Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налогового агента установлено неправомерное неперечисление (неполное перечисление) НДФЛ, подлежащего перечислению в бюджет, однако до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый агент перечислил часть задолженности за проверяемый период. Правомерно ли применение штрафных санкций за несвоевременное перечисление НДФЛ?
Согласно ст. 123 НК РФ (в редакции, действовавшей до 02.09.2010) неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
На правоприменительном уровне возникали споры с налоговыми органами о правомерности привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при перечислении им сумм удержанного налога в более поздние сроки, чем установлены НК РФ.
ФНС России в письме от 26.02.2007 N 04-1-02/145@ указывало на то, что налоговое правонарушение и ответственность за его совершение, предусмотренные статьей 123 НК РФ, имеют место при удержании у налогоплательщика, но неперечислении в установленный НК РФ срок налога независимо от последующего перечисления налоговым агентом таких сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения).
Вместе с тем, мнение арбитражных судов по рассматриваемому вопросу с позицией ФНС России не совпадало.
Суды указывали на то, что ответственность за несвоевременное перечисление налога налоговыми агентами законодательством о налогах и сборах вообще не установлена, а несвоевременное перечисление удержанного налоговым агентом НДФЛ не составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ. Таким образом, если в период проверки налоговый агент исполнил свои обязанности по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ, то можно говорить об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ. Более того, суды указывали на отсутствие оснований для привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ и в том случае, когда НДФЛ был перечислен в бюджет уже после составления акта выездной налоговой проверки, но до принятия решения о привлечении ее к налоговой ответственности.
Минфин России также признавал, что ст. 123 НК РФ не предусматривается ответственность налогового агента за несвоевременное перечисление им налога в бюджетную систему Российской Федерации (письмо Минфина России от 13.10.2008 N 03-02-07/2-177).
Вместе с тем, Законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в ст. 123 НК РФ внесены изменения, согласно которым данная ответственность предусматривается за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога в установленный НК РФ срок. Данные изменения вступили в силу с 02.09.2010. Таким образом, ст. 123 НК РФ в новой редакции направлена на установление ответственности, в том числе и за несвоевременное исполнение налоговыми агентами обязанности по удержанию и (или) перечислению сумм налога.
Главный госналогинспектор | Л.А. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В ходе выездной налоговой проверки налогового агента установлено неправомерное неперечисление (неполное перечисление) НДФЛ, подлежащего перечислению в бюджет, однако до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый агент перечислил часть задолженности за проверяемый период. Правомерно ли применение штрафных санкций за несвоевременное перечисление НДФЛ?
Текст вопроса размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)