Решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 1 июня 2011 г. по делу N А32-3372/2011
Именем Российской Федерации
Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Лесных А.В., судей Гонзус И.П., Погорелова И.А. при ведении протокола помощником судьи Листаровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Блинниковой Н.Н. к администрация муниципального образования город Краснодар с третьим лицом - РЭК - ДЦиТ
о признании недействующим п. 8 постановления администрации муниципального образования г. Краснодар от 23.12.2009 г. N 4998
при участии в заседании:
от заявителя: неявка, уведомлена;
от заинтересованного лица: неявка, уведомлены;
от третьего лица: неявка, уведомлены.
Заявитель - Блинникова Н.Н. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.12.2009 г. N 4998 "Об установлении тарифов на оказание услуг по горячему водоснабжению" в части п. 8, как противоречащего п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Заявитель в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о проведении судебного заседания в ее отсутствие. Также заявитель в порядке ч. 4 ст. 66 АПК РФ ходатайствовала об истребовании в Министерстве регионального развития разъяснений. Ходатайство заявителя судом рассмотрено и отклонено.
Согласно ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Требования, предусмотренные ч. 4 ст. 66 АПК РФ заявителем не соблюдены в связи с чем, ходатайство подлежит отклонению. Кроме того, ст. 66 АПК РФ предусматривает возможность истребовать доказательства, а не разъяснения, о чем просит заявитель.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что установление в пункте 8 положений о распространении оспариваемого постановления на отношения при отсутствии в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета препятствует использованию установленных тарифов для определения размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях без индивидуального прибора учета и противоречит пунктам 7, 19, и 22 Правил предоставления коммунальных услуг.
Заинтересованное лицо и третье лицо, уведомленные должным образом о месте и времени судебного заседания под роспись своих представителей в протоколе судебного заседания от 11.05.2010 г., в суд своего представителя не направили, требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.
Заинтересованное лицо и третье лицо требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный акт был принят в соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данным учетом энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Также заинтересованное и третье лицо указывает на то, что согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Суд, изучив материалы дела, считает требования заявителя неподлежащими удовлетворению по следующим основания.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Установление и применение тарифов на горячее водоснабжение регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520 "Об утверждении основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Правилами предоставления коммунальных услуг.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об утверждении основ ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тариф на горячую воду (руб./м3) включает в себя стоимость 1 м3 холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 м3 холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными актами, и тарифа на тепловую энергию (руб./Гкал), установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109.
При этом, в соответствии с положениями статей 541, 544 Гражданского кодекса РФ оплата потребленной энергии осуществляется в соответствии с данными учета энергии.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета (теплосчетчиками), регистрирующими расход тепловой энергии в Гкал и воды м3 , расчеты за горячее водоснабжение должны осуществляться с учетом показаний указанных приборов учета. Следовательно, установленные оспариваемым постановлением тарифы на горячее водоснабжение должны применяться при отсутствии в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, фактическая стоимость 1 м3 горячей воды в различных месяцах, как правило, различна, поскольку объективно отличаются объемы тепловой энергии, ежемесячно зафиксированные прибором учета тепловой энергии, а также различны и объемы горячей воды, зафиксированные этим прибором учета.
Очевидно, что количество тепловой энергии, потребляемой каждым конкретным домом различно, даже домов с одинаковыми техническими и конструктивными параметрами и одной и той же степенью благоустройства, поскольку это обусловлено объективными факторами, соответственно, с учетом указанной разницы в объемах тепловой энергии, потребленной в каждом конкретном доме, будет отличаться и оплата за горячую воду от установленных тарифов.
При этом применение установленных тарифов на горячее водоснабжение (в м3) в условиях наличия теплосчетчика не будет отражать фактическую стоимость услуги горячего водоснабжения, что может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов потребителей указанной услуги.
При взаиморасчетах за услуги горячего водоснабжения при отсутствии квартирного прибора учета горячей воды, применяется установленный в соответствии с действующим законодательством норматив на горячее водоснабжение, в размере 3,1 м3 на 1 человека в месяц. Данный норматив учитывает нормативные и технологические потери воды, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом не учитывается фактический расход тепловой энергии на нагрев воды в целях оказания услуги горячего водоснабжения. Фактический расход тепловой энергии фиксируется общедомовым прибором учета тепловой энергии (теплосчетчиком).
С учетом изложенного, доводы заинтересованного лица и третьего лица являются обоснованными и соответствуют положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о необоснованности требований заявителя о признании недействующим постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 23.12.2009 г. N 4998 "Об установлении тарифов на оказание услуг по горячему водоснабжению" в части п. 8.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы надлежит отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 29, 41, 66, 123, 156, 159, 167 - 170, 191, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Ходатайство заявителя об истребовании в Министерстве регионального развития Российской Федерации разъяснений - отклонить.
В удовлетворении заявленного требования - отказать.
Признать пункт 8 Постановления Администрации МО г. Краснодар от 23.12.09 N 4998 соответствующим и не противоречащим положениям пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307.
Решение вступает в силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, через арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий, судья |
А.В. Лесных |
Судьи |
И.П. Гонзус |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 1 июня 2011 г. по делу N А32-3372/2011 О признании пункта 8 постановления администрации МО г. Краснодар от 23.12.09 N 4998 соответствующим и не противоречащим положениям пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307
Текст решения официально опубликован не был