МРИ ФНС России N 7
по Краснодарскому краю
Рассмотрев письмо о порядке применения ставок при исчислении водного налога в отсутствии лицензии на право пользования недрами, контрольный отдел Управления ФНС России по краснодарскому# краю сообщает следующее.
Законодательная норма, которой было установлено, что при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии, утратила силу с 01.01.2005 года в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации".
С 01.01.2005 г. порядок определения водного налога регламентируется гл. 25.2 НК РФ, а именно, в части определения размеров налоговых ставок действует ст. 333.12 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ, при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 данной статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно, как одна четвертая утвержденного годового лимита.
На территории Российской Федерации отношения, связанные с охраной и использованием подземных водных объектов регулируются, в частности, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (с последующими изменениями и дополнениями).
Как следует из положений Закона "О недрах", лимиты водопользования устанавливаются в лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод (далее - лицензия на водопользование). При этом ни Законом "О недрах", ни действующим налоговым законодательством ведение Лимитных карт водопользователя не предусмотрено.
В случае, если налогоплательщику выдана лицензия на водопользование, то установленный в такой лицензии уровень добычи подземных вод и будет являться установленным для налогоплательщика лимитом водопользования. При этом, увеличенные в пять раз налоговые ставки следует применять только в случае забора подземных вод сверх установленного в лицензии лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
При отсутствии у налогоплательщика лицензии на водопользование и, соответственно, установленных в ней лимитов водопользования, такое водопользование не относится к понятию сверхлимитного водопользования, поскольку превысить можно только установленный лимит. В таких случаях применяются налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Сам факт отсутствия у налогоплательщика лицензии на водопользование также не предусматривает увеличения налоговых ставок в пятикратном размере (письмо Минфина России от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29), а лишь обязывает налоговые органы довести до сведения Федерального агентства по недропользованию на территории Краснодарского края (Краснодарнедра) ставшие известными случаи безлицензионного водопользования для принятия лицензирующим органом соответствующих мер.
Судебная практика также не разделяет требования отдельных налоговых органов после 01.01.2005 уплачивать водный налог в пятикратном размере налоговых ставок, в случае если у налогоплательщика отсутствует соответствующая лицензия.
Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 28.05.2008 N Ф08-2818/2008 отклонил доводы налогового органа о том, что при отсутствии лицензии на водопользование налогоплательщик не вправе применять льготную налоговую ставку, а обязан применять ставку налога, установленную в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, увеличенную в пять раз. Суд разъяснил, что гл. 25.2 НК РФ не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, осуществляющего забор воды из водных объектов для водоснабжения населения, при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке, установленной в названной норме.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51 также указывал, что, как закреплено в ст. 333.12 НК РФ, налоговая ставка установлена в соответствии с лимитами и нет дополнительного пятикратного увеличения размера платы при отсутствии лицензии.
Советник государственной |
Е.Ф. Артеменков |
Гембицкая (14-40)
Знаменская (19-00)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 19 мая 2010 г. N 12-1-18/12285@ "О водном налоге"
Текст письма официально опубликован не был