Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Административный регламент
предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня
(утв. приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края
от 3 июня 2013 г. N 744)
I. Общие положения
1.1. Предмет регулирования регламента
1.1.1. Настоящий Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня (далее - регламент) определяет последовательность и сроки выполнения административных процедур при предоставлении министерством природных ресурсов Краснодарского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня в рамках полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
1.1.2. Предоставление государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня (далее - государственная услуга) осуществляется отделом государственной экологической экспертизы управления охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - экспертное подразделение).
1.1.3. Регламент разработан с целью повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги, а также установления единых правил предоставления государственной услуги министерством природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) и предназначен для использования:
специалистами экспертного подразделения;
экспертами государственной экологической экспертизы;
заказчиками материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе;
гражданами и общественными объединениями - при обращении.
1.1.4. На государственную экологическую экспертизу представляется документация в соответствии с перечнем объектов государственной экологической экспертизы краевого уровня, а именно:
а) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Краснодарского края;
б) проекты целевых программ Краснодарского края, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
в) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти Краснодарского края (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
г) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий краевого значения;
д) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края;
е) объект государственной экологической экспертизы краевого уровня, указанный в настоящем пункте и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
1.2. Круг заявителей
Заказчиком организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее - заказчик) является физическое либо юридическое лицо, планирующее осуществлять хозяйственную и иную деятельность, способную оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду.
При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 указанного Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Заказчик может обращаться в министерство для получения государственной услуги лично либо через своих представителей.
1.3. Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
1.3.1. Место нахождения: г. Краснодар, ул. Красная, д. 180.
Почтовый адрес для направления заявления, документов и обращений: 350000, г. Краснодар, ул. Красная, д. 180.
Телефон приемной министерства: 8 (861) 259-19-65.
Телефон/факс для консультаций по порядку предоставления государственной услуги: 8 (861) 251-82-89.
Официальный сайт министерства: www.dprgek.ru
Адрес электронной почты структурного подразделения: ecoexp@mail.ru.
График работы министерства:
понедельник 9.00-13.00; 13.50-18.00
вторник 9.00-13.00; 13.50-18.00
среда 9.00-13.00; 13.50-18.00
четверг 9.00-13.00; 13.50-18.00
пятница 9.00-13.00; 13.40-17.00
суббота выходной день
воскресенье выходной день.
1.3.2. Информация о месте нахождения и графике работы министерства, а также о порядке предоставления государственной услуги размещается:
на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт министерства): www.dprgek.ru;
на официальном сайте, в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) http://www.gosuslugi.ru;
на официальном сайте, в государственной информационной системе Краснодарского края "Портал государственных и муниципальных услуг Краснодарского края" (далее - портал Краснодарского края) http://pgu.krasnodar.ru;
на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.
1.3.3. На официальном сайте министерства размещается следующая информация:
полное наименование министерства, график (режим) работы, приемные дни, номера телефонов, адреса электронной почты министерства и экспертного подразделения;
процедура предоставления государственной услуги в текстовом виде (регламент) и в виде блок-схемы;
перечень документов и материалов, необходимых для предоставления государственной услуги;
образец сопроводительного письма, необходимого для приема материалов (приложение N 2);
основания для отказа в предоставлении услуги;
извлечения из законодательных и нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги.
1.3.4. На едином портале и портале Краснодарского края размещается следующая информация:
полное наименование министерства, график (режим) работы, приемные дни, номера телефонов, почтовые адреса, адреса электронной почты министерства и экспертного подразделение;
порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о результате предоставления государственной услуги.
1.3.5. На стендах в местах предоставления государственной услуги размещается следующая информация:
исчерпывающая информация о порядке предоставления государственной услуги (в виде блок-схемы, наглядно отображающей алгоритм прохождения административных процедур);
текст регламента с приложениями (полная версия на официальном сайте и извлечения на информационных стендах);
схема размещения должностных лиц министерства и режим приема ими граждан; номера кабинетов, в которых предоставляется государственная услуга, фамилии, имена, отчества и должности соответствующих должностных лиц;
выдержки из нормативных правовых актов по наиболее часто задаваемым вопросам;
требования к письменному запросу о предоставлении консультации, образец запроса о предоставлении консультации;
перечень документов, направляемых заявителем в уполномоченный орган, и требования, предъявляемые к этим документам;
формы документов для заполнения, образцы заполнения документов;
перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
порядок обжалования решения, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.
Тексты материалов печатаются удобным для чтения шрифтом (размер не менее 14), без исправлений, наиболее важные места выделяются полужирным шрифтом.
1.3.6. Указанная информация может быть получена в порядке консультирования. Для получения информации по процедуре предоставления государственной услуги заинтересованные лица могут воспользоваться следующими формами консультирования:
индивидуальное консультирование лично;
индивидуальное консультирование по почте;
индивидуальное консультирование по электронной почте;
индивидуальное консультирование по телефону;
публичное письменное консультирование;
публичное устное консультирование.
1.3.7. Индивидуальное консультирование лично.
Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не может превышать 30 минут.
Индивидуальное устное консультирование каждого заинтересованного лица государственными гражданскими служащими министерства (далее -должностное лицо) не может превышать 10 минут.
В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное консультирование, может предложить заинтересованным лицам обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое удобное для заинтересованных лиц время для устного консультирования.
1.3.8. Индивидуальное консультирование по почте (по электронной почте).
При индивидуальном консультировании по почте ответ на обращение заинтересованного лица направляется почтой в адрес заинтересованного лица, в случае обращения в письменной форме, либо по электронной почте на электронный адрес заинтересованного лица, в случае обращения в форме электронного документа, в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
Датой получения обращения является дата регистрации входящего обращения.
1.3.9. Индивидуальное консультирование по телефону.
Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности должностного лица, осуществляющего индивидуальное консультирование по телефону.
