Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике И.П. Артеменко о проводимой в пяти муниципальных образованиях северной зоны Краснодарского края работе по мобилизации собственных доходов бюджетов муниципальных образований на основе развития экономики в соответствии с индикативным планом социально-экономического развития Краснодарского края (далее также - индикативный план), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Основу экономики муниципальных образований Ейский район, Каневской район, Ленинградский район, Староминский район и Щербиновский район составляют сельскохозяйственное производство, перерабатывающая промышленность и транспортный комплекс.
Общий объем промышленного производства крупных и средних предприятий рассматриваемых территорий по оперативным данным за 2012 год составил 20,2 миллиарда рублей, что практически соответствует оценочным данным. Наибольший объем обеспечили промышленные предприятия Каневского района (9,8 миллиарда рублей, или 48,5 процента от общего объема).
Общий объем транспортных услуг крупных и средних предприятий рассматриваемых муниципальных образований по оперативным данным составил 2,4 миллиарда рублей и превышает оценочный показатель 2012 года на 4,1 процента. Основная доля объема транспортных услуг (1,8 миллиарда рублей, или 75,0 процента) приходится на Ейский район, из них 54,5 процента обеспечено портовыми предприятиями. В Ленинградском районе оперативные данные за 2012 год выше оценочных на 13,3 процента, в Каневском районе - на 14,7 процента.
В сельском хозяйстве объемы произведенной продукции в целом, в том числе и по возделыванию основных культур растениеводства (зерно, подсолнечник, сахарная свекла), во всех рассматриваемых территориях по оперативным данным за 2012 год сложились выше определенной при утверждении индикативного плана на 2013 год оценки выполнения плана за 2012 год. При этом значения прогнозных показателей на 2013 год утверждены в основном ниже фактически сложившихся показателей за 2012 год.
Результаты проведенной в территориях работы свидетельствуют о недостаточном качестве планирования и мониторинга текущей ситуации, сложившейся в производстве сельскохозяйственной продукции. По многим видам сельскохозяйственной продукции прогнозные показатели не подтверждаются данными по сельскохозяйственным производителям, площадям возделывания отдельных сельскохозяйственных культур, текущей ситуацией и перспективами развития животноводства и рыбоводства.
На низком уровне осуществляются планирование и развитие овощеводства. Так, в муниципальных образованиях Каневской район и Ленинградский район объемы производства овощей в последние годы постоянно снижаются, а по Ленинградскому району и плановое задание на 2013 год ниже факта 2012 года.
Численность поголовья крупного рогатого скота по итогам 2012 года не удалось удержать на уровне запланированных значений в муниципальных образованиях Ейский район, Ленинградский район, Щербиновский район и Староминский район. При этом перспективы, реальные механизмы, пути увеличения численности и достижения плановых показателей на 2013 год не подтверждаются конкретными данными по сельскохозяйственным организациям.
В рыбоводческой отрасли также отмечается низкое качество планирования, отсутствие мониторинга текущей ситуации и контроля как по отдельным производителям, так и в целом по муниципальным образованиям.
Имеющиеся в муниципальных образованиях материалы свидетельствуют об отсутствии необходимой информации об условиях осуществления хозяйственной деятельности, в том числе в части объемов зарыбления и планируемых объемов вылова товарной рыбы, количестве работающих и заработной плате, финансовых результатах. Так, например, по Ейскому району планирование численности занятых в отрасли рыбоводства начало осуществляться только с 2012 года, а по Каневскому району занятые в данной отрасли в 2012 году не учитывались и на 2013 год не запланированы.
Общая численность занятых в экономике в рассматриваемых пяти территориях за последние годы сокращается. Наиболее значительно сократилась численность занятых в сельскохозяйственной отрасли, которая по итогам 2012 года составила 30,45 тысячи человек, что на 10,85 тысячи человек (или на 26,3 процента) ниже количества работавших в 2006 году. Снижение отмечается во всех анализируемых муниципальных образованиях. Основной причиной сокращения численности работников сельскохозяйственных предприятий является применение современной техники и агротехнологий, банкротство предприятий и смена их собственников.
В настоящее время в процедурах банкротства на территории рассматриваемых муниципальных образований находятся 133 хозяйствующих субъекта, из которых 69,1 процента приходятся на сельскохозяйственные предприятия. В Ейском районе в процедурах банкротства находятся 92 предприятия, в Щербиновском районе - 17, в Каневском районе - 9, в Староминском районе - 8, в Ленинградском районе - 7. С начала 2012 года количество предприятий, находящихся в различных процедурах банкротства, на данных территориях увеличилось более чем в 2 раза, снижение количества таких предприятий отмечено только в Ленинградском районе.
