Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов Краснодарского края
3.1. Финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов
3.1.1. Прогнозируемое поступление доходов от использования лесов по видам их использования
В числе основных показателей экономической эффективности реализации мероприятий по планируемому освоению лесов рассмотрены:
прогнозируемое поступление доходов от использования лесов по видам их использования (с распределением по уровням бюджетной системы Российской Федерации);
поступление платежей от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.
Формирование эффективного экономического механизма развития лесного хозяйства предполагает решение следующих основных задач:
совершенствование действующих и разработка новых экономических инструментов и методов регулирования деятельности в сфере охраны и использования природных ресурсов области;
создание благоприятных условий для эффективного использования лесов.
При формировании ставок платы за использование лесов на 2012 - 2014 годы к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" применялись следующие коэффициенты, установленные Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов":
за единицу объема древесины лесных насаждений - коэффициент 1,30;
за единицу объёма лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, коэффициент - 1,13.
Источниками поступления суммарного дохода от использования лесов Краснодарского края в прогнозе на период с 2012 по 2018 годы будут являться следующие виды использования (рис. 21): заготовка древесины - 9,5%;
осуществление рекреационной деятельности - 81,7%; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых - 2,7%;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - 5,3%;
остальные виды использования лесов - 0,8%.
Рис. 21. Структура платежей по Краснодарскому краю в 2018 году
Общая сумма дохода от использования лесов за 2012 - 2018 годы составит 2 415,12 млн. рублей.
Наибольшее поступление доходов планируется от осуществления рекреационной деятельности - 1 753,25 млн. рублей. Также отмечается поступление платежей по следующим видам использования лесов:
заготовка древесины - 218,3 млн. рублей;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых за планируемый период действия Лесного плана принесет доходов на сумму 62,3 млн. рублей;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов - 120,6 млн. рублей.
Доходы в 2018 году к уровню 2011 года возрастут почти в 1,3 раза, доходы в 2011 году составили 275,8 млн. рублей, в 2018 году планируются в размере 346,71 млн. рублей.
Структура прогнозных доходов бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий настоящего Лесного плана по источникам представлена в таблице 3.1.1.1 и в приложении N 18 к настоящему Лесному плану.
Прогнозирование доходов построено на основе прогноза объема использования ресурсов, его структуры, уровня цен, а также распределения доходов по уровням бюджетной системы.
Таблица 3.1.1.1. | |||||||||||
Прогнозные доходы бюджетной системы Российской Федерации от реализации мероприятий настоящего Лесного плана по источникам (тыс. руб.)
| |||||||||||
Источники доходов федерального и краевого бюджетов от реализации мероприятий настоящего Лесного плана |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Год, предшествующий внесению изменений в Лесной план (2012 год) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Общие объемы за планируемый период |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Вид использования лесов в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Заготовка древесины |
21 212,0 |
41 589,4 |
44 889,1 |
29 024,5 |
30398,8 |
31773,3 |
31773,3 |
31773,3 |
31773,3 |
31773,3 |
218 289,8 |
1.2. Заготовка живицы |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5. Осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства |
50,3 |
14,1 |
12,9 |
13,3 |
13,7 |
14,1 |
14,1 |
14,1 |
14,1 |
14,1 |
97,5 |
1.6. Ведение сельского хозяйства |
231,2 |
166,6 |
1 564,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.7. Осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности |
0,0 |
0,1 |
21,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.8. Осуществление рекреационной деятельности |
170 021,5 |
234566,3 |
190 154,2 |
248 641,2 |
250308,5 |
250860,5 |
250860,5 |
250860,5 |
250860,5 |
250860,5 |
1 753 252,2 |
1.9. Создание лесных плантаций и их эксплуатация |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.10. Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений |
89,1 |
230,7 |
149,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.11. Выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.12. Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых |
3 320,2 |
6 605,0 |
8 649,8 |
8 221,2 |
8 657,7 |
9 094,2 |
9 094,2 |
9 094,2 |
9 094,2 |
9 094,2 |
62 349,9 |
1.13. Строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов |
59,3 |
2 058,8 |
3 672,6 |
2 654,4 |
2 795,3 |
2 936,3 |
2 936,3 |
2 936,3 |
2 936,3 |
2 936,3 |
20 131,2 |
1.14. Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов |
6 100,7 |
12 636,9 |
22 975,4 |
15907,5 |
16752,1 |
17596,8 |
17596,8 |
17596,8 |
17596,8 |
17596,8 |
120 643,6 |
1.15. Переработка древесины и иных лесных ресурсов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.16. Осуществление религиозной деятельности |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.17. Иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного Кодекса Российской Федерации |
13,1 |
10,7 |
9,7 |
30794,9 |
31537,0 |
31537,0 |
31537,0 |
31537,0 |
31537,0 |
31537,0 |
220 016,9 |
2. Прочие доходы федерального бюджета от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства |
2,5 |
3,5 |
6,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Плата за использования лесов, всего |
201 133,5 |
297 882,1 |
272 104,9 |
335257,0 |
340 463,1 |
343 812,2 |
343 812,2 |
343 812,2 |
343 812,2 |
343 812,2 |
2 394 781,1 |
Суммы, начисленные в целях возмещения вреда, причиненного лесам нарушением лесного законодательства, штрафы за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации |
511,6 |
1 067,9 |
915,2 |
1 068,0 |
1 068,0 |
1 068,0 |
1 068,0 |
1 068,0 |
1 068,0 |
1 068,0 |
7 476,0 |
Неустойки и пени за нарушение условий договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений |
1449,7 |
1 298,2 |
2 791,3 |
1 838,0 |
1 838,0 |
1 838,0 |
1 838,0 |
1 838,0 |
1 838,0 |
1 838,0 |
12 866,0 |
Доходы, всего: |
203 094,8 |
300 248,2 |
275 811,4 |
338163,0 |
343369,1 |
346718,2 |
346718,2 |
346718,2 |
346718,2 |
346718,2 |
2415 123,1 |
в том числе поступления: в федеральный бюджет |
169 661,2 |
249 796,4 |
237 695,9 |
298563,0 |
303769,1 |
307118,2 |
307118,2 |
307118,2 |
307118,2 |
307118,2 |
2 137 923,1 |
в краевой бюджет |
33 433,6 |
50451,8 |
38 115,7 |
39600,0 |
39600,0 |
39000,0 |
39600,0 |
39600,0 |
39600,0 |
39600,0 |
277 200,0 |
Расчет доходов проводился на основании данных об объемах использования лесов, указанных в приложении N 12 к настоящему Лесному плану, а также на основе ставок доходов по видам использования лесов. Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню по лесничествам, а также за единицу площади лесного участка для осуществления рекреационной деятельности спрогнозированы на базе сложившихся с учетом возможных темпов роста (табл. 3.1.1.2, 3.1.1.3).
Таблица 3.1.1.2. | ||||
Прогнозируемые ставки платы за древесину, отпускаемую на корню на 2013 - 2014 годы (в ценах прогнозируемого года)
| ||||
Прогноз по годам |
Средняя стоимость 1 кубометра древесины от рубок лесных насаждений на землях лесного фонда на территории Краснодарского края, руб. |
Ставки платы за м3, руб., исходя из товарной структуры лесфонда (постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310) - минимальная ставка платы |
Прогнозируемые размеры платы за 1 м3 древесины, отпускаемой в рубку по договорам |
|
аренды, руб. |
купли-продажи, руб. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2013 |
57,9 |
57,9 |
55,5 |
65,3 |
2014 |
60,9 |
60,9 |
58,4 |
68,7 |
По приведенным выше данным можно сделать вывод, что самым перспективным видом использования лесов Краснодарского края и основным источником доходов является передача в аренду лесных участков для осуществления рекреационной деятельности.
3.1.2. Прогнозируемый объем расходов на выполнение запланированных мероприятий настоящего Лесного плана
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передала органам государственной власти Краснодарского края осуществление полномочий в области лесных отношений.
Для расчетов расходов на выполнение запланированных мероприятий настоящего Лесного плана использованы нормативы затрат на выполнение государственных услуг в области лесного хозяйства, рекомендованные Федеральным агентством лесного хозяйства, с применением коэффициента инфляции. Остальные виды работ рассчитывались по фактически сложившимся затратам за 2011 год с учётом коэффициента инфляции.
Прогнозируемые расходы на выполнение мероприятий в области охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории лесного фонда Краснодарского края в 2012 - 2018 годах в целом характеризуются данными, представленными в таблице 3.1.2.1, в разрезе лесничеств в приложении N 19 к настоящему Лесному плану.
В целом по краю на 2013 - 2018 годы прогноз расходов на осуществление мероприятий настоящего Лесного плана следующий: для охраны лесов от пожаров требуется усиленное проведение противопожарных мероприятий, для чего необходимо выделение дополнительных средств на противопожарную пропаганду в лесах, организацию пунктов противопожарного инвентаря, на организацию и содержание десяти пожарно-химических станций, необходима организация маршрутов патрулирования в пожароопасный период.
