Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека
в Краснодарском крае в 2011 году
Введение
Введение в Доклад
В соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. N 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае" (далее - Закон или Закон об Уполномоченном по правам человека), Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае Козицким А.Г. (далее - Уполномоченный по правам человека) подготовлен доклад о его деятельности в 2011 году (далее - Доклад).
Согласно Закону, в Докладе должны быть изложены "общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае, указаны государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите в истекшем году". Доклад является формой оценки Уполномоченным по правам человека состояния прав человека в Краснодарском крае и его реагированием на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина на территории Краснодарского края, а также привлечения внимания к самой проблеме прав человека, необходимости их соблюдения, обеспечения гарантий и защиты.
Закон не наделяет Уполномоченного по правам человека властными полномочиями. Критерием оценки его деятельности могут служить лишь факты, подтверждающие его реагирование на нарушения прав человека, а также результаты, полученные в ходе выполнения им функциональных задач.
Доклад составлен как аналитический документ, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории Краснодарского края в 2011 году, которые стали известны в результате осуществления Уполномоченным по правам человека своих правомочий, анализ поступивших обращений заявителей, общение на личном приеме, мониторинг состояния прав человека в крае, официальные ответы государственных и муниципальных учреждений и других структур. Использованы также некоторые статистические данные различных ведомств федерального и регионального уровней.
Доклад содержит не только недостатки в сфере прав человека, но и положительные достижения в деле обеспечения гарантий и защиты прав человека.
При составлении Доклада максимально учитывались общепринятые требования: достоверности, новизны информации, актуальности поднимаемых проблем, юридического языка изложения, логики, понятной для читателя структуры и другие.
Уполномоченный по правам человека не претендует на полное и исчерпывающее изложение всех фактов нарушения прав человека или предпосылок к этому, а также на исключительность в даче оценок. Это его мнение, которое он вправе высказывать в силу Закона об Уполномоченном по правам человека.
Доклад состоит из разделов, повторяющих задачи деятельности Уполномоченного, которые разделены на главы, пункты и подпункты. Все они размещены с учетом первоочередности и важности затрагиваемых проблем.
Раздел I Доклада традиционно посвящен развитию института через описание взаимодействия и сотрудничества с органами власти различных уровней, правоохранительными органами, некоммерческими организациями (третьим сектором) и их неформальными структурами. Отражены технические достижения и недостатки в обеспечении деятельности Аппарата Уполномоченного по правам человека.
Доклад является определенным рубежом и итогом деятельности первого Уполномоченного по правам человека на Кубани с 2002 года. В 2012 году истекает второй срок его полномочий. В связи с этим, Уполномоченный по правам человека впервые попытался провести сравнительный анализ поступивших к нему обращений и проследить некоторую их динамику, а также наличие или отсутствие изменений в решении, отмеченных в предыдущих докладах, отдельных проблем.
Раздел II Доклада составлен с учетом принятой в правозащитной практике классификации прав и свобод человека и гражданина, а также нарушений, наиболее часто встречавшихся в деятельности Уполномоченного по правам человека в 2011 году.
Кроме негативных моментов, отмечаются также положительные сдвиги в решении некоторых проблемных вопросов длящегося характера.
Заключает Доклад раздел III, который содержит выводы и рекомендации. Это, по сути, тезисное изложение основного содержания Доклада, а также мнение Уполномоченного по правам человека, что, на его взгляд, необходимо сделать для улучшения состояния с правами человека в крае. Наличие рекомендаций обусловлено также требованиями Закона об Уполномоченном по правам человека.
Уполномоченный по правам человека на протяжении всей своей деятельности исходил из понимания роли и места возглавляемого им института в системе институтов гражданского общества. Он старался его сохранять и развивать, опираясь на широкий круг единомышленников и его сторонников, как среди органов власти всех уровней, так и среди гражданского общества.
Уполномоченный по правам человека благодарит всех, с кем ему довелось иметь отношения за весь период исполнения им своих функциональных обязанностей. За помощь и поддержку, за конструктивную критику, доверие Законодательного Собрание Краснодарского края быть первым в течение десяти лет на столь важном и нужном для Кубани и её жителей посту.
Я желаю творчества и удачи новому Уполномоченному по правам человека, выдержки и мудрости в принятии решений, новых свершений и побед, новых, более высоких, рубежей в его деятельности.
В соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека, Доклад направляется в Законодательное Собрание Краснодарского края для его официального представления. Он также подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации Краснодарского края.
Краткие политические и социально-экономические показатели развития Краснодарского края
Краснодарский край (Кубань) самый южный приграничный регион России. Территория края составляет 75,5 тыс. кв. км. (0,4% территории Российской Федерации). Край расположен на Кубано-Приазовской низменности и частично в западной части Большого Кавказа (Северный Кавказ). По территории края протекает река Кубань, которая дает ему второе название, используемое в обиходе. Он граничит с субъектами Российской Федерации: на севере и северо-востоке - Ростовской областью, на востоке - со Ставропольским краем, на юге - Карачаево-Черкесской Республикой. Государственная граница проходит: на юге - с Республикой Абхазией, на западе - Украиной. Краснодарский край омывается водами Азовского и Черного морей, где расположены основные курорты России и морские порты с выходом в Средиземноморский бассейн. Общая протяженность границ составляет 1540 км, из которых 740 км - морская граница.
Наличие в крае пяти морских портов делают его единственным южным выходом России к теплым морям. Только через город Новороссийск - главный порт России на Черном море - транспортируется треть товарного экспорта. Здесь же проходят основные магистрали трубопроводов, осуществляющих поставку нефти и газа за рубеж.
Все указанные факторы придают Краснодарскому краю статус важного стратегического региона.
В состав Краснодарского края входят 38 районов, 26 городов из них 15-краевого и 11-районного подчинения, 21 поселок городского типа, 389 сельских административных округов, объединяющих 1717 сельских населенных пунктов.
Краснодарский край отличает высокая степень многообразия: проживают представители более 120 этнических общностей. Он является одним из самых густонаселенных регионов России (66,6 человек на 1 кв. км).
По расчетным данным численность постоянного населения края на 1 декабря 2011 г. составила 5279,0 тыс. человек, из которого 2809,2 тыс. человек (53,2%) - горожане и 2469,8 тыс. человек (46,8%) - сельские жители. Население края увеличилось с начала года на 49,8 тыс. человек. Увеличение численности происходило за счет миграционного прироста.
Краснодарский край территориально входит в Южный Федеральный округ.
Главой исполнительной власти Краснодарского края является глава администрации (губернатор) Краснодарского края. С декабря 2000 года по настоящее время эту должность занимает Александр Николаевич Ткачев. По представлению Президента Российской Федерации, Законодательное Собрание Краснодарского края своим Постановлением от 23.04.2007 г. N 3062-П утвердило Ткачева А.Н. на очередной срок на должность главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Представительный орган власти - Законодательное Собрание Краснодарского края - избирается всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Нынешний его четвертый состав избран на досрочных выборах 2 декабря 2007 года. С 1995 года по настоящее время Законодательное Собрание Краснодарского края возглавляет Владимир Андреевич Бекетов.
На Кубани зарегистрировано 7 региональных отделений политических партий: "Единая Россия", "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Российской объединенная демократическая партия "Яблоко", "Либерально-демократическая партия России", "Справедливая Россия", "Патриоты России", "Правое дело".
На 01.01.2012 года численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории Краснодарского края, составило 3827834 человек.
Всего в 2011 году на территории Краснодарского края проводились выборы 6 раз. Проведено 102 компании выборов в органы местного самоуправления.
Климатические условия и более высокий уровень жизни в Краснодарском крае относительно других регионов являются привлекательными для мигрантов.
Миграционный прирост населения края по сравнению с январем - ноябрем 2010 года вырос на 5604 человека, или на 22,4% , что произошло в результате увеличения числа зарегистрированных прибывших в край - на 4286 человек, или на 8,9%.
Численность экономически активного населения в возрасте 15 - 72 лет по итогам обследования населения по проблемам занятости в среднем за сентябрь - ноябрь 2011 года, составила 2633,6 тыс. человек, или 49,9% от общей численности населения края. В их числе 2475,6 тыс. человек (94,0%) заняты в экономике и 158,0 тыс. человек (6,0%) не имели работы или доходного занятия, но активно искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю и, в соответствии с методологией Международной Организации Труда, классифицировались как безработные.
Среднемесячная номинальная заработная плата (без выплат социального характера) в организациях, начисленная за ноябрь 2011 г., составила 19238 рублей. По сравнению с ноябрем 2010 г. увеличилась на 11,3%.