Основная причина увеличения числа предприятий-банкротов обусловлена инициированием дел о несостоятельности (банкротстве) в отношении предприятий, связанных с обществом с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Маяк", из которых в настоящее время в различных процедурах банкротства находятся 66 предприятий.
Среднегодовая численность безработных, как и среднегодовой уровень регистрируемой безработицы во всех рассматриваемых территориях, по итогам 2012 года сложились ниже оценочных данных, использованных при утверждении индикативного плана на 2013 год.
При этом возможности для улучшения ситуации на рынке труда в рассматриваемых территориях далеко не исчерпаны. Это относится как к реализации инвестиционных проектов, обеспечению транспортного сообщения между районным центром и сельскими поселениями, так и к обеспечению приемлемых условий труда и заработной платы, изменению подходов при оказании гражданам единовременной помощи на открытие собственного дела, мониторингу осуществляемой ими деятельности.
Объем инвестиций в основной капитал по предварительной оценке в 2012 году сложился ниже уровня 2011 года во всех пяти рассматриваемых районах. Анализ запланированного объема инвестиций на 2013 год свидетельствует о необходимости его корректировки в связи с изменившимися намерениями инвесторов по ряду инвестиционных проектов.
Необходимо отметить, что в муниципальных образованиях Ейский район и Щербиновский район за последние два года не был реализован ни один крупный инвестиционный проект, при этом в Ейском районе приостановлены шесть проектов на сумму 3,6 миллиарда рублей.
Проверка соблюдения сроков оформления земельно-правовой документации по формируемым земельным участкам с целью размещения объектов инвестиционной деятельности показала многочисленные нарушение во всех пяти территориях.
Фактические результаты по вводу в эксплуатацию жилых домов по итогам 2012 года ниже оценочных данных, использованных при утверждении планового задания на 2013 год, в муниципальном образовании Ейский район (57,1 процента) и в муниципальном образовании Щербиновский район (68,6 процента). При этом в муниципальных образованиях Каневской район и Староминский район, где по итогам 2012 года достигнуты высокие результаты по объемам ввода в эксплуатацию жилых домов и оперативные данные превысили оценку, прогнозные показатели на 2013 год утверждены ниже фактически сложившихся показателей за 2012 год.
Во всех рассматриваемых районах необходимо усилить работу по повышению эффективности государственной и муниципальной поддержки развития предпринимательства.
Анализ численности субъектов малого предпринимательства по пяти районам, как и в целом по краю, свидетельствует о том, что запланированные на 2013 год значения данного показателя не будут достигнуты и нуждаются в объективной корректировке. Основной причиной снятия предпринимателей с учета стало увеличение размера платежей во внебюджетные фонды.
Вместе с тем у органов местного самоуправления имеются достаточные резервы для повышения эффективности проводимой работы по развитию малого предпринимательства.
Не в полном объеме используются выделяемые на эти цели средства краевого бюджета. Так, в Ленинградском районе по итогам 2012 года остались неосвоенными 200,6 тысячи рублей, в Щербиновском районе - 49,4 тысячи рублей.
Государственной поддержкой в виде предоставления гарантий по кредитам Гарантийного фонда поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края с момента начала его функционирования не воспользовался ни один из предпринимателей Ленинградского, Староминского и Щербиновского районов.
Часть объектов муниципальной собственности, выделенных для сдачи в аренду исключительно субъектам малого и среднего предпринимательства, по различным причинам пустуют.
По абсолютному большинству инвестиционных проектов, разработанных администрациями муниципальных районов для субъектов малого бизнеса и включенных в Единый реестр инвестиционных проектов Краснодарского края, дальнейшая практическая реализация не осуществляется.
Объективность планирования социально-экономического развития территории, реализация индикативного плана и состояние финансово-экономических основ местного самоуправления находят свое отражение в показателях местных бюджетов.
В целом по краю за последние годы отмечается положительная динамика роста бюджетных доходов муниципальных образований.
По итогам 2012 года налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных районов Краснодарского края составили 22,3 миллиарда рублей с ростом в 3,1 раза к уровню 2006 года.
За период 2006 - 2012 годов темп роста налоговых и неналоговых доходов выше среднекраевого уровня обеспечен только в консолидированном бюджете муниципального образования Староминский район. В остальных районах этот уровень не достигнут.
В структуре доходной части консолидированных бюджетов муниципальных районов на долю межбюджетных трансфертов приходится от 56,8 процента (в бюджете Ейского района) до 66,9 процента (в бюджете Каневского района). Учитывая то, что большая часть суммы межбюджетных трансфертов имеет целевое назначение, такая структура доходов значительно ограничивает финансовую самостоятельность рассматриваемых муниципальных образований.
В связи с недостаточностью собственных финансовых ресурсов в 2012 году отмечено увеличение потребности местных бюджетов в заемных средствах для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований.