Время разговора не должно превышать 10 минут.
В том случае, если должностное лицо, осуществляющее консультирование по телефону, не может ответить на вопрос по содержанию, связанному с предоставлением государственной услуги, оно обязано проинформировать заинтересованное лицо об организациях либо структурных подразделениях, которые располагают необходимыми сведениями.
Консультации общего характера (о местонахождении, графике работы, требуемых документах) могут предоставляться с использованием средств автоинформирования. При автоинформировании обеспечивается круглосуточное предоставление справочной информации.
1.3.10. Публичное письменное консультирование.
Публичное письменное консультирование осуществляется путем размещения информационных материалов на стендах в местах предоставления государственной услуги, публикации информационных материалов в средствах массовой информации, включая публикацию на официальном сайте министерства, едином портале и портале Краснодарского края.
1.3.11. Публичное устное консультирование.
Публичное устное консультирование осуществляется уполномоченным должностным лицом министерства с привлечением средств массовой информации - радио, телевидения.
1.3.12. Должностные лица при ответе на обращения граждан и организаций обязаны:
а) при устном обращении заинтересованного лица (по телефону или лично) давать ответ самостоятельно. Если должностное лицо, к которому обратилось заинтересованное лицо, не может ответить на вопрос самостоятельно, то оно может предложить заинтересованному лицу обратиться письменно либо назначить другое удобное для него время консультации, либо переадресовать (перевести) на другое должностное лицо или сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию;
б) при консультировании (по телефону или лично) корректно и внимательно относиться к заинтересованным лицам. При ответе на телефонные звонки должностное лицо, осуществляющее консультирование, должно назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование структурного подразделения министерства. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать "параллельных разговоров" с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования должностное лицо, осуществляющее консультирование, должно кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать);
в) ответы на письменные и электронные обращения даются в простой, четкой и понятной форме в письменном виде и должны содержать:
ответы на поставленные вопросы;
должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего ответ; фамилию и инициалы исполнителя; номер телефона исполнителя;
г) должностное лицо не вправе осуществлять консультирование заинтересованных лиц, выходящее за рамки информирования о стандартных процедурах и условиях оказания государственной услуги и влияющее прямо или косвенно на индивидуальные решения заинтересованных лиц.
II. Стандарт предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня
2.1. Наименование государственной услуги
Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня.
2.2. Наименование органа, предоставляющего государственную услугу
Государственную услугу по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня предоставляет министерство природных ресурсов Краснодарского края.
При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
При предоставлении государственной услуги министерство обязано соблюдать запреты, установленные статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2.3. Результат предоставления государственной услуги Результатом предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня является:
утверждение заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня;
принятие решение об отказе предоставлении государственной услуги.
Процедура предоставления государственной услуги завершается:
выдачей заказчику утвержденного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня;
направлением мотивированного отказа (письма о возврате материалов) в предоставлении государственной услуги.
2.4. Срок предоставления государственной услуги
Срок проведения государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и составляет после утверждения приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы:
для простых объектов государственной экологической экспертизы - до 30 дней;
для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности - до 60 дней;
для сложных объектов государственной экологической экспертизы - до 120 дней.
Изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы оформляется приказом министерства.
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шесть месяцев, а в отношении объектов, указанных в подпункте "д" пункта 1.1.4 Регламента, трех месяцев.
2.5. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги
Предоставление государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038, N 27, ст. 3880, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4587, N 49 (ч. V), ст. 7061);
Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (ч. I), ст. 16, N 30 (ч. II), ст. 3128; 2006, N 1, ст. 10, ст. 21, N 23, ст. 2380, N> 31 (ч. I), ст. 3442, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21, N 21, ст. 2455, N 31, ст. 4012, N 45, ст. 5417, N 46, ст. 5553, N 50, ст. 6237; 2008, N 20, ст. 2251, N 20, ст. 2260, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. I), ст. 3604, N 30 (ч. И), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52 (ч. I), ст. 6419; 2010, N 31, ст. 4195, N 31, ст. 4209, N 48, ст. 6246, N 49, ст. 6410; 2011, N 13, ст. 1688, N 17, ст. 2310, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4281, ст. 4291, N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4572, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4594, ст. 4605, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7042, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 30, ст. 4171, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 53 (ч. I), ст. 7614, ст. 7643, ст. 7619);
Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834, N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 11, ст. 1261, N 52 (1 ч.), ст. 6450; 2011, N 1, ст. 54, N 29, ст. 4281, N 30 (ч. 1), ст. 4590, N 30 (ч. 1), ст. 4591, N 30 (ч. 1), ст. 4596, N 48, ст. 6732; 2012, N 26, ст. 3446);
Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 1998, N 16, ст. 1800; 2004, N 35, ст. 3607; N 52 (ч. I), ст. 5276; 2006, N 1, ст. 10, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. I), ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260, N 26, ст. 3015, N 30 (ч. 2), ст. 3616, ст. 3618, N 45, ст. 5148; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2283; 2011, N 27, ст. 3880, N 30 (ч. 1), ст. 4591, ст. 4594, ст. 4596, N 15, ст. 1780; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322);
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 40, ст. 4648);
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 679 "Об оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3027);
приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 года N 238 "Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации" ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 1998, N 13);
Законом Краснодарского края от 12 марта 2007 года N 1205-КЗ "Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края" ("Кубанские новости" N 40, 20.03.2007, N 211, 11.12.2008, N 55, 09.04.2009, N 93, 10.06.2010, N 231, 30.12.2010, N 45, 24.03.2011, N 124, 28.07.2011, N 142,31.07.2012);
постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" ("Кубанские новости" N 205, 24.10.2012, N 240, 13.12.2012).