Больших затрат требует воспроизводство лесов и лесоразведение. В крае планируется работа по лесовосстановлению. Проведение выборочных санитарных рубок, уход за лесом, посадка леса будут осуществляться путем размещения заказов согласно статье 19 Лесного кодекса Российской Федерации и за счёт средств арендаторов.
Из общего объёма затрат расходы на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов составляют в среднем 71,8%. Доля расходов на обеспечение деятельности соответственно составляет 28,2% от общего объема затрат и колеблется от 27,2% в 2013 году и 28,4% в 2014 году.
Такое процентное соотношение расходов на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений говорит о высокой эффективности ведения лесного хозяйства Краснодарского края.
Источниками покрытия расходов, как видно из таблицы 3.1.2.2, являются федеральный бюджет, краевой бюджет и средства арендаторов, более наглядно распределение расходов по источникам финансирования показано в таблице 3.1.2.3 и на рисунке 22.
Из таблицы видно, что доля средств федерального бюджета в общей сумме расходов на планируемый период с 2012 по 2018 годы составляет в среднем 20,7%. Доля средств арендаторов в среднем за 8 лет будет составлять 44,9%. Доля средств краевого бюджета несколько увеличивается с 27,9% в 2012 году до 36,4% в 2013 году и до 34,5% в 2014 году, но в среднем за оставшийся период действия настоящего Лесного плана составит 33,8% от общей суммы расходов.
Рис. 22. Источники покрытия расходов на реализацию мероприятий Лесного плана
3.1.3. Планируемый объем частных инвестиций
Определение потенциальных возможностей развития лесного хозяйства на территории Краснодарского края позволяет выбрать инновационный (инвестиционный) тип развития, обеспечивающий количественное наращивание объемов выполняемых работ и услуг за счет привлечения инвестиций, а также модернизацию используемых технологий лесозаготовки и рост финансирования в области лесоводства.
Уникальный лесоресурсный потенциал древесины ценных твердолиственных пород, востребованность низкосортной древесины, выгодное географическое положение территории Краснодарского края, наличие разветвленной сети транспортной и инженерной инфраструктуры обеспечивают инвестиционную привлекательность лесного хозяйства.
Огромная заинтересованность в древесине деревообрабатывающей и мебельной промышленности предполагает реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере создания древесно-плитных производств в Краснодарском крае (приложение N 21 к настоящему Лесному плану).
Также планируется привлечение объема частных инвестиций при реализации следующих инвестиционных проектов.
Приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО ПДК "Апшеронск". Инвестиционный проект реализуется на территории муниципального образования Апшеронский район. Общий объем инвестиций по проекту - 9 442,1 млн. рублей.
Строительство всесезонного горнолыжного спортивно-оздоровительного комплекса на землях лесного фонда. Инвестиционный проект реализуется на территории муниципального образования город-курорт Геленджик. Общий объем инвестиций по проекту - 3 200,0 млн. рублей.
Строительство цементного завода по сухому способу производства модностью 2,1 млн. тонн в год. Инвестиционный проект реализуется на территории муниципального образования Крымский район. Общий объем инвестиций по проекту - 12 776,0 млн. рублей.
Строительство Новороссийского цементного завода "Горный" мощностью 3,5 млн. тонн в год. Инвестиционный проект реализуется на территории муниципального образования город Новороссийск. Общий объем инвестиций по проекту - 20 530,0 млн. рублей.
Развитие санаторно-курортного комплекса Азово-Черноморского побережья Краснодарского края, горного туризма позволяет реализовать и планировать в дальнейшем реализацию инвестиционных проектов в сфере рекреационного использования земель лесного фонда.
Финансирование реализации инвестиционной политики лесного хозяйства Краснодарского края в полном объеме осуществляется за счет средств инвесторов.
3.1.4. Показатель доходности использования лесов (отношение прогнозируемых доходов бюджетной системы Российской Федерации к расходам на осуществление мероприятий Лесного плана)
В условиях рыночной экономики важнейшей целью ведения лесного хозяйства является обеспечение его доходности. Планируемые доходы от использования лесов определены и рассчитаны в разделе 3.1.1 настоящего Лесного плана. В этом разделе Лесного плана определены факторы, влияющие на динамику доходов и расходов на ведение лесного хозяйства. Показатель доходности лесов определен через коэффициент доходности использования лесов по расходам на охрану, защиту, воспроизводство лесов и на осуществление функций государственного управления в области лесных отношений.
