Решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 3 ноября 2011 г. N А32-6261/2011
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 03.11.2011
Решение изготовлено в полном объеме 03.11.201
Арбитражный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Нигоева Р.А., судей Данько М.М., Савина Р.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешковой О.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Фортуна", г. Геленджик, Краснодарский край
к Думе МО город-курорт Геленджик, г. Геленджик, Краснодарский край;
3-и лица:
Администрация МО город-курорт Геленджик, г. Геленджик, Краснодарский край
о признании недействительным фрагмент карты территориального зонирования, утвержденного решением Думы МО город-курорт Геленджик N 466 от 27.07.2010 года в части отнесения земельного участка с кадастровым N 23:40:04 03 019:0003, принадлежащим ООО "Фортуна" на праве постоянного (бессрочного) пользования к зоне Р-2 (Зона пляжей и набережных) не соответствующим положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и генеральному плану г. Геленджика.
при участии:
от ООО "Фортуна": Сивков Г.Г. - представитель по доверенности от 29.06.2010;
от Думы МО город-курорт Геленджик: Хохлов С.С. - главный специалист по доверенности от 18.05.2011;
от Администрации МО город-курорт Геленджик: Хохлов С.С. - главный специалист по доверенности от 12.01.2011.
установил:
ООО "Фортуна", г. Геленджик обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Думе МО город-курорт Геленджик, г. Геленджик, Краснодарский край о признании недействительным фрагмент карты территориального зонирования, утвержденного решением Думы МО город-курорт Геленджик N 466 от 27.07.2010 года в части отнесения земельного участка с кадастровым N 23:40:04 03 019:0003, принадлежащим ООО "Фортуна" на праве постоянного (бессрочного) пользования к зоне Р-4 (Зона пляжей и набережных) не соответствующим положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и генеральному плану г. Геленджика.
Определением суда от 20.05.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО город-курорт Геленджик (т. 1 л.д. 216 - 217).
Заинтересованное лицо представило отзыв, считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению (т. 1 л.д. 211 - 214).
Третье лицо - Администрация МО город-курорт Геленджик представила отзыв, считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать (т. 2 л.д. 1 - 4).
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Геленджикским трестом ресторанов и столовых получены положительные заключения инспектирующих служб г. Геленджика на отвод земельного участка под строительство кафе "Яхта" в районе городского пляжа г. Геленджика (т. 1 л.д. 173 - 175).
Из заявления ООО "Фортуна" следует, что незавершенный строительством объект - кафе "Яхта" возведен ведомственным предприятием Геленджикского треста ресторанов и столовых в г. Геленджике в составе цокольного, первого и второго этажей по утвержденному и откорректированному проекту ГИПРОТОРГ (заказ N 660241) на основании Геленджикского городского Совета депутатов трудящихся (протокол 15 параграф 419) от 08.08.1973 года и от 12.09.1986 года. В 1991 году указанный объект незавершенного строительства приобретен Промышленно-коммерческой компанией "Фортуна".
Промышленно-коммерческой компании "Фортуна" (правопредшественник ООО "Фортуна") в 1992 году выдан строительный паспорт на строительство бизнес-клуба с казино и торговым рядом на городском пляже в г. Геленджике (т. 1 л.д. 165).
Промышленно-коммерческой компанией "Фортуна" 19.02.1992 года согласован со всеми инспектирующими службами города акт выбора земельного участка под строительство (т. 1 л.д. 169 - 170).
Промышленно-коммерческой компании "Фортуна" в 1992 году получены технические условия городских служб, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей (т. 1 л.д.181 - 183).
Решением Геленджикского городского совета народных депутатов Краснодарского края (ХХ созыв) от 26.08.1992 года Промышленно-коммерческой компании "Фортуна" разрешено проектирование бизнес-клуба с казино и торговыми помещениями на участке площадью 0,4 га недостроенного кафе "Яхта" в районе городского пляжа в г. Геленджике (т. 1 л.д. 166).