2.6. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения, в том числе в электронной форме, порядок их представления
2.6.1. Материалы по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в подпунктах а, б, в, г, е пункта 1.1.4. настоящего Регламента, в том числе для повторного рассмотрения, представляются на государственную экологическую экспертизу в следующем составе:
заказчик обязан представить:
а) заявление заявителя (заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или его представителя) об организации и проведении государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня (приложение N 2);
б) документацию, подлежащей государственной экологической экспертизе, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
в) информацию о наличии заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения (копия);
заказчик вправе представить:
г) положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
д) заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
е) материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления в соответствии порядком, установленным в разделе IV Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года N 372.
2.6.2. Материалы по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в подпункте "д" пункта 1.1.4. регламента, в том числе для повторного рассмотрения, представляются на государственную экологическую экспертизу в следующем составе:
заказчик обязан представить:
а) заявление заявителя (заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или его представителя) об организации и проведении государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня;
б) документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе и содержащую материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию;
в) информацию о наличии заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения (копия);
заказчик вправе представить:
г) материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления в соответствии порядком, установленным в разделе IV Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года N 372;
д) заключение общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
Направление материалов в министерство на проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте "д" пункта 1.1.4. регламента, осуществляется органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты представления этих материалов в данный орган.
2.6.3. Заявление заявителя об организации и проведении государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня должно быть подписано руководителем юридического лица либо физическим лицом, иным уполномоченным в установленном законодательстве порядке лицом.
Материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе краевого уровня, представляются в министерство в двух экземплярах (на бумажном и электронном носителях), материалы согласований, обсуждений и иные документы - в одном экземпляре (копии).
Заявление заявителя об организации и проведении государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня и материалы могут быть представлены в министерство лично, а также направлены курьером или почтовым отправлением.
2.6.4. Министерство самостоятельно запрашивает документы, указанные в подпунктах "г", "д", "е" пункта 2.6.1. и подпунктах "г" и "д" пункта 2.6.2. регламента (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти Краснодарского края, органах местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.
2.6.5. Министерство имеет право в процессе проведения государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня запрашивать у заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
2.7. Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов
2.7.1. Для предоставления государственной услуги требуются следующие документы, находящиеся в распоряжении других государственных органов и органов местного самоуправления:
а) протокол и результаты общественных обсуждений;
б) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2.7.2. Заявитель вправе представить указанные в пункте 2.7.1. регламента документы вместе с заявлением об организации и проведении государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня.
2.7.3. В случае, если документы, указанные пункте 2.7.1. регламента, не представлены заявителем, по межведомственному запросу министерство получает необходимые сведения.
2.8. Запрещается требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2.9. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Заказчику отказывается в приеме документов в случае, если состав представленных документов не соответствует описи, указанной в заявлении.
2.10. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
документация не является объектом государственной экологической экспертизы краевого уровня;
отсутствие документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы, в течение 30 дней со дня получения заказчиком уведомления о необходимости оплаты;
непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, в срок, указанный министерством в письме о некомплекте материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу;
ходатайство заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы краевого уровня, на доработку.
2.11. Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют
2.12. Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
Других услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
2.13. Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги.
Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой министерством.
Определение стоимости проведения государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 679 "Об оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы", приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года N 251 "Об утверждении методики расчета платы за государственную экологическую экспертизу", приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 329 "О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 679 "Об оплате труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы", приказом департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 11 января 2011 года N 1 "Об утверждении расчета норм оплаты труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы, норматива накладных расходов на организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня", а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы.
Финансовое обеспечение повторной государственной экологической экспертизы осуществляется заказчиком в установленном порядке.
В случаях проведения повторной государственной экологической экспертизы по поручению судебных органов решение о компенсации затрат на проведение государственной экологической экспертизы принимается судом.
2.14. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги
Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги составляет 15 мин.
2.15. Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги
Заявление об организации и проведении государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня и прилагаемые к нему документы, отвечающие требованиям настоящего регламента, в день поступления в министерство принимаются и регистрируются в канцелярии должностным лицом отдела по обеспечению деятельности министерства финансово-экономического управления в соответствии с Порядком, определенным "Инструкцией по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 29 декабря 2004 года N 1315.
2.16. Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления такой услуги
Для ожидания приема отводятся специальные помещения, оборудованные стульями, кресельными секциями или скамьями, столами (стойками) для возможности оформления документов. На столах (стойках) находится писчая бумага и канцелярские принадлежности (пишущие ручки) в количестве, достаточном для заполнения документов.
Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заинтересованных лиц и оптимальным условиям работы специалистов.
Характеристики помещений, в которых производится прием граждан или представителей юридических лиц в части объемно-планировочных и конструктивных решений, освещения, пожарной безопасности, инженерного оборудования должны соответствовать требованиям нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.
Рабочие места государственных служащих, предоставляющих государственную услугу, оборудуются компьютерами и оргтехникой, позволяющими своевременно и в полном объеме получать справочную информацию по вопросам предоставления услуги и организовать предоставление государственной услуги в полном объеме.
Сотрудник министерства обязан предложить обратившемуся лицу (его представителю) воспользоваться стулом, находящимся рядом с рабочим местом данного сотрудника и предназначенным для посетителей.
2.17. Показатели доступности и качества государственной услуги
2.17.1. Показателями доступности и качества государственной услуги являются возможность для заявителей:
получать государственную услугу своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги;
получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
получать информацию о результате представления государственной услуги;
обращаться в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации с жалобой (претензией) на принятое по его заявлению решение или на действия (бездействие) должностных лиц министерства.
2.17.2. Основные требования к качеству предоставления государственной услуги:
своевременность, предоставления государственной услуги;
достоверность и полнота информирования заявителя о ходе рассмотрения его обращения;
удобство и доступность получения заявителем информации о порядке предоставления государственной услуги.