Таблица 3.1.3. | |||||||
Доходность использования лесов
| |||||||
N |
Показатель |
Факт |
Прогноз |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Расходы на охрану, защиту, воспроизводство лесов и на осуществление функций государственного управления в области лесных отношений, тыс. руб., из них |
342 808,2 |
408 321,7 |
491 253,5 |
542 328,4 |
572 873,0 |
550 294,1 |
1.1 |
расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (субвенции на осуществление функций государственного управления в области организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях), тыс. руб. |
144 152,3 |
154 951,9 |
115 912,6 |
113 172,7 |
116 720,7 |
113 906,0 |
1.2 |
расходы, финансируемые за счет средств краевого бюджета, тыс. руб. |
33 817,1 |
160 875,1 |
148 791,1 |
151 480,3 |
208 611,1 |
189 865,7 |
2 |
Доходы от использования лесов, тыс. руб., из них |
203 094,8 |
300 248,2 |
275 811,5 |
338 162,9 |
343 369,1 |
346 718,2 |
2.1 |
доходы от использования лесов, поступающие в федеральный бюджет, тыс. руб. |
169 661,2 |
249 796,4 |
237 695,9 |
300 796,9 |
303 769,1 |
307 118,2 |
2.2 |
доходы от использования лесов, поступающие в краевой бюджет, тыс. руб. |
33 433,6 |
50 451,8 |
38 115,7 |
37 366,0 |
39 600,0 |
39 600,0 |
3 |
Коэффициент доходности использования лесов по расходам на охрану, защиту, воспроизводство лесов, на осуществление функций государственного управления в области лесных отношений, в том числе |
0,59 |
0,73 |
0,56 |
0,62 |
0,59 |
0,62 |
3.1 |
коэффициент доходности использования лесов по доходам и расходам федерального бюджета |
1,18 |
1,61 |
2,05 |
2,66 |
2,58 |
2,67 |
3.2 |
коэффициент доходности использования лесов по доходам и расходам краевого бюджета |
0,99 |
0,31 |
0,26 |
0,26 |
0,19 |
0,21 |
Коэффициент доходности использования лесов по расходам на охрану, защиту, воспроизводство лесов и на осуществление функций государственного управления в области лесных отношений по планируемым показателям на 2012 - 2014 годы остается примерно на одном уровне 0,62 - 0,59. Реализация мероприятий, запланированных в настоящем Лесном плане Краснодарского края, позволит обеспечить рост доходности использования лесов региона.
3.2. Целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов
Выполнение мероприятий настоящего Лесного плана, разработанных на основе всестороннего анализа состояния и динамики лесосырьевого потенциала территорий лесничеств и перспективы развития лесопромышленного производства, позволяет вывести лесной комплекс на уровень с экономическими показателями согласно приложению N 23 к настоящему Лесному плану:
объем заготовки древесины к 2018 году увеличивается с 426 тыс. м3 (в 2011 году) до 887,5 тыс. м3 ликвидной древесины, а пользование с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составит 0,7 м3 корневого запаса;
удельная площадь земель лесного фонда, погибших от лесных пожаров, за счет усовершенствования процессов профилактики противопожарных мероприятий, повышения технико-организационных мер охраны и защиты лесов к 2018 году должна составить 0,00%, на 1 января 2011 года данный показатель также равнялся 0,00%;
лесопатологический мониторинг и программы защиты леса позволяет сократить до минимума площади лесов, погибших от вредителей и болезней леса (вредные организмы), и к 2018 году показатель целевого использования лесов по данному виду лесохозяйственной деятельности составит 0,00%;
соотношение площадей искусственного лесовосстановления и площадей сплошных рубок лесных насаждений будет стремиться к равному соотношению и составит в 2018 году 125,6%;
общий средний прирост древесины на землях лесного фонда на территории Краснодарского края увеличится незначительно ввиду увеличения объемов заготовки древесины в 2,2 раза и составит в 2018 году 3119,96 тыс. м3. Площадь покрытых лесной растительностью земель лесного фонда увеличится до 1191,39 га.
В результате общий средний прирост на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда останется неизменным и составит 2,62 м3; площадь ценных лесных насаждений на покрытых лесной растительностью землях лесного фонда на территории Краснодарского края за счет посадки и последующего перевода в лесопокрытую площадь 2547 га культур дуба увеличится до 823,15 тыс. га.
Таким образом, доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда составит к 2018 году 69,09%, или увеличится на 0,19% по сравнению с 2008 годом.
Лесистость территории Краснодарского края" на 2018 год останется неизменной - 20,40%.
Целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов приведены в приложении N 23 к настоящему Лесному плану.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.