В целях исполнения рекомендаций Постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 2010 года N 1974-П "О докладе Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае за 2009 год" в части проведения мониторинга условий жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Уполномоченным по правам ребенка в Краснодарском крае (далее - Уполномоченный) подготовлен специальный доклад "О соблюдении прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи Краснодарского края, об условиях их жизни и воспитания".
В основу настоящего доклада положены анализ результатов социологического опроса приемных родителей и приемных детей младшего и старшего школьного возраста из различных муниципальных образований Краснодарского края, анализ обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей указанной категории, результаты посещения приемных семей, а также итоги совещания Уполномоченного с членами Краснодарской краевой благотворительной общественной организацией "Большая семья".
В целях изучения соблюдения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в приемных семьях, условий их жизни и воспитания специалисты аппарата Уполномоченного при взаимодействии с департаментом семейной политики Краснодарского края, органами местного самоуправления Краснодарского края, провели исследование в 100 приемных семьях из различных муниципальных образований Краснодарского края: Северский, Абинский, Павловский, Темрюкский, Ленинградский, Славянский, Лабинский, Белореченский районы, а также г.г. Анапа, Армавир.
Социологическое исследование ставило своей целью создать общий портрет приемной кубанской семьи, отразить ее социально-психологический климат. Не остались без внимания и предложения самих приемных родителей и детей по улучшению деятельности приемных семей. В ходе исследования были непосредственно опрошены 100 приемных родителей, 117 воспитанников подросткового и старшего школьного возраста и 59 детей младшего школьного возраста.
Согласно результатам исследования, среднестатистический возраст приемных семей составил 2 - 3 года (почти две третьих приемных семей). В абсолютном большинстве приемные дети воспитываются вместе с родными. Отмечается, что семьи, проживающие в сельской местности, чаще принимают на воспитание трех и более приемных детей. Образовательный уровень приемных родителей в городских семьях несколько выше. Вместе с тем, опыт воспитания собственных детей в большей степени имеется у сельских приемных родителей, в то время как почти у трети городских приемных родителей такой опыт отсутствует. Для многих приемных родителей (трети селян и четверти горожан) воспитание детей является основным занятием, при этом отрадно отметить, что мотивацией создания приемной семьи стали сложившиеся у них ценностные ориентации.
Результаты исследования показали, что социальное самочувствие всех членов приемных семей в основном благополучно. Все дети младшего возраста рады приходу в семью, мнения же подростков не однозначны. Каждый одиннадцатый не уверен, что семья для него имеет ценность, не испытывает радости от ее обретения больше 17%, при этом 6% подростков остались равнодушны к этому событию, 11% - затруднились ответить. Общеизвестно, что подростковый возраст - кризисный период в формировании личности несовершеннолетнего, для которого характерны снижение авторитета семьи, родителей. Однако, учитывая дефицит родительской заботы у детей, оставшихся без попечения родителей с раннего, а порой и младенческого возраста, представляется необходимым их психолого-педагогическое сопровождение с целью формирования правильной ориентации на семейные ценности.
Вместе с тем, ребята подросткового возраста высоко оценивают заинтересованность приемных родителей их школьными делами, состоянием здоровья, проведением досуга. Родственные отношения между членами семьи сложились у 58% опрошенных подростков, чаще всего с приемной матерью. Отмечаются случаи, когда самыми близкими становятся приемные сестры и братья, а иногда и родные дети семьи. На устойчиво конфликтные отношения с кем-то из членов семьи указали 4% опрошенных ребят. Наиболее распространенной формой общения в приемной семье является совместный просмотр телепередач (85%), обсуждение школьных событий, объединяет семью и совместная трудовая деятельность (около 70%). К сожалению, весьма редкой формой общения в семье является обсуждение прочитанного, ее отметили только 17% анкетируемых.
Также в ходе исследования ставилась задача - выяснение допустимых методов воспитания в случае ненадлежащего поведения детей. Результаты показали, что большинство приемных родителей используют педагогические методы воспитания. Однако тревожат ситуации, при которых родители в отдельных случаях не исключают и наказание ремнем.
Подводя итоги социологического опроса, можно сделать вывод, что в целом приемная семья как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активно развивается в крае, наблюдаются определенные позитивные результаты. В то же время, учитывая относительно молодой возраст приемных семей в крае, нельзя недооценивать проблемы, имеющиеся у них на данном этапе. Их несвоевременное решение может привести к негативным последствиям: уходам подростков из семьи, жестокому обращению, попыткам суицида, возвратам детей. Так, по данным Минобрнауки РФ в 2009 году 7 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возвращены из замещающих семей в интернатные учреждения, в том числе в Краснодарском крае возвращены 84 ребенка.
Большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виду сложной наследственности, тяжелого жизненного опыта, имеют проблемы со здоровьем, в том числе психическим. Поэтому, по мнению Уполномоченного, наиболее острой проблемой приемных семей, воспитывающих детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения, стало медицинское сопровождение этих детей узкими специалистами в области детской неврологии, психиатрии и др. Если в условиях краевого центра такая возможность имеется, то в отдаленных районных центрах и в сельских поселениях, лечебно-профилактические учреждения которых не укомплектованы детскими психиатрами, клиническими психологами и др., получить квалифицированную помощь специалиста не представляется возможным. Это подтверждается и данными социологического исследования, т.к. наибольшие трудности приемных родителей связаны с состоянием здоровья приемных детей (26%), поведенческими отклонениями (22%), проблемами с учебой (27%), психическим состоянием детей (15%).
И если в некоторых случаях родители сами ставят вопрос об организации специализированного медицинского сопровождения приемных детей, то в других положение может усугубляться и непониманием родителями того, что многие поведенческие отклонения ребенка от нормы, его неуспеваемость в школе являются следствием имеющегося заболевания, а не распущенности ребенка. Нередки случаи, когда родители, возлагая особые надежды на успехи приемного ребенка, стараются использовать все возможные педагогические методы работы, в то время когда ему требуется медицинская помощь. Так, в одной из приемных семей муниципального образования г.-к. Анапа, воспитывается трое детей: две сестры и мальчик-подросток. Обе девочки, со слов матери, имеют некоторые отклонения в сексуальном поведении. Старшая девочка склонна к воровству, она неадекватно реагирует на изменения интонации, либо повышения голоса со стороны взрослых ("девочка закатывает глаза, запрокидывает голову и завывает"). Приемная мать, полагает, что такое поведение детей - следствие асоциального прошлого и надеется, что дети "перерастут". Что касается приемного сына-подростка, мать, ценя его доброту, привязанность к ней, имея благие намерения повысить успеваемость ребенка в школе, привлекает к его обучению репетиторов. Однако подросток по объективным причинам не может оправдать ожидания приемной матери, в результате чего у ребенка развивается чувство вины, он тяжело переживает каждую полученную неудовлетворительную оценку. Очевидно, в обоих случаях детям требуется помощь специалистов в области детской психологии, психиатрии, неврологии, дефектологии и др., а приемному родителю необходимы элементарные психолого-педагогические знания.
В настоящее время ситуация складывается таким образом: приемные родители, имеющие педагогическое (психологическое) образование, опыт работы в данной сфере, нуждаются в дополнительных знаниях с учетом специфики воспитания приемных детей. А родители, не имеющие такого опыта, знаний, не осознают в полной мере предстоящие трудности и, к сожалению, не стремятся совершенствоваться профессионально.
Безусловно, любая профессиональная деятельность, в том числе деятельность приемного родителя, требует повышения уровня профессиональных знаний и навыков. В связи с чем, по мнению Уполномоченного, возникает необходимость создания системы по повышению профессиональной компетенции приемных родителей, в том числе повышения уровня знаний в области коррекционной педагогики и психологии.
Приемная семья выполняет важную роль в становлении личности ребенка, его социализации. Однако одними усилиями приемных родителей невозможно достичь желаемых результатов в воспитании приемного ребенка. Социализация ребенка в приемной семье во многом зависит от качества работы служб, осуществляющих ее сопровождение. Положительным опытом в воспитании детей с отклонениями в развитии является опыт организации и деятельности приемных семей в муниципальном образовании Павловский район. В приемных семьях воспитываются бывшие воспитанники Новоулешковской школы-интерната, приемные родители в основном имеют медицинское или педагогическое образование, опыт общения с такими детьми. Более того, на базе школы-интерната функционирует служба сопровождения, системно осуществляющая медико-психолого-педагогическую поддержку приемных семей. По мнению Уполномоченного, такой опыт следует распространять и в других муниципальных образованиях края.
Кроме вышеуказанных проблем по результатам изучения были выявлены и другие вопросы, требующие разрешения на уровне органов исполнительной, законодательной власти и местного самоуправления. Это вопросы организации дополнительных занятий в образовательных учреждениях с детьми, имеющими низкую успеваемость, а также проблемы отсутствия ежегодной индексации размера денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка, льготного кредитования на покупку автотранспорта многодетным приемным семьям и др.
Следует выделить еще одну проблему - осуществление постинтернатного патроната в отношении воспитанников приемных семей, достигших совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение его срока действия либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что фактическая связь между ними утрачивается. Практика показывает, что в некоторых случаях из-за отсутствия жилья (в том числе социального) совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни выпускники, ни их "бывшие" приемные родители не имеют. В этой связи требуется рассмотреть возможность законодательного закрепления возложения обязанностей по постинтернатному патронату на приемных родителей, когда это соответствует наилучшим интересам лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку до настоящего времени Семейный кодекс РФ не предусматривает патронат в качестве семейной формы воспитания, считаю целесообразным предложить депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания РФ о внесении соответствующих изменений в Семейный кодекс РФ.