2.17.3. Критерии полноты и качества предоставления государственной услуги:
точное соблюдение сроков и процедуры организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня;
независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
научная обоснованность, объективность и законность заключений государственной экологической экспертизы;
гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
ответственность участников государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня.
2.17.4. Оценка качества и доступности государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:
количество выданных заключений экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня и отказов в проведении государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня;
количество жалоб и обращений граждан и организаций на качество и доступность государственной услуги от общего количества жалоб;
количество удовлетворенных судебных исков на решения о необоснованных отказах в предоставлении государственной услуги;
количество удовлетворенных судебных исков на решения, принятые с нарушением установленных законодательством Российской Федерации сроков предоставления государственной услуги.
2.18. Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронном виде
Предоставление государственной услуги через многофункциональные центры осуществляется в рамках соответствующих соглашений
Государственная услуга через Единый портал и Портал Краснодарского края не предоставляется. На официальном сайте министерства, Едином портале и Портале Краснодарского края размещена информация о месте, сроках и порядке предоставления данной государственной услуги.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
3.1. Общие положения.
3.1.1. Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:
прием и проверка комплектности материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу объектов краевого уровня;
определение стоимости государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня, подготовка сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
проведение государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня;
утверждение заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
3.1.2. Блок-схема предоставления государственной услуги представлена в приложении N 1 к регламенту.
3.2. Прием и проверка комплектности материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу объектов краевого уровня.
3.2.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня, является регистрация письменного обращения (заявления заявителя об организации и проведении государственной экологической экспертизе объекта краевого уровня) в министерстве с приложением необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня материалов в соответствии с пунктом 2.6. регламента.
Заявление заявителя, представленное с материалами, подлежащими государственной экологической экспертизе объектов краевого уровня, регистрируется в экспертном подразделении, в журнале учета поступающих документов, предусмотренном для учета объектов государственной экологической экспертизы номенклатурой дел экспертного подразделения.
Ответственным за организацию и проведение государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня является начальник экспертного подразделения.
3.2.2. Начальник экспертного подразделения из числа штатных сотрудников определяет ответственного исполнителя, которому передаются на исполнение поступившие материалы.
3.2.3. Ответственный исполнитель в семидневный срок со дня регистрации материалов в экспертном подразделении проверяет комплектность поступивших материалов в соответствии с настоящим регламентом.
3.2.4. При представлении материалов, не соответствующих требованиям настоящего регламента, ответственный исполнитель в срок не более семи дней со дня регистрации поступивших материалов в экспертном подразделении направляет заказчику письмо о некомплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу и сроках их представления (приложение N 3). При этом, министерство самостоятельно запрашивает документы, указанные в подпунктах "г", "д", "е" пункта 2.6.1. и подпунктах "г" и "д" пункта 2.6.2. регламента (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти Краснодарского края, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе. Запрос о предоставлении информации направляется ответственным исполнителем по электронной почте. Орган исполнительной власти или местного самоуправления, ответственный за предоставлением информации, направляет запрашиваемые сведения на электронный адрес экспертного подразделения в течение 5 рабочих дней с момента получения запроса.
Материалы, не укомплектованные в течение 30 дней со дня получения письма о некомплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, возвращаются заказчику с письмом о возврате материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, неукомплектованных в установленный срок (приложение N 4) без предоставления государственной услуги.
3.2.5. Конечным результатом административной процедуры "Прием и проверка комплектности материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу объектов краевого уровня" является определение комплектности материалов, либо направление заявителю письма о возврате материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, неукомплектованных в установленный срок.
Письма о некомплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу и о возврате материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, неукомплектованных в установленный срок, подлежат регистрации в журнале отправляемых документов экспертного подразделения.
3.3. Определение стоимости государственной экологической экспертизы, подготовка сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы.
3.3.1. Юридическим фактом начала административной процедуры является определение комплектности материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.
Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой.
3.3.2. При соответствии представленных материалов на государственную экологическую экспертизу установленным требованиям и наличии полного комплекта материалов ответственный исполнитель определяет:
сложность объекта государственной экологической экспертизы;
сроки проведения государственной экологической экспертизы;
количество привлекаемых экспертов в состав экспертной комиссии из штатных сотрудников и внештатных экспертов по объекту экспертизы;
стоимость проведения государственной экологической экспертизы;
готовит смету расходов на проведение государственной экологической экспертизы (далее - смета), письмо о комплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу и необходимости оплаты работ по организации и проведению государственной экологической экспертизы (далее - письмо о комплектности материалов) (приложение N 5).
3.3.3. Ответственный исполнитель готовит смету (приложение N 6) в трех экземплярах (один - для заказчика, один - для отдела бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления, один - для экспертного подразделения), согласовывает ее с начальником экспертного подразделения, начальником управления охраны окружающей среды, начальником отдела бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления, начальником финансово-экономического управления и представляет на подпись заместителю министра.
3.3.4. На основании утвержденной сметы специалист отдела бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления выставляет заказчику счет на оплату государственной экологической экспертизы (далее - счет). Счет (приложение N 7) готовится в трех экземплярах: для заказчика, отдела бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления и экспертного подразделения.
3.3.5. Ответственный исполнитель в семидневный срок со дня регистрации заявления на организацию и проведение государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня в экспертном подразделении, либо в семидневный срок со дня регистрации сопроводительного письма к дополнительным документам, а в отношении объектов, указанных в подпункте "д" пункта 1.1.4. настоящего регламента, в течение одного дня после регистрации в экспертном подразделении сопроводительного письма к дополнительным документам, направляет заявителю письмо о комплектности материалов с информацией о необходимости оплаты расходов на проведение государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения данного письма. К указанному письму прилагаются смета и счет.
3.3.6. При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения заказчиком письма о комплектности материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику с письмом о возврате материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, в связи с неоплатой (приложение N 8).
