Согласно ст. 131 ГК РФ возникновение, переход и прекращение права собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Порядок такой регистрации определяется Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о регистрации).
В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
При этом следует учитывать, что к вступившим в законную силу судебным актам могут относиться только решения государственных судов, относящихся к судебной системе РФ.
На основании ст. 118 Конституции РФ третейские суды не относятся к органам осуществления правосудия, а третейское разбирательство является одной из альтернативных форм защиты гражданских прав.
Согласно ст. 4 АПК РФ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено законом.
Решение третейского суда исполняется сторонами третейского соглашения добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении.
На основании изложенного, решения третейских судов не обладают признаками актов правосудия, так как являются обязательными лишь для сторон третейского разбирательства и не обязательны для государственных органов, в том числе, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, решение третейского суда не рассматривается в качестве самостоятельного, необходимого и достаточного правоустанавливающего документа для государственной регистрации соответствующего права на объекты недвижимого имущества.
Отдел регистрации прав на объекты
недвижимости жилого и нежилого назначения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 27 сентября 2011 г. "Решения третейских судов"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в Internet (http://www.frskuban.ru)