См. также бизнес-справку "Защита прав потребителей при оказании отдельных видов услуг"
В последнее время в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю участились обращения потребителей на нарушение их прав при оказании авиауслуг, в том числе задержек и отмены рейса.
В связи с этим информируем потребителей.
Перевозчик (авиакомпания) вправе без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолета, а также изменить маршрут или пункт посадки по причинам, связанным с безопасностью пассажиров. Если же причина неуважительная, то можно предъявить перевозчику требования о возмещении расходов и о выплате неустойки за нарушение сроков авиаперевозки.
Есть случаи, когда перевозчик вправе без предупреждения отменить, задержать или перенести вылет самолета, а также изменить маршрут или пункт посадки:
- стихийные бедствия или неблагоприятные погодные условия в аэропортах отправления, назначения или по маршруту следования,
- требования государственных органов безопасности,
- наличие других причин, влияющих на безопасность пассажиров.
Таким образом, если рейс задерживается по метеоусловиям в аэропорту назначения или, например, если вас посадили вместо Москвы в Рязани по требованию госорганов, - вы не имеете права предъявлять какие-либо требования перевозчику даже в том случае, если из-за этого круто изменилась ваша жизнь.
Но если самолет не вылетает из-за нехватки керосина или авиакомпания ждет, когда наберется побольше пассажиров и т.д. и т.п. - здесь мы, пассажиры, имеем право требовать:
- предоставления гостиницы на время ожидания рейса,
- бесплатного проезда до гостиницы и обратно,
- возмещения всех разумных расходов за время задержки рейса (питание, телефонные переговоры, телеграммы и т.п.).
Поэтому, если вам пришлось ждать в аэропорту, - наведите справки о причинах задержки рейса и если эта причина неуважительная, - либо обращайтесь к представителям авиакомпании, требуя размещения в гостинице, либо сами размещайтесь в гостинице, без обращения к представителям перевозчика. Не забудьте собирать все квитанции и счета для документального подтверждения Ваших расходов.
Сразу после прилета в аэропорт назначения обратитесь к представителям перевозчика для того, чтобы сделать отметку в билете о дате и времени прилета.
Теперь у вас есть все документы, и вы можете обращаться к перевозчику с письменной претензией
- о возмещении всех документально подтвержденных расходов
- о выплате вам неустойки за нарушение сроков авиаперевозки из расчета 3% от стоимости билета за каждый час просрочки, но не более чем стоимость билета (п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей").
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Ответственность перевозчика предусмотрена Воздушным кодексом Российской Федерации:
Статья 117. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна
1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определяется международными договорами Российской Федерации.
2. В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.
Статья 118. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире
1. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
2. Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
3. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.
Статья 119. Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире
1. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем десять установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
2. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.
3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза.
За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика."
Памятка авиапассажиру
1. Обслуживание пассажиров:
1.1 Перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и/или акустической информацией:
- о времени отправления и прибытия воздушных судов;
- о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;
- о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;
- о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;
- о способе проезда до ближайшего населенного пункта между аэропортом и между аэропортами;
- о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;
- об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- о месте нахождения комнат матери и ребенка.
1.2 Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу:
- аэропорт отправления;
- аэропорт назначения;
- аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна;
- код перевозчика;
- номер рейса;
- дни недели выполнения рейса;
- время отправления (местное);
- время прибытия (местное);
- период выполнения рейса;
- тип(ы) воздушного судна.
1.3 В аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает:
- регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке;
- доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно;
- доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна;
- обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала;
- выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.
2. При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
- предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
- два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
- обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;
- размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время;
- доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
- организация хранения багажа.
Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы!
В настоящее время в аэропортах, расположенных на территории Российской Федерации, действуют ограничения по перевозке жидкостей, гелей и аэрозолей в ручной клади авиапассажиров.
Это ограничение распространяется на:
- воду и другие напитки, супы, сиропы;
- кремы, лосьоны и масла;
- духи;
- спреи;
- гели, включая гели для волос идля душа;
- содержимое баллончиков, включая пенку для бритья, другие пенки и дезодоранты;
- пасты, включая зубные;
- смеси жидких и твердых веществ;
- тушь;
- любые иные подобные вещества.
Пассажирам разрешается проносить с собой на борт самолета лишь небольшое количество перечисленных выше веществ, но только при условии, что они упакованы в емкости, объем которых не превышает 100 мл. При этом данные емкости должны быть помещены в прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л, и каждому пассажиру разрешается иметь при себе в качестве ручной клади только один такой пакет. Эти пакеты можно приносить с собой из дома, но они обязательно должны быть оборудованы специальной "молнией"
В больших, чем указано, объемах разрешается перевозить в ручной клади только:
- детское питание, необходимое ребенку во время полета;
- необходимые во время полета лекарства.
Однако при прохождении досмотра будьте готовы к тому, что Вас попросят доказать необходимость этих предметов и веществ в полете.
По-прежнему разрешается:
-перевозить перечисленные вещества в багаже;
- приобретать напитки и духи в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в аэропортах, после проверки билетов и паспортного контроля, а также на борту воздушных судов авиакомпании. Любые приобретенные жидкости и гели должны быть упакованы и опломбированы в магазине Dute Free либо на борту воздушного судна, если это необходимо. Пломба упаковки действительна в течение 24 часов.
Если Вы совершаете пересадку в других аэропортах, не открывайте покупку до прохождения досмотра и в этих аэропортах, а также в аэропорту последней пересадки. Упаковки должны оставаться опломбированными до прибытия в конечный пункт назначения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 8 ноября 2010 г. "Оказание потребителям авиауслуг"
Текст разъяснений размещен на сайте территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Internet (http://www.23.rospotrebnadzor.ru)