Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Партнерство и взаимодействие Уполномоченного по правам человека с некоммерческими организациями, Общественными советами и Общественной наблюдательной комиссией Краснодарского края
По данным Управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, по состоянию на 01.01.2012 года в крае зарегистрировано 6805 некоммерческих организаций (НКО), в том числе 3656 общественных и 724 религиозных объединений.
В целом, активность третьего сектора в истекшем году продолжала падать. Она сводилась к проведению отдельных мероприятий в рамках основных уставных задач, а также грантовых программ.
Наиболее заметными были организации ветеранов, инвалидов, "около политические" молодежные, профессиональной направленности и им подобные.
Что касается НКО социальной направленности, действующие в сфере публичных отношений, осуществляющие защиту прав человека, оказывающие благотворительную помощь и аналогичных им, то их деятельность, фактически, прекратилась, за исключением некоторых. В их числе можно отметить: Краснодарскую региональную общественную организацию "Южный региональный ресурсный центр" (ЮРРЦ), Краснодарскую краевую общественную организацию выпускников российских вузов, Межрегиональную природоохранную и правозащитную благотворительную общественную организацию (МППБОО) "Экологическая Вахта по Северному Кавказу", Краснодарскую краевую общественную организацию "Антикоррупционный консорциум", Краснодарскую краевую общественную организацию "Матери в защиту прав задержанных, подследственных и осужденных", Краснодарскую краевую правозащитную общественную организацию "Гражданский ГОЛОС" и некоторых других.
Бесспорными лидерами третьего сектора в крае являются ЮРРЦ и ККОО выпускников российских вузов.
ЮРРЦ - одна из старейших в крае общественных организаций, которой исполнилось 15 лет. Ее деятельность осуществляется в составе сети из 11 НКО, действующих на Северном Кавказе. В рамках Программы продвижения и защиты общественных интересов на Северном Кавказе, ею реализуется Проект "Правовая помощь мигрантам Краснодарского края".
Организация издает ежемесячную газету "Новая реальность", дайджест "Вектор влияния", а также тематические и методические брошюры. Имеется достаточно информативный и регулярно обновляемый сайт. Можно с уверенностью отметить, что ЮРРЦ обладает собственной материально-технической базой и, практически, единственная, которая не так остро зависит от финансовой поддержки в крае.
Своей активностью выделяется и ККОО выпускников российских вузов. Наиболее известный ее проект "Общественный мониторинг правоприменения законодательства в сфере гражданского участия в управлении делами государства и противодействию коррупции в Краснодарском крае" был поддержан Уполномоченным по правам человека перед Программой "Матра" Посольства Королевства Нидерландов в Москве. Проект направлен на усиление роли гражданского общества в соблюдении прав и свобод человека и гражданина в сфере участия граждан в управлении делами государства, противодействии коррупции, обеспечения эффективного доступа к информации и участия граждан в процессе принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления в Краснодарском крае; взаимодействие общественных организаций и органов государственной власти и местного самоуправления в противодействии коррупции; содействие участию общественных организаций и граждан в процессе совершенствования федерального и регионального законодательства в сфере противодействия коррупции.
Совместно с ККОО "Антикоррупционный консорциум", другими партнерами, при поддержке ряда Общественных советов при ведомствах, Уполномоченного по правам человека был проведен очередной V Антикоррупционный форум.
Организация имеет регулярно пополняемый свой собственный сайт, периодически издает различные брошюры и буклеты.
В рамках взаимодействия и сотрудничества, Уполномоченный по правам человека и ККОО выпускников российских вузов подготовили и провели общественные слушания по докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2010 году.
Уполномоченный по правам человека посчитал необходимым направить информацию о деятельности ККОО выпускников российских вузов председателю Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества Шпигелю Б.И. в ответ на его просьбу об обобщении опыта гражданского участия в управлении делами государства и противодействии коррупции через НКО.
Особенностью среди третьего сектора в прошедшем году явилось то обстоятельство, что некоторые лидеры НКО активизировали свою общественную деятельность в качестве членов политических партий и движений.
Как и прежде, главными причинами продолжающегося падения активности НКО является отсутствие материальной базы и государственной политики в отношении их места и роли в современном общественном процессе.
Пока что, НКО рассматриваются через призму участников выборных процессов. Об этом красноречиво говорит и осуществляемая поддержка тех или иных общественных организаций из средств бюджетов.
В крае разработаны и действуют несколько долгосрочных целевых программ по финансированию третьего сектора: поддержка соотечественников за рубежом, "Кубань и великие победы России", администрации края о государственной поддержке некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества.
