Уважаемый Максим Вячеславович!
Прошу разъяснить порядок применения норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) по следующим вопросам:
1. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 таким случаем определено заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Каким образом применять данное условие при закупке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)?
На практике возникают два случая заключения контракта на оказание услуг ОСАГО. Первый из них - заключение контракта на конкурсной основе на длительный период (в нашем случае один календарный год), когда по одному контракту страхуются все транспортные средства организации, и в течение года, по окончании предыдущего срока страхования (т.е. срока действия полисов, полученных на каждое транспортное средство в прошлом году) страховщик выдает новые полисы сроком на один год.
Во втором случае контракт заключается с единственным поставщиком на услуги страхования по одной конкретной автомашине и полис выдастся сразу, а не через несколько месяцев после заключения контракта, когда коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений (КБМ) за прошедший период может измениться. Таким образом, во втором случае есть конкретные базовая ставка и коэффициенты на дату заключения контракта, т.е. сумма страховой премии, являющаяся ценой контракта, не изменится, даже если в будущем произойдет страховой случай. Соответственно, цена услуги будет твердой, а не ориентировочной, как предполагает ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
В первом же случае при подготовке конкурсной документации для закупки услуг ОСАГО обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦ) проводится в соответствии с Указаниями Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указания).
Расчет производится по формулам, приведенным в Указаниях:
Транспортные средства категории "В"
Т = ТБ х КТ х КБМ х КО х КМ х КС х КН х КПр, где КО = 1,8.
Транспортные средства категорий "С", "D"
Т = ТБ х КТ х КБМ х КО х КС х КН х КПр, где КО = 1,8.
ТВ - это базовые ставки страховых тарифов (при подготовке конкурсной документации для расчета НМЦ нами взяты максимальные значения из установленных Указаниями, чтобы не уменьшать количество участников закупки).
КТ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства;
КБМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования;
КО - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
КМ - коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В");
Кпр - коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
КС - коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС = 1).
В Указаниях установлены максимальные и минимальные значения базовых ставок страховых тарифов, страховщики самостоятельно утверждают их размер из допустимых вариантов и размещают информацию об утвержденных тарифах на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Таким образом, цена услуг ОСАГО может варьироваться в пределах 5%.
В нашем конкретном случае при страховании ответственности no 162 транспортным средствам НМЦ составляет 1124 т.р., а минимальная цена в заявке, которую смогут предложить участники конкурса - 1065 т.р. Срок оказания услуг по контракту - с 01.01.2015 по 31.12.2015. Периоды страхования по каждому транспортному средству указаны в документации. Каждый месяц нужно будет получать новый полис примерно для 10 машин. В расчетах НМЦ взяты значения действующего КБМ (коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования). Однако существует вероятность, что по какому-либо транспортному средству при наступлении периода страхования, указанного в документации и контракте, значение КБМ может измениться.
При осуществлении закупки возникает вопрос, какую цену мы должны указать при заключении контракта? Если в контракте укажем меньшую цену из победившей заявки и напишем, что она является твердой, то нарушим требования ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 13.01.2014 N 19. А если указываем формулу для расчета цены, то что мы должны указать в качестве "максимального значения цены контракта, установленного заказчиком в документации о закупке"? Начальную (максимальную) цену контракта из документации? Или же в документации нужно было указать еще какое-то "максимальное значение цены контракта" с учетом увеличенных ТБ и КБМ, по как тогда определить КБМ? При этом цена контракта должна быть в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также соответствовать требованиям ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ, т.е. не превышать НМЦ. А если взять по всем транспортным средствам максимальное значение КБМ, то цена контракта превысит не только НМЦ, но и доведенные лимиты бюджетных обязательств.
2. Прошу разъяснить порядок действий заказчика при закупке услуг по изготовлению форменной одежды для государственных гражданских служащих в случае установления в документации о закупке условий, запретов и ограничений в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд" (далее - Постановление N 791) установлен запрет на осуществление закупки для обеспечения федеральных нужд товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Белоруссия и Республики Казахстан) по перечню, в котом указан в том числе код ОКПД 18.22 "Одежда верхняя".
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) в состав кода ОКПД 18.22 входит также код ОКПД 18.22.99.140 "Услуги по пошиву форменной одежды, выполняемые по индивидуальным заказам".
Пунктом 1 Постановления N 791 установлено, что дополнительным требованием к участникам закупки товаров легкой промышленности, предусмотренных перечнем, является использование при изготовлении товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан (далее - материалы или полуфабрикаты). Указанное дополнительное требование не действует в случае отсутствия на территориях Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Казахстан производства товаров. Подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов осуществляется уполномоченным органом Российской Федерации в установленном им порядке.