3.3.7. В случае поступления денежных средств за организацию и проведение государственной экологической экспертизы после установленного пунктом 3.3.6 срока денежные средства возвращаются заказчику в течение 20 рабочих дней.
3.3.8. Конечным результатом административной процедуры "Определение стоимости государственной экологической экспертизы, подготовка сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы" является зачисление денежных средств на лицевой счет министерства, оплаченных по счету, направленному заявителю с письмом о комплектности материалов, в полном объеме и порядке, установленном настоящим регламентом, либо направление письма о возврате материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, в связи с неоплатой.
3.4. Проведение государственной экологической экспертизы
3.4.1. Юридическим фактом начала административной процедуры "Проведение государственной экологической экспертизы" является зачисление денежных средств на лицевой счет министерства, оплаченных по счету на проведение государственной экологической экспертизы в полном объеме и порядке, установленном настоящим регламентом. Информацию о поступлении денежных средств в экспертное подразделение предоставляет отдел бюджетного учета и отчетности финансово-экономичного управления.
3.4.2. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее, чем через 30 дней, а в отношении объектов, указанных в подпункте "д" пункта 1.1.4. настоящего Регламента, не позднее чем через три дня, после ее оплаты (зачисления денежных средств на лицевой счет министерства) и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме.
В течение этого срока ответственный исполнитель:
разрабатывает техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы (приложение N 9);
проводит работу по привлечению внештатных экспертов в соответствии с действующим законодательством;
готовит предложения по назначению руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии и срокам проведения государственной экологической экспертизы объектов краевого уровня;
подготавливает проект календарного плана работы экспертной комиссии (приложение N 12);
готовит проекты договоров о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы внештатными членами экспертной комиссии (приложение N 10);
готовит проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы (приложение N 11).
Проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы вносится начальником экспертного подразделения, согласовывается с начальником управления охраны окружающей среды, начальником отдела бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления, начальником отдела правового обеспечения деятельности министерства управления правовой работы, государственной службы и кадров, начальником управления правовой работы, государственной службы и кадров и утверждается заместителем министра, курирующим вопросы охраны окружающей среды.
Приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы регистрируется в журнале регистрации приказов экспертного подразделения.
3.4.3. Начальник экспертного подразделения утверждает:
техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы;
календарный план работы экспертной комиссии;
технические задания руководителю экспертной комиссии, руководителям групп, экспертам.
3.4.4. Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.
В ряде случаев, при проведении государственной экологической экспертизы сложных объектов, могут быть назначены два ответственных секретаря, один из которых может не являться штатным сотрудником.
3.4.5. Ответственный секретарь и руководитель экспертной комиссии:
участвуют в формировании персонального состава экспертной комиссии, который утверждается приказом об организации и проведении государственной экологической экспертизы;
подготавливают техническое задание руководителю экспертной комиссии, руководителям групп и экспертам экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (приложение N 13);
из числа утвержденных экспертов формируют, при необходимости, группы по рассмотрению отдельных вопросов.
3.4.6. Число экспертов должно быть нечетным и не менее трех человек.
3.4.7. Проведение государственной экологической экспертизы может быть поручено экспертной комиссии из числа штатных сотрудников министерства при наличии специалистов по рассматриваемым направлениям.
Повторная государственная экологическая экспертиза по объектам государственной экологической экспертизы, указанным в пункте 1.1.4 настоящего регламента, кроме государственной экологической экспертизы по решению суда, арбитражного суда, проводится экспертной комиссией, как правило, в первоначальном (ранее осуществлявшем экспертизу этого объекта) составе.
Повторная государственная экологическая экспертиза по решению судебных органов осуществляется экспертным подразделением государственной экологической экспертизы, определяемым решением суда.
3.4.8. Приказом министерства в состав экспертной комиссии могут, в случае необходимости, дополнительно включаться специалисты по конкретным вопросам рассматриваемого объекта экспертизы. В этом случае заявителю, выставляется дополнительный счет на ее оплату с приложением дополнительной сметы расходов.
Изменение состава экспертной комиссии оформляется приказом министерства.
3.4.9. Ответственный исполнитель в течение трех рабочих дней с момента издания приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение министерства, осуществляющее связь с общественностью, для размещения на официальном сайте министерства уведомление о начале работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, сроках проведения государственной экологической экспертизы.
Ответственный секретарь по телефону либо посредством телефонограммы уведомляет заказчика о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Представители иных заинтересованных сторон (органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления, общественные организации и другие) уведомляются о дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии государственной экологической экспертизы при наличии письменного запроса об участии в заседании.
Общественные организации, представители которых планируют участвовать в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, в пятидневный срок с момента размещения на официальном сайте министерства информации об организации государственной экологической экспертизы направляют в адрес министерства официальный запрос об участии наблюдателей с указанием объекта государственной экологической экспертизы, Ф.И.О. и должности наблюдателя.
3.4.10. После издания приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель подготавливает в трех экземплярах договоры о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы с внештатными членами экспертной комиссии (включая договор с руководителем экспертной комиссии) в соответствии с установленной формой. После подписания договоров, один его экземпляр передается ответственным исполнителем члену экспертной комиссии, второй экземпляр - в отдел бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления, третий - хранится в экспертном подразделении.
3.4.11. Срок проведения государственной экологической экспертизы (пункт 2.4 регламента) определяется сложностью объекта экспертизы, учитывающей экологическую опасность намечаемой деятельности, сложность природных условий, опасность природных процессов и экологической ситуации в районе намечаемой хозяйственной и иной деятельности, особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, а также в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу.
Базовые критерии определения сложности объектов государственной экологической экспертизы представлены в приложении N 14 настоящему регламенту.
