Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Практика взаимодействия Уполномоченного по правам человека
с органами государственной и муниципальной власти
В деятельности Уполномоченного по правам человека большое значение имеет наличие взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Именно от его организации зависит в большой степени выполнение возложенных законом задач по защите прав и законных интересов жителей края.
На территории Краснодарского края органы власти и их структуры представлены тремя уровнями: государственными федеральными, государственными краевыми и муниципальными. Классически, государственная федеральная власть представлена законодательными, исполнительными и судебными органами. Ряд органов, например, социальной сферы, образуются совместно с исполнительной властью Краснодарского края.
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с органами власти федерального уровня в прошедшем году в большей степени осуществлялось через исполнительные органы, прежде всего, через правоохранительные и социальные структуры.
Практика взаимодействия с правоохранительными органами настолько многообразна и значительна в деятельности Уполномоченного по правам человека, что ей будет посвящена отдельная глава.
Взаимодействие с судебной властью и иными государственными органами будут отражены в соответствующих главах и разделах Доклада.
В контексте социальные службы представляют органы соцзащиты, пенсионные и медицинские учреждения. Значительная часть обращений, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека, связана с деятельностью указанных служб. И дело вовсе не в том, что они плохо осуществляют свои функции по социальной защите и обеспечению населения края, а в том, что они находятся в постоянном контакте с большим количеством людей. К сожалению, жизненный уровень населения пока остается низким, что вызывает соответствующую их реакцию и требования его повышения.
Сложившиеся отношения Уполномоченного по правам человека с социальными учреждениями органов исполнительной власти можно охарактеризовать как продуктивные, стабильные, корректные, понимаемые. В подавляющем большинстве случаев обращения Уполномоченного по правам человека в эти органы является запросом информации или просьбой разъяснить заявителю интересующие его вопросы. Реакция на такие обращения всегда положительная и оперативная.
В прошедшем году полезными были встречи Уполномоченного по правам человека с руководителями федеральных органов власти, которые были организованы в рамках деятельности Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Одно из таких мероприятий состоялось 6 апреля 2010 в Москве, в котором приняли участие министр юстиции Российской Федерации Коновалов А.В. и более 30 Уполномоченных по правам человека из разных регионов России, в их числе Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае.
Были обсуждены вопросы защиты прав человека, связанные с деятельностью Минюста России и подведомственных ему органов и учреждений, а также проблемы взаимодействия Министерства юстиции и его территориальных органов с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.
10 декабря 2010 года Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае принял участие в рабочей встрече Уполномоченных по правам человека с директором ФСИН России Реймером А.А. Её результатом стала договоренность о совместной разработке в пределах своей компетенции предложений и проектов, направленных на совершенствование и утверждение общепринятых стандартов прав человека в учреждениях УИС.
Что касается взаимодействия с федеральной законодательной властью, то оно традиционно осуществлялось участием Уполномоченного по правам человека в работе постоянно действующей научно-практической конференции "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики", организуемой и проводимой Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Продолжалось взаимодействие Уполномоченного по правам человека с Законодательным Собранием Краснодарского края. Связующим звеном, как и прежде, был Комитет по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Законодательного Собрания края.
Значимым событием стали Парламентские слушания по Докладу предыдущего года, которые прошли 1 июня 2010 года в Законодательном Собрании края под председательством Заместителя Председателя ЗСК, председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Курдюка П.М. В них приняли участие депутаты ЗСК, руководители федеральных правоохранительных и иных ведомств, исполнительных органов власти края, депутаты Совета молодых депутатов Краснодарского края, представители общественных объединений и СМИ.
Предварительно Доклад был помещен на официальном сайте ЗСК для ознакомления с ним всех желающих лиц.
Такая процедура подготовки Доклада к его представлению сессии ЗСК проводилась впервые. Её инициатором был Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Бекетов В.А.
Надо признать, что Парламентские слушания оказались весьма полезными с точки зрения повышения авторитета института Уполномоченного по правам человека в крае. Был также продемонстрирован общий подход государственных органов Краснодарского края к открытости и диалогу с обществом, что соответствует принципам демократии. Несомненно, возросла значимость Доклада, что в будущем повысит ответственность органов и лиц, допускающих нарушения прав и свобод человека на территории края.
