Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением городской Думы Краснодара от 19 августа 2010 г. N 81 п. 8 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к решению городской
Думы Краснодара
от 21 сентября 2006 г. N 14 п. 4
Инвестиционная программа ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции,
развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения
муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы
23 октября 2007 г., 30 сентября 2008 г., 19 августа 2010 г., 30 ноября 2011 г.
Паспорт инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции,
развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения
муниципального образования город Краснодар
на 2007 - 2013 годы"
Наименование программы - Инвестиционная программа ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы (далее - Программа).
Основание для разработки Программы - Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения"; приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 99 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса"; постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 19.07.2010 N 5349 "О пересмотре технического задания на разработку инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2011 годы".
Заказчик Программы - администрация муниципального образования город Краснодар.
Разработчик Программы - ООО "Краснодар Водоканал".
Исполнитель Программы - ООО "Краснодар Водоканал".
Цели Программы - реконструкция, развитие и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с генеральным планом развития города Краснодара.
Основные задачи Программы - капитальное строительство, модернизация, реконструкция, развитие объектов водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар как в количественном, так и в качественном отношении, внедрение современных энергосберегающих технологий, направленных на снижение энергозатрат при реализации основной деятельности.
Сроки реализации Программы - 2007 - 2013 годы.
Окупаемость Программы приблизительно до 2031 года.
Объемы и источники финансирования Программы: общая стоимость Программы - 3,15 млрд. руб. (с НДС). Источники - тарифы ООО "Краснодар Водоканал" на подключение к системам водоснабжения и водоотведения, надбавки ООО "Краснодар Водоканал" к тарифам на услуги по водоснабжению и водоотведению.
Ожидаемые конечные результаты Программы - повышение качества услуг водоснабжения и водоотведения; снижение риска техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций; создание условий для осуществления программы развития муниципального образования город Краснодар.
Контроль за исполнением Программы - администрация муниципального образования город Краснодар, городская Дума Краснодара
1. Введение
Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Водоканал" является одним из старейших предприятий столицы Кубани. Предприятие создано в конце девятнадцатого столетия, официальной датой его образования считается 16 декабря 1894 года.
В 1909 году началось бурение скважин, и с 15 июня 1910 года горожане стали получать артезианскую воду, для обеззараживания которой был применен серебряный фильтр. Первая скважина действует и по ныне, а потребители нашего города получают только артезианскую воду.
2. Краткое описание системы ВКХ муниципального образования
город Краснодар
Водоснабжение
Территория муниципального образования город Краснодар расположена в центральной, наиболее погруженной части Азово-Кубанского артезианского бассейна. Краснодарское месторождение пресных подземных вод расположено на правобережной части долины реки Кубань, занимая всю территорию Краснодара. В широтном направлении оно простирается вдоль реки Кубани на 40 км от ст. Старокорсунской до ст. Елизаветинской. С юга на север оно протягивается от реки Кубань на 20 - 30 км.
В районе г. Краснодара эксплуатируется водонапорная система, представляющая собой песчано-глинистую толщу мощностью до 800 м, которая объединяет 5 водоносных комплексов: четвертичный (0 - 80 м), апшеронский (80 - 200 м), акчагыльский (200 - 400 м), куяльницкий (400 - 650 м) и киммерийский (650 - 800 м). Подстилающие киммерийский водоносный комплекс более древние отложения содержат подземные воды, непригодные для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Всего на балансе Водоканала г. Краснодара находится 11 водозаборов подземных вод и дополнительно используется вода правобережной дренажной завесы Краснодарского водохранилища. Их общая производительность по данным 2005 года составляет - 280,3 тыс. м3/сут., или 102324,0 тыс. м3/год.
Дренажная вода в объеме до 70 тыс. м3/сут. (фактическом - 50 тыс. м3/сут.) транзитом подается на Восточный в/з N 1 и Восточный в/з N 2. Восточный в/з N 1 проектной мощностью до 25,3 тыс. м3/сут. (фактической - 23 тыс. м3/сут.) обеспечивает водой п. Гидростроителей, район Черемушек. Восточный в/з N 2 проектной мощностью до 31,3 тыс. м3/сут. (фактической - 26 тыс. м3/сут.) обеспечивает водой Комсомольский микрорайон, район Черемушек, п. КСК, центральную часть города Краснодара.
Елизаветинский в/з проектной мощностью до 50 тыс. м3/сут. (фактической - 30 тыс. м3/сут.) транзитом подает воду на Ново-Западный в/з проектной мощностью до 44,6 тыс. м3/сут. (фактической - 30 тыс. м3/сут.), который обеспечивает водой западную, юго-западную, северо-западную и центральную части города.
Кировский в/з проектной мощностью до 24,9 тыс. м3/сут. (фактической - 17,2 тыс. м3/сут.) снабжает водой южную часть города.
Первомайский в/з проектной мощностью до 32 тыс. м3/сут. (фактической - 19 тыс. м3/сут.) подает воду в центральную часть города.
Ново-Северный в/з проектной мощностью до 38,8 тыс. м3/сут. (фактической - 19 тыс. м3/сут.) и в/з в районе Витаминкомбината проектной мощностью до 41 тыс. м3/сут. (фактической - 22 тыс. м3/сут.) снабжают водой северную и северо-восточную части города.
Отдельно стоящие скважины Центрального в/з, в том числе в п. Пашковском проектной мощностью до 18 тыс. м3/сут. (фактической - 17 тыс. м3/сут.) подают воду в центральную часть города и п. Пашковский.
Северо-Западный в/з проектной мощностью до 8 тыс. м3/сут. (фактической - 5,5 тыс. м3/сут.) снабжает водой локальный участок северо-западной части города - часть Фестивального микрорайона.
Вода подается в разводящие сети водопровода общей протяженностью 1135,8 км. Сеть общая, однозонная. Как показали натурные обследования, свободные напоры в городской сети колеблются от 10 до 25 м, что недостаточно для нормального водоснабжения жителей многоэтажной застройки и вызвало необходимость в организации станций подкачки.
Водопроводные насосные станции подкачки подают воду в жилые дома районов многоэтажной жилой застройки и отдельно стоящие жилые дома этажностью более 2-х этажей. На территории крупных районных насосных станций также имеются артезианские скважины суммарной проектной мощностью до 42 тыс. м3/сут. (фактической - 40 тыс. м3/сут.). На сегодняшний день в муниципальном образовании город Краснодар имеется более 200 насосных станций подкачки. Производительность их колеблется от 8 м3/час. до 630 м3/час.
На 6 водозаборных сооружениях города обеззараживание воды осуществляется хлораторными на жидком хлоре, на 2 водозаборных сооружениях - хлораторными на гипохлорите кальция (Кировский в/з, Северо-Западный в/з) и на Первомайском в/з - электролизной установкой согласно утвержденному регламенту.
Для запаса воды имеется 142 железобетонных резервуара общей емкостью около 182000 м3, которые расположены на территории водозаборов и ВНС подкачки. Выполнение работ по промывке и очистке резервуаров и емкостей осуществляется согласно утвержденному плану.
Несмотря на большое количество добываемой воды, город испытывает острый в ней недостаток. В течение последних нескольких десятилетий водоснабжение города осуществлялось по графику:
с 5-30 час. до 13-00 час. и с 17-00 час. до 23-00 час. - с повышенным напором, в остальные часы - с пониженным напором для набора воды в резервуары.
Это было связано с недостаточной мощностью источников водоснабжения и водопроводных сооружений (артезианских скважин, резервуаров запаса воды). Водоснабжение по графику вызывало большое количество жалоб от жителей Краснодара на отсутствие воды, особенно в дневное время.
Обеспечение круглосуточной подачи воды потребителям является необходимой составляющей для предоставления качественных услуг по водоснабжению. Это позволяет значительно улучшить санитарное благополучие населения, уменьшить выход из строя внутридомовых разводящих сетей и санитарного оборудования зданий, улучшить качество воды, подаваемой потребителям, более экономно использовать энергоресурсы, уменьшить пиковые величины водопотребления.