3.4.12. В процессе проведения государственной экологической экспертизы, при необходимости, могут быть изменены сроки ее проведения. Изменение сроков проведения государственной экологической экспертизы оформляется приказом заместителя министра, курирующего вопросы охраны окружающей среды. Об изменении сроков информируются заказчик материалов, подлежащих государственной экологической экспертизе, соответствующие органы и общественные организации.
3.4.13. Работа экспертной комиссии государственной экологической экспертизы начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены экспертной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций. Участникам заседания направляются ответственным исполнителем уведомления о проведении заседания.
3.4.14. На организационном заседании:
ответственный секретарь экспертной комиссии сообщает о приказе об организации и проведении государственной экологической экспертизы и календарном плане работы экспертной комиссии с учетом количества экземпляров представленной документации;
руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения государственной экологической экспертизы;
представитель заказчика (разработчика) представленной на государственную экологическую экспертизу документации докладывает о характере намечаемой деятельности;
определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;
определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
подписываются подготовленные договоры о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы с внештатными членами экспертной комиссии;
передаются членам экспертной комиссии технические задания и документация, подлежащая государственной экологической экспертизе.
3.4.15. По результатам заседаний экспертной комиссии оформляется протоколы и явочные листы (приложение N 15, N 16).
3.4.16. Члены экспертной комиссии:
изучают материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу;
в случае поступления анализируют заключение общественной экологической экспертизы, аргументированные предложения (по экологическим аспектам экспортируемой деятельности) органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан;
готовят индивидуальные экспертные заключения (приложение N 17).
3.4.17. В процессе проведения государственной экологической экспертизы экспертная комиссия определяет:
соответствие документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
полноту выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности и экологическую обоснованность допустимости ее реализации;
достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности.
3.4.18. При необходимости осуществляется выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации и проведения выездных заседаний экспертной комиссии, организованных ответственным исполнителем.
3.4.19. В целях разъяснения проектных решений (технологических, технических, организационных и т.п.) ответственный секретарь, руководитель экспертной комиссии и руководители групп могут приглашать представителя заказчика для участия в заседаниях экспертной комиссии.
3.4.20. Эксперт государственной экологической экспертизы при проведении экспертизы может заявлять министерству о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы, в том числе данные специальных экологических исследований, результаты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для подготовки заключения государственной экологической экспертизы.
В данном случае ответственный секретарь готовит письмо в адрес заказчика с уведомлением о необходимости представления дополнительных материалов (приложение N 18).
Ответы на вопросы экспертной комиссии и дополнительная документация, поступившая от заказчика и иных заинтересованных сторон, регистрируются в установленном порядке и передаются для использования в работе экспертной комиссии ответственному секретарю.
3.4.21. После получения индивидуальных экспертных заключений руководители групп (при их организации) подготавливают проекты групповых заключений и обсуждают их на заседаниях экспертных групп. Эксперты предоставляют ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии индивидуальные заключения, руководители экспертных групп - групповые заключения.
3.4.22. Руководитель экспертной комиссии и ответственный секретарь анализируют и обобщают заключения экспертов (или групповые заключения), материалы о рассмотрении аргументированных предложений по экологическим аспектам реализации намечаемой деятельности, поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан, в случае их направления заказчику, и готовят проект заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (приложение N 19)
3.4.23. Проект заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы обсуждается на заключительном заседании экспертной комиссии, на которое могут приглашаться заказчик, разработчики материалов, представители органов местного самоуправления, общественности. Руководитель экспертной комиссии докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения государственной экологической экспертизы. Приглашенные на заключительное заседание экспертной комиссии могут высказать замечания и предложения по проекту заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Внештатные члены экспертной комиссии подписывают акты приемки-сдачи работ, выполненных по договору о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы.
3.4.24. Принятие решения по заключению экспертной комиссии государственной экологичной экспертизы проводится в присутствии только членов экспертной комиссии, квалифицированным большинством, составляющего не менее двух третей (2/3) ее списочного состава.
3.4.25. Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы не должно содержать замечаний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняют существа предложенных заказчиком (разработчиком) документации намечаемых решений.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы:
о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду;
о допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
о возможности реализации объекта экспертизы.
Срок действия положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждается приказом министерства.
3.4.26. Отрицательное заключение. подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
а) о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
б) о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
3.4.27. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектам нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Краснодарского края, должно содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных положений указанного проекта нормативно-технического и инструктивно-методического документа в области охраны окружающей среды законодательству Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
3.4.28. Проект заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подписывается всеми членами экспертной комиссии в количестве двух экземпляров (один - передается заказчику, второй - хранится в экспертном подразделении), после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
3.4.29. При наличии замечаний экспертов по проекту заключения экспертной комиссии проект заключения дорабатывается и подписывается руководителем, ответственным секретарем экспертной комиссии и всеми ее членами.
3.4.30. Заключение экспертной комиссии (группы) не может быть изменено без согласия лиц, его подписавших.
3.4.31. В случае несогласия члена экспертной комиссии с выводами заключения, эксперт формулирует особое мнение и оформляет его в виде записки, которая прикладывается к заключению (приложение N 20).
При этом эксперт подписывает заключение экспертной комиссии с отметкой "особое мнение".
3.4.32. В случае неподписания заключения квалифицированным большинством членов комиссии, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляющими более одной трети (1/3) списочного состава комиссии, руководитель комиссии совместно с начальником экспертного подразделения докладывают заместителю министра, курирующему вопросы охраны окружающей среды о невозможности принятия комиссией в существующем составе решения по заключению государственной экологической экспертизы, необходимости продления срока ее проведения (но не более шести месяцев со дня ее начала) и дополнительном включении экспертов в состав экспертной комиссии.