На 1 января 2013 года сумма консолидированного долга муниципальных районов Краснодарского края составила 5,4 миллиарда рублей, увеличившись в отчетном периоде на 36,6 процента.
Из рассматриваемых муниципальных образований двухкратный рост консолидированного муниципального долга отмечен по Староминскому району.
Наиболее высокий уровень долговой нагрузки сложился в муниципальных образованиях Щербиновский район и Каневской район. У муниципальных образований сумма муниципального долга к объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составила соответственно 67,7 и 63,3 процента.
Снижение дефицита местных бюджетов и долговой нагрузки может быть достигнуто только за счет наращивания собственной доходной базы.
За период 2010 - 2012 годов среднекраевой прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов составил 12,3 процента. Из рассматриваемых территорий этот уровень не достигнут в муниципальных образованиях Каневской район и Щербиновский район (11,5 и 11,9 процента соответственно).
На динамику поступления таких доходов бюджетов муниципальных районов, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог в значительной степени влияют процессы, происходящие в экономике.
Налог на доходы физических лиц является основным доходным источником в бюджетах муниципальных районов, формирующим до 75 процентов их налоговых и неналоговых доходов. По итогам 2012 года ни одним из рассматриваемых муниципальных образований не достигнут среднекраевой темп роста поступлений по данному налогу.
Основной причиной этого в муниципальных образованиях Ленинградский район, Щербиновский район, Староминский район явилось сокращение рабочих мест, вызванное финансовыми проблемами на отдельных предприятиях, приведшими их к банкротству.
Учитывая то, что в этих муниципальных образованиях отмечается также один из самых высоких в крае уровней безработицы (в Ленинградском районе - 1,7 процента, в Щербиновском районе - 1,8 процента, в Староминском районе - 2 процента при среднекраевом показателе 0,8 процента), можно сделать вывод, что работа по созданию новых рабочих мест, недопущению банкротства предприятий ведется недостаточно эффективно.
По налогу на прибыль организаций в муниципальном образовании Ленинградский район отмечается резкое снижение поступлений по итогам 2012 года, вызванное сокращением объемов производства вследствие временной остановки на реконструкцию бюджетообразующего предприятия и нестабильных хозяйственных связей другого крупного налогоплательщика.
В муниципальных образованиях Ейский район и Щербиновский район высокий темп роста поступлений по налогу на прибыль организаций обеспечен по единовременному результату деятельности предприятий (в том числе предприятий портового комплекса) по продаже и перевалке зерна за пределы края после отмены с 1 июля 2011 года эмбарго на экспорт зерна. Поступления от остальных налогоплательщиков не оказали значительного влияния на прирост налога на прибыль организаций.
Вышеуказанное типично для территорий с недостаточной диверсификацией экономики, ставящей уровень бюджетных доходов в зависимость от деятельности одного или двух предприятий либо одной отрасли.
Динамика поступления единого налога на вмененный доход характеризует состояние малого бизнеса.
За период 2010 - 2012 годов прирост доходов по единому налогу на вмененный доход выше среднекраевого уровня обеспечен в муниципальных образованиях Староминский район и Ленинградский район.
Из рассматриваемых муниципальных образований наименьший прирост по данному доходному источнику отмечен в муниципальном образовании Ейский район. Такой результат сложился в связи с сокращением количества налогоплательщиков, а также объединением 80 индивидуальных предпринимателей, занятых перевозками пассажиров, в простые товарищества и переходом на упрощенную систему налогообложения, являющуюся доходным источником краевого бюджета.
Динамика поступлений по единому сельскохозяйственному налогу по всем пяти районам в значительной степени определяется влиянием климатических и производственных факторов на формирование налогооблагаемой базы у крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Так, в муниципальном образовании Каневской район снижение поступлений по итогам отчетного периода объясняется значительным увеличением расходов на выплату процентов по кредитам и переходом трех сельскохозяйственных предприятий на общую систему налогообложения.
Снижение платежей по единому сельскохозяйственному налогу в связи с изменением сельскохозяйственными товаропроизводителями налогового режима, а также банкротством двух бюджетообразующих предприятий в 2012 году отмечено и в муниципальном образовании Ейский район. Вместе с тем в трехлетнем периоде по данному муниципальному образованию сложилась положительная динамика поступлений единого сельскохозяйственного налога, обусловленная в том числе ростом числа налогоплательщиков на 18 крестьянских (фермерских) хозяйств.
По итогам 2012 года муниципальными образованиями Ейский район, Каневской район и Щербиновский район допущен рост недоимки по сравнению с уровнем 2011 года более чем на 80 процентов. В муниципальном образовании Староминский район сумма недоимки, увеличившись на 14 процентов, составляет почти 34 процента к объему собственных налоговых и неналоговых доходов. Только в муниципальном образовании Ленинградский район недоимка снижена на 20,5 процента.
