Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Выводы, вытекающие из Доклада, и предложения по обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека гражданина в Краснодарском крае
11.1. Выводы, вытекающие из Доклада
В 2011 году основные экономические показатели по итогам девяти месяцев по отношению к 2010 году характеризуются ростом.
Объем доходов консолидированного бюджета на 2011 год (с учётом безвозмездных поступлений) составили 216,4 млрд. рублей и возросли на 28,3% к уровню 2010 года.
Объем расходов по консолидированному бюджету составляет более 238,9 млрд. рублей, в том числе по краевому - 183,5 млрд. рублей. Темп роста расходов по отношению к 2010 году составляет более 21,5 процента.
Социально-культурная сфера, по-прежнему, остается приоритетным направлением расходования средств, на эти цели из бюджета края направлено 116,3 млрд. рублей, или 51% расходов.
На Кубани зарегистрировано 7 региональных отделений политических партий: "Единая Россия", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Российской объединенная демократическая партия "Яблоко", "Либерально-демократическая партия России", "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Правое дело".
На 01.01.2012 года численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Краснодарского края, составило 3827834 человек.
Всего в 2011 году на территории Краснодарского края проводились выборы 6 раз. Проведено 102 компании выборов в органы местного самоуправления.
В целом, в Краснодарском крае обеспечиваются гарантии реализации гражданских прав и свобод лицам, находящимся на территории края, имеются необходимые условия для их совершенствования.
Взаимодействие Уполномоченного по правам человека с органами власти всех уровней в 2011 году в основном происходило в рамках выполнения им своих функциональных задач.
Наиболее тесное сотрудничество с федеральными органами государственной власти осуществлялось по линии социальных служб. Прежде всего, это органы социальной защиты, пенсионные, здравоохранения.
Правоохранительные и иные силовые органы - традиционные партнеры Уполномоченного по правам человека на протяжении всей его деятельности. Согласно статистике, большое количество обращений граждан связано именно с деятельностью этих органов. Бесспорным лидером, по понятным причинам, среди них являются Управление федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН) и Главное управление МВД России по Краснодарскому краю (ГУ МВД).
Уполномоченный по правам человека активно сотрудничал с некоммерческими организациями.
По данным Управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, по состоянию на 01.01.2012 года в крае зарегистрировано 6805 некоммерческих организаций (НКО), в том числе 3656 общественных и 724 религиозных объединений.
В целом, активность третьего сектора в истекшем году продолжала падать. Она сводилась к проведению отдельных мероприятий в рамках основных уставных задач, а также грантовых программ.
В 2011 году к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае обратилось 3268 человек. В том числе:
- 1920 - использовали телефон;
- 288 - лично посетили приемную;
- 1060 - использовали почту и Интернет.
Из них 373 обращения от осужденных, обвиняемых и подозреваемых (52%).
Зарегистрировано 704 обращения, в том числе 608 жалоб. Разница между количеством обратившимися и количеством зарегистрированных обращений состоит в том, что многие зарегистрированные обращения являются коллективными.
Общее количество обращений к Уполномоченному в сравнении с 2010 годом впервые уменьшилось 28,3%, в том числе: письменных на 32%, зарегистрированных - 2.1%, лично обратившихся в приемную лиц - 24,8%. Из числа всех зарегистрированных обращений возросло количество жалоб: на 3,9%.
Обращения поступили из 40 районных муниципальных образований Краснодарского края, при общем их количестве - 44. Наибольшее количество обращений было получено: г. Краснодар - 178; Усть-Лабинский район - 51; г. Армавир - 51; г. Новороссийск - 47; г. Сочи - 37.