Суммарная задолженность по заработной плате организаций по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2012 года составила 0,7 млн. рублей и по сравнению с 1 декабря 2011 года уменьшилась на 3,2 млн. рублей, или в 5,9 раза. В расчете на одного работника она составила 6,0 тыс. рублей.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2011 году по сравнению с 2010 годом остались на прежнем уровне. В 2011 году денежные доходы населения сложились в сумме 1142,5 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2010 годом на 9,6%, денежные расходы населения - соответственно 1230,0 млрд. рублей (на 9,3%). Денежные расходы населения превысили доходы на 87,5 млрд. рублей. В декабре 2011 года среднедушевые денежные доходы составили 25855 рублей в месяц.
Величина прожиточного минимума в Краснодарском крае в IV квартале 2011 г. в расчете на душу населения составила 5976 рублей, что ниже аналогичного показателя предыдущего квартала на 0,4%. Стоимость продуктов питания потребительской корзины уменьшилась на 1,6%, непродовольственных товаров - увеличилась на 1,6%, услуг - осталась на прежнем уровне.
Объем доходов консолидированного бюджета на 2011 год (с учётом безвозмездных поступлений) составили 216,4 млрд. рублей и возросли на 28,3% к уровню 2010 года.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет края увеличены на 17,4% до 149,6 млрд. рублей.
Объем расходов по консолидированному бюджету составляет более 238,9 млрд. рублей, в том числе по краевому - 183,5 млрд. рублей. Темп роста расходов по отношению к 2010 году составляет более 21,5 процента.
За январь - сентябрь 2011 года общий объем иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), поступивших в экономику края, составил 334,5 млн. долларов США, и уменьшился на 14,0% по сравнению с январем - сентябрем 2010 года.
К концу сентября 2011 г. объем накопленного иностранного капитала составил 4,0 млрд. долларов США и уменьшился по сравнению с январем - сентябрем 2010 года на 0,7%.
Социально-культурная сфера, по-прежнему, остается приоритетным направлением расходования средств, на эти цели из бюджета края направлено 116,3 млрд. рублей, или 51% расходов. Затраты на образование увеличились на 14,8% и составили 44,9 млрд. рублей, здравоохранение - на 19,3% до 35 млрд. рублей, культуру - на 8,1% до 5,6 млрд. рублей. Расходы на социальную политику составили 25 млрд. рублей или 92% к предыдущему году.
Расходы на физическую культуру и спорт снизились на 41% до 5,7 млрд. рублей, в связи с завершением в 2010 году основного объёма работ по строительству многофункционального спортивного комплекса в городе Краснодаре.
По состоянию на 1 января 2012 года на развитие жилищного кредитования, предоставление социальных выплат молодым семьям и обеспечение жильем ветеранов, инвалидов в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" направлено 2701,4 млн. рублей.
Валовая продукция сельского хозяйства составила 246,3 млрд. рублей, что на 10,7% превышает показатель 2010 года (год назад темпы роста были ниже - 103,8%). Рост сельскохозяйственного производства обусловлен опережающей динамикой растениеводства.
На начало 2011/2012 учебного года в 1230 дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучались 501,9 тыс. человек. По сравнению с предыдущим учебным годом число дневных общеобразовательных учреждений сократилось на 1,0%, а численность обучающихся в них увеличилась на 0,8%.
Объем платных услуг населению, оказанных курортно-туристским комплексом, составил 27,1 млрд. рублей с темпом роста 102,7% к уровню предыдущего года.
В январе - сентябре 2011 года социальной поддержкой воспользовались более 1,2 млн. человек (103,4% к январю - сентябрю 2010 года) на общую сумму 4,7 млрд. рублей (120,2% к январю - сентябрю 2010 года), что в среднем за месяц составляет 425,4 рублей на одного пользователя и 600,9 рубля на одного носителя социальной поддержки.
По данным ГУВД Краснодарского края в 2011 году зарегистрировано порядка 66351 преступлений, что на 0,8% меньше, чем за 2010 год.
Раскрываемость преступлений в 2011 году составила 57,8% (60,9% в 2010 году), тяжких и особо тяжких преступлений - 61,5% (61%).
Уполномоченный по правам |
А.Г. Козицкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2011 году
Текст доклада официально опубликован не был