Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) с 2011 года изменен правовой статус бюджетных учреждений.
Пунктом 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) в редакции названного Закона предусматривается, что государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", введенной статьей 6 Закона N 83-ФЗ.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 5 ст. 6 Закона N 83-ФЗ).
Бюджетное учреждение осуществляет полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных денежных обязательств перед физическим лицом. Порядок исполнения обязательств устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (перечень которого будет установлен дополнительно), а также недвижимым имуществом.
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.
Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров, работ, услуг, а также приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах.
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). В этом случае бюджетные учреждения уплачивают налог на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
С 2011 года утрачивает силу ст. 321.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), регулирующая особенности ведения бюджетными учреждениями налогового учета (п. 5 ст. 16 Закона N 83-ФЗ). Это означает, что бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в установленном порядке гл. 25 НК РФ.
При этом с 2011 года налогом на прибыль не будут облагаться доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в определенном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования (п. 2 ст. 16 Закона N 83-ФЗ).
Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в ст. 251 НК РФ, к средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.
Так, в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям.
Указанным подпунктом предусмотрено, что учет средств целевого финансирования и произведенных за счет этого источника расходов ведется раздельно от полученных (произведенных) сумм доходов и расходов от деятельности, приносящей доход. При этом в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг, и внереализационные доходы на величину произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными и при этом произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 17 ст. 270 НК РФ не включаются в налогооблагаемую базу и расходы учреждений в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Таким образом, средства, полученные в качестве бюджетного финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений, и расходы, финансирование которых осуществляется за счет выделяемых субсидий, не включаются в налогооблагаемую базу указанных учреждений.
Бюджетные учреждения не вправе применять:
- упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- единый сельскохозяйственный налог (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ).
В общеустановленном порядке уплачивается НДС от платных услуг, в том числе от аренды, а также госпошлина за наименование "Россия" при регистрации учредительных документов (ст. 333.17 НК РФ; ст. 333.35 НК РФ), налог на имущество, земельный налог.
Бюджетные учреждения, как и автономные, уплачивают только квартальные платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете, за исключением случаев, когда организации в силу этого Закона не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Пунктом 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В ст. 15 Закона N 129-ФЗ определено, что годовая бухгалтерская отчетность, представляемая бюджетными и казенными учреждениями, утверждается в порядке, установленном Минфином.
В соответствии с п. 6 Приказа Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" бухгалтерская отчетность представляется учреждением в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки.
На основании изложенного, бухгалтерская отчетность бюджетными организациями представляется в вышестоящий орган. Следовательно, в налоговые органы бухгалтерская отчетность казенными и бюджетными учреждениями не представляется в связи с тем, что такая обязанность для них не установлена Законом о бухгалтерском учете.
Начальника отдела налогообложения |
Н.И. Загоруйко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 28 июня 2011 г. "О порядке исчисления налога на прибыль бюджетными учреждениями и представления бухгалтерской отчетности в налоговый орган бюджетными учреждениями"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)