Уполномоченным по правам человека были рассмотрены также обращения из 24 субъектов Российской Федерации
Учет и анализ поступивших письменных зарегистрированных обращений по объекту (органу) в отношении которых они поданы, с учетом численного показателя к общему количеству, показывает, что наибольшая их часть касается государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц и государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность:
А). В системе правосудия и организации деятельности судебной системы - 45,3%;
Б). В системе правоохранительных и правоприменительных органов - 22,4%;
В). В экономической и социальной (социально-экономической) сферах - 21,7%;
На долю этих объектов приходится 630 (89,4%) зарегистрированных обращений от общего числа поступивших, что является самым большим показателем за без малого десять лет деятельности института Уполномоченного по правам человека в крае.
Остальные 10,6% касаются широкого спектра общественных отношений в сферах деятельности органов власти всех уровней, включая и не относящиеся к компетенции Уполномоченного по правам человека.
Для сравнения, в 2010 году на указанные органы приходилось 78,8% обращений. Тем самым произошел их рост на 10,7%.
Проведенная ниже классификация поступивших зарегистрированных обращений по объективной стороне, с учетом их количества, показывает нижеследующее соотношение:
А). О нарушении гражданских (личных) прав - 461 (65,5%);
Б). О нарушении социальных прав - 153 (21,7%);
В). О нарушении политических прав - 9 (1,3%);
Г). Вне компетенции Уполномоченного по правам человека - 81 (11,5%).
Сравнительный анализ полученных обращений за 2010 и 2011 годы, относительно их количества и классификации, показывает о значительном увеличении обращений, касающихся деятельности судебной системы. Отмечен самый большой показатель за десять лет. Причиной тому может быть ситуационная стагнация, что продиктовано, прежде всего, отсутствием очевидных для граждан изменений по ранее озвученным проблемам, длящаяся на протяжении последних лет.
В 2011 году имеются следующие тенденции, характеризующие ситуацию.
На первое место вновь вышли обращения, поданные на нарушения прав судебной системой. Их количество увеличилось на 18% (45,3% против 27,3%).
Обращения на правоохранительные и правоприменительные органы снизились на 12,3%, что является также первым существенным снижением за весь период деятельности института Уполномоченного по правам человек (22,4% против 30,7%).
В социально-экономической сфере особых изменений не произошло. Обращения занимают третье место. Их количество увеличилось на 1% (20,7% против 21,7%).
Обращает на себя внимание устойчивая тенденция снижения поступления обращений, не относящихся к компетенции Уполномоченного по правам человека (11,5% против 18,6%). Хотя это четвертое место в рейтинге, но их поступило на 7,1% меньше, чем в прошедшем году.
Не менее показательным являются статистические данные о количестве обращений, классифицируемых по видам прав. Так, обращения о нарушении гражданских (личных) прав составили 65,5%. Их рост, в том числе, обусловлен многочисленными обращениями осужденных, обвиняемых, подозреваемых на судебные и следственные органы (52% от общего числа зарегистрированных обращений).
Обращения, касающиеся нарушений социальных прав, остались на прежнем уровне, и составили 21,7%.
Если сравнивать эти два показателя, то, возможно, причиной столь большой разницы в цифрах может быть то, что благосостояние граждан за последние годы улучшилось. Это побуждает их больше внимания уделять защите своих гражданских прав. Как указывает судебная статистика, за последний период увеличилось количество судебных дел, что также может являться прямым следствием возрастания жалоб на действие судебной системы.
Что касается политических прав, то статистические показатели не столь значительны, они на уровне погрешности (2,1%).
В 2011 году правовое просвещение граждан проводилось по двум основным направлениям, с учетом ресурса Аппарата и подготовки его сотрудников.
Первой целевой группой для Уполномоченного по правам человека были студенты высших учебных заведений.
Вторым направлением правового просвещения была работа, проводимая в повседневной деятельности, в ходе рассмотрения обращений граждан. Это наиболее кропотливая, но важная деятельность.
Использовались также Уполномоченным по правам человека и связи с общественными организациями, совместные мероприятия. Систематически элементы правового просвещения включались в выступления с докладами, лекциями, сообщениями, во время участия в круглых столах, других мероприятиях.
К сожалению, приходится констатировать, что правовая грамотность населения продолжает оставаться низкой. Это является одной из причин, порождающей большое количество обращений в различные инстанции.