В целом, выступившие дали положительную оценку деятельности Уполномоченного по правам человека в прошедшем году. Был подготовлен и обсужден проект Постановления ЗСК по Докладу.
Взаимодействие осуществлялось и по другим направлениям. Уполномоченный по правам человека регулярно участвовал в мероприятиях, проводимых в ЗСК. Одной из форм такого участия стали выступления с лекциями перед молодыми депутатами муниципальных образований во время их учебы, совместное с ними посещение исправительных учреждений УФСИН по Краснодарскому краю.
Продолжена была практика совместного рассмотрения некоторых обращений Заявителей, адресованных Уполномоченному по правам человека и депутатам Законодательного Собрания Краснодарского края.
В ходе осуществления своих функций Уполномоченный по правам человека взаимодействовал в прошедшем году с органами исполнительной власти края. Наиболее тесно осуществлялось взаимодействие с Советом при Главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Управлением по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края.
Его более высокий уровень по сравнению с другими подразделениями объясняется сходной спецификой выполняемых задач. Формы такого взаимодействия были самые разные: конференции, семинары, круглые столы, участие в совместных мероприятиях, обмен мнениями по актуальным вопросам и другие.
Естественными и обширными были контакты и с департаментами администрации Краснодарского края. Уполномоченный по правам человека продолжал оставаться постоянным членом Комиссии по вопросам гендерного равенства в Краснодарском крае, которую возглавляет один из заместителей главы администрации края, и которая, практически, объединяет представителей всех служб так называемого "социального блока" исполнительной власти края.
Наряду с положительными достижениями, к сожалению, продолжали иметь место некоторые недостатки взаимодействия с подразделениями материально-технического обеспечения администрации края, в вопросах организации деятельности Уполномоченного по правам человека и его Аппарата, как государственного органа края. Их причинами являются обстоятельства объективного и субъективного характера.
Так и не удалось решить проблему нехватки служебных помещений для сотрудников Аппарата с учетом его штата. Ранее направленные обращения к должностным лицам администрации края, в обязанности которых входят указанные вопросы, с просьбой создать подобающие условия для работы Уполномоченного по правам человека и его Аппарата, соблюсти в полном объеме противопожарные правила и правила безопасности, функционирования государственного органа остались без должного реагирования. Парадоксально, но требования, например, по обеспечению противопожарной безопасности, ими наоборот выдвигаются Уполномоченному по правам человека, который не располагает необходимыми помещениями и ресурсом для этого.
Нерешенность старых проблем негативно сказывается на выполнении сотрудниками Аппарата своих должностных обязанностей. Имеющийся штат по своему количеству не достаточен для решения стоящих задач. К сожалению, рост ежегодной нагрузки продолжается. Это обусловлено не только работай с жалобами, но и увеличением участия Уполномоченного по правам человека в мероприятиях публичного характера, которые необходимо обеспечивать.
Продолжает иметь место проблема финансирования. Имеющийся технический парк Аппарата требует основательной замены. Пока у отдельных должностных лиц имеется недопонимание сути вопроса, и то, что основным и главным инструментом Уполномоченного по правам человека являются современные информационные и технические технологии. Действующие бюджетные нормативы являются усредненными и не учитывают данную специфику.
Одной из причин такого состояния дел является наличие пробелов в законодательстве, касающееся обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека и его Аппарата как государственного органа краевого уровня. Нет четкого и ясного положения в части обязанности органов исполнительной власти по обеспечению его необходимым помещением, материально-техническими средствами, предоставления социальных услуг сотрудникам и другое. Не выполняется требования в части независимости Уполномоченного по правам человека при формировании его бюджета.
Уполномоченный по правам человека положительно оценивает взаимодействие с муниципальными органами власти. В прошедшем году Уполномоченным по правам человека велась переписка практически со всеми муниципальными образованиями края. Особо следует отметить уровень взаимодействия с муниципальными органами муниципальных образований г. Краснодар, г-к. Анапа, г-г. Новороссийск, Динского и Тимашевского районов и некоторыми другими.
В целом следует отметить, что уровень взаимодействия Уполномоченного с органами государственной и муниципальной власти в прошедшем году оставался на высоком уровне. Можно предположить, что он будет таким же и впредь, что позволит эффективно рассматривать обращения жителей края и принимать в необходимых случаях оперативно решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.