См. также бизнес-справку "Проверки субъектов предпринимательства"
В соответствии со ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки.
В соответствии с п. 6 ст. 100 Кодекса налогоплательщик, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В пп. 7 и 15 п. 1 ст. 21 Кодекса установлено, что налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок, принимать участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.
Налогоплательщик, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка, имеет право на получение акта налоговой проверки с приложением к нему документов, которые подтверждают выявленные в ходе проверки нарушения, за исключением тех документов, которые были получены непосредственно от самого налогоплательщика. Все эти документы являются приложением к акту налоговой проверки, то есть представляют собой его неотъемлемую часть, и, соответственно, должны вручаться вместе с ним.
Материалы выездной налоговой проверки и документы, приложенные к акту проверки, подтверждающие нарушения законодательства о налогах и сборах и остающиеся в налоговом органе, признаются документами "для служебного пользования" в соответствии с п. 1.15 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Требование).
Присвоение материалам проверки статуса "для служебного пользования" необходимо для обеспечения возложенной на налоговый орган обязанности неразглашения налоговой тайны. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Такие сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа (п. 1 и 3 ст. 102 Кодекса).
Пункт 1.12 Требования устанавливает, что акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), а третий направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.
Требования относятся к документам внутреннего пользования и содержащиеся в них предписания адресованы сотрудникам налоговых органов. Ограничение доступа к документам, оставляемым у налогового органа, не касается процедуры рассмотрения результатов выездной налоговой проверки, не препятствует приложению документов к экземпляру акта, направляемому налогоплательщику.
В Кодекс Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ были внесены поправки. Статья 100 Кодекса была дополнена пунктом 3.1, предусматривающим обязанность налогового органа приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие выявленные факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Исключением являются документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц. Они прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Кроме того, пункт 2 статьи 101 Кодекса был дополнен положением, согласно которому лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление ФНС России по Краснодарскому краю разъясняет, что акт о результатах проведения выездной налоговой проверки физического лица подлежит составлению в течение 2-х месяцев со дня документального подтверждения факта проведении проверки. В случае несогласия с отраженными в акте фактами, а также с выводами и предложениями проверяющих проверяемому налогоплательщику предоставляется возможность опротестовать их в течение 15 дней со дня получения акта.
К акту проверки должны прилагаться документы, подтверждающие выявленные в ходе ее проведения нарушения, даже если этим документам присвоен статус "для служебного пользования", за исключением тех из них, которые содержат не подлежащие разглашению налоговым органом сведения третьих лиц (составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну), а также персональные данные физических лиц. Указанные сведения должны прилагаться к акту проверки в виде заверенных налоговым органом выписок.
Разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 8 февраля 2012 г. "Порядок проведения выездной налоговой проверки физического лица"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в Internet (http://www.r23.nalog.ru)