оформляются в виде аналитического отчета, который должен содержать расчет оценки эффективности налоговой льготы (далее - аналитический отчет).
4.2. Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, проводившие оценку эффективности налоговых льгот, представляют аналитические отчеты в департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края по форме согласно приложению N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
Заместитель главы администрации |
И.А. Перонко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.