До 2001 года на безграфиковую подачу воды было переведено 813 жилых домов (52000 квартир), все лечебные и социально важные учреждения города.
Для обеспечения круглосуточного водоснабжения населения с 2001 года Водоканалом разрабатывались и выполнялись программы мероприятий по поэтапному переводу на круглосуточное водоснабжение микрорайонов города.
Это позволило в 2001 году подать воду круглосуточно дополнительно в 487 жилых домов (49150 квартир), в том числе два крупных микрорайона города - "Комсомольский" и п. Гидростроителей. Микрорайон "Комсомольский" на круглосуточное водоснабжение был переведен в качестве эксперимента, без гарантированного водоснабжения в жаркий летний период года до строительства на районной ВНС Литер 68 резервуара запаса воды емкостью 5000 м3.
В 2002 году при поддержке администрации города были переведены на безграфиковое водоснабжение 24 многоэтажных дома (2136 квартир). Также в качестве эксперимента вода подавалась круглосуточно еще в 95 жилых дома и общежития в разных районах города (6402 квартиры).
Последним большим шагом на этом пути был перевод с февраля 2003 года на круглосуточную подачу 77 повысительных насосных станций подкачки, расположенных в центральной части города и не имеющих емкостей запаса воды. Для чего к летнему жаркому периоду было пробурено 13 артскважин, произведена замена насосного оборудования на 75 артскважинах, введен в эксплуатацию резервуар запаса воды V - 5000 м3 на ВНС в Комсомольском микрорайоне. Это позволило отказаться от порочной практики запасать воду в ваннах и сливать ее в систему канализации в 17-00 час.
На настоящий момент на круглосуточное водоснабжение переведено 2200 многоэтажных жилых домов - около 135000 квартир (примерно 470000 человек).
В поддержку реализации Программы по переводу на безграфиковое водоснабжение и экономного использования водных ресурсов администрацией муниципального образования город Краснодар устанавливаются приборы учета воды в муниципальном жилфонде и бюджетных учреждениях, так как большая часть воды в муниципальном образовании потребляется населением и только 7% - промышленными предприятиями и организациями. Всего же в муниципальном жилфонде и бюджетных организациях Краснодара установлено боле 2000 приборов учета холодной воды и продолжается работа по установке приборов учета.
В настоящее время в муниципальном образовании город Краснодар сложилась очень сложная ситуация с состоянием водопроводных сетей, средний физический износ которых составляет 80%, а около 50% сетей уже отработали установленный срок эксплуатации. Протяженность аварийных сетей водопровода с каждым годом увеличивается, и на сегодняшний день срочной замены в связи с систематически повторяющимися повреждениями требуют около 30 км водопроводных сетей. В большей степени это стальные водопроводы, отработавшие установленный срок эксплуатации (20 лет) и переданные в последние годы на обслуживание Водоканалу от различных ведомств.
В течение 7 - 8 лет до 2001 года было упущено время по плановому восстановлению сетей водопровода и канализации и наблюдалось ежегодное увеличение количества повреждений на водопроводных и канализационных сетях. Для стабилизации сложившейся ситуации на водопроводных и канализационных сетях необходима ежегодная замена не менее 1% от общего количества сетей, что составляет 20 км. С 2001 года Водоканалом выполнялись мероприятия по восстановлению основных фондов (в том числе сетей водопровода) за счет амортизационных отчислений, средств городского бюджета, привлечения средств сторонних организаций и застройщиков.
В течение последних трех лет наблюдается на водопроводных сетях около 4000 повреждений (в том числе утечек из водоразборных колонок и пожарных гидрантов).
С целью определения фактического состояния сетей Водоканал проводит диагностику водопроводных сетей в местах интенсивного движения транспорта и большого количества людей с использованием лаборатории по обнаружению скрытых утечек на водопроводных сетях "ТЕАККОРР-4000", который позволяет сократить время поиска повреждений в три раза и оперативно принимать решения по ремонту сетей.
Другой важной проблемой, стоящей перед предприятием, является снижение энергозатрат при добыче, транспортировке и подаче воды потребителям. Для ее решения предприятием проводятся необходимые исследования и расчеты работы насосов в артскважинах и сборных водоводов, а также насосных станций II-го подъема водозаборов и напорных водоводов. По результатам проведенной работы определяются марки насосных агрегатов с оптимальными характеристиками, более эффективными для каждой скважины, и насосные агрегаты для насосных станций II-го подъема.
Так, установленный на насосной станции II-го подъема Дренажного водозабора насосный агрегат АД3200-33-2 производительностью 3200 м3/час, напором 33 м с электродвигателем 400 кВт взамен предусмотренного проектом и эксплуатировавшегося с 1976 года насосного агрегата 20НДС с электродвигателем 800 кВт дал экономию электроэнергии за 1,5 года эксплуатации 3,5 млн. рублей.
Также на насосной станции II-го подъема Восточного водозабора N 2 вместо двух насосных агрегатов 12НДС с электродвигателями 320 кВт был установлен один насосный агрегат АД3200-33-2 с электродвигателем 400 кВт, который обеспечивает оптимальный режим работы насосной станции с экономией электроэнергии 580 тыс. кВт·ч/год.
В феврале 2006 года, согласно постановлению Правительства N 83 от 13.02.2006 г., ООО "Краснодар Водоканал" начало разработку инвестиционной программы развития системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы, состоящую из конкретных мероприятий по проектированию и строительству новых сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, а также реконструкции и модернизации существующих объектов.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит увеличить объемы оказания услуг по водоснабжению и водоотведению города и обеспечить ввод в эксплуатацию жилья, предусмотренного планом реконструкции до 2011 года центральной части города Краснодара и Восточно-Кругликовского микрорайона, а также повысить надежность и качество предоставляемых услуг для существующих потребителей.
Для увеличения добычи и подачи воды в западную и центральную части г. Краснодара Программой предусмотрено начало строительства II очереди Елизаветинского водозабора, окончание строительства Ново-Западного водозабора.
Для обеспечения водоснабжения новой застройки в п. Гидростроителей, перспективных районов по ул. Восточно-Кругликовской, ул. Солнечной - ул. Российской Программой предусмотрена реконструкция Восточного водозабора N 1, проектирование и начало строительства Ново-Восточного водозабора.
Оперативный анализ и повышение эффективности работы системы водоснабжения, изменение режимов работы сети с целью рационального распределения воды достигается путем модернизации и расширения АСУ.
Выводы
Положительные аспекты:
Система водоснабжения муниципального образования город Краснодар в целом работает удовлетворительно, обеспечивая население и предприятия водой.
Наличие нескольких крупных и независимых источников водоснабжения и соответственно групп головных сооружений является серьезным достижением Краснодарского водопровода, так как в отличие от водопроводов многих других крупных городов России обладает гораздо большей "живучестью" в случае возникновения каких-либо чрезвычайных обстоятельств.
Развитие сферы услуг и восстановление производства, строительство многоэтажного жилья, что приведет к увеличению объемов предоставляемых услуг потребителям, имеющим приборы учета. Для увеличения производительности системы водоснабжения необходимо строительство, модернизация и реконструкция водозаборных сооружений, насосных станций и водопроводных сетей с использованием современной техники и технологий.
Отрицательные аспекты:
Все 11 водозаборов имеют значительный износ скважин и скважинного насосного оборудования, выработавшего свой ресурс. В результате фактическая производительность водозаборных сооружений ниже проектной мощности.
В насосных станциях II подъема эксплуатируется устаревшее насосное оборудование, выработавшее свой ресурс и имеющее низкий КПД.
В резервуарах чистой воды в результате контакта воды с воздухом образуются хлопья окиси железа, которые оседают как в резервуарах, так и в водопроводной сети города.
Хлораторные станции на головных сооружениях водозаборов не соответствуют требованиям "Промышленной безопасности".
В санитарно-защитных зонах хлораторных станций водозаборов "Ново-Северный", "Восточный-1", "Восточный-2" и "Витаминкомбинат" ведется несанкционированное строительство, что может привести к серьезным последствиям (отравлению населения хлор-газом).
