Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Взаимодействие Уполномоченного по правам человека
с Общественной наблюдательной комиссией Краснодарского края
На основании Закона Российской Федерации от 10.06.2008 г N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в Краснодарском крае Общественной Палатой Российской Федерации создана и выполняет свои функции Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК).
В 2010 году в ее составе было 19 наблюдателей. Председателем ОНК был избран Пилилян Григорий Сергеевич, его заместителем Петухов Иван Борисович.
В соответствии со ст. 15 одной из основных форм деятельности ОНК является "взаимодействие с Уполномоченным по правам человека" и "направление ему материалов по итогам осуществления общественного контроля".
Учитывая, что первый её состав, по сути, был первопроходцем, Уполномоченный по правам человека считал важным и необходимым работать с ОНК в тесном контакте, постоянно оказывать содействие и помощь в осуществляемой ею деятельности.
По оценке руководства и членов Общественной Палаты Российской Федерации, данной на публичных мероприятиях по итогам деятельности ОНК в субъектах Российской Федерации, ОНК края вместе с ОНК Москвы и Московской области заняли лидирующее место среди других подобных образований.
16 февраля 2010 года Уполномоченным по правам человека совместно с ОНК организовал круглый стол с участием представителей органов власти, правоохранительных органов, правозащитных общественных организаций, СМИ. На круглом столе были подведены итоги работы ОНК за предыдущий год, намечены пути совершенствования форм взаимодействия заинтересованных сторон в ходе осуществления общественного контроля мест принудительного содержания. Уполномоченный по правам человека выступил с основным докладом "Роль Федерального закона N 76-ФЗ в реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания".
Уполномоченный по правам человека оказывал содействие ОНК в устранении препятствий для осуществления ею своих функций.
Так, к Уполномоченному по правам человека обратились члены ОНК с жалобой на создание препятствий должностными лицами ГУВД и УВД по г. Краснодару при посещении комнат доставленных лиц в дежурных частях. Уполномоченный по правам человека обратился к начальнику ГУВД края с предложением о проведении совместного мероприятия для выработки алгоритма посещения указанных мест.
31 марта 2010 года состоялась расширенное заседание Рабочей группы по правам человека Общественного Совета при ГУВД, членов ОНК, руководителей соответствующих подразделений ГУВД. В работе совещания принял участие заместитель Уполномоченного по правам человека, который выступил с информацией о сути проблемы, а также сделал ряд предложений по организации взаимодействия. По итогам совещания было издано указание начальника ГУВД, которым определен порядок посещения дежурных частей.
В 2010 году члены ОНК активно осуществляли поездки в специальные учреждения УВД-ОВД края и воспитательные колонии УФСИН по Краснодарскому краю.
В ведении ГУВД по Краснодарскому краю имеется 70 специальных учреждений (ИВС, спецприемники для лиц, арестованных в административном порядке, а также СП для иностранных граждан и лиц без гражданства, медвытрезвители). По данным ГУВД, специальные учреждения членами ОНК были посещены 32 раза.
В УФСИН насчитывается 14 исправительных колоний (ФБУ ИК) и 3 следственных изолятора (СИЗО), которые посещались членами ОНК совместно с членам Общественного Совета при УФСИН 34 раза. Ими принято 104 человека, проведено 124 индивидуальные беседы, 14 коллективных мероприятий, направлено 20 предложений, привлечено 1 общественное объединение для оказания содействия осужденным.
В то же время члены ОНК не воспользовались своим правом и не участвовали в работе комиссий в учреждениях, принимающих решение об УДО и о переводе осужденных с одних условий отбывания наказания в другие.
Информация о результатах посещения председателем и членами ОНК доводилась до Уполномоченного по правам человека. Были осуществлены совместные поездки в женскую исправительную колонию N 3 и новую образованную исправительную колонию строгого режима N 6. Целью посещения этих колоний являлось изучение вопроса о порядке оказания содействия исправительным учреждениям в рамках федерального закона N 76-ФЗ, который предоставляет такую возможность общественным объединениям. К сожалению, в законодательстве, регламентирующем деятельность уголовно-исполнительной системы, содержатся пробелы, а в некоторых случаях отсутствует детализация порядка оказания содействия, что вызывает неоднозначное отношение к такому роду деятельности общественных объединений со стороны администраций исполнительных учреждений и прокуратуры. Не определен порядок и ведомственными актами.
В ходе взаимодействия нарабатывалась практика проверок жалоб членами ОНК по просьбе Уполномоченного по правам человека. Периодически проводились рабочие встречи Уполномоченного по правам человека с председателем ОНК и его заместителем, на котором обсуждались результаты деятельности ОНК, происходил обмен информацией, планировались мероприятия, обсуждались проблемные вопросы и пути устранения препятствий.