В связи с изложенным, можно сделать вывод, что при закупке услуг по изготовлению форменной одежды для государственных гражданских служащих в документации о закупке должно быть установлено ограничение, предусмотренное пунктом 1 Постановления N 791 об использовании при изготовлении форменной одежды материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 10.09.2014 N 1776 "Об утверждении Правил выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г N 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд" (далее - Приказ N 1776) установлен порядок выдачи Министерством промышленности и торговли РФ (далее - Министерство) заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в перечне, утвержденном Постановлением N 791.
В соответствии с п. 2 правил, утвержденных Приказом N 1776, для получения вышеназванного заключения необходимо предоставить в Министерство заявление, в котором должны быть указаны наименование товара, указанного в перечне, утвержденном Постановлением N 791 (далее - товар), полные коды в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКГТД), необходимое государственному заказчику количество и срок поставки товара.
К заявлению прикладывается информация о технических и эксплуатационных характеристиках товара, оформленная в табличном виде и включающая следующие показатели (далее - Документы):
а) зарубежный аналог закупаемого товара:
производитель товара (наименование производителя, страна);
поставщик товара на российском рынке (название поставщика,
местонахождение поставщика);
б) технические характеристики закупаемого товара:
основные технические характеристики для каждого товара и методы их определения;
технические характеристики товара в процессе его эксплуатации.
В соответствии с п. 5 правил, утвержденных Приказом N 1776, если выявлено, что Документы представлены с нарушением требований пункта 2 Правил, Министерство в 15-дневный срок с даты поступления возвращает их на доработку государственному заказчику, подавшему Документы, письмом за подписью директора (заместителя директора) Департамента с указанием причины возврата.
При закупке услуг по изготовлению форменной одежды для государственных гражданских служащих в документации о закупке мы даем следующее описание материалов и полуфабрикатов, используемых при изготовлении форменной одежды, в соответствии с утвержденными техническими условиями на изготовление указанной форменной одежды:
N |
Наименование материалов |
Характеристика |
Назначение материалов |
1 |
Ткань камвольная полушерстяная кительная или костюмная |
Состав: шерсть, ПЭ. Содержание шерсти не менее 30%. поверхностная плотность не менее 250 г/м2 , цвет темно-серый. |
Для изготовления курток мужских и женских, брюк мужских, юбок. |
2 |
Ткань хлопкополиэфирная гладкокрашеная |
Состав: хлопок, ПЭ. Содержание хлопка не менее 35%. поверхностная плотность не менее 215 г/м2, цвет темно-серый |
Для изготовления курток утепленных |
3 |
Полотно нетканое клееное объемное для швейных изделий |
Поверхностная плотность 100 - 120 г/м2 |
Для утепляющей прокладки курток утепленных |
4 |
Форменные пуговицы цельнолитьевые металлические диаметром 14 мм и 20 мм |
Пуговицы металлические серебристо-серого цвета с изображением геральдического знака-эмблемы Россельхознадзора |
Для застежки курток, застежки клапанов карманов. манжет курток мужских, курток женских. |
5 |
Застежка-молния пришивная с разъемным нижним ограничителем |
По цвету ткани. |
Для застежки курток |
На основании изложенного, прошу разъяснить:
- Нужно ли при закупке услуг по изготовлению форменной одежды для государственных гражданских служащих обращаться в Министерство за заключением об отсутствии на территории Российской Федерации производства материалов и полуфабрикатов, используемых при изготовлении форменной одежды, или это требование относится только к товарам, указанным в перечне, утвержденном Постановлением N 791?
В случае необходимости получения такого заключения на материалы и полуфабрикаты, в связи с установленными Министерством требованиями к заявлению (п. 2 правил, утвержденных Приказом N 1776), трудозатраты на подготовку и проведение закупки значительно возрастают. В части исполнения требования о приведении данных о количестве материалов и полуфабрикатов, зарубежных аналогах, основных технических характеристиках и методах их определения, технических характеристиках в процессе эксплуатации, подготовка документации о закупке без обращения к экспертным организациям становится практически не выполнимой.
- При необходимости получения заключения на материалы и полуфабрикаты заказчик должен обращаться за ним при осуществлении каждой закупки? Имея информацию о наличии указанных материалов и полуфабрикатов отечественного производства, может заказчик не обращаться в Министерство?
- Какими документами участник закупки может подтвердить факты, что страной происхождения предлагаемых в его заявке материалов и полуфабрикатов для изготовления форменной одежды являются Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан?
Руководитель Управления |
А.С. Фонтанецкий |
О.А. Накошная
(861) 222-46-09
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 21 января 2015 г. N 10-12/170 "О порядке применения норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Текст письма официально опубликован не был