Вопрос: В одном и том же налоговом периоде состоялись ликвидация ООО и последующая продажа имущества, полученного при ликвидации, возможно ли налогообложение НДФЛ конечной суммы дохода, а именно полученной при продаже, так как в ней заложена стоимость имущества, полученная при ликвидации ООО?
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. При этом если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества. Таким образом, при ликвидации ООО у участников общества может возникать доход в виде распределенной, но не выплаченной части прибыли, а также доход в натуральной форме в виде распределяемого имущества ООО, который подлежит налогообложению на общих основаниях в соответствии со ст. 211 Кодекса, с полной суммы полученного дохода. В случае реализации имущества, полученного при ликвидации ООО, возникает новый вид дохода, подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставки, установленной п. 1 ст. 224 Кодекса. Порядок налогообложения доходов физического лица, полученных в одном налоговом периоде от операций купли-продажи ценных бумаг, совершенных через различных налоговых агентов (брокеров). Положениями пункта 12 статьи 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что финансовый результат (доход или убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как результат совокупности сделок с ценными бумагами одной категории, совершенных в течение налогового периода. При этом упомянутые выше доход и убыток определяются как результат совокупности всех сделок с ценными бумагами, осуществленных в течение налогового периода через различных налоговых агентов или без привлечения последних. Пунктом 18 статьи 214.1 Кодекса предусмотрено, что, если налоговая база определяется налоговым агентом - российской брокерской компанией, то она производит исчисление, удержание и перечисление налога не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода. Таким образом, доход, полученный физическим лицом в налоговом периоде от операций с ценными бумагами через одного налогового агента, уменьшается на сумму убытка от аналогичных операций, совершенных через другого брокера в этом же налоговом периоде, при условии, что упомянутые ценные бумаги обращались на организованном рынке. Налоговая база по совокупности совершенных таким образом операций определяется налогоплательщиком самостоятельно при подаче налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства. В последнее время от налогоплательщиков поступают запросы, касающиеся налогообложения пособия, выплачиваемого сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения в размере разницы между платой, взимаемой с родителей за содержание детей в данных учреждениях, и установленной пунктом 1 статьи 52.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" компенсацией части родительской платы. Согласно письму Минфина России от 30.12.2010 N 03-04-08/9-289 в соответствии с пунктом 42 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В частности, согласно данному пункту не подлежат налогообложению суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплата которых предусмотрена Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Пособие, выплачиваемое сотрудникам милиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения, не относится к средствам, освобождаемым от налогообложения на основании пункта 42, и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Неоднозначная ситуация складывается вокруг оплаты четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых каждый месяц по письменному заявлению одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами. Данная гарантия установлена статьей 262 ТК РФ. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Как уже отмечалось, на основании пункта 1 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты, а только те, которые имеют характер возмещения утраты гражданами источника доходов. Так, оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц, предоставляемых родителю для ухода за детьми-инвалидами, как раз и имеет тот самый характер возмещения утраты родителем источника дохода, поскольку в эти дни он не выполняет трудовые обязанности и не получает заработка в связи с осуществлением должного ухода за детьми-инвалидами. Кроме того, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки, поскольку направлена на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Таким образом, сумма оплаты четырех дополнительных выходных дней в месяц, предоставляемых одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса должна освобождаться от налогообложения налогом на доходы физических лиц. При налогообложении ежемесячного вознаграждения приемным родителям, взявших ребенка (детей) на воспитание, необходимо учитывать следующее. Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (пункту 1 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации). Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 Семейного кодекса). Вознаграждение за оказание услуг по воспитанию приемных детей, выплачиваемое приемным родителям по договору на оказание услуг по воспитанию приемных детей, не входит в перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, и, соответственно, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Начальник налогообложения | А.В. Дранишников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал размещен на сайте Управления ФНС России по Краснодарскому краю в сети Интернет 21 июня 2011 г.