В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением операций, не подлежащих налогообложению, согласно статье 149 НК РФ, а также операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно п. 2 ст. 146 НК РФ.
Согласно п.п. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, не признается объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия (далее - Закон). Пунктом 1 ст. 11 Закона установлено, что имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных не противоречащих законодательству источников.
Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296 ГК РФ).
Таким образом, из указанных положений законодательства следует, что государственное и муниципальное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом.
Учитывая вышеизложенное, положения п.п. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ распространяются на случаи передачи имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, т.е. на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Согласно п. 4 ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а согласно п. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Следовательно, на операции по приватизации государственного и муниципального имущества, изъятого в установленном порядке у предприятий из хозяйственного ведения или оперативного управления, и являющегося составной частью государственной и (или) муниципальной казны, положения п.п. 3 п. 2 ст. 146 НК РФ не распространяется.
Таким образом, операции по приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
При этом ст. 11 НК РФ установлено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое в соответствии с Положением является юридическим лицом.
При этом, при осуществлении вышеуказанных функций Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия: организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (п. 5 Положения).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделены правами юридических лиц.
Учитывая, что плательщиками налога на добавленную стоимость признаются все организации, имеющие статус юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, то, соответственно, органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, так и органы местного самоуправления (в том числе управления имущественных отношений), являющиеся юридическими лицами, относятся к плательщикам налога на добавленную стоимость.
Согласно п.п. "а" п. 3 ст. 2 Федерального Закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ п. 3 ст. 161 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ вышеизложенные положения пункта 3 ст. 161 НК РФ применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.
Соответственно, на правоотношения, возникшие до 01.01.2009, положения п. 3 ст. 161 НК РФ по отнесению к налоговым агентам покупателей государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, не распространяются.
Таким образом, в период до вступления в силу Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ (до 01.01.2009), по операциям реализации вышеуказанного имущества всем покупателям (в том числе физическим лицам), плательщиком налога на добавленную стоимость являлось лицо, выступающее в договоре купли-продажи имущества продавцом, а именно, органы местного самоуправления (управления имущественных отношений).
При этом обращаем внимание, что вышеуказанный порядок налогообложения операций по реализации имущества казны физическим лицам действовавший до 01.01.2009 применяется и с 01.01.2009, поскольку Федеральным Законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ данная норма (действовавшая до 01.01.2009 и прямо не оговоренная налоговым законодательством) была закреплена в п. 3 ст. 161 НК РФ.
Начальник отдела налогообложения |
Н.И. Загоруйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Операции по приватизации государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Плательщиком НДС при этом до 1 января 2009 года являлось лицо, выступающее в договоре купли-продажи имущества продавцом, а именно - органы местного самоуправления (управления имущественных отношений).
Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ, начиная с 1 января 2009 года при реализации (передаче) на территории РФ имущества казны (государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями), налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 19 января 2011 г. "Порядок исчисления налога на добавленную стоимость при реализации имущества казны"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)