Особое внимание Краснодарское УФАС России уделяет рынку нефтепродуктов, так как цены на бензины автомобильные и дизельное топливо оказывают влияние на затратный механизм цен (тарифов) на товары и услуги во всех сферах экономики, а также затрагивают интересы неопределенного круга лиц потребителей и субъектов рынка нефтепродуктов.
Краснодарское УФАС России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 20.03.2010, а также во исполнение Поручения ФАС России от 07.04.2010 N АГ/1237-ПР ежемесячно, с апреля по 31 декабря 2010, проводило мониторинг конъюнктуры цен на дизельное топливо и низкооктановый бензин автомобильный (А-76) в крае следующих хозяйствующих субъектов: ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт", ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2010 N 129 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами о снижении или поддержании цен на отдельные виды горюче-смазочных материалов, реализуемых сельхозтоваропроизводителями, а также в целях обеспечения выполнения сельскохозяйственных работ в 2010, сельхозтоваропроизводители, включенные в перечни, предусмотренные п. 4 Постановления N 129, приобретают топливо по сниженным ценам (со скидкой до 10% оптовой текущей цены, сложившейся в крае на 01.11.2010).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2011 N 66 действие Постановления N 129 продлено на 2011.
Во исполнение Поручения ФАС России от 09.03.2011 N АГ/8002, Управление, начиная с марта 2011 продолжает проведение мониторинга цен на нефтепродукты для сельхозтоваропроизводителей и соответствующие отчеты ежемесячно направляются в ФАС России.
В целях гарантированного обеспечения поставок ГСМ сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2011 году Минэнерго России и Минсельхоз России согласовали "Рекомендуемые цены поставок автомобильного бензина и дизельного топлива нефтяными компаниями сельскохозяйственным товаропроизводителям для проведения сезонных сельскохозяйственных механизированных работ в полевых условиях в марте - ноябре 2011 года".
Рекомендуемые цена на 2011 для ООО "ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт", ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" составили: дизтопливо 18000,0 руб./тонну, автобензин 20430,0 руб./за тонну.
Во исполнение приказа ФАС России от 19.03.2007 N 73, Управление осуществляет еженедельный мониторинг оптовых цен, а также розничных цен бензинов автомобильных марок А-76 (80), АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива, реализуемых с АЗС, расположенных на территории Краснодарского края.
В связи с поручением Правительства Российской Федерации, а также поручением Федеральной антимонопольной службы, с 14.02.2011 Краснодарское УФАС России отслеживает ежедневное изменение оптовых и розничных цен на нефтепродукты и направляет отчеты в ФАС России.
Наиболее крупными участниками краевого рынка нефтепродуктов являются ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", указанные компании входят в группу лиц с крупными вертикально интегрированными компаниями соответственно "РОСНЕФТЬ", "ЛУКОЙЛ". Развитая логистика ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - Компании) позволяет Компаниям приобретать нефтепродукты с биржевых торгов, у крупных оптовых поставщиков, а также напрямую непосредственно с заводов производителей, расположенных за пределами края и ввозить их на территорию края для дальнейшей реализации на оптовом, мелкооптовом и розничном рынках нефтепродуктов края. В свою очередь имеющиеся в эксплуатации нефтебазы, с помощью которых можно хранить запасы топлива и планировать свою деятельность по перспективным планам реализации, а также развитая сеть автозаправочных станций края, оснащенных современным оборудованием, позволяет данным Компаниям влиять на конкурентную среду рынка нефтепродуктов Краснодарского края.
Управление неоднократно пресекало действия субъектов рынка нефтепродуктов, в том числе ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", нарушающих антимонопольное законодательство, в части совершения согласованных действий по установлению и поддержанию цен на бензины автомобильные и дизельное топливо.
Первая волна дел Краснодарского УФАС России позволила пресечь действия Компаний на розничном рынке бензинов и дизельного топлива, выразившиеся в осуществлении согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на моторное топливо на одном уровне.
В 2008 году Управлением было рассмотрено два дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в совершении субъектами розничного рынка нефтепродуктов согласованных действий, путем установления розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо в 2007 году на одном уровне.
По результатам рассмотрения вышеуказанных дел вынесены решения, в соответствии с которыми в действиях субъектов рынка нефтепродуктов установлен факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона "О защите конкуренции" и выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:
1. дело N 199: ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (географические границы МО город Краснодар); ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус" (географические границы МО город Армавир); ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (географические границы МО город Ейск). Решение и предписание Краснодарского УФАС России по делу N 199 арбитражными судами признаны законными и обоснованными. Компании за совершение согласованных действий привлечены к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ. Постановления оспорены в судебном порядке. По результатам судебных разбирательств компаниями оплачен оборотный штраф на сумму 1244,0 тыс. рублей. В текущем периоде 2011 продолжается судебное разбирательство об оспаривании постановления о наложении штрафа со стороны ООО "Вера". 07.10.2011 решением Арбитражного суда Краснодарского края Постановление о привлечении к административной ответственности ООО "Вера" виде штрафа на сумму 512,5 тыс. рублей оставлено в силе.