Ответственный исполнитель готовит проект приказа о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы (но не более шести месяцев со дня ее начала) и о дополнительном включении экспертов в состав экспертной комиссии, который вносится начальником экспертного подразделения, согласовывается с начальником управления охраны окружающей среды, начальником отдела бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления, начальником отдела правового обеспечения деятельности министерства управления правовой работы, государственной службы и кадров, начальником управления правовой работы, государственной службы и кадров и утверждается заместителем министра, курирующим вопросы охраны окружающей среды.
3.4.33. В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного состава и после продления срока проведения государственной экологической экспертизы, данная государственная экологическая экспертиза считается завершенной без результата. Все заключения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовавших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.
3.4.34. Конечным результатом административной процедуры "Проведение государственной экологической экспертизы" является подписанное всеми членами экспертной комиссии заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
3.5. Утверждение заключения государственной экологической экспертизы
3.5.1. Юридическим фактом начала административной процедуры "Утверждение заключения государственной экологической экспертизы" является подписание всеми членами экспертной комиссии заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы после его утверждения приказом заместителя министра, курирующим вопросы охраны окружающей среды, где указывается срок действия заключения (для положительного заключения государственной экологической экспертизы).
3.5.2. После подписания заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель подготавливает проект приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы (приложение N 21).
Проект приказа вносится начальником экспертного подразделения, согласовывается с начальником управления охраны окружающей среды, начальником отдела правового обеспечения деятельности министерства управления правовой работы, государственной службы и кадров, начальником управления правовой работы, государственной службы и кадров и утверждается заместителем министра, курирующим вопросы охраны окружающей среды не позднее срока, определенного в приказе об организации и проведении государственной экологической экспертизы.
3.5.3. Приказ об утверждении заключения государственной экологической экспертизы регистрируется в журнале регистрации приказов экспертного подразделения.
3.5.4. Заместитель министра, курирующий вопросы охраны окружающей среды, имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:
нарушения процедуры проведения государственной экологической экспертизы;
несоответствия выводов заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы замечаниям членов экспертной комиссии, содержащихся в индивидуальных и групповых заключениях.
3.5.5. Акты приемки-сдачи работ, выполненных по договору о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы, подготавливаются в трех экземплярах в соответствии с установленной формой ответственным секретарем, который организует их подписание с внештатными членами экспертной комиссии на заключительном заседании (приложение N 22).
3.5.6. После издания приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы подписанные внештатными членами экспертной комиссии акты о приеме работ, выполненных по договору о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы, визируются ответственным исполнителем и подписывается заместителем министра, курирующему вопросы охраны окружающей среды.
Подписанные акты о приеме работ направляются в отдел бюджетного учета и отчетности финансово-экономического управления, экспертное подразделение и внештатному члену экспертной комиссии.
3.5.7. После подписания приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель в течение 5 дней информирует об этом заявителя.
Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы и материалы, представленные на государственную экологическую экспертизу, после ее завершения возвращаются заявителю с сопроводительным письмом министерства.
3.5.8. После завершения государственной экологической экспертизы ответственный исполнитель:
направляет заключение государственной экологической экспертизы заказчику и в орган, осуществляющий надзор выполнения проектных решений, а в случае проведения повторной государственной экологической экспертизы, проводимой по решению суда, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы дополнительно направляется судебному органу, по решению которого она проводилась;
подготавливает информацию о заключении государственной экологической экспертизы органам исполнительной власти края и органам местного самоуправления по объектам сложной экспертизы, по объектам простой и средней категориям сложности по их запросу;
подготавливает письма с информацией о результатах проведения государственной экологической экспертизы с целью информирования общественности и средств массовой информации по их запросам;
подготавливает информацию в банковские организации, осуществляющие финансирование проектов, в отношении объектов государственной экологической экспертизы, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, по их запросам;
оформляет документы для оплаты работ внештатных экспертов;
после издания приказа об утверждении заключения государственной экологической экспертизы подготавливает и направляет в подразделение министерства, осуществляющее связь с общественностью, для размещения на официальном сайте министерства уведомление о завершении и результатах работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
на основании официального запроса выдает заверенную копию заключения государственной экологической экспертизы заказчику или разработчику проектной документации.
3.5.9. Для осуществления соответствующих надзорных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется в органы, осуществляющие государственный экологический надзор.
3.5.10. В состав материалов, подлежащих сдаче ответственным исполнителем в архив для формирования дела, входят:
сопроводительное письмо о направлении заказчику заключения государственной экологической экспертизы;
приказ об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы;
заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы;
сопроводительное письмо заказчика о направлении материалов на государственную экологическую экспертизу;
счет на оплату государственной экологической экспертизы с отметкой об его оплате;
смета расходов на проведение государственной экологической экспертизы;
уведомление о приеме материалов на экспертизу и необходимости оплаты государственной экологической экспертизы;
документ, подтверждающий оплату организации и проведения государственной экологической экспертизы;
техническое задание экспертной комиссии на проведение государственной экологической экспертизы;
календарный план работы экспертной комиссии;
явочные листы заседаний экспертной комиссии;
протоколы заседаний экспертной комиссии;
технические задания экспертам по отдельным направлениям и вопросам;
индивидуальные заключения экспертов;
договоры о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы с внештатными экспертами;
акты о приеме работ, выполненных по договору о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы.
3.5.11. Положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное в установленном порядке, теряет юридическую силу в случае:
доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
изменений условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды;
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы;
в случае признания его недействительным решением суда или арбитражного суда.
3.5.12. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик вправе доработать документацию в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями и вновь представить материалы на государственную экологическую экспертизу.
3.5.13. Конечным результатом административной процедуры "Утверждение заключения государственной экологической экспертизы" является утверждение заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы объекта краевого уровня.
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
4.1. Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений
Текущий контроль за предоставлением государственной услуги, предусмотренной регламентом, осуществляется руководителем структурного подразделения, ответственного за организацию работы по предоставлению государственной услуги.