Промышленно-коммерческой компанией "Фортуна" получено архитектурно-планировочное задание на проектирование бизнес-клуба, утвержденное начальником управления архитектуры и градостроительства 04.12.1992 года (т. 1 л.д.176 - 178).
На основании постановления главы администрации г. Геленджика от 04.06.1993 года N 1153 (т. 1 л.д. 34), Производственно-коммерческой компании "Фортуна" 09.06.1993 года выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 0,40 га (т. 1 л.д. 27).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.1997 года по делу N 371-14 признано недействительным постановление главы администрации г. Геленджика от 25.04.1996 года N 690 "Об изъятии у Промышленно-коммерческой компании "Фортуна" земельного участка по ул. Революционной в г. Геленджике (т. 1 л.д. 205-207).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.09.1998 года по делу N А32-9210/98-14/201 за Промышленно-коммерческой компанией "Фортуна" признано право собственности на незавершенный строительством объект недвижимости - кафе "Яхта" по ул. Революционной в г. Геленджике.
Указанным решением признан недействительным п. 2 Постановления главы города-курорта Геленджик от 22.06.1998 года N 345 "Об отмене постановления N 710 от 29.04.1996 года "О регистрации права собственности на недостроенное здание в г. Геленджике кафе "Яхта" по ул. Революционной за АОЗТ "Росси-2" (т. 1 л.д. 28 - 31).
Впоследствии, земельный участок, на котором расположено недвижимое имущество - незавершенный строительством объект недвижимости - кафе "Яхта" по ул. Революционной в г. Геленджике 18.04.2002 года поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового N 23:40:0403019:3 (кадастровый паспорт земельного участка от 04.03.2011) (т. 1 л.д. 32 - 33).
ООО "Фортуна" выдано архитектурно-планировочное задание N 89-10 на проектирование рекреационного центра (реконструкция здания кафе "Яхта") по ул. Революционной, 20 в г. Геленджике, которое было утверждено Управлением архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик 19.12.2006 года (т. 1 л.д. 35 - 39).
Письмом от 19.12.2006 года N 6172 Управление архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик сообщило ООО "Фортуна" о необходимости осуществления подготовки проектной документации и предоставления ее на согласование в Управление архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик для получения разрешения на строительство. Кроме того, ООО "Фортуна" сообщено о необходимости получения технических условий городских служб, осуществляющих эксплуатацию инженерных сетей (т. 1 л.д. 40).
Решением Думы МО город-курорт Геленджик N 466 от 27.07.2010 года утверждены правила землепользования и застройки части территории МО город-курорт Геленджик.
Карта градостроительного зонирования г. Геленджика (фрагмент 8) относит земельный участок заявителя, с расположенным на нем объектом незавершенного строительства к зоне Р-4 "Зона пляжей и набережных", разрешенные виды которого не допускают размещение и использование объекта капитального строительства заявителя по площади, этажности, а также целевому использованию. Результатом отнесения спорного земельного участка к зоне Р-4 является невозможность получения градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство для завершения строительства.
Письмом от 20.10.2010 года Администрация МО город-курорт Геленджик сообщило ООО "Фортуна" о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 23:40:0403019:3 с установленного вида - "для строительства кафе "Яхта" на испрашиваемый вид "для эксплуатации рекреационного центра "Яхта", поскольку согласно правилам землепользования и застройки части территории МО город-курорт Геленджик, утвержденным решением Думы МО город-курорт Геленджик от 27.07.2010 года N 466, указанный земельный участок расположен в зоне пляжей и набережных, не предназначенной для размещения и эксплуатации рекреационных центров (т. 1 л.д. 46).
Заявитель полагает, что карта градостроительного зонирования территории г. Геленджика, утвержденная решением Думы МО город-курорт Геленджик N 466 от 27.07.2010 года в части отнесения земельного участка с кадастровым N 23:40:0403019:3 и принадлежащим ООО "Фортуна" на праве постоянного (бессрочного) пользования к зоне Р-4 (Зона пляжей и набережных), не соответствует Градостроительному кодексу РФ и Земельному кодексу РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Указанные обстоятельства и явились основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частью 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ установлено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Таким образом, при утверждении карты градостроительного зонирования заинтересованным лицом не учтена сложившаяся планировка территории и существующее фактическое использование выделенного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка под строительство.