Строительство ряда жилых объектов ведется на территории перспективных водозаборов, что в будущем значительно осложнит ситуацию с увеличением производительности водозаборов.
Замена водопроводных сетей проводилась в ограниченном объеме. В результате аварийность возросла в 2004 году по сравнению с 1999 годом на 30%.
Разводящие водопроводные сети имеют износ более 70% и эксплуатируются с давлением от 10 до 25 метров водяного столба, так как большего давления они не выдерживают. Как следствие, в городе имеется более 200 станций подкачки, что приводит к значительному перерасходу электроэнергии.
Из-за низкого давления в разводящих водопроводных сетях Центральный район города, пос. Пашковский имеют неустойчивое водоснабжение.
Наблюдающиеся в часы максимального водопотребления перебои в водоснабжении отдельных потребителей города в значительной мере объясняются недостаточной эффективностью работы сетей и водопроводных насосных станций. Головные сооружения водопровода на текущий момент обладают достаточной производительностью для обеспечения существующего объема водопотребления.
Водоотведение
Канализационная сеть в г. Краснодаре начала работать с 1927 года. Население современного Краснодара составляет 791354 человека (по последней переписи). Услугами водоотведения охвачено 83% жителей. МО город Краснодар вытянут вдоль реки Кубань на 10 км по ровным первой и второй надпойменной террасам. Перепады высот местности в городе по водосборным площадям не превышают 10 м. Система канализации начала развиваться с 1932 года как общесплавная в старой части города. В новых районах города система канализации раздельная.
Общая протяженность канализационных сетей, находящихся на обслуживании Водоканала, составляет - 873 км, из них 809,1 км - самотечной, 63,9 км - напорной. Протяженность сетей с износом более 100% составляет:
а) для сетей самотечной канализации - 442,1 км или 58,2% от общей протяженности;
б) для сетей напорной канализации - 17,1 км или 26,8% от общей протяженности, что свидетельствует о высокой степени износа канализационных сетей, в особенности сетей самотечной канализации, что является причиной высокой аварийности.
Количество сточных вод, поступающих в городскую канализационную сеть, за последние три года снизилось (2003 г. - 83,581 млн. м3/год, 2004 г. - 77,741 млн. м3/год, 2005 г. - 73,531 млн. м3/год) в среднем на 6%. Количество сточных вод, поступающих в городскую канализацию от организаций и промышленных предприятий города, также имеет тенденцию к снижению: 2003 г. - 19,907 млн. м3/год, 2004 г. - 18,227 млн. м3/год, 2005 г. - 17,436 млн. м3/год, - в среднем на 4,5%. Это можно объяснить более рациональным использованием воды населением после установки приборов учета, получившим возможность контроля за расходом воды и снижением поступления стоков от промышленных предприятий ввиду спада производства и более экономного расхода воды.
Сточные воды, сбрасываемые промпредприятиями города, составляют около 11% от общего стока: 9,2 - 8,1 млн. м3/год.
Для очистки сточных вод в муниципальном образовании город Краснодар построены очистные сооружения канализации N 1 (ОСК N 1), находящиеся на выезде из Краснодара (по Елизаветинскому шоссе), и очистные сооружения канализации N 2 (ОСК N 2), находящиеся на расстоянии 13,5 км от ОСК N 1 по Елизаветинскому шоссе.
Общая проектная производительность очистных сооружений канализации составляет 400 тыс. м3/сутки.
Сточные воды проходят полную биологическую очистку. Исключение составляют сточные воды общесплавного коллектора в количестве примерно 560 м3/сутки.
Распределение воды между ОСК N 1 и ОСК N 2 производится путем регулирования на напорных трубопроводах. Схема несовершенна. При ней крайне сложно распределять воду по ОСК. По данным 2005 г. коэффициент неравномерности поступления сточных вод на ОСК N 1 составил 1,68, на ОСК N 2 - 1,71. Вопросу распределения воды между ОСК N 1 и ОСК N 2 и снижению неравномерности подачи сточных вод уделено особое внимание.
Общее количество сточной воды, поступившей на ОСК из города, по фактическим данным составило:
2003 г.- 262022 м3/сут.
2004 г.- 232479 м3/сут.
2005 г.- 201454 м3/сут.
Очистные сооружения канализации работают в условиях недогрузки по количеству поступающих сточных вод и готовы при условии реконструкции обеспечить развитие города.
Расход промышленных сточных вод невелик. Однако, как будет указано ниже, сточные воды промышленных предприятий имеют высокую концентрацию загрязнений и их стоки оказывают значительное влияние на работу ОСК.
Поступление ливневых вод в систему канализации города в настоящее время при существующем положении неизбежно. Необходимо решение по разделению фекальной и ливневой канализации. Сброс очищенных сточных вод осуществляется в р. Кубань.
Для предприятий города разработаны и утверждены предельно допустимые концентрации (ПДК) и временно согласованные нормативы (ВСН) загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию.
Контроль за качественным составом сточных вод, сбрасываемых предприятиями, ведется созданной в составе Водоканала промгруппой.
В городе полностью канализованы только районы новой застройки (после 1960 г.):
- Юбилейный микрорайон;
- Комсомольский микрорайон;
- микрорайон, прилегающий к ул. Мостовая;
- микрорайон, прилегающий к ул. 40 лет Победы и ул. 1 Мая;
- Фестивальный микрорайон;
- Троллейбусный микрорайон (ул. Тургенева, между ул. Я. Полуяна и ул. Дзержинского);
- Авиагородок;
- микрорайон "Черемушки";
- микрорайон "Гидрострой";
- микрорайон по ул. Уральской - ул. Новороссийской, между ул. Васнецова и ул. Алтайская;
- микрорайон Энка (п. Жукова);
- пос. Белозерный.
Частично канализованы:
- пос. Пашковский, пос. Калинина и т.д.;
- частная застройка города (практически всех районов города);
- многие дома "старых" районов города канализованы в ливневую канализацию.
Не канализованы:
- пос. Северный;
- ст. Елизаветинская;
- район между ул. Химзаводской - ул. Береговой - ул. Индустриальной;
- район, прилегающий к ул. Кубано-Набережная, от ул. Комсомольской до ул. Длинной;
- район застройки с/за "Солнечный" (низкоэтажная зона);
- район ул. Кр. Партизан - 1-я линия - ул. Сочинская - ул. Круговая;
- районы по ул. Дзержинского:
- ул. Взлетная - ул. Кореновская;
- ул. Соколова - ул. Скобелева;
- ул. Можайского - ул. Грибоедова;
- районы по ул. 1 Мая:
- ул. Кругликовская - ул. Весенняя;
- ул. Адыгейская Набережная - ПГРК;
- пос. Пашковский:
- ул. Бородинская - ул. Фадеева;
- ул. Бородинская - ул. Бершанской - ул. Лавочкина;
- ул. Дежнева - ул. Просторная - ул. Сормовская - ул. Симферопольская.
Работы по строительству новых коллекторов в муниципальном образовании город Краснодар не ведутся. К реализации III очереди канализования (работы, в соответствии с планом, должны быть завершены в 1995 г.) до настоящего времени не приступали, что ухудшает экологическую обстановку в городе.
В настоящее время ведутся работы по реконструкции Буденновского коллектора по Федеральной Программе. Работы ведутся через Стройзаказчика фирмами Шахтострой, ГСС.
Участок между ул. Леваневского - ул. Щорса выполнен примерно на 70%. Причиной, тормозящей проведение работ, является долговременное недофинансирование строительства. Остался непостроенным участок коллектора от ГКНС-1 ОСК-1 до ул. Рашпилевской.
На техническом обслуживании ООО "Краснодар Водоканал" находятся 45 сетевых насосных станций. Две из них: КНС "Костылева" и КНС-102 - являются временными (без учета ГНС и насосных станций ОСК-1 и ОСК-2).
Производительность насосных станций составляет от 50 до 2500 м3/час. Состояние механического и энергетического оборудования насосных станций находится в удовлетворительном состоянии.