Было признано целесообразным развивать взаимодействие ОНК с Общественными Советами, созданными при правоохранительных органах. При посредничестве Уполномоченного по правам человека на заседания Общественных Советов систематически приглашались члены ОНК. Некоторые из членов ОНК вошли в состав Общественных Советов.
16 сентября 2010 года в г-к. Сочи на базе Современной гуманитарной академии состоялся тематический семинар "Общественный контроль в России: проблемы становления и перспективы развития". В нем приняли участие 29 руководителей ОНК, сформированных в субъектах Российской Федерации.
Среди организаторов и приглашенных были также заместитель секретаря Общественной Палаты Российской Федерации и ее члены, сотрудники Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Министерства внутренних дел России, ГУВД по Краснодарскому краю, администрации Краснодарского края, представители СМИ, общественности, профессорско-преподавательского состава и другие лица.
Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае принял участие в мероприятии, где выступил с докладом и поделился положительным опытом взаимодействия с ГУВД по Краснодарскому краю и другими органами внутренних дел, базирующимися на территории Краснодарского края, в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека в отношении лиц, находящихся в специальных учреждениях.
Планом семинара были предусмотрены как теоретические занятия, так и практические с посещением спецучреждений органов внутренних дел.
При содействии Уполномоченного по правам человека для нескольких групп семинара были подготовлены и осуществлены учебно-практические посещения-показы ИВС, спецприемника для лиц, арестованных в административном порядке, СП для иностранных граждан и лиц без гражданства УВД по г-к. Сочи, а также ИВС Сочинского линейного Управления внутренних дел на транспорте.
По ходатайству Уполномоченного по правам человека, должностные лица ОВД, участвовавшие в мероприятиях, были поощрены вышестоящим руководством.
В декабре прошедшего года закончились полномочия ОНК первого созыва, в связи с чем, состоялось итоговое её заседание по инициативе Уполномоченного по правам человека. В своем выступлении, подводя итоги деятельности ОНК, Уполномоченный по правам человека отметил достигнутые положительные результаты в деле обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и личный вклад каждого члена ОНК, которым вручил благодарности, грамоты и почетные грамоты.
Уполномоченный по правам человека считает, что в целом, задачи, которые ставились перед первым созывом ОНК края, выполнены. Создана основа для дальнейшего развития общественного контроля уголовно-исполнительной системы и учреждений ОВД.
Согласно полученному Уполномоченным по правам человека уведомлению от секретаря Общественной Палаты Российской Федерации, в Краснодарском крае в декабре 2010 года сформирована и приступила к своим обязанностям ОНК второго созыва.
В ее составе 20 наблюдателей, основу которых составили члены ОНК первого созыва, что должно обеспечить преемственность в деятельности. По количественному составу она входит в четверку самых многочисленных ОНК в субъектах Российской Федерации, среди которых также Москва, Московская и Ростовская области. Следует отметить активность общественных объединений в ходе выдвижения кандидатов в члены ОНК. Всего на 20 мест было выдвинуто 42 претендента.
Двухгодичный период деятельности ОНК показал многочисленные пробелы в законе, регламентирующем деятельность самой ОНК, а также несовершенства уголовно-исполнительного законодательства в части реализации членами ОНК своих функций. Условно их можно разделить на группы:
1. Отсутствие источников финансирования и материально-технического обеспечения деятельности.
Эта проблема поднималась Уполномоченным по правам человека еще в предыдущем докладе и во время Парламентских слушаний по докладу. Законодательное Собрание Краснодарского края отреагировало на проблему и в своем Постановлении от 23.06.2010 г. N 2032-П "О докладе Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае о своей деятельности в 2009 году" рекомендовало "администрации Краснодарского края в целях эффективного функционирования системы общественного контроля на территории Краснодарского края изучить возможность решения вопроса по материально-техническому обеспечению деятельности общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края".
К сожалению, этот вопрос исполнительной властью не был решен до конца 2010 года. ОНК по-прежнему не имела собственного офиса для работы и приема граждан, оргтехники, финансовых средств для почтовых отправлений, поездок и других неотложных нужд.
2. Нет конкретизации организационного статуса ОНК и правомочий его исполнительного органа.
Это одна из причин, которая создает трудности в решении финансовой поддержки, представления ОНК в официальных структурах власти в ходе организации взаимодействия, распределения полномочий внутри самой ОНК, организации функционирования и прочее;
3. Вопросы, связанные с кадрами.
Проблема возникает в правомочиях по подбору кандидатов в члены ОНК, прозрачности процедур назначения, их обучении, установления определенных стандартов и этических норм деятельности, контроля их соблюдения и многое другое;
4. Не детализирован порядок оказания содействия осужденным общественными объединениями, а также посещения ими исправительных учреждений.
Закон предоставляет ОНК значительные полномочия. Однако эти полномочия могут быть реализованы только тогда, когда будут созданы для этого необходимые условия. Его нормы будут работать эффективно на практике и не станут декларацией о намерениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.