Предметом контроля является выявление и устранение нарушений порядка рассмотрения запросов, обращений заявителей, оценка полноты рассмотрения обращений, объективность и тщательность проверки сведений, обоснованность и законность предлагаемых для принятия решений по запросам и обращениям.
При выявлении в ходе текущего контроля нарушений установленного Административным регламентом порядка предоставления государственной услуги или требований законодательства Российской Федерации руководитель структурного подразделения, ответственного за организацию работы по предоставлению государственной услуги, принимает меры по устранению таких нарушений и направляет уполномоченному должностному лицу министерства предложения о применении или неприменении мер дисциплинарной ответственности лиц, допустивших соответствующие нарушения.
4.2. Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги
Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании внутреннего правового акта (приказа) министерства.
Проверки могут быть плановыми (не чаще 1 раза в 2 года) и внеплановыми. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или порядок проведения отдельных административных процедур (тематические проверки).
Осуществление плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения руководителем экспертного подразделения проверок соблюдения и исполнения специалистами экспертного подразделения положений регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.
Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании индивидуальных правовых актов (приказов) министерства.
Специалист, ответственный за соблюдение положений Регламента, иных правовых актов Российской Федерации обязан в процессе предоставления государственной услуги вносить текущую информацию о результатах своей деятельности в учетную систему хода предоставления государственной услуги (контрольный лист) (Приложение N 23).
Порядок заполнения контрольного листа должен отражать последовательность следующих событий:
регистрация материалов в отделе и назначение ответственного должностного лица;
проверка полноты представленных материалов, определение их соответствия перечню необходимых документов;
подготовка письма о возврате материалов;
подготовка счета и сметы, письма о комплектности материалов;
подготовка приказа "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы", разработка технических заданий членам экспертной комиссии, подготовка проектов договоров о возмездном оказании услуг на проведение государственной экологической экспертизы;
проведение государственной экологической экспертизы, подготовка приказа "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы";
выдача заключения заказчику.
Контрольный лист заполняется в ходе каждого предоставления государственной услуги. На основании заполненных контрольных листов формируется ежеквартальная отчетность о предоставлении государственной услуги.
4.3. Ответственность должностных лиц министерства за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги
Ответственность за надлежащее предоставление государственной услуги возлагается на руководителя структурного подразделения.
Персональная ответственность за предоставление государственной услуги закрепляется в должностных регламентах государственных служащих министерства, ответственных за предоставление государственной услуги.
Специалист, ответственный за предоставление услуги несет персональную ответственность за:
соблюдение сроков и порядка приема документов, правильность внесения записи в журнал учета принимаемых документов;
соответствие результатов рассмотрения документов требованиям законодательства Российской Федерации;
соблюдение порядка, в том числе сроков предоставления услуги.
В случае выявления нарушений Административного регламента, законодательства Российской Федерации или прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.
При привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц министерства по результатам внеплановой проверки лицам, по обращениям которых проводилась проверка, сообщается в письменной форме о принятых мерах в течение 10 дней со дня принятия таких мер.
4.4. Требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
Контроль за исполнением Регламента со стороны граждан, их объединений и организаций является самостоятельной формой контроля и осуществляется путем направления обращений в администрацию Краснодарского края, Министерство, а также путем обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги, в вышестоящие органы государственной власти и судебные органы.
Граждане, их объединения и организации могут сообщить о всех результатах контроля за предоставлением государственной услуги через личный кабинет пользователя на Едином портале.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных гражданских служащих Краснодарского края
5.1. Заявитель вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) министерства, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).
5.2. Предмет жалобы
Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края для предоставления государственной услуги, у заявителя;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края;
затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Краснодарского края;
отказ министерства, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.3. Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба
5.3.1. В досудебном (внесудебном) порядке граждане имеют право обратиться с жалобой в письменной форме в министерство, администрацию Краснодарского края по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта министерства, Единого портала, Портала Краснодарского края, а также при проведении личного приема граждан.
5.3.2. Рассмотрение жалоб заявителя на решение министерства осуществляется администрацией Краснодарского края в порядке, определенном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 февраля 2013 годаN 100.
5.4. Порядок подачи и рассмотрения жалобы
5.4.1. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) министерства, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, является подача заявителем жалобы в письменной форме или в электронном виде, в том числе с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
5.4.2. Жалоба должна содержать:
наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу либо государственного гражданского служащего министерства, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) министерства, либо должностного лица, государственного гражданского служащего министерства;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Министерства, должностного лица, государственного гражданского служащего министерства.
5.4.3. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.5. Сроки рассмотрения жалобы
5.5.1. Жалоба подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в Министерство.
5.5.2. Срок рассмотрения жалобы должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрю жалобы, не должен превышать пятнадцать рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае обжалования заявителем отказа Министерства, должностного лица Министерства в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба подлежит рассмотрению в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
5.6. Перечень оснований для приостановления рассмотрения (оставления без рассмотрения) жалобы в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации
Жалобы заявителей, поданные в письменной форме или в форме электронного документа, остаются без ответа в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
5.7. Результат рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных должностным лицом Министерства опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
отказать в удовлетворении жалобы.
5.8. Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
5.8.1. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в электронной форме, в том числе с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.8.2. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
5.9. Порядок обжалования решения по жалобе
Заявители имеют право обжаловать решение по жалобе в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.10. Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
Заявители имеют право обратиться в Министерство за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме по почте, через многофункциональный центр, посредством официального сайта министерства, единого портала, портала Краснодарского края, а также на личном приеме.
5.11. Способы информирования заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы
Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявители могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на официальном сайте министерства, едином портале, портале Краснодарского края.
Начальник отдела государственной |
Л.С. Шандала |
Начальник отдела государственной |
Л.С. Шандала |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.