Сетевые насосные станции обеспечивают подачу сточных вод в сети канализации города. Наиболее производительные, обеспечивающие подачу в основные коллекторы, имеют резерв по производительности (КНС-10, КНС-3, КНС "Гидрострой", КНС "Артельная" и т.д.).
Выводы и предложения
1. Канализационные коллекторы находятся в неудовлетворительном состоянии (за исключением I очереди построенного в 1983 г. коллектора N 20).
2. Три основных коллектора: ГФК, Буденновский, Головатовский - работают с перегрузкой, имеют разрушения стыковых соединений, сужения, обратные уклоны, разрушения сводов, провалы, выведенные из эксплуатации участки и т.д. Все вышеперечисленные коллекторы требуют реконструкции.
3. Вследствие неудовлетворительного состояния основных коллекторов пропускная способность сетей канализации уменьшилась на 10 - 50%, затруднена эксплуатация, ремонт, имеет место разрушение перемычек.
4. Коллекторы, транспортирующие сточные воды (Молкомбинатовский, Тургеневский, Уральский и т.д.), работают с перегрузкой.
Аэродромовский коллектор, коллектор по ул. Московская, I очередь введенного в эксплуатацию коллектора N 20 работают на подпоре.
Напорно-самотечный коллектор от ГКНС-1 до ОСК-2 диаметром 2,5 м находится в аварийном состоянии. В настоящее время имеют место два провала общей протяженностью 50 п/м в районе кирпичного завода и производится их восстановление.
5. Необходимо завершение строительства коллектора N 20 (осталось проложить 9000 м) Ду 1600 - 2000 мм, с целью разгрузки Главного Фекального коллектора, проведения санации и ремонта, исключения "подтопления" объектов верхней зоны бассейна ГФК, канализования районов перспективной застройки города.
6. Необходимо восстановление проектной пропускной способности Главного Фекального коллектора за счет ликвидации сужения с Ду 1300 мм до Ду 2000 мм и ликвидация контруклона по ул. Энгельса (до 600 мм), устранение негерметичности стыковых соединений с целью увеличения пропускной способности коллектора и ликвидации подпоров.
6.1. Вынос коллектора из-под здания Сельхозакадемии с целью выполнения требований СНиП, создает возможности его эксплуатации и ремонта.
7. Необходимо проведение работ по реконструкции Буденновского коллектора от ГКНС-1 до ул. Рашпилевской, а также пуску в эксплуатацию участка Ду 1500 - 1800 мм от ул. Щорса до ул. Янковского L = 1500 м с целью увеличения пропускной способности коллектора, канализования центральной части города и снижения нагрузки на ГФК, а также ликвидации КНС Шнековая-1, КНС-23, КНС-10.
Восстановить (по окончании реконструкции) перемычки с Головатовским коллектором, что позволит произвести его реконструкцию.
7.1. При вводе в эксплуатацию участка коллектора от ул. Леваневского необходима санация Сединского коллектора с последующей нагрузкой его до проектной мощности.
8. Укрепление свода Головатовского коллектора Ду 1000 мм от ул. 2-я линия до ОСК-1 L = 1500 м и от ул. Фрунзе до ул. Брюсова L = 1700 м позволит:
- пустить выведенные из эксплуатации участки в работу;
- обеспечить безаварийную транспортировку сточных вод.
8.1. Ликвидация сужения коллектора L = 600 м на участке от ул. Красная до ул. Кирова позволит увеличить пропускную способность.
8.2. Устранить подключение ливневого коллектора по ул. Передерия.
8.3. Производство полной санации коллектора на длине в 10000 м позволит увеличить прием сточных вод от восточной части города.
8.4. Строительство перемычки между Головатовским коллектором и ГФК по ул. 2-я линия позволит разгрузить ГФК.
9. Переключение всех существующих дождеприемников и ливневых сетей от Суворовского общесплавного коллектора к ливневому Ду 2000 мм позволит:
- прекратить сброс неочищенных сточных вод в реку Кубань;
- предотвратить запесковывание Сединского (до 40%) и городских коллекторов;
- улучшить работу очистных сооружений канализации.
10. Строительство напорно-самотечного коллектора по ул. Кубано-Набережной протяженностью 1500 м и КНС-13 позволит принять дополнительное количество сточных вод от вновь вводимого в эксплуатацию жилья.
11. Для обеспечения безаварийной работы, приема дополнительного количества сточных вод от вновь вводимого в эксплуатацию жилья и районов перспективной застройки города требуется:
- реконструкция и строительство новых напорных коллекторов от насосных станций "Гидрострой", "Артельная", "Кларисса", КНС-7;
- строительство новых насосных станций (КНС-13);
- реконструкция насосных станций, с установкой погружных насосов (КНС "2-я Пятилетка", КНС "Пластмасс", КНС "Шнековая-2");
- комплектация и установка недостающими насосными агрегатами (Шнековая-1, Шнековая-2 и т.д.);
- замена ручных решеток в грабельных отделениях на механизированные (практически во всех насосных станциях).
12. Для снижения энергозатрат, связанных с перекачкой сточных вод, необходимо поэтапное выполнение программы энергоресурсосбережения.
13. Для обеспечения контроля за объемами сточных вод и улучшения режима работы станций необходима установка приборов коммерческого учета на КНС.
14. Для снижения затрат на электроэнергию, необходима программа по автоматизации системы контроля учета электроэнергии (АСКУЭ).
15. Для исключения повторных перекачек следует пересмотреть и изменить схему транспортировки сточных вод с использованием программы гидравлического расчета.
16. Существующее критическое положение, вызванное аварийным состоянием сетей канализации (в основном, самотечных коллекторов), препятствует их нормальной эксплуатации, ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку и ведет к остановке строительства жилья и ввода в эксплуатацию промышленных предприятий города.
17. Для обеспечения необходимого качества очистки сточных вод на очистных сооружениях города необходима их реконструкция с внедрением современных технологий очистки и обеззараживания стоков.
Решением городской Думы Краснодара от 30 ноября 2011 г. N 20 п. 3 в настоящий раздел внесены изменения
3. Инвестиционная программа развития системы ВКХ
муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы
Общее описание
Предлагаемая Инвестиционная программа предприятия рассчитана на реализацию в течение 7 лет и содержит мероприятия на 2007 - 2013 годы, разработанные на основе генерального плана развития г. Краснодара и результатов работы экспертов ООО "РВК-Консалтинг".
