При международном лизинге наиболее приемлемым является применение такого таможенного режима, как временный ввоз, когда иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частично-условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).
Несмотря на то, что данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей, российские организации - лизингополучатели редко его используют, поскольку он ограничен максимально допустимым сроком нахождения предмета лизинга на территории Российской Федерации в два года (ст. 213 ТК РФ). В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам (средствам), при условии, что они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории Российской Федерации, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов на 34 месяца.
Помимо ограничения сроков нахождения товаров на территории Российской Федерации ТК РФ содержит еще ряд условий для применения режима временного ввоза, которые заключаются в следующем.
Временный ввоз допускается при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте). Таким образом, временно ввезенные товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и использования (эксплуатации).
Еще одно важное условие применения режима временного ввоза заключается в том, что временно ввезенными товарами может пользоваться лицо, получившее разрешение на временный ввоз (ст. 211 ТК РФ). В силу данного условия в целях дальнейшего использования предмета лизинга на территории Российской Федерации декларантом должна выступать российская организация - лизингополучатель.
Налог на добавленную стоимость при международном лизинге уплачивается лизингополучателем как декларантом при ввозе предмета лизинга на территорию Российской Федерации в составе таможенных платежей.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения этим налогом.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия данных товаров на учет.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на основании ст. 212 ТК РФ суммы НДС, уплаченные при временном ввозе товаров на территорию Российской Федерации, при вывозе данных товаров таможенными органами не возвращаются, суммы налога, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, после принятия товаров к учету.
Что касается уплаты НДС с лизинговых платежей, то налог будет взиматься в случае, если местом реализации услуг лизинга будет признаваться территория Российской Федерации.
Место реализации работ (услуг) определяется согласно положениям ст. 148 НК РФ.
Лизинг является разновидностью аренды, но о нем в ст. 148 ничего не сказано. Официальная позиция такова: лизинг как разновидность аренды подчиняется тем же правилам определения места реализации, что и услуги по сдаче имущества в аренду.
Местом реализации услуги признается территория Российской Федерации, если:
- местом осуществления деятельности лизингополучателя движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, является территория России;
- предметом лизинга является недвижимое имущество (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания), находящееся на территории России.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: Российская Федерация признается местом реализации услуг по предоставлению движимого имущества в лизинг, только если лизингополучатель находится на территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-07-08/246), а реализация услуг по предоставлению недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в лизинг облагается НДС в любом случае.
Таким образом, помимо обязанности уплачивать НДС со стоимости предмета лизинга в составе таможенных платежей, которые впоследствии можно принять к вычету, у лизингополучателя возникает необходимость выступать в качестве налогового агента лизингодателя по НДС при уплате лизинговых платежей (ст.ст. 148, 161, 174 НК РФ).
Более того, согласно п. 4 ст. 174 НК РФ банк не имеет права принять от российской организации - лизингополучателя поручение на перевод денежных средств иностранному лизингодателю, если в банк не представлено поручение на уплату соответствующей суммы НДС в бюджет. На основании п. 3 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные в российский бюджет российским налогоплательщиком - налоговым агентом при приобретении у иностранного лица работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, подлежат вычету при соблюдении всех требований действующего налогового законодательства к порядку оформления подтверждающих документов.
Заместитель начальника |
О.В. Смелянец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 7 июня 2011 г. "Налог на добавленную стоимость при международном лизинге"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)