Кроме того, при утверждении карты градостроительного зонирования заинтересованным лицом не принят во внимание действующий генеральный план города 2002 года с проектом корректировки генерального плана города, утвержденным решением Думы МО город-курорт Геленджик от 06.02.2006 N 183.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 9 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Из п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ следует, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Как видно из представленного в материалы дела основного чертежа проекта корректировки генерального плана г. Геленджика, утвержденного решением Думы МО город-курорт Геленджик от 06.02.2006 N 183, спорный объект внесен в генеральный план города, как учреждение культурно-бытового обслуживания на первую очередь строительства. При этом земельный участок, на котором размещено указанное строение, относится к категории территорий общественных центров. К землям пляжей, по генеральному плану земельный участок, предоставленный заявителю, не относится и в территорию курортов не входит (т. 1 л.д. 26).
Как видно из архитектурно-планировочного задания, выданного управлением архитектуры и градостроительства, основанием для его составления и выдачи является проект корректировки генерального плана, утвержденный решением Думы МО город-курорт Геленджик от 06.02.2006 N 183 (т. 1 л.д. 35 - 39).
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Пункт 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии со ст. 41 Земельного кодекса РФ, лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ установлено, что собственник земельного участка имеет право, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 269 Гражданского кодекса РФ, лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В силу ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В соответствии с п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу, в том числе и градостроительный план земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Из заявления ООО "Фортуна" следует, что с ООО "Альфа Проект" заключен договор на разработку проектной документации, по условиям которого заявитель обязан предоставить градостроительный план земельного участка.
Письмом от 30.12.2010 года ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" заявителю указано на необходимость предоставления в составе проектной документации копии градостроительного плана земельного участка. Некомплектность представляемых для проведения государственной экспертизы документов является основанием для отказа в их принятии на государственную экспертизу.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2011 года за ООО "Фортуна" признано право собственности на незавершенный строительством рекреационный центр "Яхта" с террасой открытой площадью 422,9 кв. м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город-курорт Геленджик, ул. Революционная, 20, общей площадью 4 382,9 кв. м. (т. 1 л.д. 226 - 242).
Присвоение земельному участку с расположенным на нем объектом незавершенного строительства статуса зоны Р-4 (Зона пляжей и набережных), препятствует заявителю выдаче градостроительного плана, получению разрешения на строительство, ввиду чего заявитель лишен возможности сдачи объекта недвижимости в эксплуатации и в дальнейшем использования данного объекта по целевому назначению.
В соответствии со ст. 192 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя являются обоснованным и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины следует возложить на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Признать не действующим фрагмент карты территориального зонирования, утвержденный решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик N 466 от 27.07.2010 года в части отнесения земельного участка с кадастровым N 23:40:04 03 019:0003, принадлежащим ООО "Фортуна" на праве постоянного (бессрочного) пользования, к зоне Р-4 (Зона пляжей и набережных) не соответствующим положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и генеральному плану г. Геленджика.
Взыскать с Думы муниципального образования город-курорт Геленджик, г-к. Геленджик в пользу ООО "Фортуна", г-к Геленджик 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в установленном законом порядке.
Председательствующий судья |
Р.А. Нигоев |
Судья |
М.М. Данько |
Судья |
Р.Ю. Савин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 3 ноября 2011 г. N А32-6261/2011 О признании недействительным фрагмента карты территориального зонирования, утвержденного решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик N 466 от 27.07.2010 года, в части отнесения земельного участка с кадастровым N 23:40:04 03 019:0003, принадлежащего ООО "Фортуна" на праве постоянного (бессрочного) пользования, к зоне Р-4 (Зона пляжей и набережных), не соответствующим положениям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и генеральному плану г. Геленджика
Текст решения официально опубликован не был