Статья 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) закрепила особенности регистрации права на основании решения суда, арбитражного суда или третейского суда. Согласно пункту первому данной статьи права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абз. 4, 6, 7, 9, 10, 11 и 12 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации. При этом какой-либо особенный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением третейского суда, отличный от порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда, ст. 28 Закона о регистрации не установлен.
Положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах) предусмотрено: в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом; спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения; стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы решение третейского суда было юридически исполнимо; решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении; если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Однако до 2011 года, ни в научных трудах, ни в судебной практике, отраженной в правовых позициях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, не существовало единого мнения по данному вопросу. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007 г. был представлен ответ на вопрос о том, может ли решение третейского суда являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном документе указано, что, если решение третейского суда сторонами не оспаривается, оно может являться основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом, регистрирующий орган проводит правовую экспертизу всех представленных на регистрацию документов, в том числе и решения третейского суда в отличие от решений судов общей юрисдикции, проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав. Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ заключалась в том, что: "...вопрос о праве собственности на недвижимое имущество относится к исключительной компетенции государственных судов". В более позднем деле, предметом которого являлся спор между частными лицами о признании права собственности на недвижимое имущество, высшая судебная инстанция пришла к несколько иному выводу: третейский суд может рассмотреть спор между двумя частными лицами о принадлежности прав на недвижимое имущество. Однако при этом следует учитывать, что в орган по регистрации перехода прав на недвижимость должны обратиться оба участника спора, причем орган будет в общем порядке устанавливать, имеются ли достаточные основания для государственной регистрации права лица, выигравшего процесс в третейском суде. Если же в орган по регистрации прав обратится лишь одно лицо, то для совершения регистрационных действий требуется исполнительный лист арбитражного суда на принудительное исполнение решения третейского суда. В этом случае записи в ЕГРП будут вноситься по правилам о регистрации прав на основании судебных актов государственных судов. Кроме того, в практике ВАС РФ обращалось внимание на то, что участники третейских разбирательств, предметом которых является недвижимое имущество, зачастую не имеют реального спора между собой. Такая третейская процедура, по замыслу участников третейского разбирательства, призвана подменить или упростить административную процедуру регистрации прав на недвижимое имущество. В связи с этим Президиум ВАС РФ дважды подчеркнул, что в ситуации, когда будет установлено, что стороны третейского разбирательства создали видимость частноправового спора, в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спорам о правах на недвижимость должно быть отказано . 2011 год стал поворотным в деле разрешения вопроса государственной регистрации прав на основании решения третейского суда в связи с принятием Конституционным Судом постановления от 26 мая 2011 г. N 10-П. В соответствии с указанным постановлением взаимосвязанные положения п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Закона о третейских судах, ст. 28 Закона о регистрации, п. 1 ст. 33 и ст. 51 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в их конституционно-правовом смысле в системе действующего правового регулирования, допуская осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество на основании решения как государственного, так и третейского суда, не отождествляют тем самым понятия "суд" и "третейский суд" в контексте функции отправления правосудия, присущей исключительно государственному суду, но лишь приравнивают - для целей государственной регистрации или обращения взыскания на имущество - последствия вынесения решения государственным судом и посредством третейского разбирательства, что согласуется как с конституционным требованием об осуществлении правосудия только судом, так и с природой третейского разбирательства как общепризнанной альтернативной формы защиты гражданских прав. Учитывая изложенное, решение третейского суда о признании (присуждении) права собственности на недвижимое имущество, вынесенное по результатам рассмотрения частноправового спора между участниками третейского соглашения, может являться основанием для государственной регистрации перехода прав на указанное недвижимое имущество". Также следует отметить, что признав не противоречащими Конституции РФ положения рассматриваемых нормативных актов, допускающие рассмотрение третейскими судами гражданско-правовых споров, касающихся недвижимого имущества, и государственную регистрацию соответствующих прав на основании решений третейских судов, Конституционный Суд сформулировал ряд выводов, имеющих огромное теоретическое и практическое значение. По своей правовой природе, по справедливому замечанию Э.А. Гряда, решение государственного суда и решение третейского суда, несмотря на схожее наименование, не идентичны. Если решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции является бесспорным основанием для государственной регистрации права и в рамках правовой экспертизы регистратор не вправе осуществлять проверку его законности и обоснованности, то решение третейского суда, даже добровольно исполняемое, должно подлежать проверке. Таким образом, должна существенно возрасти роль государственного контроля за законностью решений, выносимых третейскими судами, и такой контроль вполне может осуществлять Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В связи с этим целесообразным являлись бы разработка и принятие нормативного акта, предусматривающего порядок проведения правовой экспертизы решений третейских судов. Вместе с тем, по мнению указанного автора, представляется, что в настоящее время правовая экспертиза документов, представляемых для государственной регистрации права, является практически единственным в своем роде механизмом, позволяющим оценить законность выносимого третейским судом решения. Если спор о праве отсутствует и решение суда заведомо незаконно - нет оснований для обращения в арбитражный суд. При отсутствии такого контроля случаи оспаривания законности соответствующих решений будут единичными, например, при выявлении правонарушений правоохранительными органами. Вместе с тем интересным является и предложения данного автора о необходимости разработки взвешенного подхода к решению данной проблемы, что в любом случае предполагает внесение изменений в законодательство, определяющее порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения третейского суда, возможно, путем включения в текст Закона о регистрации отдельной статьи, предусматривающей особенности такой регистрации. С учетом изложенного на государственную регистрацию прав на основании решения третейского суда должны быть представлены следующие документы. При добровольном исполнении решения третейского суда:
1) заявление о государственной регистрации (оригиналы): перехода права - представляет лицо, если его право на основании решения третейского суда переходит к другому участнику третейского разбирательства; права - представляет лицо, право которого установлено решением третейского суда (если решением третейского суда установлено право общей собственности, возникающее с момента государственной регистрации прав, заявления о государственной регистрации права должны быть поданы одновременно всеми участниками общей собственности);
2) при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявитель - физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал), а представитель физического лица - также документ, подтверждающий его полномочия (оригинал и копия); представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал), документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);
3) если за государственной регистрацией прав обращается юридическое лицо, также представляются учредительные документы юридического лица (со всеми изменениями и дополнениями) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);
4) документ об уплате государственной пошлины (оригинал и копия) (не представляется в случаях освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации; в случаях, установленных названной статьей, вместо документа об уплате государственной пошлины представляется документ, являющийся основанием предоставления льготы (оригинал и копия);
5) решение третейского суда (оригинал и копия);
6) документы, подтверждающие образование третейского суда в соответствии с пунктами 3-5 статьи 3 Закона о третейских судах (подлинники и копии);
7) третейского соглашение (в том числе заключенное в виде оговорки в договоре) (оригинал и копия);
8) правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности лица, если данное право на основании решения третейского суда переходит к участнику третейского разбирательства. Если указанное право было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, представляется оригинал документа, который после проведения государственной регистрации перехода права возвращается этому лицу (для документов, которые в соответствии с Законом о регистрации должны представляться в оригиналах, в иных случаях представляется копия). Если право на объект недвижимости возникло до введения в действие Закона о регистрации (до 31.01.1998) или в соответствии с федеральным законом не с момента его государственной регистрации (например, в порядке наследования), и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, лицом, право которого на основании решения третейского суда переходит к другому участнику третейского разбирательства, также представляются заявление о государственной регистрации права на объект и иные необходимые для ее проведения документы, в том числе правоустанавливающий документ. При этом следует учитывать, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание (строение) или сооружение, расположенное на земельном участке, принадлежащем на праве собственности или аренды собственнику указанного здания (строения) или сооружения, одновременно проводится государственная регистрация перехода права собственности либо, если договор аренды подлежал государственной регистрации, государственная регистрация изменения арендатора в договоре аренды в отношении такого земельного участка (ст. 25.5 Закона о регистрации);
9) договор или иная сделка, в отношении спора по которым принято решение третейского суда (если договор совершен в простой письменной форме - оригинал, не менее 2 экз.; если договор нотариально удостоверен - не менее 2 экз., один из которых оригинал);
10) кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, выданный после 01.03.2008, либо технический паспорт или иной документ, который содержит описание такого объекта недвижимости, выданный до 01.03.2008, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимости (оригинал и копия; представляется до 01.01.2013). Если такой документ ранее на государственную регистрацию представляется, вещное право на объект недвижимости было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, сведения об объекте недвижимости, ранее внесенные в ЕГРП, не требуют изменения, документ не представляется;
11) иные документы, которые в установленных законодательством случаях необходимы для государственной регистрации (например, согласие третьих лиц, когда такое согласие (разрешение) предусмотрено законом - залогодержателя, органов опеки и попечительства, органов государственной власти и органов местного самоуправления и др.) (подлинник и копия).
При принудительном исполнении решения третейского суда:
1) заявление(я) о государственной регистрации права, установленного решением третейского суда (если решением третейского суда установлено право общей собственности, возникающее с момента государственной регистрации прав, заявления о государственной регистрации права должны быть поданы одновременно всеми участниками общей собственности) (оригинал);
2) при личном обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявитель - физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал), а представитель физического лица - также документ, подтверждающий его полномочия (оригинал и копия); представитель юридического лица предъявляет документ, удостоверяющий его личность (оригинал), документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица действовать от имени юридического лица (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);
3) если за государственной регистрацией прав обращается юридическое лицо, также представляются учредительные документы юридического лица (со всеми изменениями и дополнениями) (оригинал либо нотариально заверенная копия и копия);
4) документ об уплате государственной пошлины (оригинал и копия) (не представляется в случаях освобождения от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса РФ; в случаях, установленных названной статьей, вместо документа об уплате государственной пошлины представляется документ, являющийся основанием для предоставлением льготы (оригинал и копия);
5) решение третейского суда (оригинал и копия);
6) определение государственного суда о принудительном исполнении решения третейского суда (надлежаще заверенная копия, 1 экз.);
7) исполнительный лист, выданный государственным судом (надлежаще заверенная копия, 1 экз.);
8) если право на объект недвижимости возникло до введения в действие Закона о регистрации (до 31.01.1998) или в соответствии с федеральным законом не с момента его государственной регистрации (например, в порядке наследования), и данное право ранее не было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, лицом - участником третейского разбирательства, если право указанного лица на основании решения третейского суда переходит к другому участнику третейского разбирательства, также представляются заявление о государственной регистрации права на объект и иные необходимые для ее проведения документы, в том числе правоустанавливающий документ;
9) кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объект незавершенного строительства, выданный после 01.03.2008, либо технический паспорт или иной документ, который содержит описание такого объекта недвижимости, выданный до 01.03.2008, удостоверенный соответствующий организацией (органом) по учету объектов недвижимости (оригинал и копия; представляется до 01.01.2013). Если такой документ ранее на государственную регистрацию представлялся, вещное право на объект недвижимости было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке, сведения об объекте недвижимости, ранее внесенные в ЕГРП, не требует изменения, документ не представляется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 6 июня 2012 г. "Правовые основы государственной регистрации прав на основании решения третейского суда"
Текст разъяснений размещен на сайте Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в Internet (http://www.frskuban.ru)