Суть программы
Основные цели реализации про- граммы |
Реконструкция, развитие и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения г. Краснодара путем реализации долгосроч- ных инвестиционных проектов |
Способ достижения целей про- граммы на 2007 - 2013 годы |
Модернизация, реконструкция, развитие объ- ектов водоснабжения и водоотведения МО го- род Краснодар, внедрение современных энер- госберегающих технологий, направленных на снижение энергозатрат при реализации дея- тельности Общества |
Срок реализации программы | на 2007 - 2013 годы |
Стоимость программы | Общая стоимость программы - 3156970 тыс. руб. (с НДС) |
Полный состав программы | 1. Разработка схемы сетей водопровода и канализации в соответствии с генеральным планом развития города Краснодара. Прове- дение натурной инвентаризации сетей и их технического освидетельствования (паспор- тизации). 2. Реконструкция существующих и строитель- ство новых сетей водоснабжения и водоотве- дения муниципального образования город Краснодар. 3. Реконструкция водопроводных сооружений и насосных станций. 4. Комплексная реконструкция очистных со- оружений канализации. 5. Обновление парка автотракторной и спе- циальной техники. 6. Создание автоматической системы управ- ления производственными процессами (АСУ) по водоснабжению и водоотведению |
Источники финансирования про- граммы |
Собственные средства предприятия, привле- ченные инвестиционные ресурсы, плата за подключение к сетям водоснабжения и водо- отведения, целевое бюджетное финансирова- ние, выделяемое из бюджетов различных уровней в рамках реализации адресных ин- вестиционных и целевых программ |
Решаемые задачи
Характер программы по реконструкции, развитию и техническому перевооружению объектов водоснабжения и водоотведения направлен на решение главных проблем, негативно влияющих на качество и надежность предоставляемых услуг по водоснабжению и водоотведению и на повышение эффективности работы сооружений водопровода и канализации. В число таких проблем входят:
Основные проблемы | Причины |
Отсутствие полной и точной схемы сетей водопровода и ка- нализации с учетом ее разви- тия. Трудности в составлении гидравлической модели системы для оптимизации ее работы |
Интенсивно-хаотичная застройка города без развития сетей ВКХ. Передача в эксплуата- цию ведомственных сетей и сооружений без документации. Отклонения от проектных ре- шений. Замены трубопроводов без согласова- ния и внесения изменений в техническую до- кументацию. Недостаток программного обес- печения и оборудованных рабочих мест с се- тевыми ПК |
Высокая степень физического износа сетей водоснабжения и водоотведения. Отсутствие ре- зервных линий. Необходимость улучшения гидравлических и технологических режимов рабо- ты |
Недостаточные капитальные вложения в заме- ну и ремонт сетей водоснабжения и водо- отведения. Длительные сроки эксплуатации сетей. Увеличение объема оказываемых услуг без развития системы ВКХ МО город Красно- дар. Утверждение необоснованно низких та- рифов на услуги ВКХ, исключающие возмож- ность для перевооружения и развития пред- приятия. Отсутствие профинансированных программ из бюджетов всех уровней по ре- конструкции и развитию систем ВКХ МО город Краснодар. Отсутствие законодательной базы для взимания платы на развитие ВКХ за подключение вновь построенных объектов |
Отсутствие полных и достовер- ных данных о количестве добы- ваемой, подаваемой потребите- лям воды и сбрасываемых сто- чных вод |
Недостаточное количество приборов учета на сооружениях и станциях и, как следствие, искаженный учет подаваемой воды и очища- емых стоков. Отсутствие возможности отсле- живания объемов добываемой и подаваемой воды в режиме реального времени |
Необходимость улучшения орга- нолептических показателей ка- чества воды, увеличения про- изводительности скважин, за- мены вышедших из строя водо- заборных скважин, оптимизации их работы. Высокий удельный уровень затрат электроэнергии на подъем воды |
Длительная и беспрерывная эксплуатация во- дозаборных скважин, появляющиеся предпо- сылки истощения водоносных горизонтов, коррозия обсадных труб и фильтрующих эле- ментов скважин. Отсутствие утвержденных гарантированных запасов подземных вод по эксплуатируемым месторождениям |
Значительный физический износ зданий и оборудования, необ- ходимость увеличения произво- дительности, высокий уровень эксплуатационных затрат и за- трат электроэнергии на пере- качку сточных вод |
Длительный срок эксплуатации, агрессивная среда, увеличение объемов перекачиваемых сточных вод, недостаточное вложение средств на ремонт и замену оборудования. Развитие системы канализации без перспек- тивных схем водоотведения |
Длительные сроки эксплуатации автотракторной и специальной техники, ее значительный или полный износ, в связи с этим высокие затраты на эксплуата- цию и ремонт |
Недостаточное приобретение новой техники. Интенсивная эксплуатация существующей ав- тотракторной и специальной техники в тяже- лых и аварийных условиях. Увеличение фак- тической нагрузки на единицу автотранспор- та без увеличения ее количества. Нехватка средств на восстановление и капитальный ремонт |
Краткая характеристика мероприятий программы
Проект рассчитан на выполнение мероприятий в следующих приоритетных направлениях:
- ускоренная замена изношенных сетей и оборудования. (Основное направление деятельности предприятия на ближайшие 7 лет, обусловленное высокой степенью износа объектов системы ВКХ);
- модернизация объектов инженерной инфраструктуры. (Замена морально устаревшего и неэффективного с точки зрения снижения ресурсных затрат оборудования и технологии);
- повышение качества оказываемых услуг (Повышение качества воды, улучшение очистки стоков, повышение уровня сервисных услуг).
Необходимость замены изношенных сетей и оборудования определена значительным (более 70%) износом сетей водоснабжения и водоотведения, накапливавшимся в течение ряда лет недостаточным объемом ремонтов сетей, высоким уровнем их аварийности, а также необходимостью ежегодной замены сетей и оборудования.
В качестве основного показателя, иллюстрирующего эффективность замены и ремонта, можно привести прогнозируемую динамику снижения аварийности (количество аварий на 1 км сетей водопровода в год):
"Динамика аварийности на сетях водопровода"
Расчеты специалистов, основанные на данных исследований ОАО "Институт экономики ЖКХ" (г. Москва) позволяют спрогнозировать снижение основных показателей аварийности на 25% к 2011 году при условии финансирования выполнения предлагаемых мероприятий.
При этом замена изношенных сетей и оборудования должна производиться с учетом использования современных технологических разработок с применением новых материалов и методов монтажа, что позволит, не изменяя потребительских свойств, сократить расходы на возобновление основных фондов.
Проведение мероприятий по замене сетей в объемах, предусмотренных Программой развития, позволит не только снизить аварийность и неучтенные расходы воды и утечки, но и создать необходимые условия для оптимизации гидравлического режима системы подачи и распределения воды в целом. Учитывая, что в последние десятилетия отсутствовал единый проект развития системы водоснабжения города, и присоединение новых участков сетей происходило без анализа их влияния на работу всей системы водоснабжения, замена сетей позволит создать основу для проведения геологических расчетов и оптимизации работы системы подачи и распределения воды в целом.
Перечень мероприятий по модернизации оборудования и объектов инженерной инфраструктуры, так же как и их дальнейшее развитие, разработан на основании результатов инжиниринговых исследований и предложений ведущих научно-исследовательских организации России.
Оценка необходимости инвестиций для реализации проектов модернизации оборудования и объектов ВКХ проводилась пообъектно:
Системы водоснабжения:
- водозаборы подземных источников;
- повысительные насосные станции.
Системы водоотведения:
- канализационные насосные станции;
- очистные сооружения.
Цель модернизации оборудования водозаборов подземных источников - обеспечение потребителей достаточным количеством качественной питьевой воды.
Анализ обследования Водоканала показал, что наряду с мероприятиями, предусмотренными для обеспечения надежного и эффективного, с точки зрения ресурсных затрат, функционирования объектов водоснабжения и водоотведения должна быть предусмотрена оптимизация системы предоставления услуг, включающая:
- установку приборов учета;
- автоматизацию работы объектов системы ВКХ муниципального образования город Краснодар.
Данные мероприятия разработаны с целью удовлетворения потребностей абонентов в качественном сервисе. Установка водомеров на вводе в жилые дома позволит уточнить размеры утечек и расход воды в наружных и внутренних сетях с соответствующим распределением ответственности между предприятием водоснабжения и канализации, жилищно-эксплуатационными организациями, обслуживающими внутренние сети, и абонентами, в первую очередь населением.
Внешние факторы выполнения программы
Необходимость реализации данной программы вызвана еще одним значительным фактором - интенсивным развитием муниципального образования город Краснодар. Ввод в эксплуатацию значительных объемов жилья поставил задачи комплексной реконструкции системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар с соответствующим приростом мощностей.
Предлагаемая программа предусматривает повышение надежности функционирования системы, повышение качества предоставляемых услуг и создание технических условий, требуемых для осуществления программ развития муниципального образования город Краснодар.
Требуемый объем финансирования для реализации запланированного перечня мероприятий на 2007 - 2013 годы составит 3,156 млрд. руб. (с НДС).
Таблица 1
| ||||||||
Показатели |
Итого |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инвестиционные расходы, млн. руб. (с НДС), включая сумму уплаченных с источников финансирования налогов и прочие расходы, в т.ч.: |
3156,97 |
138,14 |
519,28 |
445,99 |
230,82 |
543,35 |
313,89 |
965,50 |
Водоснабжение (включая налоги с поступающих на Программу средств) |
1153,37 |
97,92 |
201,15 |
94,48 |
100,09 |
194,54 |
185,44 |
279,75 |
Водоотведение |
2002,96 |
40,22 |
318,13 |
351,23 |
130,73 |
348,81 |
128,25 |
685,59 |
Налоги с поступающих на ИП средств |
709,70 |
45,75 |
157,33 |
24,39 |
57,02 |
76,00 |
55,85 |
293,36 |
Прочие расходы |
0,64 |
0,00 |
0,00 |
0,28 |
0,00 |
0,00 |
0,20 |
0,16 |
Подробный перечень объектов с указанием сметной стоимости и графиком реализации по годам представлен в Приложении N 1.