Основными потребителями программ являются Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, включая её районные и городские отделения, организации инвалидов, боевых действий, молодежные организации, профессиональные объединения, НКО, действующие в сфере культуры, восстановления исторических памятников и храмов, соотечественников за рубежом и другие.
НКО, которые не подпадали под вышеуказанные категории, могли получить поддержку только на основании ведомственной программы. На ее финансирование в 2011 году было предусмотрено около 3,5 млн. рублей.
Согласно Постановлению главы администрации Краснодарского края от 05.03.2003 г. N 220 "О грантах администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ общественных объединений", предусматривается организация и проведение конкурса грантов. Для этой цели сформирована специальная комиссия в составе 21 человек.
К сожалению, сама процедура проведения конкурса, критерии отбора победителей были не достаточно прозрачными. Нет полной информации о содержании проектов, критериев отбора победителей, обоснования принятых решений о победе тех или иных организаций. В составе конкурсной комиссии нет независимых наблюдателей и экспертов.
Как и ранее, результаты выполненных проектов не размещаются в свободном доступе для ознакомления с ними всех желающих, оценки достигнутых результатов, изучения и применения опыта.
Из краткой информации, размещенной на сайте администрации края, а также в СМИ, известно, что получателями средств стали 40 общественных объединений, в том числе 13, имеющих своих представителей в Общественном совете по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при главе администрации Краснодарского края. Среди грантополучателей также организации, чьи представители вошли в конкурсную комиссию.
Если учесть, что коллективными членами вышеназванного Общественного совета являются 21 НКО, то, фактически, 62% получили финансирование, в среднем, 100 - 150 тыс. рублей.
При непрозрачности самой процедуры грантовой поддержки, у представителей НКО, не входящих в Общественный совет и конкурсную комиссию, возникло много вопросов по процедурным вопросам, а также и к получателям сумм.
Что касается других программ, где основными получателями бюджетных средств являются ветеранские и им подобные НКО, то основным получателем, как и в предыдущие годы, стала Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Она получила поддержку по двум статьям программы в сумме 30 млн. 906 тыс. рублей и 4 млн. рублей. Среди других получателей суммы более миллиона рублей: Объединенная отраслевая территориальная профсоюзная организация налоговых органов Краснодарского края профсоюза работников государственных служащих и общественного обслуживания РФ (4 млн. 609 тыс. руб.), Краснодарская краевая организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (2 млн. руб.), Краснодарская региональная организация общественной организации общества "Знание" России (1 млн. 720 тыс. руб.), Краснодарское региональное отделение Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия Единой России" (по трем статьям программы, 1 млн. 447 тыс. руб.).
К сожалению, НКО, действующими в крае, не в полную меру используются возможность объединения своих ресурсов, не ведется на должном уровне работа по созданию "узнаваемости" организации, привлечению благотворительных средств и другое. Наглядной иллюстрацией является отсутствие информации на созданных при содействии Общественного Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при главе администрации Краснодарского края интернет ресурсах: собственном сайте совета, а также Портале гражданского общества Краснодарского края.
Указанные ресурсы позволяют НКО не только размещать информацию о своей деятельности, но и вести свою собственную страницу. Было бы также очень важным, если бы на сайтах содержались материалы, касающихся реализованных проектов при финансовой поддержке администрации края. Это было бы ответ на вопрос, каким образом расходованы бюджетные деньги, а также предоставлена возможность использовать положительный опыт других НКО.
Уполномоченный по правам человека является последовательным сторонником общественного контроля, в том числе и в местах содержания под стражей лиц, подозреваемых, обвиняемых, осужденных.
Согласно Закону Российской Федерации от 10.06.2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания" в Краснодарском крае Общественной Палатой Российской Федерации создана Общественная наблюдательная комиссия Краснодарского края (ОНК).
В декабре 2010 года истекли сроки полномочий ОНК первого созыва, после чего была сформирована ОНК в новом составе. В нее вошли 20 наблюдателей, максимальное количество из разрешенного законом, основу которых составили члены ОНК первого созыва. По количественному составу она входит в четверку самых многочисленных ОНК в субъектах Российской Федерации, среди которых также Москва, Московская и Ростовская области. Председателем ОНК был избран Идрисов Эдуард Зиннурович.
В соответствии со ст. 15 одной из основных форм деятельности ОНК является "взаимодействие с Уполномоченным по правам человека" и "направление ему материалов по итогам осуществления общественного контроля".
