Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
10. В муниципальном образовании город Краснодар проживает более 158 тысяч детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (936 детей), дети-инвалиды (2,4 тысяч детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (129 детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом.
Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.
Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации.
Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция с обществом остаются в числе главных задач деятельности органов местного самоуправления и в центре внимания общества.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года сделан особый акцент на увеличение рождаемости и укрепление государственной поддержки семей с детьми, формировании и развитии ценностей здорового образа жизни, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.
Актуальность Программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия не решенных в рамках предыдущих целевых программ проблем детства, необходимости обеспечения реализации Конвенции ООН по правам ребенка, других международных правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.
Отличие Программы от ранее действовавших муниципальных целевых программ будет состоять в следующем:
ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;
направленность целей и задач, а также мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями Программы.
Программа направлена на осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию единого воспитательного пространства муниципального образования город Краснодар, способствующего развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию принципов здорового образа жизни, социальной и правовой поддержки детей и подростков.
11. Ранее действовавшие муниципальные целевые программы, направленные на улучшение положения детей, предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения проблем детей, возникающих в новых социально-экономических условиях.
Программно-целевой метод в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
За годы реализации целевых программ удалось найти принципиально новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей. Возникли и динамично развиваются новые институты поддержки детей и семей с детьми, направленные на предупреждение, профилактику и решение проблем социального неблагополучия. Получили развитие перспективные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семейную среду.
Выделение средств на укрепление материально-технической базы сети разноведомственных учреждений и служб, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволило стимулировать работу органов местного самоуправления.
В целях формирования единого воспитательного пространства муниципального образования город Краснодар, способствующего развитию социальной, духовной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию принципов здорового образа жизни, социальной и правовой поддержки детей и подростков, составляющих 15,6% всего населения города, была реализована муниципальная целевая программа "Город детям" на 2006 - 2010 годы.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне.
Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в муниципальном образовании город Краснодар, говорит о необходимости их решения только программно-целевым методом.
Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также формированию личностного и профессионального самоопределения.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно, поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших муниципальных целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
При этом невозможность комплексного решения проблемы детства без использования Программы обусловлена рядом объективных причин:
многообразием, сложностью и масштабностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, связанных конкретными целями, ресурсами, сроками выполнения и исполнителями;
необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации проектов;
необходимостью выбора оптимальных решений в условиях наличия ограниченных ресурсов и сроков решения проблем;
требованием выбора целевых показателей, позволяющих оценить ход реализации Программы, мониторинга результатов реализации тех или иных мероприятий;
повышением эффективности работы всех заинтересованных ведомств в решении сформулированных проблем.
Программный подход, а именно принятие Программы, позволяет комплексно подходить к решению проблем, выделить приоритетные направления работы, определить цели и прогнозировать конкретные результаты реализации Программы, определить качественные показатели работы.
Таким образом, программно-целевой метод позволит скоординировать деятельность исполнителей Программы и оптимизировать финансирование мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.