Согласно прогнозному приросту нагрузки по водоснабжению и водоотведению в разрезе районов застройки муниципального образования город Краснодар, утверждённому постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.10.2011 N 7229 "О пересмотре технического задания на разработку инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы", суммарный объём водоснабжения и водоотведения прогнозируется в объёме 50015,4 м 3/сут.
В целях обеспечения прироста нагрузки по водоснабжению и водоотведению необходимо в том числе предусмотреть ряд мероприятий по реконструкции водозаборов, модернизации и строительству канализационных станций с заменой морально и физически устаревшего технологического оборудования на более производительное, замену кабельных и воздушных линий электроснабжения, силового оборудования, реконструкцию очистных сооружений, реконструкцию и строительство коллекторов согласно приложению N 1.
Мероприятия по проектированию и строительству водопроводных сетей, а также сетей канализации для обеспечения точек подключения на границах земельных участков согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" запланированы, исходя из заключённых и планируемых договоров на подключение объектов капитального строительства, а также перспектив застройки в разрезе районов застройки. Исходные данные для планирования мероприятий по подключению застройщиков (прогнозных приростов нагрузки) в разрезе районов застройки приведены в приложении N 2.
Расходы на мероприятия по проектированию и строительству водопроводных сетей, а также сетей канализации для обеспечения точек подключения ежегодно планируются, исходя из суммарного ежегодного объёма подключения в разрезе районов застройки, и корректируются по фактическим расходам на подключение.
Цели и ожидаемый эффект от реализации мероприятий приведены в приложении N 3.
Эффективность мероприятий программы
В результате реализации мероприятий по развитию системы ВКХ муниципального образования город Краснодар оптимизация по затратам будет достигнута в размере 6,9 млн. руб. за счет мероприятий по переходу на обеззараживание воды от хлорирования к методам на основе электролиза.
Столь незначительная экономия на затратах обусловлена тем, что в большинстве случаев эффективность мероприятий проявляется в оптимизации удельных величин э/энергопотребления и т.д., но нивелируется ростом натуральной базы в условиях наращивания мощностей производства и роста реализации услуг, что не приводит к получению экономии средств в абсолютных величинах.
Кроме того, наиболее эффективные мероприятия с т. зр. прямого экономического эффекта, а именно по энергосбережению, запланированные к реализации, приведут к снижению удельного энергопотребления, но оно будет компенсировано ростом энергопотребления в результате внедрения более энергоемких установок электролизного типа.
Таким образом, следует отметить, что в ходе реализации запланированных мероприятий достигаются удельные количественные и качественные показатели эффективности, представленные в Таблице 2.
Таблица 2
| |||||||||
Категория объекта |
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Водозаборные сооружения + Очистные сооружения водопровода |
подъём воды, т.м3/сут. |
220,5 |
212,7 |
217,5 |
217,5 |
219 |
221,3 |
222,8 |
224 |
износ, % |
66,70% |
65,30% |
63,90% |
63,00% |
62,20% |
61,50% |
60,40% |
59,90% |
|
энергозатраты, тыс. кВтч/год |
75794 |
72990 |
74606 |
74402 |
74198 |
73994 |
73790 |
73584 |
|
удельный расход электроэнергии, кВтч/куб. м |
0,942 |
0,94 |
0,937 |
0,928 |
0,925 |
0,918 |
0,909 |
0,9 |
|
темп прироста (+/-) удельного энергопотребления, % |
|
100% |
100% |
99% |
99% |
99% |
99% |
99% |
|
удельный расход хлора, тн./куб. м |
1,86 |
1,67 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
|
уровень по отношению к 2006 году |
1 |
90% |
81% |
81% |
75% |
70% |
65% |
59% |
|
Водопроводные сети |
протяжённость сетей, км |
1142,4 |
1152 |
1162 |
1165 |
1172 |
1178 |
1187 |
1192 |
план капитальных ремонтов,* |
6,76 |
31 |
37,9 |
36,8 |
35,3 |
33,8 |
32,3 |
31,6 |
|
инвестиционная программа, км/год |
1,8 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
|
износ, % |
74% |
72,00% |
67,00% |
65,48% |
63,94% |
62,42% |
60,90% |
59,40% |
|
аварийность: |
3980 |
3780 |
3580 |
3490 |
3380 |
3220 |
3100 |
3000 |
|
кол-во аварий, шт./км |
3,48 |
3,28 |
3,08 |
2,95 |
2,81 |
2,67 |
2,59 |
2,52 |
|
Водопроводные насосные станции |
объём перекачиваемой воды, тыс. куб. м/сут. |
225 |
224 |
227,7 |
228,9 |
229,5 |
230,3 |
231,7 |
232,6 |
энергозатраты, тыс. кВтч/год |
24246 |
21747 |
21750 |
21241 |
20706 |
20171 |
19937 |
19608 |
|
удельный расход электроэнергии, кВтч/куб. м |
0,266 |
0,266 |
0,261 |
0,255 |
0,249 |
0,243 |
0,237 |
0,231 |
|
уровень по отношению к 2006 году |
|
100% |
98% |
97% |
96% |
95% |
95% |
94% |
|
Общие характеристики системы водоснабжения |
Внереализационное использование воды, т. м3 |
36696 |
36291 |
33075 |
31255 |
29435 |
27615 |
25795 |
23972 |
то же в % от подачи воды |
40,20% |
39,90% |
35,80% |
33,72% |
31,64% |
29,56% |
27,48% |
25,40% |
|
собственные нужды, т. м3/сут. |
1736 |
1736 |
1736 |
1736 |
1736 |
1736 |
1736 |
1736 |
|
то же в % от подачи воды |
1,90% |
1,90% |
1,90% |
1,90% |
1,80% |
1,80% |
1,80% |
1,80% |
|
технологические потери воды, тыс. куб. м |
25549 |
25436 |
23162 |
22511 |
21862 |
21211 |
20559 |
19908 |
|
то же в % от подачи воды |
28,00% |
28,00% |
25,10% |
24,30% |
23,50% |
22,70% |
21,90% |
21,10% |
|
коммерческие потери воды, тыс. куб. м |
9411 |
9119 |
8177 |
7009 |
5841 |
4673 |
3503 |
2328 |
|
то же в % от подачи воды |
10,30% |
10,00% |
8,90% |
7,85% |
6,60% |
5,30% |
4,35% |
2,50% |
|
Сети водоотведения |
объём принимаемых стоков, тыс. куб. м/сут. |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
Протяжённость сетей, км |
873 |
873,5 |
874,5 |
877 |
883 |
890 |
897 |
903 |
|
план капитальных ремонтов *, км/год |
1,84 |
9,9 |
9,4 |
2,5 |
3 |
3,5 |
4,1 |
4,4 |
|
инвестиционная программа, км/год |
|
0,5 |
1 |
2,5 |
6 |
7 |
7 |
6 |
|
износ, % |
82,30% |
79,30% |
76,00% |
73,70% |
71,15% |
70,00% |
68,50% |
67,10% |
|
аварийность: |
4465 |
4365 |
4265 |
4195 |
4120 |
4055 |
3995 |
3965 |
|
кол-во аварий, шт./км |
5,11 |
4,97 |
4,82 |
4,73 |
4,65 |
4,54 |
4,46 |
4,38 |
|
охвачено водоснабжением населения, % |
83% |
85% |
86% |
87% |
88% |
89% |
90% |
91% |
|
Канализационные насосные станции |
объём перекачиваемых стоков, тыс. куб. м/сут. |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
износ, % |
52,30% |
51,20% |
49,30% |
48,50% |
47,70% |
47,00% |
46,20% |
45,40% |
|
энергозатраты, тыс. кВтч/год |
16535 |
16483 |
16402 |
16255 |
16108 |
15961 |
15814 |
15667 |
|
удельный расход электроэнергии кВтч/куб. м |
0,203 |
0,202 |
0,201 |
0,199 |
0,197 |
0,195 |
0,193 |
0,192 |
|
уровень по отношению к 2006 году |
|
100% |
100% |
100% |
98% |
98% |
98% |
98% |
|
Очистные сооружения канализации |
объём очищаемых стоков, тыс. куб. м/сут. |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
223,6 |
износ, % |
63,70% |
62,60% |
60,30% |
59,26% |
58,22% |
57,18% |
56,14% |
55,10% |
|
энергозатраты, тыс. кВтч/год |
30503 |
30503 |
30503 |
30503 |
30503 |
30503 |
30503 |
30503 |
|
удельный расход электроэнергии кВтч/куб. м |
0,374 |
0,374 |
0,374 |
0,374 |
0,374 |
0,374 |
0,374 |
0,374 |
|
уровень по отношению к 2006 году |
|
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
|
Общие характеристики системы водоотведения |
уровень приёма неучтённых стоков |
26447 |
26447 |
22060 |
19858 |
17656 |
15454 |
13252 |
11050 |
то же в % от производства услуги |
32,40% |
32,40% |
27,00% |
24,30% |
21,60% |
18,90% |
16,20% |
13,50% |
|
уровень приёма неучтённых стоков |
17036 |
17329 |
13883 |
12880 |
11877 |
10875 |
9870 |
8722 |
|
то же в % от производства услуги |
20,90% |
21,20% |
17,00% |
15,74% |
14,48% |
13,22% |
11,96% |
10,70% |
|
коммерческие потери (воды) |
9411 |
9119 |
8177 |
7008 |
5839 |
4670 |
3501 |
2328 |
|
то же в % от производства услуги |
11,50% |
11,20% |
10,00% |
8,90% |
7,30% |
5,40% |
3,80% |
2,90% |
* - Справочно
В рамках инвестиционной программы в муниципальном образовании город Краснодар за 5 лет будет освоено 3,157 млрд. руб., то есть на одного жителя будет потрачено в сфере водоснабжения и водоотведения 840 руб. в год. Такие удельные показатели капитальных вложений подтверждают реалистичность данной программы.
