Одним из принципов водного законодательства, закрепленным в п. 11 статье 3 Водного кодекса Российской Федерации является принцип, согласно которому водные отношения регулируются исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. Ключевым моментом в данном принципе является вывод о том, что законодатель, по сути, не устанавливает принцип единства судьбы гидротехнического сооружения и водных объектов (как это сделано в Земельном кодексе Российской Федерации).
Иными словами, гидротехническое сооружение и водный объект, на котором расположено гидротехническое сооружение, могут принадлежать разным лицам. К поверхностным водным объектам Водный кодекс Российской Федерации относит: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры) ледники, снежники. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление водных объектов находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований в пользование осуществляется в зависимости от целей использования либо на основании договора водопользования, либо решения о предоставлении водного объекта в пользование. Этой же нормой установлено, что не требуется заключение договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется, среди прочих целей, и для рыболовства в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На практике земельные участки, занятые водными объектами и гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, на территории Краснодарского края в противоречие Земельному кодексу Российской Федерации относятся либо к категории земель сельскохозяйственного назначения, либо к землям населенных пунктов. На сегодняшний день механизм приведения сложившегося положения в соответствие с нормами Земельного кодекса Российской Федерации не выработан. Кроме того, в действующем законодательстве существуют нормы, допускающие размещение водного объекта на землях сельскохозяйственного назначения, например, статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которой установлено, что минимальные размеры земельных участков сельскохозяйственного назначения не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является рыбоводство. Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений. Предоставление таких земельных участков в частную собственность запрещено. Кроме того, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Поэтому получение земельного участка, расположенного под гидротехническим сооружением, или в границах которого расположен пруд, обводненный карьер, в пользование возможно по договору об аренде. Применительно к земельному участку, расположенному под гидротехническим сооружением, действует процедура предоставления земельного участка, определенная статьей 36 Земельного кодека Российской Федерации, а именно исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В отношении земельных участков, в границах которых расположен пруд, обводненный карьер, действуют положения Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством; в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения процедура предоставления определяется нормой пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а именно, передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Согласно статье 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащему на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. Такие пруды находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, только пруды и обводненные карьеры могут находится в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. И в заключение - согласно Водному кодексу Российской Федерации право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.
Главный специалист эксперт |
Е.Н. Гордиенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 2 июля 2010 г. "Регистрация прав на земельные участки под гидротехническими сооружениями"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в Internet (http://www.frskuban.ru)