См. также бизнес-справку "Защита прав потребителей при оказании отдельных видов услуг"
Хозяйствующие субъекты при предоставлении населению оздоровительных услуги посредством посещения фитнес-клубов должны руководствоваться следующими нормативными актами: Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", постановлением Правительства РФ N 27 от 13.01.96 г. "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", "Правилами продажи отдельных видов товаров", утв. постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.98 г. (товары медицинского назначения, продукты питания), постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г.N30 "Положение о лицензировании медицинской деятельности", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", - и соблюдать их неукоснительно.
Потребителю при получении платных оздоровительных услуг фитнес-клубов необходимо обращать внимание на фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске, а для индивидуального предпринимателя - информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о перечне оказываемых платных, в том числе медицинских услуг, с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов, лицензии и сертификате, о расчете стоимости оказанной услуги в соответствии со ст.ст. 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.92 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", п.п. 11, 13 постановления Правительства РФ N 27 от 13.01.96 г. "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями".
Информация должна находиться в удобном для обозрения месте. Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации.
При получении оздоровительных услуг посредством посещения фитнес-клубов потребитель должен убедиться в том, что ему оказывается услуга, безопасная для жизни и здоровья. Следует обращать внимание на наличие в учреждении документов, удостоверяющих безопасность товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (сертификатов соответствия, либо деклараций о соответствии на оборудование, расходных материалов, используемых при оказании услуги) Договор об оказании услуги оформляется в письменной форме и должен содержать следующие сведения:
- фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
- вид услуги;
- цена услуги;
- отметка об оплате потребителем полной цены услуги, либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.
Следует обращать особое внимание на возможное включение в договор, заключаемый с потребителем, условий, ущемляющих установленные законодательством Российской Федерации права потребителя, регламентируемые ст.ст. 16, 32 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 г "О защите прав потребителей":
- выполнение дополнительных услуг за дополнительную плату без согласия потребителя;
- при расторжении договора об оказании платных медицинских услуг, по требованию потребителя, денежная сумма не возвращается;
- условия, предусматривающие штрафные санкции для потребителя при расторжении договора об оказании платных медицинских услуг по желанию заказчика.
В случае выявления нарушенного права следует руководствоваться статьей 29 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 г "О защите прав потребителей", согласно которой:
1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
2. Стоимость выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.
3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.
6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 21 марта 2011 г. "О нарушениях законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей при оказании услуг фитнес-клубов"
Текст разъяснений размещен на сайте территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Internet (http://www.23.rospotrebnadzor.ru)