При подготовке специального доклада особое внимание специалистов аппарата Уполномоченного уделялось вопросам защиты прав и законных интересов приемных детей, в том числе имущественных и личных неимущественных. В результате можно сделать следующий вывод.
Имущественные права приемных детей в исследуемых приемных семьях, в целом, соблюдаются. На каждого ребенка открыты банковские счета для перечисления ежемесячных денежных средств на их содержание; у детей, получающих пенсии по инвалидности или потере кормильца, имеются пенсионные книжки. Следует отметить положительную тенденцию в части взыскания алиментов с родителей, лишенных родительских прав. В данном направлении прослеживается системная работа по взаимодействию органов опеки и попечительства муниципальных образований Краснодарского края со специалистами службы судебных приставов. Приемные родители, являясь законными представителями приемных детей, осведомлены о своей обязанности по защите их имущественных прав и своевременно обращаются в установленном законом порядке в службу судебных приставов.
Нельзя не отметить достаточно хорошие жилищно-бытовые условия посещенных семей. В каждой семье у ребенка есть место для отдыха, сна, занятий, игр, соблюдены все предъявляемые законодательством нормы к жилым помещениям. Многие из приемных детей обеспечены не только необходимой одеждой, обувью, мягким инвентарем, средствами личной гигиены, игрушками, канцелярскими принадлежностями и т.д. Следуя реалиям настоящего времени, приемные родители в основном за собственные средства приобретают детям мобильные телефоны, компьютеры, музыкальные инструменты, фото- и аудиоаппаратуру и др.
Относительно соблюдения личных неимущественных прав в целом складывается благополучная картина. В большинстве своем приемные дети и родители владеют информацией о наличии и местонахождении близких родственников детей, в том числе братьев и сестер. Права приемных детей на общение с родственниками приемными родителями соблюдаются, за исключением случаев, когда это общение противоречит интересам несовершеннолетних. Вместе с тем, имеются семьи (как привило, это семьи, организованные более трех-пяти лет назад), в которых это право ребенка не реализовывается, т.к. приемные родители на момент передачи детей на воспитание в семью не владели информацией о родственных связях несовершеннолетних.
Важным условием психологической комфортности ребенка в семье является соблюдение его права выражать свое мнение при принятии решений в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы: выбор образовательного учреждения, организации досуга, летнего отдыха, приобретение покупок и т.д. Законодательное закрепление данного права свидетельствует о признании ребенка личностью, с мнением которой нужно считаться. Учет мнения ребенка в приемной семье предполагает, что оно, во-первых, будет заслушано; во-вторых, при несогласии с мнением ребенка приемные родители, решая вопросы, затрагивающие его интересы, обязаны обосновать причины, почему они сочли необходимым не следовать пожеланиям несовершеннолетнего. Безусловно, ребенок правомочен выражать свое мнение по достижении определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов. По результатам исследования, можно констатировать, что данное право детей в посещенных приемных семьях соблюдается.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что основные права и законные интересы приемных детей в целом соблюдаются, уровень правовых знаний приемных родителей по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно оценить как удовлетворительный. Следует особенно отметить тесное взаимодействие приемных родителей со специалистами органов опеки и попечительства по вопросам защиты прав приемных детей в муниципальных образованиях Темрюкский, Ленинградский, Павловский, Славянский районы.
В целом можно сделать вывод, что в Краснодарском крае соблюдается основополагающее право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье, что подтверждается активным развитием института приемной семьи. В настоящее время перед органами государственной власти края стоит не менее важная задача - обеспечить качественное медико-социальное, психолого-педагогическое, правовое, информационно-методическое сопровождение приемных семей.
В целях успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях, снижения риска возврата детей, наилучшего обеспечения их прав и законных интересов считала бы возможным просить:
1. Главу администрации Краснодарского края поручить:
1.1 Департаменту здравоохранения Краснодарского края совместно с Кубанским медицинским университетом:
- рассмотреть возможность организации систематических выездных приемов узкими специалистами приемных детей;
1.2. Департаменту семейной политики Краснодарского края:
- усилить работу по повышению уровня профессиональных навыков и знаний приемных родителей в сфере воспитания детей, имеющих психические расстройства и расстройства поведения;
1.3. Департаменту образования и науки Краснодарского края:
- рассмотреть возможность проведения регулярных дополнительных занятий с приемными детьми, имеющими трудности при обучении.
2. Законодательное Собрание Краснодарского края:
- выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о введении понятия "патронатное воспитание" в Семейный кодекс РФ;
Уполномоченный по правам ребенка |
Г.С. Дорошенко |
ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Специальный доклад Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае "О соблюдении прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи Краснодарского края, об условиях их жизни и воспитания"
Текст доклада официально опубликован не был