Поддержание межрегионального и международного сотрудничество в области прав и свобод человека является одной из задач института Уполномоченного по правам человека.
Прошлый год отмечен важными событиями в деятельности Уполномоченного по правам человека.
Одним из них - участие Уполномоченного по правам человека во встрече с Верховным комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй, которое состоялось в Санкт-Петербурге 18.02.2011 года в рамках заседания Координационного совета российских уполномоченных по правам человека.
Давние отношения в сфере прав человека связывают Уполномоченного по правам человека со своими коллегами из стран СНГ. В их числе не только обмен информацией и совместное участие в разрешении конкретных обращений граждан, то также участие в мероприятиях друг друга.
Уполномоченный по правам человека принимал участие в мероприятиях, организуемых и проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Уполномоченным по правам человека поддерживалась постоянная связь с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и со всеми Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации. По состоянию на конец 2011 года, региональные Уполномоченные по правам человека действовали более, чем в 60 субъектах Российской Федерации.
Важная роль в деле организации взаимодействия и сотрудничества принадлежит обновленному в 2011 году "Координационному Совету российских Уполномоченных по правам человека", который является приемником Координационного Совета Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (КС УПЧ в РФ, УПЧ в субъектах РФ).
По данным Комитета по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан Законодательного Собрания Краснодарского края, в 2011 году депутаты рассмотрели и приняли 247 законов Краснодарского края и 855 Постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края, включая постановления о принятии законов.
В информационных и консультационных базах также значится 911 постановлений и 562 распоряжения администрации (губернатора) Краснодарского края.
В прошедшем году была продолжена законодательная деятельность в социальной сфере. Благодаря этому, была расширена нормативно-правовой базы, обеспечивающая поддержку малоимущих и наименее защищенных слоев населения. Приняты законодательные и нормативные акты в сфере образования, культуры и медицинского обслуживания, а также регулирующие правоотношения в молодежной среде и некоммерческом секторе.
Настоящий Доклад является определенным рубежом и итогом деятельности первого Уполномоченного по правам человека на Кубани с 2002 года. В 2012 году истекает второй срок его полномочий. В связи с этим, Уполномоченный по правам человека впервые попытался провести сравнительный анализ поступивших к нему обращений и проследить некоторую их динамику, а также наличие или отсутствие изменений в решении, отмеченных в предыдущих докладах, отдельных проблем.
Уполномоченный по правам человека на протяжении всей своей деятельности исходил из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества. Он старался его сохранять и развивать, опираясь на широкий круг единомышленников и его сторонников, как среди органов власти всех уровней, так и среди гражданского общества.
Уполномоченный по правам человека благодарит всех, с кем ему довелось иметь отношения за весь период исполнения им своих функциональных обязанностей. За помощь и поддержку, за конструктивную критику, доверие Законодательного Собрание Краснодарского края быть первым в течение десяти лет на столь важном и нужном для Кубани и её жителей посту.
11.2. Предложения Уполномоченного по правам человека по обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае
Для обеспечения гарантий соблюдения прав человека и гражданина в Краснодарском крае Уполномоченный по правам человека считает необходимым сделать в первоочередном порядке:
1. Обеспечить прозрачность в деятельности судебной системы. Организовать и запустить систему бесплатной юридической помощи для населения с учетом нового законодательства.
2. Создать условия для развития некоммерческих организаций, прежде всего через учреждение Общественной Палаты Краснодарского края, увеличение грантовой поддержки общественных объединений, занятых в публичной сфере деятельности.
3. Развивать общественный контроль за счет оказания материальной и финансовой поддержки Общественной наблюдательной комиссии края, укрепления новыми членами Общественные Советы, действующие при ведомствах.
4. Активизировать участие органов власти и общественных объединений в правовом просвещении граждан за счет создания Программы правового просвещения, а также размещения социального заказа на конкурсной основе.
5. Создать необходимые условия для дальнейшего развития института Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае и эффективной его деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.