В связи с тем, что проект низкодоходный и капиталоемкий, финансирование программы будет осуществляться за счет собственных средств, привлечения инвестиционных ресурсов, за счет платы за подключение и целевого бюджетного финансирования, выделяемого из бюджетов различных уровней в рамках реализации адресных инвестиционных и целевых программ. Если говорить о доходности целевой инвестиционной программы, то она планируется на уровне 9,7% (таблица 3). Но это эффект, который будет выявлен не за 5 лет, а примерно за 19. Так объективно работает коммунальная инфраструктура, здесь сроки окупаемости по некоторым объектам системы могут составлять несколько десятков лет.
С целью:
1) не допустить резкого роста тарифов;
2) поддерживать приемлемый уровень доступности услуг для потребителей.
Возврат привлеченных в программу денежных средств планируется произвести приблизительно в течение 25 лет.
Таблица 3
тыс. руб.
Показатель эффективности |
Итого за 2006 - 2016 |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
NPV ставка дисконтирования коэффициент дисконтирования |
0,00% 1,00 |
(142050) 0,00% 1,00 |
(288150) 0,00% 1,00 |
(440610) 0,00% 1,00 |
(509120) 0,00% 1,00 |
(531280) 0,00% 1,00 |
(374640) 0,00% 1,00 |
(218000) 0,00% 1,00 |
(100050) 0,00% 1,00 |
(29800) 0,00% 1,00 |
- 0,00% 1,00 |
|
положительный денежный поток* дисконтированный поток то же накопительным итогом |
3467792 3467792 |
0 |
53162 53162 53162 |
295675 295675 348837 |
569925 569925 918762 |
858571 858571 1777333 |
1082243 1082243 2859576 |
197850 197850 3057426 |
179530 179530 3236956 |
127955 127955 3364911 |
73081 73081 3437992 |
29800 29800 3467792 |
отрицательный денежный поток** дисконтированный поток то же накопительным итогом |
(3467792) (3467792) |
0 |
(195212) (195212) (195212) |
(441775) (441775) (636987) |
(722385) (722385) (1359372) |
(927081) (927081) (2286453) |
(1104403) (1104403) (3390856) |
(41210) (41210) (3432066) |
(22890) (22890) (3454956) |
(10005) (10005) (3464961) |
(2831) (2831) (3467792) |
0 0 (3467792) |
PI ставка дисконтирования коэффициент дисконтирования коэффициент дисконтирования |
9,7% |
14,00% 1,00 |
13,50% 0,88 1,00 |
13,00% 0,78 1,00 |
12,50% 0,70 1,00 |
12,00% 0,64 1,00 |
11,50% 0,58 1,00 |
11,00% 0,53 1,00 |
10,50% 0,50 1,00 |
10,00% 0,47 1,00 |
9,50% 0,44 1,00 |
9,00% 0,42 1,00 |
собственные средства (вели- чина эффекта) дисконтированный поток то же накопительным итогом |
6867 4598 |
430 379 379 |
1051 823 1201 |
1410 990 2191 |
1788 1136 3327 |
2189 1270 4598 |
0 - 4598 |
0 - 4598 |
0 - 4598 |
0 - 4598 |
0 - 4598 |
|
заемные средства (выплата процентов за кредиты) дисконтированный поток то же накопительным итогом |
310841 198523 |
19177 16896 16896 |
37460 29336 46232 |
55076 38682 84914 |
61094 38827 123741 |
61097 35453 159193 |
41210 22033 181226 |
22890 11379 192605 |
10005 4667 197272 |
2831 1251 198523 |
0 (0) 198523 |
|
отрицательный денежный поток** то же дисконтированный то же накопительным итогом |
(3156952) (2096151) |
0 |
(176036) (155097) (155097) |
(404315) (316638) (471736) |
(667309) (468672) (940408) |
(865987) (550350) (1490758) |
(1043305) (605393) (2096151) |
- - (2096151) |
- - (2096151) |
- - (2096151) |
- - (2096151) |
- - (2096151) |
С целью:
1) не допустить резкого роста тарифов,
2) поддерживать приемлемый уровень доступности услуг для потребителей
возврат привлеченных в программу денежных средств планируется произвести приблизительно в течение 25 лет.
Привлечение инвестиционных ресурсов позволит без значительного повышения тарифов финансировать инвестиционную программу и погашать долговые обязательства.
Ключевой задачей программы является эффективное использование добываемой воды. Для достижения эффективного водопотребления программой предусматривается регулирование водопотребления, сокращение утечек. Выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой позволит:
снизить процент потерь воды с 39 до 25 процентов.
Внедрение новых технологий приведет к сокращению производственных расходов, повышению эффективности ведения хозяйственной деятельности, существенному сокращению затрат на энергопотребление. Если в настоящий момент затраты на электроэнергию составляют 36% в общих затратах, то к 2011 году они сократятся до 28%.
Вследствие выполнения программы сократится количество аварий и поломок на насосных установках и экономия затрат на техническое обслуживание и ремонт водопроводной и канализационной систем составит приблизительно до 20 млн. руб. в год.
Включение в программу мероприятий по реконструкции хлораторных установок, с целью снижения возможной опасности для здоровья населения города в случае чрезвычайной ситуации на объектах с хлором, невозможно оценить в денежном эквиваленте, однако для благополучия жителей города имеет очень важное значение.
Источники финансирования Программы
Мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, направленные на повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования, мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленные на подключение строящихся (реконструируемых) объектов, финансируются за счет надбавок к тарифам на товары и услуги ООО "Краснодар Водоканал" для потребителей и тарифа ООО "Краснодар Водоканал" на подключение к системам водоснабжения и водоотведения.