Со сменой руководства ОНК, сложившаяся практика, к сожалению, стала иной. Деятельность ОНК стала носить, скорее, эпизодичный, чем плановый характер. Взаимодействие с Уполномоченным по правам человека осуществляется только на уровне отдельных членов ОНК. Доклады, информационные сообщения о проведенных мероприятиях, акты о выявленных нарушениях и прочие документальные о деятельности ОНК Уполномоченному по правам человека в 2011 году не направлялись.
Как и прежде, основными проблемами ОНК остается: отсутствие источников финансирования и материально-технического обеспечения деятельности; законодательные пробелы: нет конкретизации организационного статуса ОНК и правомочий его исполнительного органа; кадровые проблемы, начиная от организации подбора, обучения и заканчивая менеджментом.
Внесенные в 2011 году изменения в закон кардинально не изменили ситуацию. Скорее их можно назвать, как второстепенные.
Уполномоченный по правам человека взаимодействует с НКО, в том числе, и посредством совместной работы в Общественных Советах, образованных при различных ведомствах так называемого "силового блока".
В 2011 году Уполномоченный по правам человека участвовал сам и имел своего представителя в Общественных Советах при Управлении Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю (УФСИН), Главном управлении Министерства внутренних дел по Краснодарскому краю (ГУ МВД), Управлении Федеральной миграционной службы России по Краснодарскому краю (УФМС), Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю (ФССП), Следственного управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю (СУСК).
К сожалению, работу Общественных Советов в прошедшем году нельзя назвать активной и эффективной, за исключением некоторых.
Общественным Советом при УФМС было рассмотрено ряд вопросов, связанных с деятельностью УФМС и миграционной политики, приняты рекомендации. Конечно, здесь бесспорным является позиция и понимание руководства УФМС необходимости взаимодействия с общественностью, его роль в выработке вопросов повестки и организации заседаний.
С возрастающей активностью работал Общественный Совет при СУ СК. Сам орган относительно новый, но его стремление информировать общественность о своей деятельности очевидна. Уполномоченный по правам человека является членом данного Общественного Совета.
Потерял темп своего участия в жизни и деятельности ведомства Общественный Совет при УФСИН. В большой степени это было связано со сменой руководства управления. В конце года было предпринято ряд решений для активизации его деятельности, среди которых ротация и обновление руководящего органа.
Наиболее сложная ситуация возникла с Общественным Советом при ГУ МВД. Как известно, в прошлом году в органах МВД происходила масштабная реорганизация. Непосредственно в ГУ МВД в значительной степени сменился руководящий состав, чему предшествовали всем известные "кущевские события". Это не могло не сказаться непосредственно и на деятельности Общественного Совета. Не последнюю роль сыграла и личная позиция некоторых должностных лиц ГУ МВД в отношении как самого Общественного Совета и его роли и месте в системе общественного контроля, так и в отношении отдельных его членов и руководителей.
За год было проведено всего лишь два заседания, первое из которых в бытность предыдущего руководства главка, а второе - организационное в связи с выбором нового председателя Общественного совета.
В период проведения аттестации сотрудников полиции, члены Общественного Совета, практически, были лишены возможности в нем участвовать. Попытка некоторых руководителей Общественного Совета добиться участия в кадровых вопросах вызвало отрицательную реакцию должностных лиц ГУ МВД и, фактически, приостановки деятельности Общественного Совета. В последующем он был распущен со ссылкой на указание МВД, которым были упразднены Общественный Совет при МВД, а также при всех подчиненных территориальных органах. Очевидно, что это было продуманное действие с целью устранить общественный контроль за ходом проводимой переаттестации сотрудников органов внутренних дел.
Сформированный к концу года новый Общественный Совет при ГУ МВД коренным образом отличается по составу от предыдущего. В него не включены ряд активных членов старого состава, прежде всего, представителей правозащитных НКО. Был сменен также и председательствующий, ранее отмеченный ведомственной медалью МВД за вклад в развитие связей с общественностью и эффективное руководство Общественным Советом.
В составе нового Общественного Совета 29 членов, среди которых по два представителя "Газпрома" и автомобильных салонов, другие представители крупного бизнеса, в том числе санаторно-курортного, семь руководителей учебных заведений, страховых, ипотечных и прочих компаний и т.д.
В нем нет правозащитников, или представителей других НКО, имеющих опыт и познания в организации общественного контроля или защиты прав человека.
Такой Общественный Совет можно с полным на то основанием назвать "техническим". Вряд ли при его создании ставилась во главу задача о выполнении Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" Согласно ему, при МВД РФ и его территориальных органах создаются Общественные Советы (п. 7 ст. 9), одной из задач которого является "осуществление общественного контроля за деятельностью полиции" (п. 5 ст. 9).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.