См. также бизнес-справку "Защита прав потребителей при оказании отдельных видов услуг"
В отделе защиты прав потребителей на курации находится 38 хозяйствующих субъектов, осуществляющих ремонт мобильных телефонов.
За 2010 г. проведено 5 плановых мероприятий по контролю хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей), оказывающих услуги по ремонту мобильных телефонов.
Нарушения законодательства РФ установлены в 5 организациях. По фактам выявленных правонарушений возбуждено 5 дел об АПН.
Выдано 5 предписаний на устранение выявленных нарушений.
Основными нарушениями при оказании услуги по ремонту мобильных телефонов являются нарушения требований ст. 10 Закона РФ N 2300-1 от 07.02.1992 г. "О защите прав потребителей", п.п. 3, 4 постановления Правительства РФ N 1025 от 15.08.1997 г. "Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации".
При рассмотрении обращений граждан на оказание ремонта мобильных телефонов со стороны хозяйствующих субъектов наиболее частыми нарушениями являются: несоблюдение сроков выполнения работы; включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей.
Так, например, при рассмотрении обращения гражданина Х. представленная им квитанция на оказание услуги ремонта включала в себя информацию, согласно которой в случае неявки клиента за телефоном по истечении двух месяцев с даты получения данной квитанции сервисный центр оставляет за собой право распорядиться телефоном по своему усмотрению и компенсировать все свои затраты, связанные с проведением данного ремонта. Включение данной информации является нарушением ваших прав, так как в случае неявки потребителя за получением результата выполненной работы, согласно п. 15 ст. 4 постановления Правительства РФ N 1025 "Правила бытового обслуживания населения", исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения, продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 Гражданского кодекса РФ. Индивидуальный предприниматель, допустивший данное нарушение, был привлечен к административной ответственности по ст. 14.8 ч. 2 КоАП РФ.
Выбирая ремонтную мастерскую, необходимо обратить внимание на фирменное наименование (наименование), место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске, а индивидуальный предприниматель обязан донести до потребителей информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать:
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;
- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);
- сроки оказания услуг (выполнения работ);
- данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);
- гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
- сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
В наглядной и доступной форме до сведения потребителей исполнителем для ознакомления должны быть доведены:
- текст "Правила бытового обслуживания населения";
- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;
- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
- образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и т.п.;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Информация должна находиться в удобном для обозрения месте. Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации.
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
Договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (залоговый билет, заказ-наряд, квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:
фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
вид услуги (работы);
цена услуги (работы);
точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
даты приема и исполнения заказа;
гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.
Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.
Изделие, указанное в документе, подтверждающем заключение договора об оказании услуги (выполнении работы), в случае утраты этого документа выдается на основании письменного заявления потребителя по предъявлении им паспорта или иного документа, удостоверяющего личность потребителя.
Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 14 апреля 2011 г. "Ремонт мобильных телефонов. Наиболее частые нарушения при оказании ремонта. Информация для потребителей"
Текст разъяснений размещен на сайте территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Internet (http://www.23.rospotrebnadzor.ru)