2. дело N 82: ООО "Крокус", ИП Савченко Т.Ю., ИП Королев А.В., ИП Цымбалов В.А., ИП Курдина С.В., ИП Ирицян В.Г. (географические границы МО Отрадненский район). Вышеперечисленные субъекты розничного рынка нефтепродуктов за совершение согласованных действий привлечены к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.32 КоАП РФ.
В судебном порядке были оспорены ООО "Крокус" - Решение, предписание Краснодарского УФАС России по делу N 82; ИП Королев А.В. и ООО "Крокус" - постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. По результатам судебных разбирательств решение, предписание, постановления арбитражными судами признаны законными и обоснованными. Общая сумма оплаченного штрафа за нарушение по делу N 82 составила 237,1 тыс. рублей.
В результате исполнения предписаний по делу N 199 и по делу N 82 вышеуказанные субъекты розничного рынка нефтепродуктов не допускают установление розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, реализуемые через сеть АЗС Краснодарского края, на одном уровне.
В 2009 Краснодарским УФАС России рассмотрено дело N 76 и вынесено решение о признании в действиях ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо путем их увеличения на 0,50 руб./литр трижды в июне 2009 года. За данное нарушение Компании привлечены к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ в виде оборотного штрафа в размере: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" 22529,0 тыс. рублей; ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" 6344,0 тыс. рублей.
Решение Краснодарского УФАС России от 10.09.2009 по делу N 76 и постановления о привлечении к административной ответственности оспорены Компаниями в судебном порядке. Постановлением ФАС СКО от 22.07.2010, решение Управления признано незаконным.
В 2010 году Краснодарским УФАС России было возбуждено дело N 279/2010 в отношении ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Решением Комиссии Краснодарского УФАС России от 10.05.2011 по делу N 279/2010 установлен факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в совершении ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" согласованных действий по установлению и поддержанию розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на территории МО Сочи в период 2010, путем их увеличения на один и тот же уровень (1,50 руб.), превышающих уровень цен, установленный данными компаниями в других муниципальных образованиях края, в отсутствие объективных причин.
Компаниям выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. За данное нарушение Компании привлечены к административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" 18,3 млн. руб., ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" 8,1 млн. руб.
Решение, предписание и постановления оспариваются Компаниями в судебном порядке.
В 2011 году в ходе контроля Управлением установлено, что на автозаправочных станциях края произошло увеличение розничных цен на моторное топливо, при этом, повышение цен субъекты рынка начали осуществлять с середины января 2011. Максимальный уровень розничных цен, установленный хозяйствующими субъектами за 1 квартал 2011 года, зафиксирован ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" 06.02.2011; ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" 15.02.2011.
С 08.02.2011 ОАО "НК Роснефть-Кубаньнефтепродукт" снизило розничные цены на бензин автомобильный на 1,0 рубль на литре, дизельное топливо 1,50 руб./литр.
С 16.02.2011 ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" произвело снижение розничных цен по всем маркам бензина автомобильного на 1,00рубль на литре, дизельное топливо на 0,30 руб./литр.
В начале апреля 2011 данные Компании начали одновременно увеличивать розничные цены на бензин автомобильный и дизельное топливо на территории Краснодарского края.
Управление возбудило дело N 90/2011 в отношении ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции".
05.10.2011 Комиссией Краснодарского УФАС России по результатам рассмотрения дела N 90/2011 принято решение о признании в действиях ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" факта нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции", выразившегося в совершении согласованных действий путем необоснованного повышения розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо в апреле 2011 на территории Краснодарского края, о выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и передаче материалов дела должностному лицу для возбуждения дела об административном производстве и привлечения к административной ответственности по ст. 14.32 КоАП РФ.
В 2011 году Краснодарским УФАС России рассмотрено дело, возбужденное в отношении администрации муниципального образования город Краснодар (далее - Администрация) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в изменении вида разрешенного использования земельного участка "для размещения стационарной газовой автозаправочной станции", в ходе исполнения договора аренды земельного участка, заключенного по итогам проведенного аукциона с ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", на вид использования земельного участка "для размещения многотопливной автозаправочной станции".
Изменение Администрацией условия договора аренды земельного участка, заключенного по результатам проведенных торгов, предусматривающего строительство вместо газовой автозаправочной станции многотопливной автозаправочной станции, ограничило конкуренцию между иными потенциальными участниками розничного рынка нефтепродуктов, которые имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества в аренду.
На основании изложенного Комиссией Краснодарского УФАС России принято решение о признании в действиях администрации муниципального образования город Краснодар факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение и предписание Краснодарского УФАС России оспариваются в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное в целях усиления контроля за ситуацией на рынке нефтепродуктов края, Управление Федеральной антимонопольной службы Краснодарского края в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства незамедлительно будет возбуждать соответствующие дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 октября 2011 г. "Меры, предпринимаемые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, направленные на повышение конкурентной среды на рынке нефтепродуктов на территории Краснодарского края"
Текст информации размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в Internet (http://krasnodar.fas.gov.ru)