На основании изложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Отметить в целом удовлетворительное выполнение и качество планирования отдельных показателей индикативных планов социально-экономического развития Краснодарского края на 2012 год и 2013 год по муниципальным образованиям Ейский район, Каневской район, Ленинградский район, Староминский район и Щербиновский район.
2. Работу по мобилизации собственных доходов местного бюджета в муниципальных образованиях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, признать недостаточной.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ейский район, Каневской район, Ленинградский район, Староминский район и Щербиновский район:
1) повысить качество планирования отмеченных в настоящем постановлении показателей индикативного плана социально-экономического развития территорий;
2) ежемесячно осуществлять детальный анализ выполнения плановых заданий и причин, оказывающих влияние на их реализацию.
3) в срок до 1 июля 2013 года при наличии оснований внести изменения в индикативный план социально-экономического развития территорий;
4) принять необходимые меры для выполнения прогнозных показателей и развития всех направлений экономики и социальной сферы;
5) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований поселенческого уровня усилить работу по повышению эффективности государственной и муниципальной поддержки развития предпринимательства;
6) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований поселенческого уровня провести работу по повышению эффективности муниципального земельного контроля и мониторинга использования земельных участков, а также по изъятию участков в случаях выявления их нецелевого и (или) неэффективного использования;
7) в срок до 1 июня 2013 года разработать мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным имуществом, улучшению качества администрирования налогов, вовлечению в налогообложение всех объектов движимого и недвижимого имущества, снижению недоимки по налоговым и неналоговым доходам, доведению размера заработной платы до среднеотраслевого уровня.
4. Рекомендовать министерству экономики Краснодарского края, министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края, министерству стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, департаменту труда и занятости населения Краснодарского края повысить качество планирования, а также контроля за выполнением показателей индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края в целом по краю и по каждому муниципальному району и городскому округу Краснодарского края.
5. Рекомендовать министерству экономики Краснодарского края во взаимодействии с органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) провести анализ выполнения индикативных планов муниципальных районов и городских округов Краснодарского края на 2012 и 2013 годы;
2) в срок до 7 июня 2013 года обеспечить внесение в установленном порядке в Законодательное Собрание Краснодарского края проекта постановления Законодательного Собрания Краснодарского края "О внесении изменений в индикативный план социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
6. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края принять все необходимые меры, направленные на динамичное развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края, в том числе:
1) развитие овощеводства;
2) сохранение численности поголовья крупного рогатого скота;
3) рост поголовья свиней;
4) эффективное использование водных ресурсов и увеличение производства товарной рыбы;
5) сохранение существующих и создание новых перерабатывающих производств, обеспечение их сырьем производителей Краснодарского края, заключение долгосрочных договоров на поставку сельскохозяйственной продукции.
7. Департаменту труда и занятости населения Краснодарского края повысить уровень проводимой работы по мониторингу ситуации на рынке труда и контролю за реализацией активной политики занятости населения в муниципальных образованиях края.
8. Рекомендовать отраслевым органам исполнительной власти Краснодарского края и профильным комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края осуществлять ежеквартальный контроль выполнения показателей индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края и анализ причин, оказывающих влияние на их выполнение.
9. Направить настоящее постановление в муниципальные районы и городские округа Краснодарского края.
10. Настоящее постановление опубликовать в информационном приложении к городским и районным газетам "В Законодательном Собрании Краснодарского края" в изложении.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике и комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям.
Председатель Законодательного |
В.А. Бекетов |
г. Краснодар
22 мая 2013 года
N 396-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отмечается в целом удовлетворительное выполнение и качество планирования отдельных показателей индикативных планов социально-экономического развития Краснодарского края на 2012 год и 2013 год по муниципальным образованиям Ейский, Каневской, Ленинградский, Староминский и Щербиновский районы. Однако работа по мобилизации собственных доходов местных бюджетов в этих муниципальных образованиях признана недостаточной.
Органам местного самоуправления названных пяти муниципальных образований рекомендовано повысить качество планирования отмеченных в постановлении показателей индикативного плана социально-экономического развития территорий, ежемесячно осуществлять детальный анализ выполнения плановых заданий и причин, оказывающих влияние на их реализацию, принять необходимые меры для выполнения прогнозных показателей и развития всех направлений экономики и социальной сферы.
Профильным органам исполнительной власти края предложено повысить качество планирования и контроля за выполнением показателей индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края в целом по краю и по каждому муниципальному образованию в отдельности.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 мая 2013 г. N 396-П "О мобилизации собственных доходов бюджетов отдельных муниципальных образований на основе развития экономики в соответствии с индикативным планом социально-экономического развития Краснодарского края"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 10 июня 2013 г. N 8 (197), в газете "Краснодарские известия" от 11 июня 2013 г. N 85/86