Планируемые надбавки к ценам (тарифам) для потребителей по водоснабжению и водоотведению, тарифы на подключение к системам водоснабжения и водоотведения, позволяющие обеспечить как выполнение мероприятий инвестиционной программы, так и динамику их сдерживания в период 2007 - 2013 годы, приведены в таблице:
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Надбавка к ценам (тарифам) для потребителей по водоснабжению (без НДС), руб. |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
Надбавка к ценам (тарифам) для потребителей по водоотведению (без НДС), руб. |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
Тарифы на подключение к системам водоснабжения (с НДС), руб. |
19100 |
19100 |
19100 |
19100 |
19100 |
19100 |
19100 |
Тарифы на подключение к системам водоотведения (с НДС), руб. |
39500 |
39500 |
39500 |
39500 |
39500 |
39500 |
39500 |
Размеры планируемых надбавок и тарифов определены с учетом соблюдения критериев доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса для потребителей, исходя из общей стоимости мероприятий Программы, в размере 3 156,97 тыс. руб.
Соответственно, оценка удельной стоимости затрат на подключение единицы мощности и расчет планируемой величины надбавки к тарифам на товары и услуги ООО "Краснодар Водоканал" произведены, исходя из расчета стоимости капитальных вложений на реализацию мероприятий инвестиционной программы, соблюдения принципов целевого финансирования мероприятий инвестиционной программы, а также соблюдения предельных индексов максимально возможного изменения установленных надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Расчёт финансовых потребностей для реализации Программы
Мероприятия по строительству и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, направленные на повышение качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования, мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, направленные на подключение строящихся (реконструируемых) объектов, включая мероприятия, направленные на энергоресурсосбережение, финансируются за счёт надбавок к тарифам на товары и услуги ООО "Краснодар Водоканал" для потребителей и тарифа ООО "Краснодар Водоканал" на подключение к системам водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 24 Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 99, предусмотрены дополнительные средства для выплаты налоговых платежей, возникающих от увеличения выручки, связанной с реализацией мероприятий Программы.
Величина затрат для реализации каждого мероприятия рассчитана на основании действующей на момент утверждения Программы или внесения изменений в Программу нормативно-сметной документации в строительстве.
Финансовые потребности на реализацию мероприятий Программы определяются на основе проектно-сметной документации или укрупнённых показателей стоимости строительства и модернизации.
В расчёт финансовых потребностей включён весь комплекс расходов, связанных с проведением мероприятий, рассчитанных исходя из государственных сметных нормативов, территориальных сметных нормативов, отраслевых сметных нормативов, индивидуальных сметных нормативов, в том числе на:
проектно-изыскательские работы;
строительно-монтажные работы;
платежи по оформлению исходно-разрешительной и землеустроительной документации;
платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество.
Стоимостные показатели мероприятий Программы для расчёта тарифов на подключение к коммунальным системам водоснабжения и водоотведения, а также надбавок к тарифам на холодную воду и водоотведение ООО "Краснодар Водоканал" приведены в приложении N 4 к настоящей Программе.
На основании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 04.10.2011 N 7229 "О пересмотре технического задания на разработку инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы", анализа прогнозного прироста нагрузки по водоснабжению и водоотведению, исходя из заключённых и планируемых договоров на подключение объектов капитального строительства, выданных технических условий и стоимости затрат на реализацию мероприятий, связанных с подключением, произведён расчёт тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения.
По состоянию на второе полугодие прогнозируется прирост объёма водопотребления на период действия Программы по вновь строящимся и модернизируемым объектам в размере 45442,33 м3 в сутки, по водоотведению - 52226,57 м3 в сутки.
Размер планируемых тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения:
I. Водоснабжение
| |||
N п/п |
Ожидаемые затраты на реализацию Программы, включая уплату налогов (тыс. руб.)* |
Прирост мощности по водоснабжению (м3/сут.) |
Планируемый тариф за 1 м3/сут. при подключении, включая НДС (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
867948,50** |
45442,33 |
19,10 |
Примечание: 1. Тариф = значение столбца 2 : значение столбца 3.
* Исключая затраты, связанные с разделом "Водоотведение".
** Указано значение столбца 6 строки "Водоснабжение" и расчётное значение столбца 6 строки "Прочие" (по удельному весу), приходящееся на "Водоснабжение" приложения N 4 исключая затраты, взаимосвязанные с разделом "Водоотведение".
II. Водоотведение
| |||
N п/п |
Ожидаемые затраты на реализацию Программы, включая уплату налогов (тыс. руб.)* |
Прирост мощности по водоотведению (м3/сут.) |
Планируемый тариф за 1 м3/сут. при подключении, включая НДС (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
2062949,50** |
52226,57 |
39,50 |
Примечание: 1. Тариф = значение столбца 2 : значение столбца 3.
* Включая связанные затраты по разделу "Водоснабжение".
** Указано значение графы 6 строки "Водоотведение" и расчётное значение столбца 6 строки "Прочие" (по удельному весу), приходящееся на "Водоотведение" приложения N 4, включая связанные затраты по разделу "Водоснабжение".
Размер планируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей на холодную воду и водоотведение:
I. Водоснабжение
| ||||
N п/п |
Ожидаемые затраты на реализацию Программы, включая уплату налогов (тыс. руб.) |
Объём реализации услуг по водоснабжению (тыс. м3) |
Расчётная надбавка на 1 м3, с НДС (руб.) |
Расчётная надбавка на 1 м3, без НДС (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
145750* |
398441,77 |
0,3658 |
0,31 |
Примечание: 1. Тариф = значение столбца 2 : значение столбца 3.
* Указано значение столбца 6 строки "Водоснабжение" + расчётное значение столбца 6 строки "Прочие" (по удельному весу), приходящееся на "Водоснабжение" приложения N 4.
Для населения предусматривается надбавка на основании расчёта - 0,3658 руб., включая НДС.
II. Водоотведение
| ||||
N п/п |
Ожидаемые затраты на реализацию Программы, включая уплату налогов (тыс. руб.) |
Объём реализации услуг по водоотведению (тыс. м3.) |
Расчётная надбавка на 1 м3, с НДС (руб.) |
Расчётная надбавка на 1 м3, без НДС (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
80310* |
378107,35 |
0,2124 |
0,18 |
Примечание: 1. Тариф = значение столбца 2 : значение столбца 3.
* Указано значение графы 6 строки "Водоотведение" + расчётное значение столбца 6 строки "Прочие" (по удельному весу), приходящееся на "Водоотведение" приложения N 4.
Для населения предусматривается надбавка на основании расчёта - 0,2124 руб., включая НДС.
Объём финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы и источники финансирования представлены в приложении N 5. План финансирования реализации инвестиционной программы с указанием источников её финансирования приведён в приложении N 1.
Баланс инвестиционных потребностей на реализацию мероприятий программы и общего объёма средств на финансирование приведён в приложении N 6.
4. Схема договорных отношений
Для реализации инвестиционной программы в соответствии с ФЗ N 210 администрация муниципального образования город Краснодар заключает с ООО "Краснодар Водоканал" инвестиционный договор, определяющий условия реализации инвестиционной программы, и договор аренды на срок не менее окупаемости данной программы.
В случае привлечения бюджетного софинансирования данной программы будут заключены отдельные соглашения и/или договоры в соответствии с действующим законодательством.
5. Заключительные положения
Реализация программы обеспечит в долгосрочной перспективе качественное водоснабжение и водоотведение территории. А это один из базовых параметров, влияющих как на здоровье людей, так и на экологию и комфорт среды обитания. В конечном итоге это составляющие той самой фундаментальной задачи "сбережения народа", о которой говорил Президент в недавнем послании Федеральному Собранию. Программа компании по Краснодару имеет целью в том числе существенно снизить экологические риски для бассейнов Кубани, Азовского и Черного морей. Сегодня состояние этого уникального региона в значительной степени зависит от качества очистки сточных вод.
Экономические и социальные выгоды от осуществления инвестиционной программы значительно превышают стоимость мероприятий самой программы, поэтому программа в достаточной мере соответствует программе социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.